реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

В социальной защите выделяются два основных вида:

- Социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной

поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

- социальное страхование, ориентированное на социально активное

население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно

осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.

Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше

вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической

сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность системы социального страхования в первую очередь

адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в

своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их

единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе

отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной

защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах

регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не

только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма

социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу

производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и

мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге

способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы социального страхования должно привести ее в

соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить

действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты

должна строиться на двух основополагающих принципах -- на индивидуальной

ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход

открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,

защищает интересы обеих сторон, сочетая их интересы, и препятствует

процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты

прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,

малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более

важен принцип личной ответственности.

“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе

социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость

перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества

жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного

взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или

в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу

расходования средств на зарплату и на различные виды социального

страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно

найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным

страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого

необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех

видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким

механизмом и является социальное страхование”.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми

Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и

задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только

их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,

наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности

населения.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и

анализировалась система социального страхования, оказываются тесно

взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит

уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко

распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются

там основой системы социальной защиты.

Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового

характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения

защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное

социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее

включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и

“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных

случаев на производстве”.

Глава 5.Развитие системы социального страхования

5.1.Принципы построения системы социального страхования

На смену единой системе государственного социального страхования

сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов

страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с

проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное

социальное страхование.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от

причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай

болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай

потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие

способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных

форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.

Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие

принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека

социальное страхование определено как форма социальной защиты при

наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по

независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального

страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при

наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате

возможности заработка”. К такого рода страховым случаям относятся:

временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и

уход за ним, смерть, и др.

Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие

системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина

за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием

как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,

а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности

является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен

самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в

экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная

свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Система социального страхования характеризуется также принципом

солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов

страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от

состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:

социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как

трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях

могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь

строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них

выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются

специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким

заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки

ниже.

Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства,

солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной

зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства,

балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального

страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие

утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:

профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием

страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой

системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня

социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении

страховых случаев.

С развитием рыночной экономики переход к системе социального

страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально

меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств

производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников

системы социального страхования.

Его основными функциями становятся:

- Формирование экономических и правовых предпосылок, условий для

становления и развития социального страхования, включая содействие развитию

инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,

определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,

пособий и услуг;

- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,

контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной

защищенности трудящихся;

- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования

интересов субъектов этих отношений;

- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым

категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие

в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю

ответственности государства.

Работодатели (или предприятия):

- Участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой

деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими

трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие

сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение

профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных

заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и

благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении

социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать

как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают

профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в

системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и

социального страхования.

Принцип личной ответственности в рамках системы социального

страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом

солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с

разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение

возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при

потере трудоспособности.

На основании вышеприведенного формулируются основные положения

Концепции социального страхования.

Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно

разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по

принципу однородности и общности интересов способствует повышению

эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности

такой формы социальной защиты и росту солидарности.

Второе положение заключается в том, что в основе разделения

социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски

как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и

сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

Третье положение относится к созданию различных форм социального

страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических

зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования

-- общего, профессионального и территориального.

Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального

страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы

социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного

закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов

(систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.

5.2. Финансирование социального страхования

Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод

трехканального финансирования, в том числе:

- две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате

дохода наемным работником, вносится работодателем;

- одна треть -- самими работниками, подлежащими страхованию, и

государством.

Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера

и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если

средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная

ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.

В наиболее общем виде можно выделить четыре модели, которые

различаются тремя принципиальными положениями:

- Распределением финансового бремени между основными субъектами

страхования и финансовым обеспечением по социальному страхованию;

- степенью полноты использования “инструментария социальных рисков”;

- организационными формами построения системы социального страхования.

Наряду с этим остается принципиальный вопрос, который сегодня вызывает

широкие дебаты: “насколько оправдано... освобождение самих страхуемых от

уплаты страховых взносов?”. Ответ на него дает анализ предложенных моделей

социальной защиты и страхования.

Первая модель не столь давно существовала в СССР, но используется и в

ряде других стран. По этой модели финансовое нагрузка никоим образом не

ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на

предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы

выполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в

“обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовую

политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”.

Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, что

никакой ответственности они не несут и никакие обязательства на них

ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение

по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.

Такова модель монопольной государственной системы социального

страхования, по которой утрачивается страховой характер системы, нечеткой

становится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается с

государственным, и в итоге система страхования превращается в систему

социального обеспечения.

Следует отметить, что при проведении реформ “сверху” угроза

возвращения к этой модели продолжает сохраняться. Такую тенденцию могут

поддержать и некоторые слои населения, что обусловлено работой модели в

течение длительного периода отечественной истории.

Организационные формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболее

емко могут быть обозначены как система попечительства. Возврат к ней может

не только резко ухудшить положение с обеспечением социальной защищенности

населения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к труду, а

также служить серьезным тормозом при развитии рыночных отношений.

По второй модели страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые,

но инструментарий социального риска не используется в полной мере, не

осуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая,

накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. В

сущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. К

тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих

расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся.

Таким образом, организационное построение и финансирование выплат также

мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.

По третьей модели полностью используется система социальных рисков и

на ее основе устанавливаются размеры взносов по социальному страхованию и

выплат при наступлении страховых случаев. Объемы и взносов, и выплат строго

взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие

“правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью

определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть

произведены”. Организационная форма такой модели обладает чрезвычайной

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.