реферат бесплатно, курсовые работы
 

Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,

учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или

уровень здоровья ребенка.

Уровень физического развития имеет существенное значение в

возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным

физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди

детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень

заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4

– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м –

на 7,8 %.

Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний

происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте

способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической,

так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического развития

детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в

проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих

мероприятий

3. занятия должны осуществляться систематически

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его

возраст

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным

является теплое время (в холодное время года степень воздействия

средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более

постепенное их нарастание, чем в теплое время года)

6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных

эмоциональных реакциях ребенка

7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует

начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих

процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном

периоде закаливания

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен

года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей

закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем

проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает

заболеваемость в 2 – 3 раза (Калюжная Р.А. и др., 1980).

Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осеннее –

зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество

инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели иммунобиологической

реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное

время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза (Сперанский

Г.Н., Заблудовская Е.Д., 1963; Калюжная Р.А. и др., 1980).

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд

особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения,

своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка. В

пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает

от восхода солнца до полудня, а далее начинается снижаться. Во второй

половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи.

Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на

организм человека. В этой связи создается определенная опасность

возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это

связано с несовершенством терморегуляции в раннем возрасте и с большой

относительной поверхностью тела ребенка – отношением его поверхности к

массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания)

больше у детей по сравнению со взрослыми. Однократное перегревание

вызывает изменение деятельности всех систем организма, направленное на

увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной теплопродукции.

Перегревание может привести к диспепсическим явлениям, что является

предпосылкой к возникновению кишечных инфекционных заболеваний.

Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных лучей на

организм детей раннего возраста, в особенности в летнее время.

Детям в возрасте до 1 года в летнее время солнечные ванны не

рекомендуются, детям в возрасте 2 – 3 лет они должны применятся крайне

осторожно, с соблюдением правила минимальных первоначальных дозировок и

постепенного увеличения времени солнечной ванны. Попадание солнечных лучей

на открытые части лица ребенка во время прогулки в зимний, весенний или

осенний периоды нельзя считать противопоказанным поскольку при этом не

происходит перегревание детского организма. В настоящее время приняты в

основном две специальные процедуры воздействия солнечными лучами на

организм ребенка – световоздушные и солнечные ванны.

Световоздушные ванны. Методика проведения световоздушных (как и

солнечных) ванн разработана Г.Н. Сперанским и Е.Д.Заблудовской (1963).

Детям первого года жизни ванны показаны при определенных погодных условиях.

Оптимальной является безветренная погода при температуре воздуха 22

градуса. Детям более старшего возраста (1 – 3 года) нижней границей

температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны,

является 20 градусов в тени. Световоздушные ванны проводят как в положении

ребенка лежа, так и в активном положении – при игре в кроватке, коляске,

манеже или даже на руках у взрослых. Важно отметить, что активное поведение

ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей

адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегрелся.

Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покров, степенью их

гиперемии и потоотделения. Непременным методическим приемом при проведении

световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают

те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и

температуры (руки и ноги), и лишь затем туловище. Детям в возрасте трех лет

и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19

градусов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни

составляет 3 мин, для детей от 1 года до 3-х лет – 5 мин, для детей 4 – 7

лет – 20 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны,

доводя его до 30 – 40 минут и более.

Показания - принимать световоздушные ванны могут практически здоровые

дети и ослабленные дети – после перенесенного заболевания; детям с

задержкой роста и развития прием световоздушных ванн должна быть не более 1

– 1,5 мин, затем время проведения процедуры увеличивают ежедневно или через

день на 1 мин. Курс световоздушных ванн состоит из 25 - 30 процедур.

Противопоказания – острые инфекционные заболевания, лихорадочные

состояния, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны. Попадание прямых солнечных лучей на тело

ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо

проявлять при назначении солнечных ванн и детям старше 1 года. Детям

дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко.

Назначение солнечных ванн необходимо лишь после предварительного недельного

курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют принимать солнечные

ванны несколькими этапами:

1. подготовительная световоздушная ванна

2. собственно солнечная ванна

3. заключительная световоздушная ванна

4. водная процедура

5. отдых в тени

подготовительная световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин.

При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в

статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах

должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам. Солнечная ванна,

так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии

ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры

воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать

солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан,

надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким образом, чтобы ноги его

были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно

освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной

убор светлого цвета во избежании перегревания; могут быть надеты очки с

темными светофильтрами.

Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не

было перегрева, а когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами –

переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и

временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на

солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами

может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно

расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние –

слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

При приеме солнечной ванны ребенку дают пить.

Существуют клинические признаки, определяющие необходимость прекращения

солнечных ванн. Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи,

повышение потоотделения и возбудимость ребенка или, напротив, снижение

тонуса скелетной мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость,

головную боль. Другие свидетельствуют о переохлаждении ребенка: снижение

температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а

подчас и синюшного оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии

серьезного переохлаждения детей.

При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну.

Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого

компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом говорит о реакции

организма на температурные воздействия. В особенности это важно на

начальном этапе закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все

перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о

терморегуляционных реакциях организма без угрозы состоянию здоровья.

Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит являются

противопоказаниями для продолжения курса солнечных ванн. Если последние

явились причиной плохого самочувствия, следует заменить их световоздушными

ваннами.

Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная

температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные

заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких.

Последний является относительным противопоказанием. Врач решает вопрос о

возможности принятия солнечных ванн в зависимости от течения болезни и

состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы

специальный врачебный контроль и учет проведенных процедур. Использование

воды для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма

весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста. Основными

факторами воздействия воды на организм являются температура,

гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества

(соляные, хвойные и другие ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и

теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих

процедур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять

температурное воздействие на тело ребенка. Вместе с тем, поскольку

теплопроводность воды превышает теплопроводность воздуха, проведения

закаливающих воздействий требует тщательного контроля. Своеобразие

адаптации организма ребенка к водным процедурам заключается в воздействии

холодной воды. Существуют 3 фазы реакции организма на действие пониженной

температуры воды. Первая фаза состоит в сосудосуживающем эффекте появление

озноба, а в целом – реакции напряжения. Затем наступает адаптация к низкой

температуре воды, в результате чего реакция напряжения уменьшается,

уряжается частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление. Во

второй фазе происходит вазодилатация – расширение кожных сосудов, в

результате чего кожа розовеет или становится красной, происходит усиление

обменных процессов. Данная фаза характеризуется улучшением самочувствия,

увеличением активности, работоспособности.

Если водная процедура осуществляется несоразмерно с адаптивными

возможностями организма, что вызвано чаще всего длительностью гидротерапии,

то наступает третья фаза, при которой исчерпываются приспособительные

возможности организма и вновь наступает сужение сосудов как проявление

терморегуляционной реакции для ограничения теплоотдачи. При этом кожные

покровы становятся бледными, а подчас с синюшном оттенком, появляется

озноб.

Закаливающее действие водной процедуры обусловлено первой и второй

фазами. При систематическом воздействии прохладной воды время первой фазы

сокращается, и более быстро наступает вторая фаза. Методику закаливающих

процедур строят таким образом, чтобы у ребенка не наступила третья фаза

воздействия воды. В особенности это важно по отношению к детям раннего

возраста. Контроль за уменьшением кровенаполнения кожных сосудов необходимо

проводить с помощью измерения температуры кожи конечностей (тыла голени).

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купания, плавание.

Обтирания и обливания могут быть местными и общими.

Обычные методы закаливания к охлаждениям предусматривают их проведение

на фоне гимнастических упражнений, подвижных игр. Необходимость

осуществления закаливающих процедур при повышенной двигательной активности

обусловлена тем, что мышечная деятельность повышает теплопродукцию

организма, которая допускает более быстрое нарастание интенсивности

Холодовых воздействий и способствует более быстрому повышению устойчивости

к холоду (Маршак М.Е., 1965). Во время мышечной деятельности снижается

холодовая чувствительность человека; повышенная теплопродукция мышц

изменяет функциональное состояние центральной нервной системы (Слоним А.Д.,

1950). Последнее ослабляет возбудимость терморецепторного аппарата по

отношению к внешним Холодовым воздействиям (Баксенов Ю.И., 1973, 1981).

А.К. Подшибякиным и соавт. (1982) показано, что в том случае, если после

проведения закаливающей процедуры проводить растирание и массаж кожи до

потепления и порозовения, т.е. повысить температуру кожи на 2 – 3 градуса и

более по сравнению с ее исходной величиной, в этом случае у 76 %

закаливающихся адаптивные приспособительные реакции не только не возникали,

но и замедлялась скорость протекания термовосстановительных процессов после

охлаждения.

Начальная температура воды для обтирания детей 3 – 4 лет составляет

[pic], для детей 5 – 6 лет - [pic], для детей 6 – 7 лет - [pic]. Через

каждые 2 – 3 дня ее снижают на [pic] и доводит до [pic] летом и до [pic]

зимой для детей 3 – 4 лет, до [pic] и [pic] - для детей 5 – 6 лет, до [pic]

и [pic] - для детей 6 – 7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть

тепло одет. Закаливание детей обычно проводят родители или медицинские

сестры в детских учреждениях.

Необходимо с возрастом прививать детям самостоятельность в

осуществлении закаливающих мероприятий. Так, дети дошкольного возраста

могут и должны проводить их самостоятельно.

|Группа закаливания I |Группа закаливания II |

|Николаев Андрей |Ежова Алина |

|Османова Настя |Залевская Алена |

|Зинченко Антон |Козлов Алеша |

|Коновалова Настя |Вениченко Гена |

|Бахирева Лера |Малкин Гоша |

| |Лаухин Денис |

| |Слобода Саша |

У.Г. – утренняя гимнастика

С.В. – солнечные ванны

В.В. – воздушные ванны

В.П. – водные процедуры

С.Д. – соляная дорожка

Основная задача деятельности всех дошкольных учреждений – это обеспечение

оптимального здоровья детей, их физического и психического развития.

Проходя практику в детском саду № 10 Приозерского района с 1 по 26

сентября в средней группе по теме: «Закаливание – одно из средств

физического воспитания», я ознакомилась с историей развития детей данной

группы. На момент практики группа состояла из 10 человек. Группа часто

болеющих детей, у некоторых даже медицинские отводы от водных процедур по

состоянию здоровья.

Вместе с врачом разделили группу на две подгруппы. К первой группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием,

нее имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, во второй группе –

те, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеющие некоторые

функциональные и морфологические изменения. В первой подгруппе проводили

водные процедуры, обливание стопы, с температурой воды [pic], каждый день,

снижая ее на [pic]; во второй подгруппе – начальная температура воды [pic].

Также проводились воздушные ванны в сочетании с прогулкой. К концу практики

у детей при обливании была одинаковая температура воды. В сентябре не

наблюдалось ни одного заболевания, и я считаю, что в результате проделанной

работы в детском саду заметно повысилась сопротивляемость организма к

простудным заболеваниям.

Литература

1. Кабанов, Чабовская А.П. «Анатомия, физиология, гигиена детей

дошкольного возраста».

2. Кунин «Дошкольная гигиена» – Просвещение, 1962 г.

3. Никитин «Детство без болезней».

4. Празников В.П.«Закаливание детей дошкольного возраста» - М., 1988 г.

5. «Пусть ребенок растет здоровым» - сборник, М., 1975 г.

6. Спирина В.П. «Закаливание водой» - Просвещение, 1972 г.

7. Чумаков «Валеология»

Приложение

1. Практическая часть

2. Приложение

1) таблицы

2) тезисы родительского собрания

3) история развития детей

4) литература для родителей

3. Выводы

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.