реферат бесплатно, курсовые работы
 

Конституция США

должностей по службе. Поэтому, когда становится известно количество

выборщиков от той или иной партии, считается, что выборы президента уже

фактически состоялись, и проигравший кандидат по телефону поздравляет

соперника. Но юридически выборщики еще должны проголосовать, и они

делают это в столицах своих штатов. Документы пересылаются в Вашингтон,

председателю сената. Результаты суммируются и оглашаются в присутствии

членов конгресса. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное

большинство голосов выборщиков, т.е. 270. Если ни один кандидат не

получит абсолютного большинства, палата представителей избирает

президента, а сенат - вице-президента из числа трех кандидатов,

получивших большинство голосов выборщиков (такая ситуация была дважды,

но давно - в 1820 и 1824 гг.).

Полномочия президента.

В общем виде конституция устанавливает, что президент обеспечивает

выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц

федерации. Эта формулировка позволила расширить полномочия

исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в

конституции полномочий. Кроме того, конгресс делегирует президенту

чрезвычайные полномочия. Конституция содержит также детализацию

полномочий президента. Президент представляет государство внутри страны

и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры

(некоторые из них называются исполнительными соглашениями и потому не

подлежат ратификации сенатом, хотя должны представляться в обе палаты

конгресса); он является главнокомандующим вооруженными силами и

национальной гвардией (милицией штатов). На основе решений президента

американские войска вели войну во Вьетнаме, Ливане, Ираке, бомбили

Ливию, осуществляли военные операции в Гренаде, Сомали и т.д. Однако в

настоящее время действует закон, требующий согласия конгресса на

использование американских вооруженных сил за рубежом.

Президент имеет важные полномочия по отношению к конгрессу: он

обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и

рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на

чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного

вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих

парламентариев в каждой), причем, по разным подсчетам, на практике

преодолевается значительное меньшинство всех вето президента. Для

осуществления вето президенту дается 10 дней. Если в это время он не

подпишет закон и не вернет его в конгресс со своими замечаниями, закон

вступает в силу без подписи президента. Если президент не подпишет закон

до окончания сессии парламента, которому остается заседать менее 10 дней,

действует так называемое карманное вето: неподписанный закон на

следующей сессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной

процедуры.

Президент назначает высших должностных лиц; послов, федеральных

судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате).

Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа,

главным образом по моральным соображениям. Для назначения других

должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит

огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за

подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет

соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования,

отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими

знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы,

исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют

нормативное значение.

Ответственность президента.

Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет,

но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если

будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких

преступлениях. Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса,

она же формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего

состава палаты. Документ, содержащий обвинение, передается в сенат,

который рассматривает дело по существу по правилам уголовного процесса

(с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и

т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в сенате

председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда

США. Решение сената принимается тайным голосованием, при этом требуется

не менее 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В решении сената

говорится только об отстранении президента от должности или об отказе от

этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен к

ответственности за уголовное преступление как бычное лицо. Ни один

президент в порядке импичмента в США уволен с должности не был, хотя

этот вопрос сенатом рассматривался несколько раз.

В порядке импичмента могут быть смещены также некоторые высшие

должностные лица - министры, послы, федеральные судьи и др. Такое не

раз бывало.

Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но она

однажды имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974

г., не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о

прослушивании телефонных разговоров политических противников,

нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).

Министерства и ведомства.

Конституция США не знает понятия кабинета. Он существует по

обычаю. Кабинет президента США невелик, в его состав входят министры и

те лица, которым президент предоставил этот ранг. В настоящее время это

менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, 3 министра

без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН.

Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав

кабинета не входят - они приглашаются на заседания по мере надобности.

Членов кабинета президент назначает, как правило, из своей партии, но

бывало, особенно в ответственные периоды развития страны, что президент,

исходя из концепции «разделенной ответственности», назначал министрами

и политических деятелей другой партии. Наряду с министрами большую

роль в управлении государством играют руководители других ведомств;

некоторые из них даже более влиятельны, чем министры (помощник

президента по национальной безопасности, директор ЦРУ и др.). Число

различных ведомств при президенте достигает нескольких сот, решающие их

них он возглавляет сам (Совет национальной безопасности, Совет по

экономической политике и др.). Поэтому в США принято говорить не о

правительстве, а об администрации президента.

3.3. Судебная власть

В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в

среднем в год бывает 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют две

судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе

они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого

штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве

1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных

судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое

звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению

конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и

остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).

Дела по первой инстанции с применением федеральных законов

рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и

гражданским делам). В округах существуют также специальные суды:

налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и

др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных

судов, апелляционный процесс проходит, как и процесс по первой

инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов, т.е. дело

рассматривается по существу. Апелляционные суды рассматривают

также жалобы на решения налоговых и претензионных судов, но для

окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.

Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он

состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются

президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой

инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных

государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная

инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации

судебной системе США неизвестен). С 1803 г. Верховный суд

осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей

инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного

конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного

прецедента. Верховный суд толкует конституцию США, проверяет

конституционность законов США и штатов, проверяет законность

нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего

права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом,

представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела.

Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль

(как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и

лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде

особого иска о конституционности. Закон (или его часть), признанный

неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого

права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е.

лишается юридической защиты. С 1803 г. Верховный суд признал

неконституционными около 130 положений законов.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и

по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией

является верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный

суд США). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие

суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много

различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым

спорам; в прибрежных штатах - морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый

начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по

жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не

отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.

Суды формируются по-разному: судьи избираются населением,

назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями

вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется

муниципальными органами при участии различных объединений граждан,

а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию.

В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные

подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных

объединений и судебных инстанций.

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее

время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый

выше хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием

причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно

задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) - приказ

судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн

(запретительный инджанкшн) - запрещение должностным лицам,

организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия

или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по

закону не должны совершаться).

Нередко в судебной практике США используется так называемое

декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое

с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или

отказаться от этого.

Американский федерализм

Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США

включает также острова Пуэрто-Рико (3,4 млн. жителей) и Гуам (110

тыс.). Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты

Микронезии и др.) являются «ассоциированными государствами» с США.

Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и

президенты. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся

государством», этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и

Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты).

Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти

территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а

в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-

комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в

федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В

Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат,

но его избиратели голосовали против.

В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа (30

тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус

территорий США. Там существует практически назначаемая

администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В

отличие от других названных территорий жители округа избирают трех

выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также

одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного

голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат

конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа,

пользуется самоуправлением, население избирает прямыми вы борами

городской сонет и мэра.

Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не

обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США

(это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с

Гражданской войной 1861 - 1865 гг.). Однако они принимают свои

конституции, которые должны соответствовать конституции США

(конституции штатов в отличие от конституции США принимались не

однократно и являются часто гораздо более пространными). Штаты вправе

издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане

равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам

вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия

конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с

другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время

войска.

Структура органов штатов сходна со структурой федеральных

органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата,

двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов

при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы:

палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах

колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не

применяется.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор,

избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов -

выборщиками) на 2 - 4 года. Законы передаются на подпись губернатору,

который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и

в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не

назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица -

казначей, атторней и др. - могут избираться непосредственно

гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и

в какой то мере руководит ими.

Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе

учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один

возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов.

Федерация США - относительно централизованная. В соответствии с

доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает

сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной

компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была

расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины

подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют

против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в

компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно

предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на

строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в

последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный

бюджет, передает штатам многие полномочия по решению социальных

вопросов.

ВЫВОД

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, 2) семь

статей и 3) двадцать семь поправок.

Вопросы конституционного права регулируются конституциями и

законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями

Верховного суда США.

Конституция США - жесткая конституция. Поправки к ней могут

быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа

- конгресса - либо специальным конвентом, созванным по инициативе

2/3 штатов.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права,

принадлежащие ему в силу рождения как личности. Правовое положение лица

зависит от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с

множественным гражданством. Наиболее широкими правами пользуются граждане

государства.

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его

«жестком» варианте. Стремление обеспечить равновесие властей

осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами

государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их

взаимозависимости.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и

сената. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. В

обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и

меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

Согласно конституции, исполнительную власть в федерации

осуществляет президент. Президент и вице-президент США избираются

косвенным путем - выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не

может быть избрано президентом более двух раз. Конституция устанавливает,

что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия

всех должностных лиц федерации. Президент имеет важные полномочия по

отношению к конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями

о положении страны и рекомендует принятие определенных законов,

созывает конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет

право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами.

Президент назначает высших должностных лиц; послов, федеральных судей

и т.д. с согласия сената.

В США существуют две судебные системы: федеральная система и

судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами

соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в

соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех

звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных

судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы.

Федеральные суды создаются по решению конгресса. Главную роль в

судебной системе США играет Верховный суд США.

Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США

включает также острова Пуэрто-Рико (3,4 млн. жителей) и Гуам (110

тыс.). Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты

Микронезии и др.) являются «ассоциированными государствами» с США.

Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не

обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.