реферат бесплатно, курсовые работы
 

История развития физической культуры в древней Греции и Риме

конечном итоге тогда все это еще отвечало также интересам всех свободных

граждан. Прежние же племенные испытания, связанные с посвящением,

проводимые в знаменитых местах культовых обрядов, способствовали

использованию тех возможностей, которые оказались полезными с точки зрения

общественной самоорганизации греческого народа.

Ускорившийся в IХ веке до н. э. процесс классового расслоения

греческого общества не мог не оказать влияния и на выбор испытаний для

агонов (состязаний), завершающих племенные и национальные обряды

посвящения. Эти испытания, если отбросить их ритуальную оболочку,

превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств потомков прежней

национальной аристократии, которая была призвана косвенно показать внешнему

миру мощь крепнущих городов-государств, а собственному народу — физическое

превосходство «избранных». Таким образом, известный из «Илиады»

аристократический идеал «всегда стремиться к первенству, к тому, чтобы

обойти других» происходил не из якобы характерного для древних греков духа

соперничества, а их непосредственной потребности обеспечить прочность

существующей власти. Не случайно и то, что местные состязания и испытания

органически входили в культы богов того или иного города-государства.

Однако эти проявления эллинской физической культуры уже и качественно

отличались от упомянутой выше сугубо спортивной зрелищности состязаний,

проводимых в городах эгейской культуры. Здесь уже начиная с IX века до н.

э. можно проследить процесс все большего выделения из состязаний местного

значения культовых игрищ, проводимых в религиозно-политических союзах

городов (амфиктиониях), образующихся вокруг тех или иных святилищ,

принадлежащих более сильным объединениям.

Связанный с этим и имеющий отношение к Олимпиадам эпизод содержится в

легенде, согласно которой по совету дельфийского оракула — в начале IX века

до н. э — царь Элиды Ифит, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты договорились

возобновить олимпийские празднества в их прежней форме. Договаривающиеся

стороны объявили Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний

обязательным периодом мира. Эвсе-бий также связал возрождение игр с

намерением прекратить внутренние междоусобицы и потрясения иного рода.

Заслуживает внимания замечание Павсания о том, что Ифит убедил жителей

Элиды делать жертвоприношения в честь дорийца Геракла, которого они ранее

считали своим врагом.

На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно

Олимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ:

1.Алтий еще до пришествия дорийцев был не просто священной рощей, где

проводились обряды посвящения, но и ритуальным центром избрания царей.

2.Здешнее святилище Геры считалось одним из древнейших мест, где

совершались культовые ритуалы плодородия. К числу обрядов относились и

такие виды испытаний для юношества, как, например, состязание по бегу под

звуки авлоса, в ходе которого определялась «девушка года», олицетворявшая

собой плодородие.

3.Олимпия была связана тесными узами с культом предков, игравшим

определяющую роль в идеологии аристократии. Согласно мифологии, именно

здесь находились могилы Пелопса и Тараксиппа.

4.Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что, помимо

поддержки со стороны Дельфийского святилища, это место пользовалось

известностью как связанное с культом Зевса, этого наиболее авторитетного

греческого божества.

5.Олимпия была расположена в сравнительно легкодоступном и одновременно

защищенном месте.

6.Ввиду малочисленности жителей Пизы, поддерживавших тотемистические

родовые традиции, не грозила опасность того, что они попытаются

воспользоваться своим влиятельным положением в области отправления

культовых обрядов в интересах достижения политической гегемонии.

7.В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась поддержкой Спарты, самого

могущественного полиса в то время.

Объединительную роль игр резко усилила и активно проводимая в VIII—VII

вв. до н. э. колонизация. Экспансия греков в районе Средиземного моря

временно решила проблему ввоза зерна и сняла остроту классовых

столкновений. Однако при тогдашнем соотношении сил и состоянии транспортных

средств поддерживались лишь чрезвычайно слабые политические связи между

городами-метрополиями и их колониями. Эти связи строились, скорее, на

обоюдной заинтересованности в торговом обмене и политической

взаимозависимости, которую время от времени приходилось укреплять путем

заключения различного рода союзов и соответственно отправления традиционных

религиозных обрядов. В этом смысле панэллинские состязания, и прежде всего

олимпиады, зародившиеся под знаком культа Зевса, превратились в

неотъемлемые элементы укрепления межгреческих политических связей, развития

общегреческого национального сознания против «варваров», говорящих на

других языках.

Интересные выводы относительно истории развития олимпийских игр можно

сделать на основе результатов раскопок, произведенных Кунце. В ходе этих

раскопок обнаружилось, что в Олимпии были построены — по времени один за

другим — пять стадионов. Два первых стадиона древнего периода игр и

ипподром для конных состязаний были построены еще одновременно с Алтием. В

776 году до н. э. зафиксировано имя только одного победителя — Кореба,

выигравшего бег под звуки авлоса. По мере постепенного расширения программы

состязаний вводятся новые дистанции бега: на расстояние в две стадии —

диаулос (724 г. до н. э.) и несколько стадий (720 г. до н. э.). Затем

появились такие виды состязаний, как пентатлон — пятиборье и борьба (708 г.

до н. э.), кулачный бой (688 г. до н. э.), гонки колесниц (680 г. до н. э.)

и скачки и, наконец, панкратион (648 г. до н. э.). Создается группа граждан

Элиды — организаторов игр; складываются классические формы публичных

жертвоприношений, принесения присяги, жеребьевок и процедуры проведения

состязаний. Традицию венчать победителей лаврами возобновили лишь начиная с

7-й Олимпиады по уже упоминавшемуся совету дельфийского оракула. Первые

одиннадцать Олимпиад прошли под знаком превосходства мессенцев, затем

вперед вышли пятиборцы Спарты. Кроме пелопоннесцев первыми участниками игр

из числа представителей других частей Греции стали афиняне (21-я

Олимпиада), а из колонии — посланцы Смирны (23-я Олимпиада).

Олимпийские игры древнего периода несли на себе отпечаток духовной

гегемонии аристократии, что в первую очередь объясняется влиянием Спирты.

Старинные традиции посвящения тогда уже получили политическое содержание.

Из-за введения обязательного подготовительного времени для участников

состязаний рядовые граждане из числа свободнорожденных оказывались в

чрезвычайно невыгодном положении. Женщины, неполноправные граждане, варвары

и те, против которых было возбуждено какое-либо дело, не могли участвовать

в состязаниях. Правда, для женщин в иное время по-прежнему устраивали

традиционные соревнования в беге.

Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями

тогдашнего военного искусства и мистифицированными представлениями о

физических возможностях человека. Из записей Филострата и прочих материалов

по этому вопросу видно, что греки вначале отдавали предпочтение скорости, а

затем силе. Они перетаскивали тяжелые камни, соревновались в погоне за

животными, тянули вручную груженые телеги и сгибали толстые ветви деревьев.

Состязания по бегу происходили не по круговой дорожке, а по прямой — туда и

обратно — между местом старта и находящимся в конце дистанции алтарем,

имитируя, по сути дела, движение боевых греческих порядков. Наиболее

наглядно это демонстрирует вид состязаний под названием бег с оружием.

Одна из ссылок Лукиана однозначно свидетельствует о том, что

происхождение такого вида состязаний, как прыжки в длину с отягощениями в

руках, связано с необходимостью развития у воинов способности преодолевать

преграды на местности. «И коль скоро им следует перепрыгивать через рвы и

другие препятствия, — рассуждает Солон, — мы готовим их к этому: они

практикуются с отягощениями в руках». Гантели в правой и левой руке

символизировали оружие. Они помогали прыгуну оттолкнуться от земли при

выполнении серии из пяти следующих один за другим прыжков в длину с места,

а при приземлении способствовали восстановлению равновесия и получению

более четкого отпечатка пяток. Метание боевого диска воины, образующие

сомкнутый боевой порядок, могли производить только в вертикальной

плоскости. Это движение сохранилось в метании диска. Метание копья также

возникло из упражнений по отработке навыков метания боевых копий. Согласно

требованиям военной подготовки, при оценке результатов состязания считалась

действительной лишь длина броска, произведенного в пределах специально

отведенной для этого полосы. Соответствие законам аэродинамики достигалось

не за счет конструкции самого копья, а путем сообщения ему вращательного

движения вокруг своей оси в момент броска при помощи кожаной рукоятки.

Колесница для состязаний еще в III веке до н. э. сохраняла небольшие

массивные колеса боевой колесницы, хотя путем увеличения диаметра колес и

их облегчения можно было бы достичь большей скорости передвижения.

В боевых действиях, которые велись при помощи легко тупящегося и

зазубривающегося оружия, нельзя было обойтись без владения приемами борьбы

и панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению

живой силы противника, а к ее пленению.

Связь между техникой и тактикой боевых акций и спортивных состязаний

наиболее наглядно проявлялась в кулачном бое. В греческом боксе, как

известно, соперники наматывали на кисти рук и запястья ремни из бычьей

кожи. Удары разрешалось наносить лишь в голову и лицо. Того, кто наносил

удар в иное место, отстраняли от участия в состязаниях. Этот обычай возник

вследствие того, что дорийские племена в отличие от ахаицев вначале не

пользовались шлемами, а защищали голову щитом, надетым на предплечье, или

медной пластиной. Выработанная для этого своеобразная техника ведения

кулачного боя укоренилась в агонистических состязаниях и продолжала

практиковаться даже тогда, когда характер вооружения уже изменился.

Дискуссия в кругах специалистов по истории спорта относительно того,

каковы были критерии определения победителей состязаний, не утихает по сей

день. Однозначные описания этого не сохранились. Поэтому авторы,

принадлежащие к различным школам, на совершенно спекулятивной основе,

черпая свои доводы из обрывков мифов и противоречащих друг, другу

источников того времени, перенося в прошлое современные правила проведения

спортивных соревнований, сложившиеся в конце прошлого века, приходят к

прямо противоположным выводам. Ко всему этому примыкает то абсурдное

предположение, что за более чем тысячелетнее существование игр в правилах

проведения состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению, правильный

подход к рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных

источников, заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний

в ту или иную эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и

не в последнюю очередь внутреннего развития форм движений. Четким

определяющим фактором древних игр был ритуал. В рамках этого следует

отделять процесс отбора в ходе подготовки к обряду посвящения (который,

предшествуя олимпиаде, проводился в палестрах Элиды) и само публичное

состязание, до которого могли дойти лишь наиболее перспективные атлеты.

С учетом вышеупомянутого у двух устроителей игр, — которые одновременно

исполняли функции судей — не было особенно больших трудностей при

определении победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных

состязаниях. Однако в поединках, где Состязающиеся олицетворяли жизненную

силу своих полисов, в отличие от сегодняшних понятий критерием победы

служило действительное выведение соперника из строя или принуждение его

признать свое поражение. В борьбе это достигалось путем проведения

эффектного приема, лишающего соперника возможности продолжать поединок, а с

VII века до н. э. — путем принуждения его встать на колени. Однако в

кулачном бое и панкратионе поединки древней эпохи считались завершенными

только в тех случаях, когда один из соперников терял сознание, получал

повреждение или отказывался от продолжения схватки. Но последнее

рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются ссылки на то,

что в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после первых

поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих видах

состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.

По моему мнению, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на

основе принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья

математически могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того,

что каждый из видов резко отличался от другого по качеству физических

усилий, наиболее частым явлением был вариант, при котором победителями в

беге, прыжках, метании диска и копья оказывались разные участники

состязаний. В таком случае однозначно проводились финальные соревнования по

борьбе. Аналогичным образом решался вопрос в тех случаях, когда двое

побеждали в двух видах состязаний, либо когда один участник побеждал в двух

видах, а в двух других видах достигались равные результаты. Если же один

участник оказывался победителем в трех видах пятиборья, то в организации

соревнований по борьбе для выявлений победителя уже не было нужды, то есть

пятый вид состязаний не имел значения.

Принципы присуждения призов также не укладываются в представления о

любительском и профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века.

Вплоть до наших дней продолжает бытовать убеждение, будто победители

состязаний — в том числе и владельцы лошадей, использовавшихся в гонках на

колесницах или скачках, — получали на античных олимпиадах лишь венки,

сплетенные из лавров священной рощи Алтий, и одновременно приобретали право

воздвигнуть себе памятник в этой роще. Согласно этому воззрению, они,

следовательно, были еще «любителями», а денежное вознаграждение или

«превращение в профессионалов» — явление, характерное

[pic]

Рисунок на вазе: скачки (VI век до н. э.)

уже для начала эпохи спада и разложения. Однако в действительности речь

в данном случае идет не более чем о перенесении нынешних представлений о

спортивной этике в прошлое. Общественное признание победителей античных

состязаний уже во времена панэллинских игр, считающихся «самыми

любительскими», превосходило представления о вознаграждении, связанные с

современными профессионалами.

1.4. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до н. э.)

Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была

наиболее развитым рабовладельческим образованием. Ближневосточные монархии,

а также Китай и Рим намного превосходили греческие города-государства по

производственной базе, технике, науке и богатству. Несмотря на это,

физическая культура греческих полисов в VI—V веках до н. э. достигла такого

уровня, к которому не мог даже приблизиться ни один другой народ того

времени (многогранное начальное физическое обучение, агонистика, движущим

мотивом которой было достижение более высоких качественных показателей,

система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр — специальных

учебных заведений). Именно поэтому целесообразно познакомиться со

специфическими условиями, которые сделали возможным расцвет физической

культуры в Греции. Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство

большинства постоянно соперничавших друг с другом полисов, которое при всей

ограниченности являлось предпосылкой подлинного развития физической

культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа древности не переплетались

столь тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к

объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции

человек сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на

более высоком уровне.

1.5. Физическое воспитание в Спарте и Афинах

Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств

нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При

знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте

коснеющие общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти

целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной

муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные

сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего

идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики

(гигиеническая, военная, эстетическая и нравственная) в полной мере могли

реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова

историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего

проследить на сопоставлении развития этих двух полисов.

Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции,

достигла апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч

спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и

почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на

тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог

удерживать власть, лишь организовав все государство по образцу военного

лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось

соответственно этому формирование подрастающего поколения, способного

победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося

старшим.

Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету

старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет

находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье

с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени

закалялись.

Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки

Платона (427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким

образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В

соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя

из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, став

взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами.

Детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив

на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей.

Эффективность воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем, что

ответственность за развитие детей несли все взрослые. В то же время

воспитателей выбирали не из числа равнодушных рабов, а среди наиболее

заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый

ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление

об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими

представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе

физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и

даже царапания ногтями. Чтобы убедиться в том, что дети растут «удальцами»,

в их среде иногда намеренно провоцировали раздоры и драки. Каждый год

завершался соревнованиями с использованием также мистификаций, связанных с

различными древними культами.

Так, например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев

прошлого, культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями

предков. Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед

алтарем Артемиды.

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в

пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал по

существу испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих

посвящаемых проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень

илотов. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.