реферат бесплатно, курсовые работы
 

Инвестиционное право РФ (Шпаргалка)

развитию правовых основ рыночной экономики. Однако это событие мало кто

увязывает с регулированием инвестиций, хотя и договорные, и

корпоративные формы инвестиций регулируются прежде всего нормами

Гражданского кодекса и законов, к которым адресует Гражданский кодекс,

например, акционерного законодательства. Законодательство об

иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности отличается тем,

что осуществление инвестиций и инвестиционной деятельности ставилось в

зависимость от предоставления государством гарантий инвесторам, от

прямого участия государства в финансировании инвестиций и

инвестиционной деятельности. В этом законодательстве были заложены два

вероятных направления его развития: в сторону усиления участия

государства в инвестиционной деятельности и в сторону восприятия

существующих международных стандартов в регулирования инвестиций –

гражданско-правовых форм осуществления инвестиций.

Федеральный закон «О бюджете развития РФ» от 26.11.1998 М 181-ФЗ

предусматривает формирование источника финансирования инвестиционной

деятельности государства в рамках общего государственного бюджета.

«Бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета,

формируемой в составе капитальных расходов и используемой для

кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных

проектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом»

(ст.1).

Вопрос 2

Правовые основы инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах,

соответствующих договорам подряда на капитальное строительство,

проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить

путем приобретения акций акционерного общества, вступления в

товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем

приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору,

приобретением товарного знака и т.д.

6 июля 1991 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ"

(с изменениями, внесенными ФЗ от 19 июля 1885 г. и от 25 февраля 1999

г.), а 4 июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ"

(новая редакция ФЗ от 9 июля 1999 г.). Согласно этим законам

инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и

других видов деятельности, целью которого является получение прибыли

или достижение положительного социального эффекта.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом

самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций;

контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и

распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в

законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и

модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и

сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады,

научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также

имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Билет № 7

Вопрос 1

Основные тенденции и проблемы правового регулирования инвестиционной

деятельности на современном этапе.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в

определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых

форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных

требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности;

регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров;

установлении пределов и форм государственного воздействия на

инвестиционные процессы.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах,

соответствующих договорам подряда на капитальное строительство,

проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить

путем приобретения акций акционерного общества, вступления в

товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем

приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору,

приобретением товарного знака и т.д.

Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие

вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме

инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

Вопрос 2.

Цели и задачи государственного регулирования инвестиционной

деятельности в России.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается

в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство

гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при

долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в

случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного

положения и экологических нарушениях.

К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий,

предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не

разработаны механизмы их реализации.

В целях управления инвестиционной политики указом президента была

создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и

региональных программ социального и экономического развития, а также

для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних

инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия,

имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный

фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов,

которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным

инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и

реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства,

выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ

России, привлечённые и собственные средства.

Билет № 8

Вопрос 1

Влияние международных договоров на концепцию российского

инвестиционного законодательства.

Одним из принципов регулирования международной торговли в соглашениях

Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной

Торговой Организации (ВТО) является предоставление государством –

участником ВТО на своем национальном рынке равных условий конкуренции

для всех предпринимателей – участников экономической деятельности.

Обязательство государств предоставлять режим наибольшего

благоприятствования (РНБ) и национальный режим иностранным

предпринимателям, предусмотренные в ст. 1 и 3 ГАТТ, служит достижению

этой цели.

Соглашение ТРИМс, затрагивающее торговые аспекты инвестиционных мер,

конкретизирует обязательство государства, участвующего в соглашении, в

части предоставления национального режима коммерческим организациям с

иностранными инвестициями. В силу действия национального режима

государство, участвующее в соглашении ТРИМс, не может, например,

применять такие меры в регулировании инвестиций (инвестиционные меры),

как мера, предусматривающая обязанность коммерческой организации с

иностранными инвестициями использовать только сырье и оборудование

местного (национального) производства или местную рабочую силу.

Установление в нормативном порядке такой обязанности для коммерческих

организаций с иностранными инвестициями вынуждает эту организацию

воздерживаться от импорта сырья, средств производства, привлекать

иностранную рабочую силу при осуществлении деятельности на территории

регулирующего государства. Это рассматривается как нарушение принципа

национального режима.

Инвестиции, осуществляемые путем приобретения ценных бумаг на рынке

государства – участника ВТО, подчинены общим правилам международной

торговли, сформулированным в Генеральном соглашении по торговле

услугами (ГАТС). В нем содержатся нормы, определяющие принципы

регулирования рынка финансовых услуг. В соглашении содержатся

требования, предъявляемые к деятельности регулирующего органа на рынке

финансовых услуг, и требования к применяемой на рынке ценных бумаг

процедуре лицензирования инвестиционной деятельности профессиональных

участников рынка – инвестиционных компаний.

Вопрос 2

Соглашение о разделе продукции: правовая природа.

Происхождение соглашений о разделе продукции связано с эволюцией

концессионных договоров, которые широко применялись, в частности, в

России в 20-30-е годы XX века. Однако особенность последних заключалась

в том, что эти концессионные соглашения по своей правовой природе

носили административный характер. Концессионные договоры времен НЭП в

большей степени относятся к классическому типу концессионных

договоров, которые предоставляли частному лицу принадлежащую

государства права на осуществление соответствующей деятельности.

Соглашение о разделе продукции как гражданско-правовые договоры стали

распространяться в практике заключения контрактов в сфере добычи

полезных ископаемых в развивающихся странах в 70-х годах прошлого века.

В соответствии со ст.2 Закона о СРП «Соглашение о разделе продукции»

является договором, в соответствии с которым Российская Федерация

предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее

инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные

права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр,

указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор

обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на

свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с

пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела

произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с

положениями настоящего Федерального Закона».

Закон о СРП был принят в развитие законодательства России в области

недропользования и инвестиционной деятельности. Он устанавливает

правовые основы отношений, возникших в процессе осуществления

российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу

минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на

континентальном шельфе в пределах исключительной экономической зоны

Российской Федерации на условиях Соглашений.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиционной,

в том числе и к отношениям, вытекающим из указанных выше договоров

концессии и СРП, принято различать договорные и государственные

гарантии. Договоры концессии и СРП регулируют гражданско-правовые

отношения, в которых участвует государство. Участие государства в

договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиции.

Административно-правовые отношения, возникающие между государством и

инвестором, получившим разрешение (лицензию) государства на

осуществление инвестиционной деятельности, предполагают применение

государственных гарантий, предусматриваемых в Законе об иностранных

инвестициях. Этот закон не касается сферы гражданско-правовых

отношений, и поэтому отсутствие в нем регулирования договорных форм

инвестиций вполне объяснимо.

Билет № 9

Вопрос 1

Состояние правового регулирования иностранных инвестиций в России.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является

противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия

концепции национальных интересов, без которой невозможно создать

комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную

соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами

контроля.

Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют

объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства

партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера

капитала) в предпочтительное положение при выборе условий

инвестирования. Применительно к России это привело к тому, что

импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-

экономическую стабилизацию в стране.

Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта

капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае,

когда государство импортер проводит активную политику, в частности,

соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных

и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в

случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате

иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве,

которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при

разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в

экономику России преобладает односторонний подход, исходящий из

предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного

капитала.

Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с

условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта,

закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-

80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом

оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате

отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для

нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт

аналогичного оборудования растет.

Курс России на рыночные реформы и либерализацию внешнеэкономических

связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для

привлечения иностранных инвестиций. В 1991 году был принят Закон «Об

иностранных инвестициях в РСФСР», который содержал положения по

широкому кругу вопросов: создание, регистрация и ликвидация предприятий

с иностранными инвестициями, виды их деятельности, экспортно-импортные

валютные операции, налогообложение, таможенные платы, участие в

приватизации и приобретении ценных бумаг и др. Параллельно с этим

заключались международные договоры о содействии и защите инвестиций.

Однако после 1991 года в законодательстве России произошли серьезные

изменения, потребовавшие принятия других нормативных актов.

Это создало необходимость приведения Закона об иностранных инвестициях

в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации.

Существует точка зрения, что иностранные инвестиции должны

регулироваться общими законами, отечественные и иностранные инвесторы

должны конкурировать между собой на равных. Однако иностранные

предприниматели должны знать, на каких конкретно условиях могут

вкладывать свой капитал.

Именно этой цели и подчинен новый Федеральный закон «Об иностранных

инвестициях в Российской Федерации», вступивший в силу 14 июля 1999

года. Это закон о гарантиях прав иностранных инвесторов, и прежде всего

тех, которые осуществляют прямые инвестиции в реальный сектор

экономики. Одновременно концепция этого Закона базируется на стремлении

государства привлечь дополнительные источники финансирования за

рубежом.

Вопрос 2

Лизинг как одна из форм привлечения инвестиций.

Договор лизинга можно рассматривать как правовое средство, позволяющее

стороне участвовать в расходах по эксплуатации переданного в аренду

имущества, и претендовать соответственно на определенную часть прибыли,

полученной в результате использования этого имущества. Другими словами,

договор лизинга следует рассматривать как договорная форма инвестиций,

а арендодателя (лизингодателя) считать инвестором, вкладывающим свои

средства в реальное производство.

Наиболее точно понятие лизинга содержится в трактовке группы Всемирного

банка: «Лизинг – это контрактные взаимоотношения между двумя

сторонами, которые позволяют одной стороне, в обмен на оговоренные

периодические платежи. Юридически оформленный владелец имущества больше

полагается на способность пользователя этого имущества получать от его

использования достаточный поток наличности, для того, чтобы

осуществлять лизинговые платежи, а не кредитную историю, состав активов

или капитальную базу.

Задачей Федерального закона «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ

является увеличение инвестиций в средства производства на основе

операций лизинга. Он регулирует как иностранные, так и отечественные

инвестиции, причем, деятельность не только иностранных лиц на

российском лизинговом рынке, но также и российских лизингодателей –

физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на зарубежных

рынках и чей личный статут определяется по законам Российской

Федерации.

Билет № 10

Вопрос 1

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,

вступил в силу 14 июля 1999 года. Это закон о гарантиях прав

иностранных инвесторов, и, прежде всего тех, которые осуществляют

прямые инвестиции в реальный сектор экономики. Одновременно концепция

этого Закона базируется на стремлении государства привлечь

дополнительные источники финансирования за рубежом.

В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что правовое регулирование

иностранных инвестиций осуществляется данным Федеральным законом,

другими федеральными законами, подзаконными актами и международными

договорами Российской федерации.

В отношении «других федеральных законов» следует упомянуть Федеральный

закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений». В статье 5 Закона

указывается, что им регулируются и отношения, связанные с

инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных

вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В

основных понятиях, приведенных в статье 1, под «капитальными

вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в

основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое

строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение

действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,

проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 года «Об иностранных

инвестициях» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать

законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции.

Законодатель исходил из того, что, с одной стороны, предпринимательская

деятельность регулируется прежде всего гражданским законодательством, а

согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство

относится к исключительному ведению Российской Федерации. Но

регулирование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не

ограничивается гражданским законодательством, оно является комплексным

регулированием разных отраслей права (административным, финансовым,

таможенным и т.д.), в связи с чем возникает возможность для правового

регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении

субъектов Российской Федерации. К тому же федеральные власти пошли по

пути заключения договоров о разграничении компетенции между Российской

Федерацией и субъектами Российской Федерации, содержание которых

неодинаково.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.