реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит расчетов по зарплате и ЕСН на примере ОАО АФ "Аудитинформ-Брянск"

Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает целесообразное распределение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции несовместимы, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Подлежат распределению между различными лицами такие функции, как:

- непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

- разрешение на осуществление операций с активами;

- непосредственное осуществление хозяйственных операций;

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется при градации: высокая, средняя, низкая [38].

Таблица 1.5. Градация оценки надежности системы внутреннего контроля

Качественная

В процентах

Высокая

от 81 до 100 процентов

Средняя

от 41 до 80 процентов

Низкая

от 11 до 40 процентов

Внутренний контроль отсутствует

0 до 10 процентов

Раскрыв сущность социального страхования и обеспечения, его учет и систему внутреннего контроля рассмотрим теоретические основы методики проведения аудита по социальному страхованию и обеспечению во второй главе ВКР.

ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности.

В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией.

Цель аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению является составление мнения о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, подтверждение правильности расчетов, своевременности перечисления средств в бюджет, выполнение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении расчетов с бюджетом по социальному страхованию и обеспечению.

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по социальному страхованию и обеспечению осуществляется в три основных этапа:

1. Процедуры подготовки и планирования аудита;

2. Процедуры, выполняемые в ходе аудита по существу;

3. Заключительные процедуры [20. с. 116-129].

2.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки

Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению следующие.

1. Знакомство с деятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Источники информации: выписка из общего план аудиторской проверки; нормативные документы аудиторской организации: Налоговый кодекс. 2005г. 2 часть, Закон РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», внутренние документы аудируемого лица.

Порядок выполнения следующий: описываем основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны, а также описываем системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

2. Проверка наличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по социальному страхованию и обеспечению [16. с. 235-267].

Источники информации: Налоговый кодекс. 2005г. 2 часть, Закон РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; вопросники тестирования; накопленный практический опыт аудитора.

Критерий оценки - содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности.

Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности, определить уровень компетентности сотрудников аудируемого лица путем их опроса. Подготовить и составить рабочий документ.

3. Первоначальная оценка влияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля.

Источники информации:

- Рабочие документы, составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой внутреннего контроля предприятия;

- Законодательные и нормативные документы, регламентирующие организации деятельности предприятия;

- Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками предприятия.

Порядок выполнения:

- На основе анализа полученной информации определен уровень влияния контрольной среды на эффективность применяемых процедур внутреннего контроля.

- Подготовить и составить рабочий документ.

4. Оценка применимости выбранной учетной политики [37].

Источник информации:

- Приказ об учетной политике предприятия.

- Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками;

- Документация по системе бухгалтерского учета.

Порядок выполнения:

- оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов.

- выявленные расхождения фиксируются в рабочем документе.

Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных заведение бухгалтерского учета в области социального страхования и обеспечения и зафиксировать результаты рабочим документом.

Источники информации: нормативные документы аудиторской организации; результат знакомства с деятельностью аудируемого лица; результат проверки наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица.

Порядок выполнения: для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля. Результаты опроса оформить рабочим документом.

5. Проверяем начальные остатки по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Источники информации: расчетно-плановые ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, ведомости, журнал-ордер, главная книга, отчетность

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Критерий оценки - подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности - полнота.

Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице.

6. Осуществить оценку уровня аудиторского риска.

Аудиторский риск состоит из трех основных элементов: неотъемлемый риск - риск, который характеризует степень подверженности системы учета существенным искажениям при отсутствии соответствующих средств контроля; риск средств контроля или контрольный риск характеризует степень подверженности или эффективности системы внутреннего контроля; риск необнаружения - риск, который является показателем эффективности работы аудиторов и зависит от его профессиональной подготовки, знакомства с деятельностью клиента, от эффективности организации аудита.

При осуществлении данной процедуры источниками информации являются: нормативные акты аудитора; результат знакомства с деятельностью и системами учета и контроля аудируемого лица [20. с. 116].

Порядок выполнения процедуры:

- Необходимо оценить уровень неотъемлемого риска по следующим основным направлениям:

- Существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям.

- Существует ли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может потребовать привлечения экспертов.

- Существует ли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерского учета

- Существуют ли операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

- Оценить надежность системы внутреннего контроля и уровень контрольного риска на основе таблиц 2.1., 2.2., 2.3.

Таблица 2.1. Критерии оценки системы внутреннего контроля

Критерии

Содержание

Условия среды

Обеспечивает ли система управления, оргструктура, кадровая политика и т. д. качество контроля.

Законность

Отсутствуют незаконные операции, действия и события.

Существование

Выполняются ли в действительности предписанные процедуры, контролируется ли их выполнение.

Полнота

Все выявленные нарушения полностью устранены

Обоснованность

Есть ли обоснование выполненному действию, операции и т.п.

Утверждение

Утверждены ли полученные сводные данные ответственным органом управления.

Ответственность

Существует ответственный за данную операцию, действие и т.п.

Точность

Активы и операции отражены точно по количеству, качеству и стоимости

Разрешение

Операция или действие разрешено соответствующим менеджером или органом управления

Классификация

Выявленные нарушения правильно классифицированы

Полномочия

Орган управления имеет соответствующие права и обязанности по принятию решения

Сохранность

Обеспечена ли сохранность актива и документации

Учет

Учет организован правильно

Ответственность

Процедуры контроля осуществляются в том периоде, в котором запланированы

Своевременность

Результаты контроля своевременно доведены до органа управления и своевременно по ним принято решение

Таблица 2.2. Градация оценки надежности системы внутреннего контроля

Качественная

В процентах

Высокая

от 81 до 100 процентов

Средняя

от 41 до 80 процентов

Низкая

от 11 до 40 процентов

Внутренний контроль отсутствует

0 до 10 процентов

Таблица 2.3. Градация оценки неотъемлемого и контрольного рисков

Качественная

В процентах

Низкий

0-10

Средний

11-50

Высокий

51-70

71-100

7. Определяем суммарное значение неотъемлемого и контрольного рисков.

или , где

- неотъемлемый риск; - приемлемый риск;

- риск необнаружения; - контрольный риск.

8. Определяем уровень риска необнаружения, который должен быть меньше или равен разнице между приемлемым аудиторским риском, указанным в общем плане и суммарным значением риска необнаружения и риском средств контроля.

9. Осуществляем расчет риска необнаружения по следующим направлениям:

- уровень компетентности аудитора: в соответствии срока проведения аудита к необходимому сроку выполнения процедур;

- надлежащее материально-техническое обеспечение;

- действия руководства аудируемого лица по ограничению объема аудита;

- действие руководства аудиторской организации, не способствующие эффективности аудита;

- определяется приемлемый аудиторский риск для проверки конкретного раздела отчетности.

Составляем рабочий документ. Если расчетный уровень риска необнаружения больше разницы приемлемого риска и суммарным значением риска необнаружения и риска контроля, то нужно провести мероприятия по снижению его уровня, т.е. потребовать увеличения срока проверки, увеличения числа помощников и оплаты труда;

10. Определить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности аудируемого лица.

Источники информации: Общий план аудиторской проверки; расчетно-плановые ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, ведомости, журнал-ордер, главная книга, отчетность; расчет аудиторского риска; накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно: правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов; правильность применения тарифов страховых взносов; своевременность применения тарифов страховых взносов; правильность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования; правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению; соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета); правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.

Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для определения уровня существенности, построения аудиторской выборки и составления программы аудита.

11. Определение величины абсолютного уровня существенности.

Источники информации: Общий план аудиторской проверки; Нормативные документы аудиторской организации: Налоговый кодекс. 2005г. 2 часть, Закон РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица: расчетно-плановые ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, ведомости, журнал-ордер, главная книга, отчетность; Накопленный практический опыт аудитора. Порядок выполнения: На основе анализа и оценки полученной информации, составляются рабочие документы, в которых определяются базовые показатели и процент уровня существенности. Произвести расчет числового значения уровня существенности и уровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе [20. с. 116-129].

Планируя процедуры на уровне статей, аудитор должен принимать во внимание, что несущественные искажения сведений в отдельных статьях могут накопиться и составить значительное количество. Существенность в выборочном исследовании и проверке - это общий показатель, однако, он применяется в отношении конкретных сальдо счетов как наибольшая по размеру ошибка, которая может быть допущена. Во избежание подобной проблемы используется понятие допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже значения планируемой существенности, аудитор уменьшает вероятность того, что сумма расхождений как выявленных, так и не выявленных, превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы аудита каждого конкретного счета и прежде всего при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50% (иногда 75%) от планируемой существенности. Чем важнее область аудита, тем меньше допустимая сумма ошибок в генеральной совокупности, и чем меньше допустимая сумма ошибок, тем больший объем выборки необходим аудитору для получения достаточной очевидности, что исследуемое сальдо отражено объективно.

12. Определить порядок построения аудиторской выборки [36].

Источники информации: Общий план аудиторской проверки; Нормативные документы аудиторской организации: Налоговый кодекс. 2005г. 2 часть, Закон РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.