| |||||
МЕНЮ
| Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношейи 20 квалифицированных спортсменов. 2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно- тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки борцов по вольной борьбе. Специализированной детско-юношеской спортивной школы № 10. На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения технико-тактических действий юными спортсменами. 2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В процессе педагогического эксперимента для оценки кондиционных способностей детей использовались следующие контрольные упражнения (тесты): 1. Бег 30 м с высокого старта (с); 2. Прыжок в длину с места (см); 3. Подтягивание на перекладине (количество раз); 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз); 5. Бег 400 м. Оценка способности к ведению единоборства производилась с помощью следующих двигательно-соревновательных тестов: 1. Осаливание голеностопа соперника; 2. Забегание за спину соперника; 3. Тиснение соперника из круга; 4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. На основании результатов контрольных испытаний был осуществлен предварительный отбор детей в группы начальной подготовки по вольной борьбе. 2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебно- тренировочного процесса юных спортсменов о сентября 2000 г по апрель 2001 года.(или взять по четвертям) На основании контрольного тестирования спортивных способностей была сформирована экспериментальная группа в количестве 30 мальчиков 13-14 летнего возраста. По окончании эксперимента вследствие отсева в ней насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной, основной и заключительной частях занятий. В соответствии с целью и задачами педагогического исследования нами была сформулирована программа подвижных игр для детей в группы подготовки на основе диагностики их спортивных способностей. Программа предусматривает оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства на основе двигательно-соревновательных тестов (рис.3). рис.з. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА |Тестирование спортивных|Сопоставление с |Определение |Внедрение | |способностей на основе |результатами |прогностической|результатов | |– комплекса №1 (оценка |соревновательной |значимости |исследований в | |физической |деятельности |каждого |спортивную | |подготовленности) – |(определение |комплекса |практику | |комплекса №2 (оценка |коэффициента | | | |способности к ведению |ранговой | | | |единоборства)-комплекса|корреляции по | | | |№3 (комплекса №1 и №2 в|Спирмену) | | | |совокупности) | | | | | | | | | | | | 2.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ Для объективной интерпретации полученных данных применялись следующие методы: t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Ранговая корреляция по Спирмену (корреляция рангов), являющаяся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Коэффициент корреляции рангов вычислялся по формуле: 6*(d2 rs = 1 - n(n2-1) В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции приведена в специальной литературе (2; 19). ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В современной психологии и педагогике выделены различные виды способностей человека (4; 5; 20; 22; 26). Сложными частными или специальными принято называть способности, определяемые такой структурой свойств личности, которая помогает добиться высоких результатов в избранном виде профессиональной или спортивной деятельности. Спортивные способности представляют из себя комплекс двигательных, морфофункциональных, психофизиологических и психических проявлений, имеющих сложную динамическую структуру и формирующихся при постоянном взаимодействии генетических и средовых факторов (В.К.Бальсевич, 3; 4). Спортивные способности борцов, прежде всего проявляются в умении эффективно вести единоборство в реальных условиях соревновательной схватки. При этом им необходимо выполнять быстрые, точные и, в конечном счете, результативные технико-тактические действия на фоне значительного мышечного и сенсорного утомления, оперативно анализировать поступающую информацию, принимать адекватные конкретной ситуации решения. А также быстро переключаться с одних действий на другие, соединять их в различные комбинации. Кроме того, находясь в непосредственном контакте, контролировать положение тела соперника, осуществлять наиболее выгодные захваты, грамотно строить тактическую схему схватки и доводить ее до победы. Прогнозирование успешности спортивной деятельности детей предполагает изучение задатков как предпосылок их способностей исходя из этого, оценку моторных задатков в процессе начального отбора для занятий борьбой целесообразно производить с помощью движений, присущих данному виду спорта. Главным требованием при этом должно быть отсутствие специальной предварительной подготовки. Как уже отмечалось, в настоящее время существуют различные подходы к проведению начального отбора. Однако, используемый в настоящее время набор средств не позволяет оценивать двигательные качества с учетом специфики спортивной борьбы. Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализации задач начального отбора является применение игровых комплексов с элементами единоборств, с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка моторных задатков в условиях соревновательного поединка. Исходя из вышесказанного, нами разработан специализированный игровой комплекс, состоящий ив следующих игр-единоборств: осаливание голеностопа соперника, забегание за спину соперника в партере, тиснение из круга, борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Предварительная апробация показала, что данный комплекс отвечает следующим требованиям: 1. Доступность для детей различного возраста, физического развития и подготовленности; 2. Высокая прогностичность и компактность; 3. Возможность получения интегрального результата в виде победы иди поражения, а также экспертной оценки способностей и качеств претендентов; 4. Простота правил и условий проведения соревнований; 5. Возможность интерпретации и математически-статистической обработки результатов соревнований. Соревнования по играм-единоборствам проводятся по круговой системе до 2-х побед, т.е. максимально возможное количество охваток между двумя борцами - 3 (в одном виде). При большом количестве претендентов возможно использование системы с выбыванием после 2-х поражений. Вторую часть комплекса контрольных испытаний составили 5 тестов для оценки скоростных, скоростно-силовых качеств, силовой и общей выносливости, описанных в гл.2. Оценка спортивных способностей была произведена в сентябре 2000 г. на базе ДЮСШ №7 (табл.2). Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что четкой взаимосвязи между результатами, показанными детьми в тестах-единоборствах и их результатами в тестах по оценке физических качеств не обнаружено (rs= 0,51 при Р < 0,01) (табл. З), т.о., претенденты, показавшие высокий уровень физической подготовленности в 20 процентах случаев заняли низкие места в тестах-единоборствах. Дальнейший анализ был проведен через 15 месяцев занятий для определения прогностической значимости каждого комплекса в отдельности: А) комплекса по оценке физической подготовленности (№1); Б) комплекса по оценке способности к ведению единоборства (№2). Также была определена прогностическая значимость совокупности описанных комплексов, составивших основу разрабатываемой методики отбора (комплекс №3). Для чего был вычислен коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену) между показателями тестирования и результатами соревновательной деятельности испытуемых. Так, коэффициент ранговой корреляции показателей физической подготовленности с показателями соревновательной деятельности (первенство ДЮСШ и открытый чемпионат г. Улан-Удэ) составил rs=0,54 и rs=063 при Р < 0,01 соответственно (табл. 4; 5). Это свидетельствует о недостаточной прогностической значимости комплекса тестов по оценке физической подготовленности. О высокой прогностической значимости комплекса тестов-единоборств свидетельствуют коэффициенты ранговой корреляции между результатами схваток в играх-единоборствах и результатами соревновательной деятельности (RS=0,93 и RS=0,86 при Р< 0,01) (табл. б; 7). Высокой прогностической значимостью также можно охарактеризовать комплекс состоящий из совокупности тестов-единоборств и тестов по оценке физических качеств (RS =0,82 и RS =0,87 при Р<0,01) (табл.8; 9). Таким образом, наибольшую прогностическую значимость имеют комплекс, состоящий из тестов-единоборств № 2 и комплекс, включающий в себя совокупность тестов-единоборств и тестов для оценки физической подготовленности № 3. Однако по-нашему мнению, для применения в спортивной практике следует рекомендовать комплекс № 3, т.к. он дает еще и количественную информацию об уровне физической подготовленности, т.е. информация полученная в результате его применения будет наиболее полной. Т.о., можно заключить следующее: использование комплекса контрольных испытаний, состоящего из тестов-единоборств и тестов для оценки физических качеств даст возможность существенно повысить качество отбора детей для занятий вольной борьбой. ВЫВОДЫ 1. В настоящее время разработаны основные теоретико-методические положения системы начального отбора и ориентации в спортивной борьбе. Накоплен значительный объем информации об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности, о прогностичности педагогических, медико-биологических и психологических тестов для прогнозирования спортивных результатов. Показано, что наиболее эффективный путь начального отбора - это изучение не феноменологических показателей, а реальных морфологических, физиологических, биохимических и др. характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности. 2. В настоящее время существуют различные подходы и большое количество частных методик начального отбора, но как правило, в них применяются одни и те же контрольные упражнения (бег, прыжки, отжимания, подтягивания, метаний) с помощью которых двигательные качества оцениваются в отрыве от специфики спортивной борьбы. 3. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы, опроса и собственных наблюдений разработан комплекс контрольных испытаний, включающий в себя тесты для оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения единоборства. 4. Наибольшей прогностической значимостью обладают комплекс № 2, состоящий из тестов-единоборств и комплекс № 3, состоящий из совокупности тестов-единоборств и тестов по оценке физической подготовленности. При этом нами сделан вывод о том, что для применения в спортивной практике следует рекомендовать комплекс № 3, как наиболее полно и адекватно отражающий уровень спортивных способностей детей на этапе начальной подготовки. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендуемые тесты для оценки физической подготовленности: 1. Бег 30 м (с); 2. Прыжок в длину с места (см); 3. Подтягивание на перекладине (кол-во раз); 4. Отжимание в упоре лежа (кол-во раз); 5. Бег 400 м (мин, с). Результаты тестирования заносятся в специальный протокол (табл.). Оценка способности к ведению единоборства производится с помощью двигательно-соревновательных тестов: 1. Осаливание голеностопа соперника. Борцы становятся в положение борцовской стойки, дается команда осалить голеностоп соперника; 2. Забегание за спину соперника. Борец по жребию или указанию тренера становится в высокий партер, а соперник захватив голову и руку должен забежать ему за спину т.е. заработать выигрышный балл. 3. Тиснение соперника из круга. В окрестном захвате борец должен вытеснить соперника из круга. 4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Побежденным признается тот. кто раньше коснется ковра любой частью тела. Результаты соревнований заносятся в вышеуказанный протокол. Полученные результаты ранжируются по убывающей. Присваиваются места и на их основе ранги. При необходимости выставления оценки в баллах целесообразно придерживаться следующей градации: 15% - испытуемых получают оценку "5"; 35% - "4"; 35% - "З"; и 15% - "2". Набравшие наименьшую сумму мест (рангов) зачисляются в группу начальной подготовки. При равенстве общей суммы баллов (рангов) преимущество отдается тому, кто имеет более высокий показатель в тестах- единоборствах. ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В данной главе работы мы рассмотрим построение и результаты естественного педагогического эксперимента, проведенного для определения эффективности предлагаемых нами специализированных подвижных игр, включенных в методику обучения технико-тактическим действиям по сравнению с традиционной методикой обучения. Одновременно в эксперименте проверялось влияние специализированных подвижных игр на физическую (общую и специальную) подготовленность. Определение теоретической основы для включения специализированных подвижных игр в методику обучения технико-тактическим действиям и разработка игровой методики обучения подробно освещены в предыдущих разделах диплома, поэтому сформулируем гипотезу и раскроем организацию и проведение естественного педагогического эксперимента. Напомним, что гипотезой эксперимента было следующее: применение специализированных подвижных игр, включенных в методику обучения технико-тактическим действиям позволит повысить эффективность усвоения учебного материала и сформировать навыки выполнения технико-тактических действий в условиях соревновательных схваток и одновременно улучшит физическую подготовленность юных борцов. Организация и проведение педагогического эксперимента Организация и проведение нашего педагогического эксперимента осуществлялось исходя из положений построения педагогических экспериментов, предложенных в работе И.И. Тихонова /116/. Педагогический эксперимент проводился в течение 4 месяцев с декабря 2000 г. по апрель 2001 г. Время начала эксперимента было выбрано с учетом отсева в группах, поскольку количество учащихся в группах начальной подготовки стабилизируется после 3-х, 4-х месяцев занятий. В качестве испытуемых выступали учащиеся СДЮШОР № 10 г. Улан- Удэ, занимающихся вольной борьбой. Исходя из того, что нами проводился естественный педагогический эксперимент, контрольная и экспериментальная группы формировались на основе уже сложившихся групп начальной подготовки 1-го года обучения, занимающихся вольной борьбой. В эксперименте участвовало 24 учащихся, в экспериментальной группе - 12 человек и в контрольной - 12 человек. Эксперимент проходил в рамках действующего расписания занятий: три раза в неделю - понедельник, среда, пятница, утром с 10.00 до 11.30 и днём с 14.00-15.30 в одно и тоже время. Занятия проводились в борцовском зале "Динамо". Учащиеся, принимавшие участие в эксперименте, ранее не изучали броски поворотом захватом руки и одноименной ноги изнутри и бросок подворотом захватом одной руки. Контрольная группа обучалась с помощью традиционной методики, а экспериментальная - по предлагаемой нами методике обучения, включающей специализированные подвижные игры, которая подробна изложена в предыдущей главе. Содержание обучения для обеих групп было одинаковое и определялось исходя из уточнённого и дополненного содержания программы для ДЮСШ /29/. В ходе эксперимента было проведено два обследования предварительное, итоговое. Методика проведения игр с элементарными формами борьбы При проведении игр с элементарными формами борьбы группа разделяется на две равные команды. Капитан посылает по одному игроку в круг, при этом подбирая своего игрока к игроку другой команды. Поочередно каждый капитан первый называет своего игрока. Подбор игроков может осуществляться с равным, более сильным и слабым партнеров. Игры с элементарными формами борьбы проводятся на ковре, их можно проводить так же как и игры с касаниями и игры с захватами, разбив всех занимающихся по парам. В начальном периоде применения специализированных подвижных игр нужно ребят научить играть, часто происходит так, что игра переходит в серьезное выяснение кто "сильнее" или в простое упражнение. Умение вводить учеников в игровое состояние приходит к тренеру постепенно в результате приобретения педагогического опыта. Перечень игр был отобран в результате анализа автором задач, стоящих в программе начальной подготовки в вольной борьбе. Время на игры отводилось следующим образом. Игры с касаниями последовательно по занятиям: затылка – 3 мин; руки – 3 мин; бедра – 3 мин; комбинации – каждое занятие – 3 мин. Игры с атакующими захватами: головы – 3 мин; руки – 3 мин; туловища – 3 мин; ноги – 3 мин последовательно на занятиях и комбинации – 3 мин на каждом занятии. Игры с тиснениями: спиной вперёд – 3 мин; без рук – 3 мин; с руками – 3 мин последовательно по 3 минуты на занятие. Игры с элементарными техническими действиями: по 3 мин каждая игра последовательно на занятиях. Итого времени, выделяемого на игры, 18 мин. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|