реферат бесплатно, курсовые работы
 

Вопросы экологии на уроках физики

|ически|тока, |Разложение воды |Гидролиз |Гидролиз белков. |

|й ток |сопротив|электролитически|сахарозы, |Положение металлов в |

|в |ление. |м способом. |крахмала и |периодической системе |

|различ|Закон |Электролиты и |глюкозы. |Д.И. Менделеева, |

|ных |электрол|неэлектролиты. | |особенности электронного |

|средах|иза. |Электролитическа| |строения атомов. |

| | |я диссоциация. | |Электрохимические способы|

| | |Электрохимически| |получения металлов. |

| | |е процессы. | | |

| | |Электролиз. | | |

| | |Особенности | | |

| | |строения | | |

| | |металлов. | | |

| | |Металлическая | | |

| | |связь. | | |

| | |Характерные | | |

| | |физические и | | |

| | |химические | | |

| | |свойства | | |

| | |металлов. | | |

| | |Биология | | |

| | |Электрический | | |

| | |орган некоторых | | |

| | |видов рыб. | | |

| | |Первая помощь | | |

| | |при электрошоке.| | |

|Атом и|Дефект |Химия |Химия | |

|атомно|массы |Молекулы и |Строение | |

|е ядро|ядра, |атомы, знаки |электронных | |

| |энергия |химических |оболочек | |

| |связи |элементов, |атомов | |

| |ядра, |относительная |элементов | |

| |энергети|атомная масса. |малых и | |

| |ческий |Химические |больших | |

| |выход |реакции. |периодов: s–, | |

| |ядерной |Закон Авогадро |p–, d– | |

| |реакции.|Периодический |электроны. | |

| | |закон и | | |

| |Постулат|периодическая | | |

| |ы Бора. |система | | |

| |Закон |химических | | |

| |радиоакт|элементов. | | |

| |ивного |Состав атомных | | |

| |распада |ядер. Изотопы. | | |

| | |Строение атомов | | |

| | |элементов | | |

| | |подгрупп | | |

| | |кислорода, | | |

| | |азота, углерода,| | |

| | |металлов. | | |

| | |Тепловой эффект | | |

| | |реакции. | | |

| | |Биология | | |

| | |Радиоизотопный | | |

| | |метод измерения | | |

| | |интервалов | | |

| | |времени | | |

| | |Экология | | |

| | |Минеральные и | | |

| | |энергетические | | |

| | |ресурсы и | | |

| | |использование их| | |

| | |человеком. | | |

| | |Рациональное | | |

| | |использование и | | |

| | |охрана недр. | | |

| | |Использование | | |

| | |новых источников| | |

| | |энергии. Охрана | | |

| | |окружающей среды| | |

| | |при разработке | | |

| | |полезных | | |

| | |ископаемых. | | |

Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда

факторов. Остановимся на важнейших из них:

1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро

увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно

1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже

превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд.

человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает

воздействие человека на природу, причем в крупных городах

наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой

современного развития общества является урбанизация - процесс

сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920

по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое;

предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.

2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление

топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка

энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла

добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся

неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается

почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных

материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее

богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.

3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади

земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них

регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все

меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние

оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной

среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки

горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.

4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-

3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового

эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания

в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность

воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в

поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух

ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди

которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же

- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в

природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на

промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет

удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника

вследствие роста масштабов использования традиционных и новых

природных ресурсов, а также производственной деятельности человека,

которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений

можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические,

механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был

самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально

съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали

леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект

существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал

главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения,

ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное

влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления

химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на

поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды

отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными

химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные,

катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и

целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности

восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет,

человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы

вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера

не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней,

нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и

самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер,

угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение

влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения

оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое

и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды

и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств,

роста интенсификации использования природных богатств, а также научно

прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.

Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и

воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы

и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих

поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой,

экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до

теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей,

они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и

регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в

творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.

Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного

общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного

отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-

экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может

сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование

людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных

отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую

структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с

природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.

Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое

образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного

процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

. знание общих закономерностей развития природы и общества;

. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа

составляет первооснову становления и эволюции человечества;

. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с

природной средой;

. отсутствие потребительского отношения к природе только как к

источнику материальной выгоды;

. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу

Земли;

. подчинение своей деятельности требованиям рационального

природопользования, забота об окружающей среде;

. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в

этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у

человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а

также его практических действий, согласующихся с требованием бережно

относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система

государственных и общественных форм экологического образования и воспитания

молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое,

главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ

охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему

подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть

осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее

эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно

углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них

соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и

после окончания школы большинство из них будет работать на

производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать

полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-

воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира,

представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП,

глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной

политехнической подготовки учащихся и их профессиональной

ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как

необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с

овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом

экологические знания выступают в качестве связующего звена между

теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный

педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание

важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и

оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального

общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина

страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы

рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из

важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим

образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический

процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах

природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с

ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны

природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Экологическое образование и воспитание включает также формирование у

человека сознания, отражающего различные стороны материального единства

мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления,

юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на

окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного

образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о

взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации,

системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению

и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и

воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного

процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла.

Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи

целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и

процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные

в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И.

Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе

природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная

деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее

многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и

взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую

и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и

составить целостную картину природы необходимо при изучении всех

естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование

молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных

компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира,

космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии

и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой

предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного

представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе

преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии,

но и других - физики, химии, географии и т.д.

4. Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и

проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность

человека в природе показывается не только с положительной стороны.

Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития

техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его

материального и духовного богатства происходит, и разрушение

некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и

нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.