реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сравнительный анализ верхней прямой подачи волейболистов различной квалификации

движения, умение соизмерять свои силы, подбрасывание мяча, точность в

направлении полёта мяча. Затем это упражнение самостоятельно у стены с

разных расстояний. Высота удара не должна быть ниже уровня верхнего края

сетки.

Упражнение 2.

То же упражнение в парах, но уже через сетку, с постепенным увеличением

расстояния так, что один из партнёров подходит к лицевой линии площадки.

Только освоив технику подачи, научившись соразмерять свои усилия удара по

мячу с расстоянием его полёта и добившись некоторой точности направления

подачи, некоторые авторы советуют расположить занимающихся на лицевых

линиях площадки.(1)

Во время выполнения подач поперёк площадки преподаватель определяет, кто

из занимающихся с переходом на лицевые линии размещается за линией, а кто

располагается ближе к сетке, с тем, чтобы этим облегчить их действия.

Упражнение 3.

Выполнение подач с лицевой линии. При поочерёдном выполнении подач,

отмечая ошибки у занимающихся. С.Л.Фетисова в своей работе «Биомеханическое

исследование подач в волейболе и методика их совершенствования»(1974г.)

предлагает для совершенствования техники подач использовать различные

ориентиры. Например, кольцо, укреплённое на подставке. Многократное

выполнение одного и того же способа подачи с попаданием в кольцо. Это

закрепляет правильное мышечное ощущение при определённых углах вылета мяча,

что способствует стабилизации подачи.

Так же при совершенствовании техники надо вводить соревновательные

моменты (очки или баллы, в зависимости от точности попадания в

ориентиры).(14) Соревнования могут проводиться как группами, так и

индивидуально. Например, на каждой стороне площадки чертится круг радиусом

0,5 метра, где находится игрок той команды, которая производит подачу.

Подача должна производиться на этого игрока, игрок ловит мяч, быстро

передаёт мяч под сеткой своей команде, и все, не выходя из круга. На его

место встаёт другой игрок из этой команды. Выигрывает та команда, которая

за определённое время наберёт больше очков. При индивидуальном соревновании

каждый игрок должен подать без ошибок десять подач в быстром темпе.

Допустивший ошибку начинает всё сначала. Победитель тот, кто первый

выполнит десять подач.

В процессе обучения вначале изучается прямая верхняя подача.

Л.Н.Служский (1989г.) предлагает методику обучения прямой верхней подаче:

став лицом к партнёру, расположенному на противоположной боковой линии

площадки, занимающиеся выполняют подбрасывание мяча. Затем, подняв

ударяющую руку в положение замаха, выполняют то же подбрасывание,

нацеливаясь ударяющей рукой и определяя место, в котором будет нанесён удар

по мячу. Освоив правильное направление подбрасывания мяча с движением

ударяющей руки в положение замаха, занимающийся выполняет удар, преследуя

цель точно попасть ладонью по мячу в нужном по высоте и удалению от себя

месте. Затем включается более энергичная работа ног и туловища, для чего в

момент подбрасывания мяча следует больше присесть на сзади стоящую ногу и

отклонить туловище назад. Это даёт возможность в момент удара обратным

движением ног и туловища создать условия для энергичной их работы. Вместе с

увеличением амплитуды движения туловища и ног увеличивается амплитуда

движения ударяющей руки. Однако, как только занимающийся перестаёт точно

попадать ладонью по мячу в нужном положении, амплитуду движения руки

необходимо снова уменьшить до минимума.

С освоением основного механизма движения при этой подаче занимающиеся

переходят за лицевые линии для продолжения работы над точностью и скоростью

полёта мяча с падением его в пределах площадки.

По словам отдельных авторов, прямая верхняя подача сравнительно легко

осваивается мужчинами даже со слабой физической подготовкой.(6) В то же

время женщинами эта подача осваивается труднее и требуется более длительное

время для её изучения. Обучающимся, слабо владеющим согласованными

движениями руки и туловища во время удара, можно рекомендовать

вспомогательные упражнения: метание обычного и набивного мяча, мелких

камешков и др. То же самое рекомендуется всем занимающимся для второй,

менее ловкой руки, так как при изучении нападающего удара этот недостаток

не замедлит обнаружиться.

В верхних подачах удар по мячу может производиться не только при его

опускании, но и при взлёте вверх, то есть в тот момент, когда мяч

отдаляется от подбрасывающей его руки, а не тогда, когда он возвращается

вниз. Это даёт преимущество во времени, создавая неожиданность в выполнении

подачи. Однако, осваивая такой способ подачи, следует опасаться возможных

бросков, а поэтому подбрасывание нужно производить на себя, а не от

себя.(11)

4.Тактика выполнения подач

При подаче важно не только ввести в игру мяч, но и затруднить приём его

противником. Учитывая различную подготовку игроков команды противника,

следует производить подачу с таким расчётом, чтобы принимающий был игрок,

слабее других владеющий передачей мяча.(12) Подающий должен учитывать

расстановку сил противника и предугадывать возможный наиболее вероятный

вариант дальнейших действий противника, выгодный для него.(2) Нужно

произвести подачу с таким расчётом, чтобы прием не давал возможности

осуществить противнику наиболее желательный ход действий.

Например: игроки противника расположены с расчетом на первую передачу

игроку в зону №3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны

№4. Подача производится в направлении зон №1 и №2, с тем, чтобы игрок зоны

№3 был вынужден передавать мяч для нападающего удара игроку из зоны №4,стоя

спиной к нему.

То же, если из зоны №3 передача для нападающего удара должна последовать

игроку из зоны №2-подача направляется на место на площадке между игроками

зон №4 и №5.

У сетки находится игрок, хорошо владеющий нападающим ударом с первой

передачи, - подача направляется с таким расчетом, чтобы передача для

нападающего удара шла к нему со стороны, к которой он обращён спиной. Игрок

в зоне №4 или №2 – подача на игрока зоны №5 или №1. Игрок в зоне №3 владеет

нападающим ударом только правой рукой – подача на игрока в зону №5. Если он

владеет ударом только левой рукой, при тех же условиях, - подача на игрока

в зоне №1.

Плохо выполненная смена мест, недостаточная подвижность игроков команды

противника, должна использоваться подающим.(11) В этих случаях на площадке

противника образуются незащищённые места. Смена мест между игроками зон №3

и №4- подача в зону №4.

Игрок в разбеге для нападающего удара слишком далеко отходит от сетки –

подача как можно ближе к сетке.

Если подающий не определил качеств противоположной команды и отдельных

игроков её, подача производится как можно ближе к лицевой линии площадки

противника. Учитывая предложения многих авторов, следует пользоваться

различными способами подачи, изменять скорость и траекторию полёта

мяча.(17) Противник, учитывая подачу, соответственно с ней располагает на

площадке своих игроков. Подающий, чередуя подачи с различной скоростью и

траекторией полета мяча, создаёт условия неожиданности для приёма этих

подач, чем и затрудняет действия противника.

В условиях игры на летних площадках значительное влияние на ход игры

могут оказать метеорологические условия. Наиболее существенными будут

условия, создаваемые ветром и солнцем. В ветреную погоду подача

производится с таким расчетом, чтобы мяч направить как можно ближе к

лицевой линии площадки противника с тем, чтобы увеличить расстояние полета

мяча в первой передаче и тем самым увеличить время воздействия ветра на

мяч.(10)

При встречном ветре подача производится с большей силой, чем обычно, с

расчетом на то, что под действием ветра мяч останется в пределах площадки.

Это осложняет определение места падения мяча игроками противника.

Наибольшее изменение направления полета мяча при встречном ветре даёт

подача с вращением.

Используя солнечное освещение, подача производится в таком направлении и

с такой траекторией, чтобы принимающий игрок, наблюдая за полётом мяча, был

вынужден смотреть на солнце, яркий свет которого затруднит его действия.

При плохом освещении, по предложению некоторых авторов, подача

выполняется с очень низкой траекторией полета мяча с тем, чтобы он во время

полета все время оставался на тёмном фоне, не поднимаясь на фон светлого

неба или потолка.(16)

Многие авторы считают, что для создания неожиданности вылета мяча с

подачи на площадку противника можно применять так называемую «стенку».(8)

Для этого игроки зон №2 и №3 становятся так, чтобы закрыть своего подающего

от игрока команды противника, находящегося в зоне №6. В этом случае игроку,

принимающему мяч в зоне №6, остаётся меньше времени для соответствующей

подготовки к приему мяча. Для увеличения высоты «стенки» игроки иногда

поднимают руки вверх. Данный тактический приём в командах, игроки которых

владеют точными и сильными подачами, достигает эффективности.

По мнению некоторых авторов, чем выше тактическое мастерство спортсмена,

тем увереннее владеет он разнообразными подачами, тем легче ему правильно

решать задачи, возникающие даже в самые напряжённые моменты игры. Но бывают

такие моменты, когда игрок не должен рисковать, а тем более терять

подачу.(14)

Представляют интерес заключение М.Е.Амалина, который считает, что игрок

не имеет права рисковать при подаче в следующих случаях:

1) Если партнёр выполнивший подачу до него, уже совершил ошибку.

Несколько потерянных подряд подач отрицательно сказываются на

моральном состоянии команды, снижают её боеспособность. Если партнёр

допустил ошибку при подаче, то первую подачу необходимо обязательно

выполнить, а затем, уже не боясь рисковать, можно переходить к тому

способу подачи, который наиболее выгоден в данной игровой ситуации.

2) Если игрок ошибся на подаче и снова выходит её выполнять. Иногда

можно наблюдать, как волейболист, совершивший ошибку при подаче,

делает полный круг при переходах, снова выходит на подачу и опять

совершает ошибку. Это приводит к тому, что он теряет уверенность,

начинает ошибаться и при выполнении других игровых приёмов.

3) Если игрок в первый раз в данном матче вышел на подачу, потерял её,

что отрицательно сказалось на дальнейшей игре спортсмена. Особенно

это касается тех волейболистов, которые выходят на площадку уже в

процессе игры, зачастую именно на подачу.

4) Когда игрок выполняет подачу после замен или перерывов, сделанных

командой соперника. Очень часто противоборствующая сторона берёт

перерыв или заменяет игрока, проиграв одно – два очка на приеме

подач. Если в такой момент выйти из состояния психологической

неуверенности при приеме подач, при допущенной ошибке подающего,

команда «захватывает» инициативу игры. Поэтому такие ошибки следует

относить к наиболее грубым нарушениям игровой дисциплины.

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

1. Задачи исследования

На основании теоретического анализа и обобщения литературных источников

были определены и сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать способы выполнения верхней прямой подачи в играх

Чемпионата России и города Кирова.

2. Разработать блоки упражнений для технико-тактического

совершенствования подач.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.

2.Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы

исследования.

2.1. Анализ научно – методической литературы.

2.2. Анкетирование.

2.3. Визуальное наблюдение.

2.4. Метод записи используемой тактики подач.

2.5. Метод математической статистики.

Анализ научно – методической литературы и анкетирование применялись с

целью создания объективной картины, отражающей современное состояние

вопроса о тактической подготовке команд, для обоснования актуальности темы,

определения задач и выявления путей их решения.

Проводя анализ литературных данных ряда отечественных и зарубежных

авторов, особенно подробно изучались вопросы тактической подготовленности,

влияния качества подачи на результат игры.

С помощью анкетирования мы выявили время на тренировочных занятиях,

затраченное на выполнение подач в различных командах. Анкета выглядела

таким образом.

Анкета

на выявление затраченного времени на тренировочных занятиях для выполнения

подач

1. Команда ____________________________________

2. Тренер ____________________________________

3. Количество тренировочных занятий в недельном

цикле ____________________________________

4. Время, затраченное на ОФП для выполнения

подач ____________________________________

5. Использование тренажёров ___________________

6. Использование специальных упражнений для

подач по времени в тренировке ______________

7. Время, затраченное на совершенствование

подач в тренировке _________________________

8. Количество подач принято игроками в

процентном отношении за тренировку _________

3.Организация исследования

С целью решения выше указанных задач в условиях соревнований проводили

наблюдения. Наблюдения проводились в залах ПАТП-22, ВГПУ, ВГСХА, ВГТУ

города Кирова в период с 2000 по 2002 год. Под наблюдением находились

команды многих городов России, в том числе и города Кирова. Среди команд

высококвалифицированных волейболистов были команды: Высшая Лига – «Динамо»

г. Казань, «Локомотив» г. Новосибирск, «УЭМ – Факел» г. Екатеринбург,

«Югория – Торум» г. Сургут, «Амкар» г. Пермь;

I-я Лига – «Строитель» г. Северодвинск, «Сталь» г. Чебоксары, «Каскад»

г. Махачкала, «Динамо – ИжГТУ» г.Ижевск, «Динамо» г. Киров;

Менее квалифицированные команды: ВГТУ г. Киров, ВГСХА г. Киров, ПАТП-22

г. Киров, «Баско» г. Киров, ВГПУ г. Киров.

Основные направления первого этапа исследования- обзор и анализ научно-

методической литературы по вопросам техники и тактики подач.

На втором этапе исследования для решения поставленных задач был проведён

анализ выполнения подач квалифицированных волейболистов и кировских

спортсменов. Для этого

велась запись игр мужских команд Чемпионата России и Первенства г. Кирова.

Для учёта и записи результатов наблюдений нами была разработана следующая

таблица.

Таблица 1.

| |Название команды |

| | |

|№ | |

|игрока | |

| |Выполнение подач |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

В первом столбике отмечается номер подающего игрока, в правой части

таблицы, напротив номера каждого игрока записывается, как он выполнил

подачу и сколько раз. Запись проводилась знаками:

«+» –подачи, выполненные без ошибки;

«v» -подачи сильные или обманные, затруднившие приём и

организацию нападения противника, подачи в прыжке;

«1» –подачи, которые принесли сразу выигранное очко;

«-» -игрок допустил ошибку при подаче, проиграл очко.

Полученные результаты подвергались обработке методом математической

статистики. Математическая обработка включала в себя вычисление средних

величин результатов верхних прямых подач.

При использовании метода математической статистики полученные цифровые

данные были распределены по таблицам и построены графики. Данный метод

позволяет получить данные подтверждающие или опровергающие выдвинутую в

исследовании гипотезу, а также узнать на сколько эффективно были решены

поставленные задачи.

Глава III.Результаты исследования и их

обсуждение

Результативность верхней прямой подачи и стабильность её выполнения

квалифицированными волейболистами и спортсменами низкой квалификации

оценивалась в процентном отношении. Результаты, полученные с помощью записи

игр, обрабатывались следующим образом.

По формуле вычисления результативности определили результативность

верхней прямой подачи квалифицированных волейболистов Высшей и Iй Лиги и

менее квалифицированных спортсменов.

Результативность= s(В) – s(П) Х 100%,

подачи s(общ.)

Где sВ - количество выигранных мячей

sП – количество проигранных мячей

s(общ.) – общее количество выполненных подач

Стабильность верхней прямой подачи вычислялась по формуле:

Стабильность=s(общ.) – s(п) Х 100%,

подачи s(общ.)

Где s(общ.) – общее количество выполненных подач

s(П) – количество проигранных мячей

Наблюдая за командами квалифицированных спортсменов и волейболистов

низкой квалификации, мы увидели, что команды Высшей и Iй Лиги выполняют

подачу более технично, чем низкоквалифицированные команды. Также

квалифицированные игроки более часто выполняют подачу в прыжке (что очень

хорошо видно из таблицы 3), которая в большинстве случаев приносит команде

сразу выигранное очко, грамотно применяют различные тактические действия

при подаче.

Из таблицы 4 и графиков видно, что более высокая результативность

выполнения верхней прямой подачи у более квалифицированных волейболистов,

то есть команд Высшей и Iй Лиги.

Результативность подач команд Высшей Лиги:

«Динамо» г.Казань – 57%, «Локомотив» г.Новосибирск – 53%,

«УЭМ – Факел» г.Екатеринбург – 56%, «Югория - Торум» г.Сургут – 59%,

«Амкар» г.Пермь – 45%. Следовательно, результативность подач команд Высшей

Лиги в среднем составляет 54%.

Результативность подач команд Iй Лиги:

«Стритель» г.Северодвинск – 39%, «Сталь» г.Чебоксары – 13%, «Каскад»

г.Махачкала – 23%, «Динамо - ИжГТУ» г.Ижевск – 35%, «Динамо» г.Киров – 15%.

Отсюда средний показатель результативности подачи команд Iй Лиги равен 25%.

Результативность подач команд менее квалифицированных волейболистов: ВГТУ

г.Киров – 9%, ВГСХА г.Киров – 2%, ПАТП-22 г.Киров – 4%, «Баско» г.Киров – (-

12%), ВГПУ г.Киров – (-18%). В среднем результативность подач кировских

спортсменов составляет 3%.

Низкие результаты в выполнении верхней прямой подачи мало

квалифицированных волейболистов можно объяснить малым количеством

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.