реферат бесплатно, курсовые работы
 

Древнерусское феодальное право

корпоративное понимание чести зачастую приводило к физическим

столкновениям. В феодальной прослойке ранее всего произошла отмена на

женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими жёнами и

дочерьми устанавливались высокие штрафы: от 1 до 5 гривен золота, за

остальных-5 гривен серебра.

В древнерусской общине огромное значение имела собственность.

Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием

собственности. Человек, лишённый собственности или промотавшей её, мог

обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него

осталось - собственной личностью. В русском праве периода Киевской Руси не

было и не могло быть общего термина для обозначения термина права

собственности, т. к. содержание этого права было безлично в зависимости от

того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права

собственности. Различают собственность в экономическом смысле как

“состояние принадлежности”, и право собственности, которое возникает при

регулировании действующих отношений нормами права. Происходит юридическое

определение границ земельной собственности и режима распоряжения его

обладателями. Собственникам (коллективам, семьям, личностям, государству)

на различных этапах принадлежит в разных пределах право владения (факт

обладания), право пользования (извлечение доходов) и право распоряжения

(определения юридической судьбы вещей). В феодальном обществе право

собственности среди феодалов определяется их взаимной связью и связью с

государством, т.е. системой вассальной зависимости. А в крестьянской среде

системой запретов на распоряжение. От различий этих отношений зависит и

различие в статусе собственности. Исторически раньше всего, видимо,

появилась понятие собственности на движимое, личное имущество (скот, орудие

труда, оружие). В X - XI веках общинные пережитки на Руси еще довольно

значительны. Однако определить форму собственности весьма трудно из-за

недостатка источников. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев

речь идет об индивидуальной собственности. Скорее всего, в развитых

районах, где действовало княжеское законодательство, индивидуальная

(частная) собственность играла решающую роль. Собственник по Русской Правде

имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с

имущества. Требовать его защиты при посягательствах. Объектами права

собственности выступает весьма обширный круг вещей - кони и скот, одежда и

оружие, торговые товары и др.

Труднее обстоит дело с земельной собственностью, поскольку имеется

лишь ограниченный круг статей ст. 70, 71, 72 ПП (ст. 34 КП), которые

устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной бортной межи и за

уничтожение межевого знак (перетёса), сделанного на дереве. С точностью

нельзя установить, чья это межа: крестьянина, коллектива или феодала.

Следовательно, всякое сельское владение имело свои пределы, утвержденные

гражданским правителем и знаки их были священны для народа.

Статья 32 Правды Ярослава особо подчёркивает охрану княжеской

собственности, установив штраф за порчу княжеской борти. Есть мнение, что

высшая ставка штрафа есть указание на “дворовую границу с тыном” (забором),

а в ст. 70 о “вервной” деревенской общине, большая ставка штрафа есть лишь

показатель уважения законодательных прав землевладельцев. Другие источники

свидетельствуют о наличии в рассматриваемый период индивидуального

крестьянского хозяйства. Однако они указывают на существование сёл,

погостов, вервей, весей - сельских населённых пунктов с компактными форма

владения. Вероятно, это соседские общины с индивидуальной формой

собственности, а дворовый участок и периодическими переделами пахотной

земли.

Внутрифеодальные договоры и кодексы, регулирующие землевладельческие

отношения, до нас не дошли.

В Русской Правде нашел свое отражение процесс усиления охраны частной

собственности. Так, если в Краткой Правде величина штрафа зависела только

от вида и количества украденного скота, то в ПП (ст. 41, 41) величина

штрафа определялась и местом совершения преступления (украден ли скот из

закрытого помещения или с поля). Еще дальше в развитии охраны частной

собственности на землю идет Пространная Правда. Для нее (ст. 72) характерна

большая по сравнению со ст. 34 КП дифференциация возможных случаев

нарушения межи (здесь особо выделяются бортовые, ролейные, дворовые межи),

что дает основание говорить о дальнейшем развитии феодального хозяйства и

прежде всего за счет общинных земель, росте случаев нарушения права частной

собственности в условиях усиливающегося социального неравенства.

Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и

общинных хозяйств имелись следующие. Княжеский домен представлял собой

конгломерат земель, принадлежавших лично князю. Они взимали там оброки,

налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному

распоряжению.

Сведения о княжеских землях имеются уже в X веке. Княгине Ольге

принадлежали села: Олгинчи, Будутино. Владимир 1 владел селом Преславино и

населённым пунктом Берестово с сотнями наложниц.[40] Большое значение имел

фонд государственных земель, обложенных данью. Они формировались путём

окняжения, военных захватов. Государственные земли охранялись на Руси

столетиями и были важным источником пополнения казны. Учёные вели долгую

полемику о принадлежности этих земель. Одни считали непосредственно

государственной собственностью, другие - собственностью крестьян (или

общин), имевших право распоряжаться землёй, но с сохранением повинностей

при переходе к новому владельцу.

Собственность феодалов возникла как частная и основанная на княжеских

пожалованиях, в виде доменов, боярских и монастырских вотчин. Источником её

приобретения первоначально была заимка, освоение свободных земель руками

холопов и зависимых крестьян. Затем главным способом приобретения земли

стал прямой ее захват у соседских общин (“окняжение и обояривание земли”).

Чем позднее редакция Русской Правды, тем больше в ней данных о развитии

феодальной вотчины, которая включала в себя хоромы владельца, жилища его

слуг, помещения для челяди, хозяйственные постройки. Вотчинники присваивали

леса, устраивали бортные заповедники, захватывали охотничьи угодья и

промысловые участки добычи меда. Об этом, в частности, говорят статьи 69 и

70 ПП, охраняя интересы собственников. Охрана частной собственности - одно

из назначений Русской Правды. Так, согласно статье 71 ПП, истребление знака

собственности на бортных деревьях влекло штраф в 12 гривен. Высокий штраф

означал, прежде всего, защиту самого принципа частной собственности, на

который совершал покушение нарушитель.[41]

В XI веке летописи упоминают о сёлах народных дружинников. В XII веке

вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под

условием службы. Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии,

княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых

действий в этих владениях) - судебных, финансовых управлений. [42]В Русской

Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в ней упоминаются лица,

жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46),

боярские рядовичи (ст. 14)

Субъектами права собственности могут быть только люди не рабского

сословия. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического

оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно

обстоятельно. Собственность, её содержание и различные виды владения не

нашли специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель

различал право собственности и владения.

Собственник имел право на возврат своего имущества из незаконного

владения на основе строго установленной процедуры за причинённую “обиду”,

назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских

показаний и разбиралось при необходимости перед “сводом из 12 человек” (ст.

13, 14, 15, 16 КП; ст. 34, 35 ПП). “Если кто чего взыщет на другом, и

последний начнет запираться, то идти ему на извод 12 мужей”. В первом из

списков Правды Ярослава сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с

ответчиком на извод перед 12 гражданами, может быть присяжных, которые

разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя судье определить

наказание взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии, откуда сей мудрый указ

пришел в Великобританию. Англичане наблюдают его поныне в судебных делах.

Общий принцип защиты движимости и собственности заключался в том,

чтобы вернуть её законному хозяину и заплатить ему штраф в качестве

компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в

Русской Правде объектом полного господства собственника: при спорах о её

возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются

между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и

т. д.) несли в случае причинения убытков и истребления вещи ответственность

перед 3-мя лицами в полном объёме (ст. 116, 117). Иными словами,

законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого

собственника. Защита движимости собственности, если это не было связано с

уголовным преступлением, не носило сословного характера - каждый вправе

равнозначно определять её судьбу.

Следует отметить сравнительную развитость обязательственного права ив

Киевской Руси. Это является еще одним свидетельством господства здесь права

частной собственности.

Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого

лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определённые

действия в пользу потерпевшего. В древности существовало 2 вида

обязательств. Из правонарушений (деликтов и договоров), причём первые

возникли, видимо, раньше. В Русской Правде обязательства из деликтов влекут

ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа

должен вернуть его и заплатить штраф (ст.11 КП). Взявший чужое имущество

должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст.12, 13 КП). Договорные

обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности,

но абстрактное понятие договора ещё не существует. Позднее под договором

стали понимать соглашения 2-х или нескольких лиц, в результате, которого у

сторон возникали юридические права и обязанности. В Древней Руси существует

несколько видов договоров.

Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста

правоспособности и свободы. Однако в Русской Правде женщина выступает уже

как собственник имущества, следовательно, она была вправе совершать сделки.

В этом сборнике законов закреплено влияние на обязательства статуса

свободы. Холоп не являлся субъектов правоотношений и не мог отвечать по

обязательствам, всю имущественную ответственность за него нес хозяин.

Имущественные последствия сделок холопа, совершённых по поручению

господина, так же ложились на последнего. В Русской Правде доминирует

имущественная ответственность. Однако закуп, в случае нарушения условий

обязательств, мог обращаться в полного холопа, злостный купец- банкрот так

же обращался в рабства. При неразвитости рабства зарождается принцип,

согласно которому не выполняющий обязательства становился зависимым от

кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объём долга

и убытков. В IX - XII веках письменная форма договора ещё не развилась, они

совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих

взаимных претензий при заключении сделок должны были присутствовать

свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие

договоры. Число известных Русской Правде сделок ещё не очень значительно.

О существовании одного из самых древних договоров- договора купли-

продажи говорят уже договоры с греками. Регламентировался он и в Русской

Правде. Здесь, прежде всего, выделены порядок купли-продажи челядина (ст.

16 КП и ст. 38 ПП), а также порядок установления добросовестности

приобретения вещи (ст. 37 и 39 ПП). Если продавец сбывал вещь, которая ему

не принадлежала, то сделка считалась ничтожной: вещь переходила к ее

собственнику, а покупатель предъявлял иск к продавцу о возмещении убытков.

В обиходе договор купли-продажи был самым распространённым. Продавались

имущество (движимость и недвижимость) и холопы, причём продаже последних в

законодательстве того времени уделяется большое внимание. В Русской Правде

регламентировалась не столько сам договор купли - продажи (его условии

зависели от воли сторон), сколько споры, возникавшие в результате взаимных

претензий. Стороны могли распоряжаться своей собственностью. Сделка о

продаже сколь-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во

избежание последующих претензий. Договор займа был основной формой

поддержки хозяйственной стабильности при неурожаях и стихийных бедствиях, и

законодатель регламентирует его достаточно подробно. Договор займа

охватывал кредитные операции деньгами, продуктами и вещами. Он заключался

публично, в присутствии послухов. Исключения допускались лишь для займов в

сумме не более 3 гривен. В этом случае, для взыскания долга (при отказе

должника) достаточно кредитору принести присягу (ст.52 ПП). Должник обязан

был платить проценты, называвшиеся “резами” для денег, “наставом” при займе

меда, “присопом” в случае займа жита. Заёмщик и кредитор признавался

хозяйственно свободными, их отношения носили частично правовой характер,

государство не вмешивалось, поэтому, прослойка ростовщиков процветала.

Восстание 1113 года, направленное против ростовщичества вынудило

государственную власть регулированием конкретных правоотношений займа. В

Пространную Правду вошли специальные постановления Владимира Мономаха о

займах и закупах. Годовые займы с невысокими процентами - 10 куп от гривны

(50 куп равнялось 1 гривне), как и общие правила возвращения взятого в долг

с процентами, сохранялись. При долгосрочных займах запрещалось взыскивать

суммы из расчёта 50% годовых более 3-х раз, т.е. кредитор получал 150%

первоначальной суммы и договор считался исполненным (ст. 50-54 ПП). Купец,

лишившийся имущества при стихийных бедствиях получал рассрочку выплаты

долга на много лет, проигравший или “прогулявшийся” товар отдавался на

милость кредитора и мог продаваться в холопы. Имущество задолжавшего в

случае необходимости распределялась между несколькими кредиторами (ст. 54,

55 ПП). Мономах ввёл устав о закупах. Чётко регламентируя их положение.

Договор о поклаже закреплён в ст. 49 ПП, т.е. товаре, переданном на

хранение. Она гласит, что оставивший имущество на хранении другому лицу без

свидетелей не может требовать большего, чем ему возвращают. Хранитель

должен дать судебную клятву: “Ты у меня оставил лишь это, и я, сохранив

имущество, оказал тебе услугу”. В Русской Правде имеется упоминания о найме

рабочих “мостников” для ремонта и строительства мостов (ст. 97 ПП).

Устанавливается размер платы за работы и питание. Характер имущественного

найма в Русской Правде не раскрывается.

Наследственное право формируется и развивается в результате

установления частной собственности. “Институт наследства - указывал В.И.

Лени, - предполагает уже частную собственность”. В Киевской Руси, как во

всяком классовом обществе, наследственному праву принадлежала большая роль.

С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, оставались

в руках одного и того же класса. Уже договор Руси с Византией 911 года

различал наследование по завещанию и по закону. Это различие закреплялось и

в Русской Правде.

В Киевской Руси как во всяком классовом обществе, наследственному

праву принадлежала большая роль. С его помощью богатства, накопленные

поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. Уже

договор с Византией 911 года различал наследование по завещанию и по

закону. Это различие закреплялось и в Русской Правде.

В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое

положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно

провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной

массы населения.

В Русской Правде мы не встречаемся со свидетельствами о приниженном

положении женщины. По мнению нескольких исследователей, семья

патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии “вервь”, т.е.

коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежей “дикой

виры”. Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица

могли вкладываться в общую виру, не будучи родственниками. В глубокой

древности наследования осуществлялись на основе обычного права, с правом

всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего

индивидуализировалось наследование движимости (лук, топор и т.д.). В XI

веке брак стал церковной прерогативой. В участии в судебных процессах о

наследовании могли отказать лицам без соответствующих церковных

свидетельств. С.В.Юшков считал, что он составлял 14-15 лет мужчин и 12-13

лет для женщин.

Право родни на долю штрафов в случае убийства закреплено в статье 4

договора с Византией 911 года. Видимо, родственники в любых случаях могли

претендовать на часть имущества. В остальном, договор рисует картину

развитого наследственного права, где действует первенство завещания над

законом. Статья 13 гласит “Если кто из русинов умрёт не урядив своего

имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то

возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит

завещание, то имущество идёт тому, в пользу кого составлено завещание”.

Споры о наследстве возникали довольно часто церковные Владимира 1 и

Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию.[43] Но

поскольку положение церкви в это время было не достаточно прочным, норм на

наследования имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень

подробно. Институт наследования в Русской Правде - один из наиболее

разработанных.

В Русской Правде идёт речь об индивидуальной семье (муж, жена, дети)

с личным хозяйством. В статьях о “верви” подразумеваются коллективы

родственников. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст.

90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние

ограничения в общинах смердов, имущество умершего, не оставившего сыновней

переходит к князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданное. В

тоже время среди дружинников и бояр действовал иной принцип: наследство

князю не идёт, его наследуют дочери. В остальных случаях регулируется

наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

Общий принцип наследования известен ещё по договорам с Византией:

приоритет наследования по завещанию с обеспечением законной долей членов

семьи. Статья 92 гласит: “Кто умирая разделит свой дом детям, на том

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.