реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

гибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств

предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство

организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять

различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических

трудностей.

Устойчивость такой модели определяется за счет органичного сочетания

интересов как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким

образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает

представительство всех субъектов системы страхования в системе управления.

Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их

заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное

здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на

личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих

настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и

социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать.

Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие

производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.

Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема

обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь

определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья,

природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания,

национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за

перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой

появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых

случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов

социального страхования или реализация соответствующих социальных программ

в рамках страхования.

В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размеры

страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В

организационном построении модели учтены интересы всех участников системы

социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе

социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические

формы согласования интересов.

Функционирование системы социального страхования, независимо от того,

какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении

оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования,

в качестве которых выступают или могут выступать:

- Страховые взносы страхователей -- работодателей и лиц, занятых

индивидуальной трудовой деятельностью;

- страховые взносы страхуемых -- трудоустроенных граждан;

- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);

- прибыль, возникающая в результате коммерческого управления

средствами социального страхования;

- средства госбюджета;

- инвестиции в страховую деятельность;

- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;

- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом

предполагаются три основных источника финансирования системы социального

страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.

И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования --

государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все

работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную

систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и

работников в деятельности системы социальной защиты и социального

страхования.

Бюджет предполагает финансирование всей системы социального

обеспечения - в большей доле, и части системы социального страхования - в

меньшей доле. Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в

частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях,

социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что

средства бюджета составляют также деньги работающих -- налогоплательщиков,

но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной

защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту

функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования,

безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю

поступлений в систему социального страхования.

В фонды социального страхования перечисляется определенный процент

страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для

обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования,

а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня,

выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.

Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании,

становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не

могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются

налогами и с них не производится никаких отчислений.

Средствами социального страхования управляют субъекты: фонды и

страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в

субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют

финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых

сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и

реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального

страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность

субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.

Для большей устойчивости в системе рыночных отношений фондам и

страховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствами

социального страхования, но при условии направления большей части

получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим

управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и

вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности,

приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы

вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего

предприятия.

Одним из важных является вопрос об участии средств госбюджета в

системе социального страхования. С одной стороны, отказ от бюджетного

финансирования части расходов по социальному обеспечению в системе

социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов

страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо

невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но

фактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательства

государства в финансовую деятельность системы социального страхования.

С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе

производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального

страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов

государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня

не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности

нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального

страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при

наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.

Вариант 1. Утраченный заработок возмещается в размере 80% от среднего

заработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% -- из

дохода предприятия и 7% -- из накопленных средств застрахованного.

Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо

социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления или

же из средств фондов.

Отказ от средств госбюджета, а также отсутствие достаточных средств на

первых порах, пока не произойдет становление системы социального

страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.

Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% -- минимальное страховое

возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от

означенной суммы и 25% -- из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть

распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).

Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая

средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее

размер зависел от стажа работающего.

Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия.

Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а

переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального

страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на

собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в

коммерческих целях.

Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов,

накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального

страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на

пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские

процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых

точках земного шара и др.

Включение средств застрахованного в статью источников, на первый

взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление

прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные

преимущества данного предложения.

Во-первых, работник включается в систему социального страхования не

только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление

доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять

контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными

средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он

сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы

социального страхования.

Во-вторых, если работник не принимает финансового участия в системе

социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный

характер. В этом случае система социального страхования действует по образу

и подобию “старой”, когда работники даже не знали, что они являются

застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не

задумываясь об их источниках.

При перечислении определенного процента средств социального

страхования в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя

каждого страхователя. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства

поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов,

направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается

принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального

страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого

управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и

производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других

регрессивных мер.

Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и

не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е.

возмещения утраченных средств при наступлении страхового события,

предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового

возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд.

При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой

фонд.

В целом приведенная схема финансового управления средствами системы

обязательного социального страхования имеет большие преимущества перед

ранее существовавшей. В новую систему включены элементы добровольного

коммерческого страхования. Построение системы соцстраха на независимой от

государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов

с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее

эффективной, а ее функционирование и развитие -- согласованным с

общественными условиями.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

“Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня охранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно решать свои задачи”. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудоустроенное население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудоустроенного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.

Список используемой литературы.

1. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. //Финансы. 2000. № 3.

2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.

3. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. - М.: РГИУ, 2001.

4. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи // Ветрова Н.С. Социальные программы в странах Запада. - М., 1999.

5. Роик В., Чернышев С. Национальная модель социального страхования. //ЧиТ. 1997. № 9.

6. Социальная политика: реформа социального страхования. //Общество и экономика. 2000. № 10-11.

7. Социальное страхование. Тугой узел проблем. Человек и труд., 2000, №1.

8. Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие. М. 1998.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.