реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей

каната длиной 40 см.

Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив

мяч руками, они пытаются завладеть им.

Осаливание. Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них —

наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу и

просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и

запястье. Задача партнера — перевести первого борца в партер любым

разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности

освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения — 20—30 с.

Борьба за захват ноги. Задача обучающегося — в течение определенного

времени захватить ногу партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача

партнера — перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом.

При этом партнеру запрещается применять защиты (выход из зоны атаки,

блокировку, сковывающие захваты).

Выход наверх в партере. Партнер сверху удерживает обучающегося в

партере за туловище.

1. Обучающийся осуществляет выход наверх в правую сторону, затем то

же делает партнер в обе стороны. И так несколько раз.

2. Обучающийся при выходе партнера наверх, прокручивая руку на себя,

накрывает его ногой. Затем то же самое делает партнер. Упражнение

выполняется в обе стороны (см. рис. 1 и 2)

3. Выполняется упр. 2, но при накрывании обучающийся захватывает

встречно бедро партнера спереди-изнутри и переворачивает его

через голову (см. рис. 3).

Отрыв от ковра. Из взаимного окрестного захвата борцы по сигналу

пытаются оторвать друг друга от ковра.

Б. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫЩЦ-СГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА И ЯГОДИЦ

1. И. п.: обучающийся, опираясь на руки, поднимает одну ногу, другая

его нога выпрямлена. Партнер стоит сбоку, одну руку кладет на голеностопный

сустав, а другую — на ягодицу обучающегося. Партнер нажимает на ногу

обучающегося, заставляя опустить, а потом, уменьшая нагрузку, дает

возможность вновь поднять ее. Это упражнение можно делать с партнером,

сидящим на ноге, или с грузом.

2. И. п.: обучающийся стоит на коленях, туловище его выпрямлено, руки

за головой. Партнер в упоре лежа на щиколотках обучающегося плотно

прижимает его ноги к ковру. Обучающийся, слегка прогибая туловище, ложится

на ковер, затем группируется и возвращается в и.п.

Упражнения для развития мышц, сгибающих бедро вперед (как для

подсада). Обучающийся обхватывает сбоку партнера, который немного поднимает

ближнюю ногу, и подсаживает его на бедро, откидываясь назад. Основная

тяжесть должна ложиться на бедро, а не на руки и спину.

На рис.4-7 показаны парные упражнения для развития мышц брюшного

пресса и спины.

Рис. 7

В. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ЛОВКОСТИ

Кульбит в парах. Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера

и поднимает вверх прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга.

Партнер, отталкиваясь ногами, делает прыжок-кувырок. Обучающийся, держась

за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь делает прыжок-

кувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову

вперед.

Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их,

вытянутые вверх, во взаимном захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы

лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет последнего

руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через

партнера. Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося

вверх. Затем борцы, не распуская захвата, поворачиваются спиной к спине,

после чего меняются ролями.

Танец вприсядку. Борцы лицом друг к другу, они захватывают друг

друга за руки и приседают. Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют

попеременно одноименные ноги.

Подкидное сальто. Это упражнение должно изучаться раньше, чем фляг и

сальто назад. Исполняется оно так. Партнер, обхватывая большой палец

большим и указательным пальцами, кладет их тыльной стороной на колено.

Обучающийся делает вперед два шага. Слегка подпрыгивая на одной ноге, он

ставит стопу на руки партнера так, чтобы голень стояла вертикально, а руки

накладывает на его плечи. Быстро выпрямляя опорную ногу, обучающийся в

заключение машет руками вверх-назад, откидывает голову, группируясь,

переворачивается в воздухе и приземляется на ноги. В момент окончания

толчка партнер подталкивает ногу обучающегося вверх.

Страховка осуществляется так. Обучающийся поднимает руку вверх,

страхующий захватывает запястье спереди разноименной рукой. При этом его

кисть должна быть обращена большим пальцем вниз (рис. 8).

Первое упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к

партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает

назад на мат. После неоднократного выполнения этого упражнения обучающийся

в момент отрыва делает сальто, страхующий поворачивается спиной к партнеру

и пропускает свободную руку плечом под плечо захваченной руки. Плечо

страхующего является осью, вокруг которой обучающийся поворачивается, если

он испугался и не попытался перевернуться раньше. В крайнем случае он

возвращается в и. п. После двухтрех попыток обучающийся начинает более или

менее уверенно прокручиваться в воздухе. Страховка становится

символической. Сначала обучающийся отпускается в заключительной фазе

приземления, а потом и раньше. За два занятия подкидное сальто, как

правило, осваивается.

Сальто вперед. Для начала на ковре устанавливается какое-либо

препятствие (гимнастический конь или веревочка, натянутая между стойками).

За препятствием укладываются два-три поролоновых мата.

Первое задание — выполнить прыжок-кувырок через препятствие, т. е.,

оттолкнувшись после разбега двумя ногами, приземлиться на руки и сделать

кувырок.

Постепенно высота препятствия увеличивается, и борцы начинают

прокручиваться не касаясь руками мата. Борцам следует предложить после

толчка захватывать голени руками, тогда они станут приземляться на ноги.

При отработке сальто и фляга очень важно преодолеть страх и

неуверенность. Для этого следует выполнять несколько упражнений.

Упр. 1. Падение назад. Обучающийся в основной стойке, голова его

слегка откинута назад, туловище и ноги напряженны. Тренер стоит за ним на

расстоянии 1 м (постепенно его увеличивают до 1,5 м), руки его соединены и

обращены ладонями вверх (большой палец обхватывается большим и

указательным). Обучающийся падает назад, тренер ловит его за шею и

возвращает в и. п.

Упр. 2. Прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на

ширине плеч. Приседая, он делает замах руками назад и прыгает как можно

выше.

Упр. 3 (соединяет первые два). Обучающийся в основной стойке,

ноги его на ширине плеч. Тренер сзади-сбоку накладывает руку ему на шею.

Обучающийся начинает опрокидываться назад и в это время делает замах

руками; приседая, он прыгает вверх-назад.

Упр. 4 — фляг со страховкой. Обучающийся в том же положении. Тренер

сзади-сбоку на одном колене. Для страховки за обучающимся надо положить

поролоновый мат. Обучающийся делает фляг. Тренер подталкивает его под

ягодицы рукой. Надо прыгать выше и при этом предельно прогибаться.

Каскад с участием трех человек. Два борца стоят на расстоянии 1 м в

затылок один другому, а третий лицом к стоящему впереди.

Средний борец делает кувырок вперед под стоящего к нему лицом борца,

последний прыгает через него (ноги врозь) и тут же делает кувырок под

третьего борца, тот, в свою очередь, перепрыгивает через него (ноги врозь)

и делает кувырок и т. д. Кувырок всегда делает стоящий в середине. Выполняя

кувырок, следует группироваться. При выполнении каскада нельзя увеличивать

дистанцию между борцами.

Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки,

с самого начала ноги держать выпрямленными и в момент касания лопатками

ковра посылать прямые ноги вверх как бы для того, чтобы сделать стойку на

руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед предопределяет

дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище

прогибается, в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.

1.6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

А. Игры с касаниями.

Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство

дистанции и выработать навыки маневрирования.

Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.

Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного-

двух метров. Тренер дает задание, находясь все время лицом друг к другу,

коснуться заранее определенной части тела соперника.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно

перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. «После касания играющие

занимают исходное положение»

Оценка. Побеждает тот, кто коснется обусловленной части соперника. При

одновременном касании попытка не засчитывается и игра продолжается.

Б. Игры с атакующими захватами

Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защищаться и

освобождаться от захвата.

Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.

Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух

метров. Тренер дает задание провести захват определенной части тела

противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к

другу» после проведения захвата игроки занимают исходное положение.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается

произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и

защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты

одновременно, такие захваты не защитываются.

Оценка. Побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.

В. Игры с тиснениями

Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и

статическое положение, выводить противника из состояния равновесия.

Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного квадрата

или круга.

Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они

начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при

расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При

сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.

Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается

произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанций. Запрещается

наступать на ноги соперника. Если оба играющих одновременно заступают за

черту, теснение не защитывается.

Оценка. Побеждает тот, кто: вытеснит соперника за черту.

Г. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

Группа разбивается на приблизительно одинаковые пары по длине и весу

тела. Тренер объясняет правила и ставит задачу. По свистку начинается игра.

Тренер следит за правильным выполнением задания, придерживает очень

отвлекшихся игрой борцов. По ходу игры меняет партнеров, если они не равны

друг другу. Тренер следит, чтобы игроки не поворачивались боком и спиной

друг к другу, чтобы не касались пола какой-либо частью, тела, кроме

ступней. Игра длится от одной до трех минут. Игрок, набравший большее

количество очков, объявляется победителем. Игры с касаниями, тиснениями и

атакующими захватами можно проводить как на ковре, так и на полу.

Игры с элементарными формами борьбы направлены на формирование

простейших навыков ведения единоборств в стандартных условиях с

ограниченным числом разрешенных действий.

Мы проведем несколько вариантов игр с элементарными формами борьбы.

"Третья точка"

Учебная задача: научить умениям выведения из равновесия.

Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой или коленом.

Ход игры: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух

метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для

того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме

подошв, ковра.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать

и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника

коснуться третьей точки ковра.

"Переверни цаплю".

Учебная задача: научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача: захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Ход игры: игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить

другую ногу игроку "Б". По команде тренера игрок "Б" старается толкая,

сваливая, сбивая, заставить коснуться рукой пола игрока "А". Игрок "А"

старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия.

Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу

противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена

положения происходит по команде учителя.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит коснуться

ковра соперника.

«Оторви от пола»

Учебная задача: научить проводить начало броска

Игровая задача: оторвать партнера от пола.

Ход игры: противника стоят против друг друга и после вхождения в

захват пытаются оторвать друг друга от ковра.

Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков,

ударов и болевых захватов.

Оценка. Побеждает тот кто большее количество раз оторвал своего

противника от ковра.

"Береги спину".

Учебная задача: научить оставаться в стойке при нападении противника

сзади

Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом

ковра, Ход игры: игрок "А" в средней. Стойке, игрок "Б" проводит захват за

пояс сзади. Игрок "Б", не отпуская захвата, должен заставить коснуться

рукой или колено пола. Игрок "А" должен устоять или сорвать захват.

Правила. Начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно

толкать, сбивать и отрывать противника. Нельзя бросать и делать болевые

захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться

ковра рукой или коленом.

1.7. ВЫВОДЫ

1. Традиционные средства и организация тренировочного процесса в

группах начальной подготовки вследствие неполной адекватности возрастным

особенностям контингента не позволяют в полной мере оптимизировать

учебно-тренировочный процесс. Существенным недостатком традиционных

методик является строгая регламентация процесса обучения, что не

позволяет в достаточной мере индивидуализировать техническое

мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков.

2. Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем

включения специализированных подвижных игр, отражающих наиболее часто

встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям с

применением специализированных подвижных игр, в которой содержание

учебной программы включается в содержание игр;

б) повысить результативность использования тактико-технических

действий в спортивных поединках.

3. В ныне действующей программе для ДЮСШ по вольной борьбе имеется

существенный резерв для включения специализированных подвижных игр без

ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение

игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое

занимающихся, что в' свою очередь способствует стабилизации контингента и

эффективности освоения учебных программ.

4. Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освоения

программы юными борцами выделить на специализированные подвижные игры,

составляет 18 мин в каждом занятии. Для эффективного освоения элементарных

технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в

сочетании с двумя играми комбинационной направленности.

5. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к

действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру

взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного

борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают

"работать" непосредственно на результативность соревновательной

деятельности.

6. Использование специализированных подвижных игр в учебно-

тренировочном процессе дает положительный эффект как в отношении

непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую

подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в

течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных

показателей соревновательной деятельности.

7. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством

повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения

схватки, причем это достигается прежде всего за счет индивидуализации и

вариативности действий, о чем свидетельствуют достоверно значимые различия

по компоненту "вход" при исполнении приёмов-тестов.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель нашей работы состояла в совершенствовании методики отбора детей

для занятий вольной борьбой.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические аспекты начального отбора и

ориентации в спортивной борьбе.

2. Разработать комплекс контрольных испытаний для оценки

спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения

единоборства.

3. Определить прогностическую значимость разработанного комплекса

контрольных испытаний с целью отбора детей для занятий вольной борьбой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследований:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Опрос тренеров и спортсменов.

3. Педагогические наблюдения.

4. Тестирование двигательных качеств.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математико-статистической обработки результатов

исследований.

2.1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.

ОТБОРА N ОРИЕНТАЦИИ

Анализу подвергнуты научно-методические данные, раскрывающие

сущность методики обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе,

а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в

начальной подготовке юных борцов. Всего изучено 35 работ.

2.2. ОПРОС ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ

Для выявления необходимости проведения данного эксперимента

использовались методы опроса (интервью, беседа). Всего опрошено 10 тренеров

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.