реферат бесплатно, курсовые работы
 

Оценка двигательных качеств

(зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода

сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования

эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной

нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма

активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных

нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно,

т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:

частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы

напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень

включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их

синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания

аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза.

В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет

фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия

кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом

обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных

возможностей родителей и. детей, длительные наблюдения за изменениями

показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что

двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По

данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88%

определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние

испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость,

проявляемая в целостных двигательных пактах, беге, зависит примерно в

равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных

способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11

лет. Несколько в меньшем темпе рост различных Показателей быстроты

продолжается с 11 до 14—15 лет. этому возрасту фактически наступает

стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и

максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия

разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие

скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на

5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способности невелики до

12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно

в показателях быстроты цепочных двигательных действий (бег, плавание и

т.д.).

Выносливость

Выносливость—это способность противостоять физическому

утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется

мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в

циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.)

измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых

видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого

осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В

сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности

движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем

выносливости является стабильность технически правильного выполнения

действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это

способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при

глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют

аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в

умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в

таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными

компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы

энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации

жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в

свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной

двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по

признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная

задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной

деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например,

игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими

качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной

задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость,

координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного

аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии,

от техники владения двигательным действием и уровня развития других

двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга.

Например, Можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной

скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности

зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и

биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-

психических, генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым

располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания,

сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование

и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии,

необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических

превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются

аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции,

которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых

для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым

объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности

организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы

и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после

работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление

продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в

поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности

продолжительностью до 15—20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе

энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют

соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение.

Обычно экономичность связывают с энерго- обеспечением организма во время

работы, а так как энергоросурсы (субстраты) в организме практически всегда

ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов,

затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за

счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена,

особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше

экономичность выполняемой |им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую),

зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики

соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или

функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за

счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если

рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования

жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить |активность

функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его

внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга,

увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной

устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и

тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние I проявление

выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на

достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и

результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как

целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть

неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу

через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная)

выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов

(коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор

существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма.

Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической

выносливости; для динамической силовой выносливости влияния

наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе

субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост

выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на

выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и

более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом.

Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели

максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние

показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к

нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост

наблюдается с 14 до 20 лет.

Гибкость

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в

суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее

говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых,

тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает

свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного

приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно

развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как

ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет

собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью

понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних

растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных

приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и

статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая —

в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость

характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах

(плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная

гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного

двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор,

обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями

движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и

размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение,

супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также

напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят

от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать

мышцы, который осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования

межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром

гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30

°С гибкость выше, чем при 5...10 °С); 3) проведена ли разминка (после

разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4)

разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин

нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин

пребывания \ в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее

функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления

активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному

расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается

(за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные

личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о вы-1 соком или

среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и

гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для

развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст

9—10 лет, а для активной — 10—14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и

подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее,

чем в старшем школьном возрасте.

Двигательно-координационные способности

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,

осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая

требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к

концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,

динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти

качества или способности в теории физического воспитания связывают с

понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно,

целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные

действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития

которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко -

развитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых

процессов. От степени проявления последних за - висит срочность образования

координационных связей и быстро-1 ты перехода от одних установок и реакций

к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности

быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее

совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие

неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их

можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать

пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое

равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней

мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе зависят, в

частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного

чувства», т.е. чувства прилагаемого усилив.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от

способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие,

заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее

балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся

к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и

координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным

напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в

скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью

мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных

групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы

сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной

техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов,

а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2)

деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности

двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей

(скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и

решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е.

запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и

навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления

силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются

сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на

основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к

нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации,

нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки

формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных

реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются

неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки

мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа

движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению

сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования

функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во

взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования

основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного

анализа и координации движений. В период 16--17 лет продолжается

совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.