реферат бесплатно, курсовые работы
 

Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое

систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,

предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.

Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать

и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:

1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и

возрастных особенностей ребенка.

2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к

сильнодействующим.

3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и

состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.

4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то

же время дня.

5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве

местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,

обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.

Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,

изменяющих физиологические функции всего организма.

В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание

всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим

обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.

Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.

Условия, созданные для закаливания детей.

Средний дошкольный возраст.

1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или

фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.

2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.

3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе (см.

таблицу № 9).

4. Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием

после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в

группах (см. таблицу № 4, № 6).

5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку

(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой

дорожке).

6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта,

с 3 – 5 полоскание горла.

7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.

8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.

таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5

л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,

конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса,

температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.

10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение

на 1 – 2 минуты через каждые два дня.

11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.

Таблица № 4

Температура воздуха в помещениях детского сада

|Помещение |Температура |

|Игровая младшей группы |[pic] |

|Средней – подготовительной группы |[pic] |

|Спальни |[pic] |

|Туалетные |[pic] |

|Музыкальные и гимнастические залы |[pic] |

Таблица № 6

Виды одежды при различной температуре воздуха в помещении

|Температура воздуха |Виды одежды |

|[pic][pic][pic]и выше|1 – 2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б |

| |платье с короткими рукавами, носки, босоножки. |

|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, х/б или полушерстяное |

| |платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4-х |

| |летних детей, гольфы для 5 – 7 летних, туфли |

|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, плотное х/б или |

| |полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки |

| |для 3 – 4 летних, туфли. |

Таблица № 9

Виды одежды для детей при проведении

физкультурных занятий на открытом воздухе.

|Температура воздуха |Виды одежды |

|Лето |Трусы, майка, тапочки, полукеды |

Таблица № 11

Снижение температуры воды при обливании ног

каждые два дня на два градуса.

|Возраст |Начальная температура |Конечная температура |

|2 – 3 года |[pic] |[pic] |

|4 – 7 лет |[pic] |[pic] |

В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте

4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое

полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура

(дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая

недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног

водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что

рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был

разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:

использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных

закаливающих мероприятиях.

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,

легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он

следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по

гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от

желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,

вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой

простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или

имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по

сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное

время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор

марганцовокислого калия (розового цвета).

Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают

чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного

перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению

закаливание нужно проводить осторожно.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

План.

1. Диаграммы заболеваемости детей за последние 2 – 3 года..

2. Анализ адаптации детей к закаливающим процедурам.

3. Таблицы по опыту индивидуализации закаливания в группе.

В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена

обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и

новорожденного, а также для детей раннего возраста, на реакции локальные,

ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.

Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности

центральной нервной системы и скелетной мускулатуры.

Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при

котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его

биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение

уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья

ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они

«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить

как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому

возрасту.

В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение

адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение

характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня

текущей заболеваемости детского населения.

Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для

приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)

показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней

среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом

воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие

факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,

образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в

качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В

настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы

критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)

предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:

1. наличие или отсутствие хронических заболеваний.

2. уровень функционального состояния основных систем организма.

3. степень резистентности организма.

4. уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние

здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в

отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты

обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):

1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические

отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим

заболеваниям.

3. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с

сохраненными функциональными возможностями организма.

4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со

значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как

правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего

профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со

значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети

данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены

осмотрами.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы

здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.

Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-

й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не

имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у

которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые

функциональные и морфологические изменения.

Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:

> отягощенный акушерско-гинекологический анамнез: токсикоз и другая

патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и

резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,

многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков

незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,

состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания

крови и др.

> начальный период рахита I степени, выраженные остаточные явления рахита

> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени

> аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим

веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,

> пилороспазм без явлений гипотрофии

> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства,

расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,

недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.

> дефекты осанки, уплощенная стопа

> функциональные изменения сердечно – сосудистой системы, шумы

функционального характера, тенденция к понижению или повышению

артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,

неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой

> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,

искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового

дыхания, повторные заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые

респираторные заболевания (4 раза в год)

> понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы

(угроза анемии)

> тимомегалия

> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)

> аномалия прикуса, не требующие немедленной коррекции

> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка

нервно – психического развития, косноязычие

> дисфункция желудочно-кишечного тракта (периодические боли в области

живота, тошнота, рвота и др.)

> миопия слабой степени

> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без

амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без

нарушений бинокулярного зрения

> вираж туберкулиновой пробы

> состояние реконвалесценций после перенесенных острых инфекционных и

неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и

состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых

нейроонфекций и др.

Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в

основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями

(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)

Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в

раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и

социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе

здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и

подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста

выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных

хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего

возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем

возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными

хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний

и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание

глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –

нервной системы и органов чувств.

Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте

чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников

– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у

школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со

стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является

плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного

возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у

школьников.

В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии

здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния

органов и систем.

Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные

функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,

дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в

возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,

умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6

– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное

учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические

реакции встречались по показателю систематического артериального давления

вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7

лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной

гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.

Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой

системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы

обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в

покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах

нормы.

Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в

практической деятельности определяется количеством и длительностью

заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости

детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об

уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости

по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура

заболеваемости детей.

Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0

на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до

339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по

обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в

школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –

4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с

поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.

и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,

что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей

(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при

изменении условий развития, происходят существенные преобразования в

деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных

функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к

снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует

увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.

Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают

болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от

всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.

Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –

7 лет.

У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-

аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные

болезни.

Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с

выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что

наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего

школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического

развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в

раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен

существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так

называемого гестационного возраста.

В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.