реферат бесплатно, курсовые работы
 

Оценка двигательных качеств

Оценка двигательных качеств

Нижневартовский государственный педагогический институт.

Кафедра спортивных дисциплин.

Курсовая работа

Оценка двигательных качеств.

Работу

проверил:_______________

Работу выполнил:

Земсков Николай

Нижневартовск 2001.

Оглавление.

1.Характеристика двигательных (физических) качеств……………………3

- Силовые способности…………………………………………………..5

- Скоростные способности……………………………………………..12

- Выносливость…………………………………………………………..16

- Гибкость………………………………………………………………….21

- Двигательно-координационные способности……………………..23

2. Классификация двигательных (моторных) тестов……………………...26

- Тесты для измерения выносливости………………………………..29

- Тесты для измерения силы…………………………………………...30

- Тесты для измерения скорости……………………………………….31

- Тесты для измерения гибкости…………………………………….…32

- Тесты для измерения координационных способностей………….33

3. Список литературы……………………………………………………………40

Понятие о физических качествах

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания,

является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих

человеку. Физическими качествами принято называть врожденные

(унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря

которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека,

получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной

деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу,

быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств

употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие

характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин

воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост

показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и

«физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом

общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные

особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества,

а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным

способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-

координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо

помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим

следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных

способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В

основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных

(наследственных) анатомо-физиологических задатков.

— анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы

(свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность,

индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее

отдельных областей и др.);

— физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной

систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического

кровообращения и др.);

— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной

регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

— телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и

жировой ткани и др.);

— хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и

психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов,

темперамент, характер, особенности регуляции и само регуляции |психических

состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в

процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и

по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения

деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и

средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей

определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы

воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях.

Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы

развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать

Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические

упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих

способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на

внешние нагрузки.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные

средства и методы развития разных двигательных способностей, а также

способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать

оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования

применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей

(высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов

(контрольных упражнений).

Сила.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или

противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в

определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие

«сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо

двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых

способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном

случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий

их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и

индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно

мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4)

биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также

различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная

деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц,

которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и

красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность

ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного

энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц;

качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте)

эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и

расслаблении, трофическом влиянии центральной нервной системы на их

функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к

проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые

компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению

максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают

биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность

звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.),

биохимические (гормональные) и физиологические (особенности

функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и

др.) факторы.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими

физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая

выносливость)

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно

медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными,

предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно

большого веса);

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без

изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и

статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным

напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом

режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и

функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления

1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная

статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием

собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу

(пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на

развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая

акробатика, легкоатлетические метания и др.);

|общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое

во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными

напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью

в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей,

как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях,

в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений

(например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту. |С места и с разбега,

финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем

значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при

подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при

меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость

скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу;

2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением

мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной

скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает

способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать

максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при

низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и

метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются

скоростно-силовым индексом / в движениях, где развиваемые усилия близки к

максимуму:

I=Fmax\tmax

где Fmax—уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении;

tmax - максимальное время к моменту достижения Fmax.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и

ускоряющей силой. Стартовая сила — это характеристика способности мышц к

быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в

условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и

силовую ловкость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению,

вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями

значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют

статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая

выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а

статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с

удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук

в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета

проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре

лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных

силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы

мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба,

хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно

дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях

непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени

развития собственно силовых способностей различают абсолютную и

относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая

человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг

собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела

человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное

тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть

небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если

сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с

максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы

человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка,

самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы

в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые

способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от

средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей

мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит

от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей

считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12

до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к

общей массе тела (к 10—11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам

— 33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возрастания

относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном

возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в

указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени

поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует

учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Скоростные способности

Под скоростными способностями понимают возможности человека,

обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для

данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные

формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся

быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две

группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее

известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой

реакцией. Примерами такого вида 1 реакций являются начало двигательного

действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике

или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в

единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п.

Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному

(скрытому) периоду реакции — временному отрезку рот момента появления

сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у

взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта,

характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий

(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство

сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции

«выбора» (когда из не скольких возможных действий требуется мгновенно

выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на

движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения

(например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.

Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени

(например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы

проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в

совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В

этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К

ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий,

способность как можно быстрее набрать максимальную скорость способность

длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость

выполнения человеком целостных двигательных |действий в беге, плавании,

передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы

ее проявления. Однако |эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту

человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и

|другими факторами, в частности техникой владения действием,

координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по

фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время

составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую

максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по

дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных

качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации

необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда

факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного

аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее

композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц;

4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в

расслабленное;5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная

кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от

степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при

скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9)

возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости

протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.