реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организованная преступность

организованной преступностью

Сложная структура преступных формирований, разделение функций

между членами преступных сообществ, активные действия по защите своей

среды, стремление проникнуть в государственные, в том числе правоохра

–нительные учреждения, весьма заметные тенденции в политизации

органи–зованной преступности, масштабы её проявлений – всё это

выдвинуло про–блему новых подходов к организации и тактике

оперативно–розыскной дея-тельности. Многие привычные формы работы и

тактика оперативных аппа–ратов оказались непригодными для борьбы с

организованной преступнос –тью, и в этой связи необходим анализ

положения, сложившегося в опера–тивно–розыскной деятельности, в

частности в органах внутренних дел, ко–торые выполняют основной объём

работы в борьбе с организованной прес–тупностью, что позволит найти

рациональные подходы к организационно–тактическим решениям.

1. В советский период структура оперативных аппаратов милиции, её

техническая и тактическая вооружённость складывалась по влияниям

идео–логических факторов. Они были ориентированы на борьбу с

отдельными проявлениями преступности на фоне ” последовательного её

сокращения “.

2. Традиционно в деятельности оперативных аппаратов милици су –

ществовал приоритет местных, локальных интересов. Мало заботы прояв

–лялось о получении информации, полезной для других аппаратов и служб.

Часто происходило искусственное ограничение, даже игнорирование пото –

ков информации, казалось бы ценной, но не работающей на сиюминутную

отдачу. Такую “попутную“ информацию получали неохотно, не знали, куда

её девать. Например, по данным региональных исследований, до 80% все–го

объёма информации, полученной сотрудниками аппаратов БХСС, не

направлялось аппаратам, для которых она представляла интерес, то

есть ненаходило своих адресатов.

Нефиксируемой же информации, представляющей интерес для других

оперативных аппаратов и служб, оставалось еще больше в памяти неглас

–ных сотрудников и оперативных работников: о связях между лицами, кото-

рые могут быть отнесены к категории явно криминально–активных; о при-

бытии и контактах иногородних дельцов, посредников, спекулянтов, прес

–тупников–гастролёров; о появлении на “ черном рынке “ ценных

предметов искусства. В ходе научных исследований была установлена

информационная разобщенность даже среди подразделений одной службы,

на территории одного крупного города. Даже факты явно преступной

деятельности, не имеющие в данный момент значения для решения “ своих

“ задач, остава –лись без внимания. Это и есть проявление вредного для

борьбы с органи–зованной преступностью местничества.

3. Крайне редко практиковалось обобщение данных о преступной сре–

де, получаемых в ИВС, СИЗО, НТК – ВТК. Однако именно в местах кон

–центрации преступников существовал своеобразный механизм “

производст–ва “ уникальной по содержанию и насыщенности латентными

фактами ин–формации. Здесь практически не было заранее определённых

систем обмена сведениями, если не считать локальные программы сбора

сведений по кон– кретным уголовным делам и делам оперативной

разработки, которые вели оперативные работники ИТУ, и программы,

содержащиеся в ориентировках и конкретных заданиях оперативных

аппаратов милиции.

Чаще всего обмен сведениями между задержанными, арестованными и

осужденными возникал стихийно, в силу психологических

потребностей межличностного общения. Тематика же общения задана самой

судьбой этих людей, их жизненным и преступным опытом. Из весьма

ценного, насыщен–ного фактами информационного потока имеется реальная

возможность от–фильтровывать сведения, характеризующие многие стороны

организованной преступности, причем те, которые не попадают в

следственные и судебные протоколы. Но за многие годы, практически до

конца 80–х годов, не уда–лось создать такого аппарата, который

анализировал бы и в региональном, и в межрегиональном масштабах

расстановку преступных сил, связи между преступными группами и их

лидерами, особенности отношений в этой сре-де, знание которых имеет

большое значение для организации и тактики ОРД.

4. “ Кадровая работа “ преступных сообществ практически

оператив–ными аппаратами не фиксировалась и не анализировалась. И

этому есть только одно объяснение: бесперспективность этой работы.

По уголовным законам преследуются только подстрекательство и

вовлечение в преступ –ную деятельность несовершеннолетних. На практике

и тот и другой зако – ны действуют в “ усеченном “ варианте, то есть

при наличии других соста–вов преступлений, других видов соучастия. В

чистом виде подстрекательст-во ( без иного соучастия ) осталось лишь

научной категорией теории уго –ловного права. Лидеры же организованной

преступности, которые форми–руют её идеологию и кадры, не сходят до

банального подстрекательства и иного соучастия в преступлениях. Их

деятельность не укладывается и в эти

“ усеченные “ практикой составы преступлений, то есть в привычные

моде–ли общественно опасных деяний. Оперативные работники, не видя

смысла

в получении и фиксации информации о “ кадровой “ работе, о других фор

мах прикосновенности к организованной преступности, эту информацию

фактически теряли.

5. Не способствовала борьбе с организованной преступностью

ставшая традицией практика “сворачивания“ оперативно–розыскных

мероприятий после раскрытия хотя бы одного эпизода преступной

деятельности и изобли–чения хотя бы одного виновного. Система

показателей подталкивала к такой поспешности, поскольку “минимально“

раскрытые преступления снимались с учета нераскрытых. Забота

проявлялась не об инициативном поиске латентных преступлений, в том

числе совершенных организованными группами, а, в лучшем случае, о

расследовании причастности изобличенных обвиняемых к совершению

других зарегистрированных преступлений. Это было продиктовано

целями улучшения показателей раскрываемости преступлений в районе,

городе, области, республике.

Поскольку оперативного интереса к латентной преступности

кроме аппаратов БХСС другие оперативные службы практически не

проявляли,

без оперативного реагирования оставалось огромное количество

преступле–ний, что объективно создавало условия для

самовоспроизводства преступ –ности и формирования преступных групп и

организаций. Без реагирования оставались многие оперативные материалы.

Но к 1989 году, когда достаточно четко проявились особенности

орга–низованной преступности, вертикальные и горизонтальные связи её

струк–тур, система её “активной обороны “, основанная на коррупции в

государст–венном аппарате и террористических методах подчинения,

лавинообразом вторжении в экономику, стала очевидной необходимость

создания специа –лизированной службе для борьбы с организованной

преступностью, и она была образована в виде 6–го управления МВД СССР,

по инициативе которого в 1990 г. в 12 регионах страны созданы

межрегиональные подраз

деления. В МВД РСФСР было создано самостоятельное 6–е управление, в

управлениях внутренних дел – оперативно – розыскные бюро,

разработана Концепция МВД РСФСР по борьбе с организованной

преступностью. В соответствии с этой концепцией определены задачи

оперативно–розыскных бюро:

проведение разведывательно–поисковых мероприятий, направленных на

добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сооб

–ществах, негласное проникновение в их структуры, выработка мер противо-

действия;

борьба с устойчивыми преступными сообществами и их

коррумпиро–ванными связями;

направление информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с

преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по

ипра–вительным делам, совместное проведение крупномасштабных операций

по разоблачению преступных структур;

информирование соответствующих органов власти и управления

о состоянии и тенденциях организованной преступности.

В феврале 1992 г. в МВД России образованно Главное управление

по организованной преступности ( ГУОП ). Структура этого специализиро

–ванного главка построена так, что обеспечивает руководство

разведыватель-ной деятельностью, взаимодействие с другими

оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других

государств, центра –лизованную обработку оперативной информации, в том

числе поступающей из других служб криминальной милиции,

аналитико–исследовательскую ра–боту, необходимую для констатации

признаков организованной преступной деятельности, осуществление

линейных функций на разных направлениях,

непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразде–

лениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России. На

–чальнику ГУОП даны полномочия, необходимые для концентрации сил

при возникновении сложных ситуаций, требующих одновременного прове

–дения оперативно–розыскных и следственных действий на нескольких

нап–равлениях.

Основными задачами ГУОП являются:

выявление и разработка непосредственно, а также совместно с

опера–тивными подразделениями Министерства устойчивых организованных

преступных сообществ, в том числе с межреспубликанскими и

международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и

комплексного использования сил и средств всех служб и

подразделений органов внутренних дел;

борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством,

коррупцией, преступными группами смешанной общеуголовной и

экономической направленности, организованными видами преступного

предпринимательства;

оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих

межреги–ональные и межгосударственные связи;

оказание помощи органам внутренних дел республики, а также осу

–ществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу

с организованной преступностью. На ГУОП, его региональные управления и

подразделения в МВД, УВД возложена также ответственность за

обеспече–ние единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению

коррумпи–рованных лиц. Основным направлением их деятельности в этой

сфере оп –ределено пресечение коррупции в системе государственной

службы. Часть сотрудников ГУОП и региональных управлений по

организованной прес –тупности, подразделений МВД, ГУВД, УВД

специализируется на изобличе–

нии преступных групп, связанных с коррумпированными работниками ор–

ганов внутренних дел. Этим сотрудникам предоставлено право истребовать

ии знакомиться с любыми документами, предусмотренными делопроизводством

системы МВД России, а также получать по ним объяснения.

При жёсткой федеральной подчинённости РУОП Министерству

внут–ренних дел Российской Федерации управления и отделы по борьбе с

орга–низованной преступностью в республиках, краях и областях

одновременно войдут в состав МВД, УВД субъектов Федерации на правах

структурных подразделений криминальной милиции. Объём компетенции РУОП

по ру –ководству ими будет определён специальным нормативным актом

МВД России.

Подразделения по организованной преступности должны обеспечивать

выявление и пресечение деятельности организованных преступных

групп, банд преступных сообществ, в том числе сформированных по

этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи,

установление их коррумпированных связей в системе органов власти и

управления, борьбы с квалифицированным вымогательством.

Подразделения уголовного розыска в первую очередь будут

ориенти–рованы на раскрытие тяжких преступлений, связанных с

посягательством на жизнь и здоровье граждан, преступлений против

собственности, выявле–ние каналов и пресечение криминального оборота

оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении

тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда.

Усилия подразделений по атомическим преступлениям предпологает

–ся сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее крими-

ногенных жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и

осуществлении комплексных мер по усилению борьбы с взяточничеством,

банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных

доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными

ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями.

Подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предстоит

активизировать работу по выявлению и пресечению каналов и

источников поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации

межрегиональных и межгосударственных преступных групп, занимающихся

наркобизнесом.

2. Взаимодействие оперативных аппаратов органов

внутренних дел с другими правоохранительными

органами в борьбе с организованной преступностью

В соответствии с Федеральным Законом “ Об оперативно–розыскной

деятельности “ оперативно–розыскная деятельность по предупреждению

и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными

группами, бандами, преступными организациями и сообществами

осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел

Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов

пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой

полиции, таможенных органов Российской Федерации.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация

взаи–модействия субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих

борьбу с организованной преступностью, осуществляется подразделениями

по борь-бе с организованной преступностью Министерства внутренних дел

Россий–ской Федерации. Эта ситуация нашла закрепление в проекте

Федерального закона “ О борьбе с организованной преступностью “.

Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )

В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального

за–кона “ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде

–рации “ (от 3 апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют

оперативно–розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,

пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности,

организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и

наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а

также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию

деятельности незаконных вооруженных формирований преступных групп,

отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью

насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ

сложилась ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций

оператив–но-розыскных служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым

Феде–ральным законом “ Об оперативно–розыскной деятельности “,

применяют традиционные для этих органов средства, методы, тактику и

используют специфические оперативные возможности в борьбе с

организованной прес–тупностью.

Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по

выработке стратегии борьбы с организованной преступностью.

Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналити

–ческой работы, которая является составным элементом управленческой

деятельности МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства

обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и испол-

нительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и

тен–денциях организованной преступности, об угрозах безопасности

государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие

социально–по-литические, экономические, военные, экологические

последствия.

Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повыше –ние

оперативности взаимного информирования, реагирования на организо

–ваннуюпреступную деятельность.

Обмен опытом борьбы с организованной преступностью.

Организация и проведение совместных комплексных операций по

борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*

Взаимодействие с органами налоговой полиции

Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой

___________________

*Закон “Об органах Федеральной службы безопасности Российской

Федерации” // Российская газета. 1995. 20 апреля.

полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений, о выявленных при этом других экономических

преступле–ниях органы налоговой полиции обязаны проинформировать

соответствую–щие правоохранительные органы;

обеспечение безопасности деятельности государственных

налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных

посягательств при

исполнении служебных обязанностей.

Организация взаимодействия между органами внутренних дел и

орга–нами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает

создание постоянно действующих координационных рабочих групп из

представите–лей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП

России, а также подразделений органов внутренних дел и органов

налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных

действий по выявле–нию, предупреждению, пресечению налоговых

преступлений, а также пра –вонарушений и преступлений в сфере экономики

и потребительского рын–ка, проведение совместных оперативно–розыскных и

профилактических ме–роприятий с целью выявления незаконных операций,

осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными учреждениями,

предприятиями, организация–ми, в том числе занимающиеся

торгово–закупочной деятельеностью.

Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообраз–

но: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной

обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки

или совершения преступлений в сфере экономики и потребительского

рын–ка, ставших известными в процессе осуществления

оперативно–розыскной деятельности.*

___________________

*Закон Российской Федерации “о федеральных органах налоговой полиции”

// Сборник нормативных документов. Москва. “Юридическая литература”.

1994.

Взаимодействие с органами пограничной службы

Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными

субъекта–ми в борьбе с организованной преступностью на основе

Положения о

ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30

декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность

получать оперативно–розыскную информацию не только на территории

Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.