реферат бесплатно, курсовые работы
 

Пути интеграции банковской системы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему

Задачи банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения. Банковский продукт (ус-луга) по своей природе относительно не дифференцированный, как это имеет ме-сто на предпри-ятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары раз-личного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром -- деньгами, и их услуги связаны глав-ным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) или со-пут-ствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление в установленном по-рядке деятельности от своего имени.

Банки в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сель-ское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными ме-тодами (выдача, возврат ссуд, процент).

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки через свои операции, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РАЗВИТЫХ ГОСУДАРСТВ

2.1. Анализ взаимоотношений центральных и коммерческих банков

Национальный банк Республики Таджикистан (НБТ) -- высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками НБТ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако НБТ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности /12, www.nbt.org/

Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

В Республике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года, функционируют 13 банков, 5 кредитных товариществ и 7 банковских финансовых организаций. По сравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не изменилось, а небанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единицу, в связи с началом деятельности КТОО “Финансирование торговли” (Рис. 2.1.)

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. НБТ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Рис. 2.1. Составная часть банковской системы РТ (на 2004г.)

Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинанси-рованием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики НБТ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в НБТ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в НБТ устанавливаются Управлением НБТ.

Нормативные значения и методика расчетов обязательных экономических нормативов, порядок расчета и лимиты открытой валютной позиции, классификация кредитов и создание резервов на возможные потери, метод их соблюдения и методика расчетов, формы соответствующей отчетности и сроки ее представления устанавливаются Национальным банком Таджикистана.

НБТ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций НБТ имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации /12, www.nbt .org /

Опыт зарубежных стран в развитии банковской системы может быть полезен для совершенствования банковской системы Таджикистана.

Всем известно, что Германия является одной из развитых стран мира, и ее банковская система вполне может отражать всю сущность банковской системы развитых стран. Поэтому в данной курсовой работе в качестве объекта сравнительного исследования выбрана данная страна. Изучение деятельности банковской системы Германии путем сравнения с нашей банковской системой может выявить многочисленные аспекты, которые помогут нам разработать рекомендации по совершенствованию банковской системы нашей страны.

Кредитные учреждения сегодня занимают исключительно сильную позицию в общественной структуре Германии /16, www.germany.ru/

Немецкий пример представляет интерес, поскольку экономическая эффективность Германии основана главным образом на стабильной денежной и валютной системе, либеральном законодательстве и равновесии социальных интересов.

На начало 2004г. в Германии насчитывается 550 частных банков (Privatbanken), около 720 общественно-правовых сберкасс (Sparkassen) с их головными институтами - общественно-правовыми земельными банками (Landesbanken), а также 1.730 товариществ - организованных на кооперативной основе народных банков (Volksbanken) и т.н. банков крестьянской взаимопомощи. (Рис. 2.2.)

Рис. 2.2. Составная часть банковской системы Германии (на 2004г.)

Число самостоятельных, с правовой точки зрения, кредитных институтов составляет 3.000. Из них 1000 относится к малым банкам с годовым оборотом менее 50 млн. евро. В Германии насчитывается 60 тыс. филиалов банков, при этом одно банковское учреждение приходится на 1.300 жителей. По плотности банковской сети Германия занимает лидирующие позиции в мире.

В Германии управление кредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных ведомства -- Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Между ними законодательно распределено исполнение функций управления.

Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года (Bundesbankgesetz).

Немецкий Федеральный банк -- федеральное юридическое лицо публичного права. Основной капитал банка, полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет 145 млн. евро.

Как и все центральные банки других стран, Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей. В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.

В органы управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров и Правления Центральных банков земель.

Верховный орган Федерального банка -- Совет Центральных банков -- определяет денежную и кредитную политику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. В его состав входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель. Председательствует на заседаниях Президент, а во время его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким образом, закон обеспечивает представительство всех экономических регионов страны в высшем органе Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в основном принимает решения простым большинством голосов, решения Совета Центральных банков учитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны.

Совет директоров -- центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнение решений Совета Центральных банков.

Роль Федерального банка в германском обществе очень высока: по закону Совет Центральных банков и Совет директоров приравнены к верховным федеральным ведомствам, то есть министерствам Федерации, а Центральные банки земель -- к уровню федеральных ведомств.

Немецкий Федеральный банк выполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности валюты и осуществляет такие основные функция центрального банка, как эмиссионный банк, банк банков, банк государства и управляющий валютными резервами.

Для осуществления банковской деятельности на территории ФРГ отделениям иностранных банков из государств-членов ЕС лицензии не требуется, они подлежат контролю со стороны государства, зарегистрировавшего банк. Деятельность отделения иностранных банков из других государств подлежит контролю со стороны Ведомства по надзору (как и деятельность национальных кредитных учреждений).

Сделав сравнительный анализ мы пришли к выводу, что требования центральных банков к коммерческим банкам в Германии одинаково как в РТ, то есть требования по формированию уставного капитала, нормы обязательных резервов, соблюдение финансовых нормативов и другие. Отличие есть только в том, что размер уставного капитала, обязательных резервов и других обязательных нормативов выше, чем в РТ.

Организационная структура нашей банковской системы сформулирована, исходя из тех операций, которые предоставляются коммерческими банками клиентам и другим финансовым учреждениям. Поскольку в Германии спектр предоставляемых услуг намного больше, их организационная структура также более широкая и всеобъемлимая.

2.2. Анализ проводимых банками операций

Как уже было выше сказано, в условиях рыночной экономики все операции коммерческого бан-ка можно условно разделить на три основные группы:

- пассивные операции (привлечение средств);

- активные операции (размещение средств);

- активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции.

Теперь мы проведем сравнительный анализ проводимых операций банками Республики Таджикистан и Германии.

Приведем ниже в таблице все проводимые операции в банках вышеназванных стран (табл.2.1.)

Таблица 2.1.

Сравнительный анализ проводимых опреаций банками РТ и Германии

Операции коммерческих банков

Банки Республики Таджикистан

Банки Германии

1

2

3

4

1.

Кредитные операции:

- кредитование

- лизинг

- ипотека

- потребительские кредиты

- диспозиционный кредит

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

2.

Межбанковское кредитование

+

+

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

3.

Инвестиционные операции:

- ценные бумаги;

- вложение средств в конторские здания, оборудование и оплату аренды.

-

-

+

+

4.

Кассовые операции

+

+

5.

Консалтинговые операции

+

+

6.

Депозитные операции:

- срочные;

- до востребования;

- сберегательные вклады населения;

- депозитный (сберегательный) сертификат;

- чековые депозиты;

- банковский вексель;

- ценные бумаги:

1) акции и облигации предприятий, акционерных обществ, принадлежащих банку;

2) акции и облигации, находящиеся на хранении в банке;

3) ценности и документы по иностранным операциям.

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Валютные операции:

- открытие и ведение валютных счетов клиентов.

- установление корреспондентских отношений с иностранными банками.

- операции по международным торговым расчетам.

- операции по торговле иностранной валютой на внутреннем валютном рынке.

- операции по привлечению и размещению валютных средств на внутреннем рынке (осуществляются с резидентами).

- операции по привлечению и размещению валютных средств на международных рынках (осуществляются с нерезидентами).

- валютные операции на международных денежных рынках.

- операции с драгоценными металлами на внутреннем рынке

+

+

-

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

8.

Комиссионные операции

+

+

9.

Аккредитивные операции

+

+

10.

Инкассовые операции

-

+

11.

Факторинговые операции

+

12.

Клиринговые операции

+

+

13.

Фьючерские сделки

+

+

14.

Трастовые (доверительные) операции

-

+

15.

Торгово-комиссионные операции

-

+

16.

Банковская гарантия

+

+

16.

Инкассирование векселей

-

+

17.

Домициляция векселей

-

+

18.

Гарантийные вексельные операции:

- акцептная операции

- авальные операции.

-

-

+

+

19.

Интернет-бэнкинг

-

+

20.

Использование пластиковых карточек:

- дебетовых карточек

- кредитных карточек

-

+

+

+

21.

Использование жиросчетов

-

+

22.

Ломбардный кредит.

-

+

И так, рассмотрим далее операции которые проводят немецкие и отечественные банки. Банки Германии можно назвать "универсальными". Практически любой немецкий банк предоставит вам полный пакет услуг, оти расчётного счёта, до операций с ценными бумагами, кредитами на строительство и всевозможных страховок.

Расчётный счёт или жиросчёт, это то, без чего в Германии не можно обойтись. Совершенно, не важно работаете ли вы, получаете ли пенсию или социальную помощь, расчётный счёт нужен вам как воздух. Ни работодатель, ни биржа труда не будут платить вам наличными, все деньги переводятся на ваш расчётный счёт.

Да и вы сами не сможете без жиросчёта оплачивать квартиру, электричество, телефон. То есть, конечно, сможете, заплатив при каждом перечислении 10% от перечисляемой суммы. Приобрести же, к примеру, сотовый телефон вы без расчётного счёта в большинстве случаев не сможете (речь идёт о телефонах с двухлетним договором)

Хочу привести несколько доводов в пользу наличия жиросчёта:

- оплата товаров и услуг безналичным способом, и получение денег тем же способом на ваш счёт;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.