реферат бесплатно, курсовые работы
 

История развития физической культуры в древней Греции и Риме

это, посещаемость гимнасий падала. В области политики стремление к изоляции

постепенно стало брать верх над тенденцией к объединению. Панэллинские

игры, некогда символизировавшие свободу и сплоченность независимых городов-

государств, в IV веке до н. э. становились лишь напоминанием о былом

величии.

Влияние на систему ценностей в классовом соотношении сил и условиях

жизни греческих полисов явно прослеживается также в эволюции идей того

времени. Ксенофан из Колофона, основатель элейской школы философов, еще в

середине VI века до н. э. поставил под сомнение однобокость идеалов

архаических агонистиков, заявив: «Те, кого прославляют их быстрые ноги или

резвые кони, явно не могут достичь никаких вершин, потому что мудрая наука

стоит большего, чем рекорды чемпионов и лошадей». Наиболее полно выразивший

идеи софистов Еврипид, который, кстати, удостаивался лаврового венка

победителя соревнований по борьбе и боксу в Элеусе и на Панафинеях, в V

веке до н. э. высказывался уже явно осуждающе.

«По всей Элладе есть бесчисленное множество гнойников,

Но нет ничего более злостного, чем род атлетов», — писал он в

«Антолике».

Строки из произведений двух греческих мыслителей, относящиеся к

периодам зарождения и последующего развития духовной революции, совершенной

софистикой, дают лишь общее представление о том историческом процессе,

который во второй половине V века до н. э. создал новую основу картины мира

греков, построенного на идеях аристократической культуры. Новый культурный

идеал в противовес основанной на ритуалах аристократической калокагатии

выдвинул задачу воспитания политически мыслящих, рассудительных и

наделенных ораторскими способностями граждан. Гражданские достоинства,

постепенно выходившие на первый план вместо агонизировавших идеалов

аристократии, строились на сознании, логическом мышлении и развитии

духовных проявлений и в условиях кризиса городов- государств закономерно

вступили в конфликт с проповедовавшейся агонистиками системой ценностей

физической культуры. То обстоятельство, что интересы новых, поднимавшихся

слоев способствовали выходу на передний план таких норм поведения

свободного гражданина, которые освобождали его от физических нагрузок,

грозило сделать неактуальной всю систему ценностей физической культуры,

выросшей из традиций аристократии, до сих пор не имевшей конкурентов.

Аристофан (450—370 гг. до н. э.) в своем ' произведении «Облака» устами

Правды выступает еще в защиту прежних идеалов. То же самое делает молодой

Аристокл (427—347 гг. до н. э.), который после успехов, достигнутых в

соревнованиях по борьбе на истмийских играх благодаря физическим данным,

приобрел известность в истории философии под именем Платона. Однако в

старости среди посещавших панэллинские состязания торговцев, спортсменов и

зрителей он уже выделяет последних как наиболее высокопоставленных

представителей греческого общества. Его ученик Аристотель (384—322 гг. до

н. э.), подходя более широко к этому вопросу, заявлял, что утомительная,

односторонне развивающая тело деятельность, за которую платят денежное

вознаграждение и которая требует слишком высокой самоотдачи, недостойна

свободного человека. Поэтому он считает гимнастику более ценной, чем

агонистику. Исходным пунктом у Аристотеля было отчуждение от физических

нагрузок. Начав с этой основы, он пришел к требованию умерить нездоровый,

слишком раздутый культ атлетизма.

Эволюция критериев ценности личности точно отражалась также в греческом

изобразительном искусстве. И, пожалуй, нигде влияние нового духа не

проявляется столь отчетливо, как в творчестве двух наиболее выдающихся

скульпторов IV века до н. э. — Лисиппа и Праксителя, которые создали новый

тип атлета, заменивший собой прежний идеал мужчины Поликлета. Их Гермес и

Апоксиомен уже и не герои, и не аристократы. Своими фигурами и движениями

они скорее напоминают танцующих светских повес, чем готовых к борьбе

атлетов.

Само собой разумеется, из программы панэллинских игр, за исключением

олимпийских, исчезло пятиборье, хранившее память об обрядах инициации. На

задний план отошли номера программы, связанные с бегом. В то же время

получили широкое распространение конные соревнования, а также состязания

колесниц и глашатаев. Наряду с ними по-прежнему сохранили популярность

благодаря своей зрелищности борьба, бокс и атлетические состязания. Однако

среди участников этих соревнований все реже попадались члены более

зажиточных семей. Несмотря на все это, мероприятия агонистиков продолжали

проводиться, сохраняя внешне то же содержание и ту же пышность. Особым

блеском прежнего величия были окрашены состязания, проходившие в рамках

Панафиний и Олимпиад. Бывшие в прошлом символом борьбы греческих городов-

государств за гегемонию, эти состязания превратились в спортивные конкурсы,

ставшие почти самоцелью. Все большее число городов начали нанимать за

деньги атлетов, чтобы поддерживать ореол прежней славы. На 98-й Олимпиаде

(388 г. до н. э.) разразился первый скандал, связанный с подкупом

спортсменов. Обнаружилось, что соперники фессалийского боксера Евпола за

различные денежные вознаграждения уступили ему дорогу к олимпийскому венку.

Позднее подкуп получил такое широкое распространение, что ссылки на него

стали применяться в качестве ораторского приема. В обиход вошло новое

понятие для обозначения участников соревнований (аскеты). Теперь их стали

называть атлетами (участвующие в состязаниях за вознаграждение).

Расширились трибуны, господствующим стал дух зрелищности.

1.8. Формирование эллинистической

физической культуры

(IV—III вв. до н. э.)

Внутренний кризис греческого общества был временно разрешен в

результате завоевания Греции Македонией (337 г. до н. э.). Колонизаторская

деятельность Греции, опиравшаяся ранее только на спорадически разбросанные

города-государства, превратилась в организованное, завоевательское по

своему характеру движение. Руководимая Александром Великим, Македония

подчинила своему господству значительную часть Древнего Востока. Под

влиянием греческой общественной структуры и культуры образовался целый ряд

эллинизированных империй и городов-центров, которые столь же нуждались в

институтах, способствовавших их внутреннему объединению, как и прежние

греческие полисы. Не случайно, поэтому диадохи (преемники Александра

Великого), конкурируя друг с другом, создали свои торговые, политические,

религиозные и спортивные центры. Они построили купальни, гимнасии, дворцы и

стадионы, которые сохранились сегодня лишь в виде развалин, но все равно

поражают высоким уровнем художественного исполнения. Поэтому нет ничего

удивительного в том, что в результате миграции наиболее известных гимнастов

и атлетов именно сюда переместились центры греческой физической культуры.

Однако богатые столицы вновь возникших империй (Александрия в Египте,

Антиохия в Сирии или Пергам в Малой Азии) требовали от физической культуры

совершенно иного, чем Древняя Эллада. Хотя система гимнастических

упражнений сохранила свои классические формы, изменились ее цели: эта

система утратила характер подготовки к обрядам инициации. Пятиборье,

требующее разносторонней физической нагрузки, было вытеснено менее

трудоемкими эстетическими упражнениями, развлекательными играми и танцами.

Осуществление общего контроля за «физическим состоянием» окончательно

перешло к профессиональным атлетам, «обладающим особыми способностями» и

достигшим выдающихся результатов в каком-либо одном виде спорта. Однако это

не означало, что представители знати, взяв на себя роль меценатов или начав

лично участвовать в состязаниях конников и глашатаев, уже отказались от

того, чтобы оказывать влияние на возросшую массу людей, проявляющих интерес

к зрелищам.

Граждане эллинизированных городов жили в намного лучших условиях, чем

на своей прежней родине. Здесь они уже не только пользовались выгодами от

рабовладения и торговли, но и имели доступ к тому огромному доходу, который

государство выжимало путем эксплуатации порабощенных народов Древнего

Востока. В этих условиях, которые обеспечивали возможности относительно

более легкой жизни, необходимо было считаться с возникшей проблемой

использования молодежью увеличившегося свободного времени.

В диалоге Лукиана (120—180 гг. н. э.) «Анахарсис, или О тренировке

тела» Солон особо подчеркивает, что он заставляет сыновей выполнять

физические упражнения с тем, чтобы они были хорошими защитниками своего

государства, а его граждане могли жить свободно. В условиях мира польза от

этого еще выше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время,

не предаются распутству, а заботятся о тренировке тела и тем самым занимают

себя.

В городах эллинских империй основной элемент физической культуры

составляла агонистика, отличавшаяся большой зрелищностью. Будучи

неспособной, конкурировать с ней, физическая культура ближневосточных

народов, верная древним традициям, оказалась оттесненной на задний план. В

этих условиях эллинистическая физическая культура стала не только

органической частью культурных связей, объединявших греков, но и средством,

с помощью которого греческие правящие слои могли оказывать влияние на

порабощенные народы. В то же время она способствовала развитию общественных

процессов в этой застывшей части мира.

1.9. Эллинистическая физическая культура после римских завоеваний

Во II веке до н. э. римские завоевания положили конец потрясениям в

эллинском мире. Однако необходимо было поставить институты и учреждения

рабовладельческого общества, укрепившегося в эпоху Рима, на службу

имперским интересам. Среди первых шагов по реализации этого политического

курса следует упомянуть предоставление грекам свободы, о чем объявил,

Фламиний после победы над Филиппом в 196 г. до н. э. на истмийских играх.

Вслед за ним многие римские политические и общественные деятели

предпринимают попытки превратить Олимпиады в имперские игры и перенести

место их проведения в Рим. Однако все эти попытки не увенчались успехом.

Например, согласно указу, изданному Суллой в 80 г. до н. э., 175-е

Олимпийские игры должны были пройти в Риме. Однако римляне не поддержали

его идею. Игры вновь состоялись в Алтисе. Позднее римские императоры

объединили игры в одно празднество. Организованная Нероном лжеолимпиада не

была причислена даже к категории периодически проходивших соревнований того

времени. Потерпев поражение, римские императоры, начиная со II века

оставили попытки силой изменить характер игр, получивших распространение на

всем эллинизированном Востоке. Согласно порядку, установленному Римом,

местные правящие круги лишались политической власти и были обязаны платить

налоги. Однако уважение римлян к экономической жизни и местным обычаям

давало им возможность создавать видимость того, что они играют какую-то

значительную роль, организовывать культовые игры, осуществлять надзор за

гимнасиями, купальнями и театрами. Аристократии различных провинций была

оставлена видимость неограниченной власти и возможность использовать

культурные институты для нейтрализации недовольства низших слоев населения.

С помощью этой политики в конечном итоге классические панэллинские игры

тоже были включены в сферу римского правления.

Такого рода сотрудничество господствующих классов провинций с

завоевателями дало начало процессу известной взаимной ассимиляции греков и

римлян. Эллины, принадлежавшие к имущим слоям, получили право на римское

гражданство, а панэллинский союз признал культ императоров в такой же

степени, как культ Зевса. Императоры и высшие чиновники стали участвовать в

тайных религиозных греческих обрядах — мистериях, брать на себя функции

организаторов различных игр, представительствовать на наиболее знаменитых

соревнованиях. В тогдашних условиях такие древние институты, как

общегреческий религиозный центр в Дельфах и панэллинские игры, утратили

свой прежний, чисто греческий характер и вместе с ним самостоятельную

политическую роль, которую они когда-то играли. Однако их культовое и

традиционное значение возродилось. Многие письменные свидетельства того

времени говорят о том, что известнейшие атлеты считали высокой честью

попасть в список победителей каких-либо панэллинских игр, прежде всего

Олимпиад, у себя на родине.

1.10. Распространение панэллинских игр в Римской империи

После некоторого временного спада, наступившего за римскими

завоеваниями, благодаря содействию императоров и наместников места

проведения игр вновь стали активно посещаться. Возрос спрос на способных

атлетов. Действовавшие при гимнасиях залы для занятий физическими

упражнениями были превращены в институты по подготовке спорстменов.

Оживился интерес и к заново отстроенной Олимпии. Точно так же, как это

делали Александр Великий и его преемники, римские императоры с помощью

организации памятных соревнований греческого типа стремились увековечить

свои победы. Эллинизированные провинции побогаче старались придать местным

празднествам панэллинский характер. Наиболее простым решением этой проблемы

было получение права на организацию каких-либо традиционных греческих игр.

По образцу Олимпиад проводились игры в Неаполе, Леонтине на острове

Сицилия, Александрии, Ницце, Фуатейре, Траллейсе, Пергаме, Смирне, Эфесе,

Атталее, Аназарбосе, Тирсосе, Магнезии, Сидоне, Антиохии и других местах. В

Мегаре, Сикионе и Теосе продолжали традиции пифий-ских игр, в Ангоре и

Сиракузах— истмийских. В Этне на Сицилии и в Аннале во Фракии проводились

игры, напоминавшие своим ритуалом не-мейские. Число мест, где проходили

подобные состязания, достигало сорока. Последние археологические раскопки

также доказывают, что в расположенных к северу от Черного моря городах

Горгиппия и Херсонесос, которые находились под греческим владычеством,

также проводились соревнования наподобие древних греческих Олимпийских игр.

В программе этих соревнований фигурировали атлетические номера, борьба,

вольная борьба (панкратион), соревнования на колесницах, стрельба из лука и

метание молота.

Однако игры, проводившиеся в эллинизированных центрах по образцу

панэллннскнх соревнований, только названием и сопровождавшими их

церемониями походили на прежние состязания, которые проходили некогда в

Греции. Иными стали их содержание и роль. Эти игры символизировали уже не

только единство греков, но в первую очередь блеск и величие соответствующих

городов, щедрость тамошних римских наместников. Они привлекали большое

число зрителей, играли важную роль в нейтрализации классовых столкновений и

проведении выборов. В других отношениях игры также постепенно теряли свой

традиционный характер, и все больше приспосабливались к условиям Римской

империи. В их рамках стали проводиться бои зверей, состязания гладиаторов.

Более того, в некоторых местах среди их участников появились женщины.

Древние «импресарио» собирали атлетов в особые организации и в соответствии

с заключенными с ними контрактами заставляли их выступать по различным

случаям. Одной из таких организаций во II веке н. э. был «Союз атлетов,

получивших венки победителей на играх в честь Геракла», руководители

которого осуществляли также надзор за императорскими купальнями.

Гимнастика, являвшаяся когда-то основным видом занятий в гимнасиях,

полностью утратила свое значение на фоне мероприятий агонистиков.

Большой спрос на атлетов и выход, на первый план агонистики повлияли на

методы тренировки. Прежние критерии отбора участников состязаний утратили

свою силу. Тетрастиль стал догмой, тренеры больше не обращали внимания на

долгосрочную подготовку атлетов. Из замечания Павсания о случае, когда

александрийский атлет Аполлоний из-за участия за денежное вознаграждение в

другом состязании с опозданием прибыл на 218-ю Олимпиаду (93 г. н. э.),

можно сделать однозначный вывод: уже в элисской гимнасии от участников

соревнований не требовали выполнения предварительных упражнений, бывших

ранее обязательными. Главными задачами атлетов на тренировках стали погоня

за достижением сиюминутного результата и успехом у зрителей. Мягкий ремень,

которым обматывали кисти рук участники кулачных боев, снабдили железными

накладками, а кое-где — медными обручами. Раны, полученные в схватках,

ставших откровенно гру быми, увековечивали скульпторы, на них ссылались

противники развития физической культуры. В то же время в кругах истинных

любителей спорта по-прежнему высоко ценилось знание техники и тактики боя.

«Златоустый ритор» I века н. э. Дио Христостомос и даже такой известный

софист, как живший в IV веке Темистиос Ефрадес, с восхищением отзывались о

стиле кулачного бойца по имени Меланкомос, добивавшегося побед над своими

соперниками, не нанося им почти никаких повреждений.

«Был среди наших предков кулачный боец — Меланкомос, который

прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения.

Согласно преданиям, император Тит также очень любил Меланкомоса, так как

тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции

и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников, уходивших (с поля боя),

радуясь снисхождению, даже если терпели в схватке поражение».

1.11. Запреты (конец IV — середина VI в. н. э.)

В конце VI века н. э. древний рабовладельческий строй вступил в период

окончательного разложения. Игры и другие мероприятия, поглощавшие огромные

денежные суммы, стали играть все меньшую роль в нейтрализации недовольства.

Законы общественного саморегулирования вынуждали власти прибегать к

экономии. Началось сокращение строительных работ, помощи, оказываемой

развитию искусства. Затем очередь дошла и до спортивных игр. Особенно там,

где игры окончательно подтвердили неспособность выполнять отводившиеся им

функции, предпринимались даже попытки запретить их. Само собой разумеется,

христианство, ставшее в это время государственной религией, но еще слабое в

идеологическом отношении, требовало полного запрещения игр. Приверженцы его

доктрины, выступавшие против «греховной телесности» и проповедовавшие

крайний аскетизм, призывали к борьбе против всех форм физической культуры,

объявленной ими языческим обычаем.

Выступление древнего христианства против физической культуры нельзя

отрывать от оценки его идеологической и политической роли. Кстати, можно

заметить, что наиболее радикальные течения, представляющие взгляды классов

и групп, поднимающихся в различные переходные эпохи, и в более поздние

периоды истории приходили в столкновение с прежней системой ценностей и

этическими нормами физической культуры. В дальнейшем мы увидим это на

примере не только древних христиан, но и средневековых пуритан, более того,

ранних организаций международного рабочего движения.

Помимо давления со стороны различных течений христианства, римские

власти настраивало против игр и то обстоятельство, что начиная с 380 года

постоянно возобновлявшаяся борьба т. н. «агонистиков» (богоборцев) в

большинстве случаев брала начало со стадионов. Феодосии подавлял это

движение с помощью самых жестоких мер. Например, в цирке города Фессалоники

он устроил избиение шести тысяч граждан. Вступивший в силу в 393 г.

Миланский эдикт запретил вести олимпийское летосчисление и проводить

периодические игры, хранившие на себе печать языческих образов, за

исключением тех празднеств, которые проходили в дни рождения императора и

по случаю вступления его на престол. Элис, бывший в свое время центром

проведения блестящих олимпийских состязаний, а теперь обедневший и

постоянно подвергавшийся нападениям варваров, стал лишь местом

паломничества сторонников развития физической культуры. Введенные запреты

здесь действительно имели силу закона и означали ликвидацию остатков

некогда проводившихся игр.

Однако в восточных провинциях империи нельзя было одним росчерком пера

уничтожить агонистику, имевшую тысячелетние традиции. По требованию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.