реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей

и 20 квалифицированных спортсменов.

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-

тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах

начальной подготовки борцов по вольной борьбе. Специализированной

детско-юношеской спортивной школы № 10. На основании экспертных оценок

регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения

технико-тактических действий юными спортсменами.

2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В процессе педагогического эксперимента для оценки кондиционных

способностей детей использовались следующие контрольные упражнения

(тесты):

1. Бег 30 м с высокого старта (с);

2. Прыжок в длину с места (см);

3. Подтягивание на перекладине (количество раз);

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

5. Бег 400 м.

Оценка способности к ведению единоборства производилась с помощью

следующих двигательно-соревновательных тестов:

1. Осаливание голеностопа соперника;

2. Забегание за спину соперника;

3. Тиснение соперника из круга;

4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

На основании результатов контрольных испытаний был осуществлен

предварительный отбор детей в группы начальной подготовки по вольной

борьбе.

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебно-

тренировочного процесса юных спортсменов о сентября 2000 г по апрель 2001

года.(или взять по четвертям)

На основании контрольного тестирования спортивных способностей была

сформирована экспериментальная группа в количестве 30 мальчиков 13-14

летнего возраста. По окончании эксперимента вследствие отсева в ней

насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа

занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально

развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально

разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной,

основной и заключительной частях занятий.

В соответствии с целью и задачами педагогического исследования нами

была сформулирована программа подвижных игр для детей в группы подготовки

на основе диагностики их спортивных способностей. Программа предусматривает

оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей

и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства

на основе двигательно-соревновательных тестов (рис.3).

рис.з. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

|Тестирование спортивных|Сопоставление с |Определение |Внедрение |

|способностей на основе |результатами |прогностической|результатов |

|– комплекса №1 (оценка |соревновательной |значимости |исследований в |

|физической |деятельности |каждого |спортивную |

|подготовленности) – |(определение |комплекса |практику |

|комплекса №2 (оценка |коэффициента | | |

|способности к ведению |ранговой | | |

|единоборства)-комплекса|корреляции по | | |

|№3 (комплекса №1 и №2 в|Спирмену) | | |

|совокупности) | | | |

| | | |

| | | |

2.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для объективной интерпретации полученных данных применялись

следующие методы:

t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и

объективных способов установления меры связи между факторами.

Ранговая корреляция по Спирмену (корреляция рангов), являющаяся одним

из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между

факторами. Коэффициент корреляции рангов вычислялся по формуле:

6*(d2

rs = 1 - n(n2-1)

В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции

приведена в специальной литературе (2; 19).

ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ

СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В современной психологии и педагогике выделены различные виды

способностей человека (4; 5; 20; 22; 26). Сложными частными или

специальными принято называть способности, определяемые такой

структурой свойств личности, которая помогает добиться высоких результатов

в избранном виде профессиональной или спортивной деятельности.

Спортивные способности представляют из себя комплекс двигательных,

морфофункциональных, психофизиологических и психических проявлений,

имеющих сложную динамическую структуру и формирующихся при постоянном

взаимодействии генетических и средовых факторов (В.К.Бальсевич, 3;

4). Спортивные способности борцов, прежде всего проявляются в умении

эффективно вести единоборство в реальных условиях соревновательной

схватки. При этом им необходимо выполнять быстрые, точные и, в конечном

счете, результативные технико-тактические действия на фоне значительного

мышечного и сенсорного утомления, оперативно анализировать поступающую

информацию, принимать адекватные конкретной ситуации решения. А также

быстро переключаться с одних действий на другие, соединять их в различные

комбинации. Кроме того, находясь в непосредственном контакте,

контролировать положение тела соперника, осуществлять наиболее выгодные

захваты, грамотно строить тактическую схему схватки и доводить ее до

победы.

Прогнозирование успешности спортивной деятельности детей

предполагает изучение задатков как предпосылок их способностей исходя

из этого, оценку моторных задатков в процессе начального отбора для

занятий борьбой целесообразно производить с помощью движений, присущих

данному виду спорта. Главным требованием при этом должно быть отсутствие

специальной предварительной подготовки.

Как уже отмечалось, в настоящее время существуют различные подходы

к проведению начального отбора. Однако, используемый в настоящее время

набор средств не позволяет оценивать двигательные качества с учетом

специфики спортивной борьбы.

Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализации задач

начального отбора является применение игровых комплексов с элементами

единоборств, с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка

моторных задатков в условиях соревновательного поединка.

Исходя из вышесказанного, нами разработан специализированный игровой

комплекс, состоящий ив следующих игр-единоборств: осаливание голеностопа

соперника, забегание за спину соперника в партере, тиснение из круга,

борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

Предварительная апробация показала, что данный комплекс отвечает

следующим требованиям:

1. Доступность для детей различного возраста, физического развития

и подготовленности;

2. Высокая прогностичность и компактность;

3. Возможность получения интегрального результата в виде победы иди

поражения, а также экспертной оценки способностей и качеств

претендентов;

4. Простота правил и условий проведения соревнований;

5. Возможность интерпретации и математически-статистической обработки

результатов соревнований.

Соревнования по играм-единоборствам проводятся по круговой системе

до 2-х побед, т.е. максимально возможное количество охваток между двумя

борцами - 3 (в одном виде). При большом количестве претендентов возможно

использование системы с выбыванием после 2-х поражений.

Вторую часть комплекса контрольных испытаний составили 5 тестов для

оценки скоростных, скоростно-силовых качеств, силовой и общей

выносливости, описанных в гл.2.

Оценка спортивных способностей была произведена в сентябре 2000 г.

на базе ДЮСШ №7 (табл.2). Анализ полученных результатов свидетельствует о

том, что четкой взаимосвязи между результатами, показанными детьми в

тестах-единоборствах и их результатами в тестах по оценке физических

качеств не обнаружено (rs= 0,51 при Р < 0,01) (табл. З), т.о.,

претенденты, показавшие высокий уровень физической подготовленности в 20

процентах случаев заняли низкие места в тестах-единоборствах.

Дальнейший анализ был проведен через 15 месяцев занятий для

определения прогностической значимости каждого комплекса в отдельности:

А) комплекса по оценке физической подготовленности (№1);

Б) комплекса по оценке способности к ведению единоборства (№2).

Также была определена прогностическая значимость совокупности

описанных комплексов, составивших основу разрабатываемой методики отбора

(комплекс №3).

Для чего был вычислен коэффициент ранговой корреляции (по

Спирмену) между показателями тестирования и результатами соревновательной

деятельности испытуемых.

Так, коэффициент ранговой корреляции показателей физической

подготовленности с показателями соревновательной деятельности

(первенство ДЮСШ и открытый чемпионат г. Улан-Удэ) составил rs=0,54 и

rs=063 при Р < 0,01 соответственно (табл. 4; 5). Это свидетельствует о

недостаточной прогностической значимости комплекса тестов по оценке

физической подготовленности.

О высокой прогностической значимости комплекса тестов-единоборств

свидетельствуют коэффициенты ранговой корреляции между результатами

схваток в играх-единоборствах и результатами соревновательной деятельности

(RS=0,93 и RS=0,86 при Р< 0,01) (табл. б; 7).

Высокой прогностической значимостью также можно охарактеризовать

комплекс состоящий из совокупности тестов-единоборств и тестов по оценке

физических качеств (RS =0,82 и RS =0,87 при Р<0,01) (табл.8; 9).

Таким образом, наибольшую прогностическую значимость имеют

комплекс, состоящий из тестов-единоборств № 2 и комплекс, включающий в

себя совокупность тестов-единоборств и тестов для оценки физической

подготовленности № 3.

Однако по-нашему мнению, для применения в спортивной практике следует

рекомендовать комплекс № 3, т.к. он дает еще и количественную информацию об

уровне физической подготовленности, т.е. информация полученная в

результате его применения будет наиболее полной.

Т.о., можно заключить следующее: использование комплекса

контрольных испытаний, состоящего из тестов-единоборств и тестов для

оценки физических качеств даст возможность существенно повысить качество

отбора детей для занятий вольной борьбой.

ВЫВОДЫ

1. В настоящее время разработаны основные теоретико-методические

положения системы начального отбора и ориентации в спортивной

борьбе. Накоплен значительный объем информации об основных

факторах, определяющих спортивную результативность на ранних

этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств,

составляющих спортивные способности, о прогностичности

педагогических, медико-биологических и психологических тестов для

прогнозирования спортивных результатов. Показано, что наиболее

эффективный путь начального отбора - это изучение не

феноменологических показателей, а реальных морфологических,

физиологических, биохимических и др. характеристик и механизмов,

определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности.

2. В настоящее время существуют различные подходы и большое

количество частных методик начального отбора, но как правило, в

них применяются одни и те же контрольные упражнения (бег, прыжки,

отжимания, подтягивания, метаний) с помощью которых двигательные

качества оцениваются в отрыве от специфики спортивной борьбы.

3. На основе анализа и обобщения данных научно-методической

литературы, опроса и собственных наблюдений разработан комплекс

контрольных испытаний, включающий в себя тесты для оценки

спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях

ведения единоборства.

4. Наибольшей прогностической значимостью обладают комплекс № 2,

состоящий из тестов-единоборств и комплекс № 3, состоящий из

совокупности тестов-единоборств и тестов по оценке физической

подготовленности. При этом нами сделан вывод о том, что для

применения в спортивной практике следует рекомендовать комплекс №

3, как наиболее полно и адекватно отражающий уровень спортивных

способностей детей на этапе начальной подготовки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендуемые тесты для оценки физической подготовленности:

1. Бег 30 м (с);

2. Прыжок в длину с места (см);

3. Подтягивание на перекладине (кол-во раз);

4. Отжимание в упоре лежа (кол-во раз);

5. Бег 400 м (мин, с).

Результаты тестирования заносятся в специальный протокол

(табл.).

Оценка способности к ведению единоборства производится с помощью

двигательно-соревновательных тестов:

1. Осаливание голеностопа соперника. Борцы становятся в положение

борцовской стойки, дается команда осалить голеностоп соперника;

2. Забегание за спину соперника. Борец по жребию или указанию тренера

становится в высокий партер, а соперник захватив голову и руку должен

забежать ему за спину т.е. заработать выигрышный балл.

3. Тиснение соперника из круга. В окрестном захвате борец должен

вытеснить соперника из круга.

4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Побежденным

признается тот. кто раньше коснется ковра любой частью тела.

Результаты соревнований заносятся в вышеуказанный протокол.

Полученные результаты ранжируются по убывающей. Присваиваются места и на

их основе ранги. При необходимости выставления оценки в баллах

целесообразно придерживаться следующей градации: 15% - испытуемых получают

оценку "5"; 35% - "4"; 35% - "З"; и 15% - "2".

Набравшие наименьшую сумму мест (рангов) зачисляются в группу

начальной подготовки. При равенстве общей суммы баллов (рангов)

преимущество отдается тому, кто имеет более высокий показатель в тестах-

единоборствах.

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

В данной главе работы мы рассмотрим построение и результаты

естественного педагогического эксперимента, проведенного для определения

эффективности предлагаемых нами специализированных подвижных игр,

включенных в методику обучения технико-тактическим действиям по сравнению с

традиционной методикой обучения. Одновременно в эксперименте проверялось

влияние специализированных подвижных игр на физическую (общую и

специальную) подготовленность.

Определение теоретической основы для включения специализированных

подвижных игр в методику обучения технико-тактическим действиям и

разработка игровой методики обучения подробно освещены в предыдущих

разделах диплома, поэтому сформулируем гипотезу и раскроем организацию и

проведение естественного педагогического эксперимента.

Напомним, что гипотезой эксперимента было следующее:

применение специализированных подвижных игр, включенных в методику обучения

технико-тактическим действиям позволит повысить эффективность усвоения

учебного материала и сформировать навыки выполнения технико-тактических

действий в условиях соревновательных схваток и одновременно улучшит

физическую подготовленность юных борцов.

Организация и проведение педагогического эксперимента

Организация и проведение нашего педагогического эксперимента

осуществлялось исходя из положений построения педагогических

экспериментов, предложенных в работе И.И. Тихонова /116/.

Педагогический эксперимент проводился в течение 4 месяцев с

декабря 2000 г. по апрель 2001 г. Время начала эксперимента было

выбрано с учетом отсева в группах, поскольку количество учащихся в

группах начальной подготовки стабилизируется после 3-х, 4-х месяцев

занятий.

В качестве испытуемых выступали учащиеся СДЮШОР № 10 г. Улан-

Удэ, занимающихся вольной борьбой. Исходя из того, что нами проводился

естественный педагогический эксперимент, контрольная и

экспериментальная группы формировались на основе уже сложившихся групп

начальной подготовки 1-го года обучения, занимающихся вольной борьбой.

В эксперименте участвовало 24 учащихся, в экспериментальной группе - 12

человек и в контрольной - 12 человек.

Эксперимент проходил в рамках действующего расписания занятий:

три раза в неделю - понедельник, среда, пятница, утром с 10.00 до 11.30

и днём с 14.00-15.30 в одно и тоже время. Занятия проводились в

борцовском зале "Динамо".

Учащиеся, принимавшие участие в эксперименте, ранее не изучали

броски поворотом захватом руки и одноименной ноги изнутри и бросок

подворотом захватом одной руки.

Контрольная группа обучалась с помощью традиционной методики, а

экспериментальная - по предлагаемой нами методике обучения, включающей

специализированные подвижные игры, которая подробна изложена в

предыдущей главе. Содержание обучения для обеих групп было одинаковое и

определялось исходя из уточнённого и дополненного содержания программы

для ДЮСШ /29/.

В ходе эксперимента было проведено два обследования

предварительное, итоговое.

Методика проведения игр с элементарными формами борьбы

При проведении игр с элементарными формами борьбы группа

разделяется на две равные команды. Капитан посылает по одному игроку в

круг, при этом подбирая своего игрока к игроку другой команды.

Поочередно каждый капитан первый называет своего игрока. Подбор игроков

может осуществляться с равным, более сильным и слабым партнеров. Игры с

элементарными формами борьбы проводятся на ковре, их можно проводить

так же как и игры с касаниями и игры с захватами, разбив всех

занимающихся по парам.

В начальном периоде применения специализированных подвижных игр

нужно ребят научить играть, часто происходит так, что игра переходит в

серьезное выяснение кто "сильнее" или в простое упражнение. Умение

вводить учеников в игровое состояние приходит к тренеру постепенно в

результате приобретения педагогического опыта.

Перечень игр был отобран в результате анализа автором задач,

стоящих в программе начальной подготовки в вольной борьбе.

Время на игры отводилось следующим образом.

Игры с касаниями последовательно по занятиям:

затылка – 3 мин; руки – 3 мин; бедра – 3 мин; комбинации –

каждое занятие – 3 мин.

Игры с атакующими захватами: головы – 3 мин; руки – 3 мин;

туловища – 3 мин; ноги – 3 мин последовательно на занятиях и комбинации

– 3 мин на каждом занятии.

Игры с тиснениями: спиной вперёд – 3 мин; без рук – 3 мин; с

руками – 3 мин последовательно по 3 минуты на занятие.

Игры с элементарными техническими действиями: по 3 мин каждая

игра последовательно на занятиях.

Итого времени, выделяемого на игры, 18 мин.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.