реферат бесплатно, курсовые работы
 

Конституция США

противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность президента и

Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых конгрессом,

но, с другой стороны, президент имеет право отлагательного вето в

отношении законов, а Верховный суд может признать законы и акты

президента неконституционными и тем самым парализовать их действие.

Президентская власть распространяется на Верховный суд: президент

назначает его членов, но при участии законодательной власти, поскольку

эти назначения подлежат утверждению сената (2/3 голосов). С

помощью такой системы государственный механизм США работает

слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему неизвестны

кризисы, симптомы превышения власти какой-либо ее ветвью. Однако

напомним: эта эффективность во многом зависит от двухпартийной системы,

к которой приспособлены выборы и все функционирование

государственного механизма.

Структура и порядок формирования конгресса США.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и

сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435

депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два

кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными

могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в

гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где

они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком

на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список

из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской

партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется

каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов

избиралась на два года, еще треть - на четыре года, так, чтобы затем

каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания

сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не

менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями,

имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются

неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и

обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение

общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период.

Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и

голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение:

члены нижней палаты - 120 тыс. долл. в год, сенаторы - 98,4 тыс.

Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от

численности их избирательных округов (они контактируют с населением,

доводят нужды населения до сведения конгресса). Размер этих сумм

колеблется от 140 тыс. до 400 тыс. долл. Им выделяются деньги для

содержания личного штата - секретарей, референтов, помощников (9 -

25 человек). Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками,

бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые,

телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами

коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию, размер

которой зависит от стажа пребывания в конгрессе (она может

составлять более 100 тыс. долл. в год).

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями

нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии

большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период

отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель

из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского

права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает

членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит

вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к

депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда

его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий

не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи

с чем нередко применяется прием «флибустьерства» - путем бесконечных

выступлении «заговаривают» законопроект другой партии до окончания

сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна

начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно

ограничить одним часом).

Конгресс создает из своих членов различные комитеты:

постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного - по

экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность

конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные

комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по

иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в

сенате - 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.),

которые работают над законопроектами, организуют парламентские

слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные

специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще

всего по сообщениям прессы). Особую роль играет комитет всей

палаты. Эта юридическая фикция означает, что палата преобразует

себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или

бесспорных законопроектов. Согласительные комитеты (комиссии)

создаются для преодоления разногласий между палатами. Важное

значение имеют постоянные специализированные комитеты (комиссии).

Помимо указанных полномочий они вправе вызывать свидетелей и

заслушивать их показания, министры соответствующего профиля ежегодно

представляют этим комитетам отчеты о своей деятельности. Председатели

комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в

конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми

полномочиями комитетов (в настоящее время в конгрессе более 200

подкомитетов). Председатели комитетов, как и всякие председатели

коллегиальных органов, собраний при системе англосаксонского права,

обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату

парламентских слушании, докладчиков на пленарном заседании палаты по

законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они

выступают от имени комитета перед средствами массовой информации.

В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и

меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности

делегирующие членов фракции в те или иные специализированные

постоянные комитеты, имеются партийные организаторы («кнуты»),

обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку

членов фракции на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика

роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах

большинство принадлежит Республиканской партии). Часто от него зависит

прохождение того или иного билля (законопроекта).

При конгрессе действует множество административно-технических и

вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.

Полномочия конгресса.

У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы

при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят

закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето

верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у

каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата

представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных

лиц, а сенат ратифицирует международные договоры. Полномочия конгресса

в конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда

казуистично. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия:

финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории

США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты,

т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных

знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в

области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование

вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между

штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых

служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны

(обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и

установление правил управления ими); в области охраны общественного

порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов,

отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать

морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в

соответствии с международным правом). В конституции говорится также

и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в

гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду

федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные

полномочия для особого района местопребывания правительства (в

настоящее время это федеральный округ Колумбия, где находится

столица государства Вашингтон), а также на территориях, приобретенных

у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и

т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать

каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских

судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать

правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не

соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом.

Некоторые из них официально отменены международными соглашениями.

Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещается

выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать

дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой,

приостанавливать действие правил хабеас корпус в мирное время; не

могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно

оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого

штата.

Деятельность конгресса.

Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна

сессия, и длится она обычно 7 - 8 месяцев (с перерывами). Во время

сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие

комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские

слушания, организуются дебаты по общественно значимым вопросам

внешней и внутренней политики.

Главной формой деятельности конгресса является

законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только

членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст

законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда

двойное название некоторых законов - по фамилиям лиц, вносивших

законопроект, например закон Тафта - Хартли). Президент вправе

вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого

права не имеют. Но на деле политика в области законодательства

определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены

парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной

власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет

деятельность уже упоминавшихся лоббистов.

Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и

частные (индивидуального действия - это обычно акты о выплатах из

казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.). Законы

принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже была рассмотрена

в Общей части учебника. Обыкновенные законы принимаются простым

большинством состава обеих палат. Для принятия конституционных

законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые

условия, указанные выше. В случае возникновения разногласий между

палатами создается согласительный комитет. Текст законопроекта,

согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть

отвергнут. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо

законопроект считается отвергнутым. Понятий органических и

чрезвычайных законов в США нет.

Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей

юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных

резолюций принимаются конституционные поправки. Совпадающие

резолюции (одинаковый текст) принимаются обеими палатами, но касаются

только их взаимоотношений. Простые резолюции принимаются «каждой

палатой по вопросам ее деятельности, иногда также по вопросам

международных отношений. Впрочем, по этим вопросам могут приниматься

и совместные резолюции палат, четкого различия между видами резолюций

нет.

3.2 Исполнительная власть

Президент, вице-президент и министры.

Согласно конституции, исполнительную власть в федерации

осуществляет президент. В отличие от парламентарной республики он

осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров.

Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США

нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль

советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента,

его совещательный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не

имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению.

Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им

соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в

США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым

премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием:

решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры

высказывались против предложения президента, но он принимал свое

решение.

Под руководством президента помимо министров работают различные

ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем

министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент

непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (один

только сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных

назначений).

Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом в

президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от

соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он

замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные

поручения президента.

Выборы президента и вице-президента. Президент и вице-президент

США избираются косвенным путем - выборщиками сроком на 4 года.

Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз (это

автоматически распространяется и на вице-президента, поскольку, как уже

говорилось, они баллотируются в паре от той или иной партии). Правда,

Ф. Рузвельт был избран президентом трижды, но такая поправка к

конституции, введенная специально для него, затем была отменена.

Условия для активного избирательного права при выборах президента и

вице-президента те же, что и на выборах в конгресс (разными могут быть

только сроки оседлости), но в отличие от конгресса избиратели голосуют

не за кандидата, а за выборщиков президента. Для пассивного

избирательного права существуют повышенные требования по сравнению с

требованиями к кандидатам в члены конгресса: кандидат в президенты

должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению (а не

натурализованное гражданство), проживать в США постоянно не менее 14

лет.

Кандидат в президенты сначала выдвигается на первичных партийных

выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный

съезд той или иной партии. Кандидат, получивший большинство голосов в

штатах (в большинстве штатов), обычно выдвигается официально кандидатом

в президенты на съезде партии, но иногда заправилы партии предлагают и

иную кандидатуру (так называемую серую лошадку). Впрочем, в последние

десятилетия такая практика не применяется. Кандидаты регистрируются в

штатах, но в некоторых из них ставятся дополнительные условия для

регистрации кандидатов, не принадлежащих к одной из двух главных

партий. Кроме того, таким кандидатам (в том числе так называемым

независимым) избирательные расходы возмещаются только в том случае,

если они соберут не менее 5% голосов избирателей, что является

редкостью.

В первых числах ноября (в первый вторник после первого понедельника)

високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют за выборщиков от

своего штата, представляющих ту или иную партию (в том числе за

выборщиков от независимого кандидата). В каждом штате должно быть избрано

такое число выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов

(депутатов и сенаторов), избираемых от данного штата. Три выборщика

избираются также от округа Колумбия (всего выборщиков 538 человек).

Каждый штат составляет один избирательный округ. Избирателям обычно

предлагается два списка выборщиков от двух партий, иногда - третий

от имени независимого кандидата или третьей партии (такая ситуация хотя и

редко, но встречалась в истории США). При подсчете голосов, поданных

за списки выборщиков, используется мажоритарная система относительного

большинства. При этом иногда бывает, что список выборщиков от одной

партии получает больше голосов избирателей в целом по стране, чем от

другой партии, но поскольку число выборщиков от штатов неравно, у

кандидата в президенты от первой партии может оказаться меньшее число

выборщиков (так было, например, в 1984 и 1992 гг.).

После того как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру

президента. Формально выборщик вправе голосовать за любую

кандидатуру, но фактически его голосование предопределяет партийная

принадлежность: выборщик - активный деятель партии своего кандидата, и

от его избрания он ожидает определенных благ для себя, прежде всего

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.