реферат бесплатно, курсовые работы
 

Международные банковский бизнес

Основные риски, с которыми сталкиваются банки, осуществляя МБД, включают:

кредитный -- риск невозврата в обусловленный срок основной
части долга или процентов по ссуде;

процентный -- риск неблагоприятного изменения процентных
ставок;

валютный -- риск изменения курса валюты срочной банковской
операции, а также риск введения валютного контроля и ужесточения
валютного регулирования в стране -- кредиторе или заемщике;

рыночный, связанный с изменением других макроэкономических
условий банковских операций, например, опережающий рост инфляции
в стране-экспортере банковских кредитов, снижение нормы сбережений
и инвестиций.

4. Регулирование международной банковской деятельности

Можно выделить три уровня регулирования международной банков-ской деятельности: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого международного бизнеса, межгосударственные соглашения -- многосторонние, двусторонние, по линии министерств финансов, центральных банков и т.д. -- направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности та-ких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Саморе-гулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкрет-ного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка.

Из наиболее важных международных соглашений, относящихся к рас-сматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швей-цария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объедине-ние банковских систем в рамках Европейского союза.

В 1995 г. странами -- членами ВТО было разработано первое и основ-ное Приложение к ГАТС по финансовым услугам5. Как и другие согла-шения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприят-ствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и ста-бильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц.

5 Второе приложение лишь уточняет право стран на изъятия из режима наи-большего благоприятствования (РНБ) в секторе финансовых услуг.

Поставленная цель либерализации международ-ной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков дости-гается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран -- членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основ-ные административные инструменты регулирования) в данной области являются:

по типам юридических лиц, например, уже упомянутый выше за-
прет на деятельность филиалов иностранных банков;

на участие иностранного капитала, когда устанавливается в про-центном отношении максимально возможная доля иностранного капита-ла в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение,
в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской
банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена
самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку
иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банков-ского капитала России;

по количеству иностранных поставщиков услуг;

особые требования в лицензировании, например, по составу учре-дителей;

квоты на общую стоимость операций или активов иностранных
банков и др.

Кроме того, страны -- члены ВТО стремятся, как это и записано в Со-глашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.

В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к кос-венным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п. Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.

Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развиваю-щихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость нацио-нальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банков-ское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусмат-ривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбереже-ния американцев.

Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ГАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны со-гласились на более либеральный вариант национального регулирования. Так, в Протоколе к ГАТС по финансовым услугам 1997 г., вступившем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Фи-липпины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в бан-ковском секторе, Индия -- увеличить лимиты на выдачу лицензий иност-ранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так называемую экономическую целесообразность присутствия иностранных банков на на-циональном рынке и т.д.

Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основа-нии пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран -- учредителей Банка международных расче-тов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство круп-ного международного банка того времени -- западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов националь-ного регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.

Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в национальную экономику филиал транснационального банка может развер-нуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ -- это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не столько от выпол-нения нормативов национального банковского законодательства в данной стране, сколько от жизнеспособности всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.

Полномочия же национальных органов регулирования и контроля банковской деятельности в стране, разместившей филиал ТНБ, ограничены национальными границами. По этой причине возникла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требования к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятельностью всей сети ТНБ и ус-транить фрагментарность странового контроля за его международными операциями.

В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в нацио-нальные банковские законодательства.

Конкордат 1975 г. содержал следующие положения:

надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения
находится в совместной компетенции органов государства происхожде-ния и государства пребывания;

ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;

надзор за ликвидностью находится в компетенции органов госу-дарства пребывания;

надзор за платежеспособностью находится в компетенции орга-нов государства происхождения, когда в стране функционирует филиал
иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания,
если создан дочерний банк;

ведется постоянный обмен соответствующей информацией между
органами государства происхождения и государства пребывания и инспекции.

Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт -- консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые «Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреж-дениями», в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государ-ства пребывания и происхождения на создание трансграничного банков-ского учреждения и ряд других их прав и обязанностей.

В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчи-тывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный нор-матив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала.

Помимо административных норм регулирования международной бан-ковской деятельности на национальном уровне можно назвать и экономи-ческие инструменты. Таковыми являются: ставка рефинансирования цент-рального банка, налогообложение, валютный курс. Как известно, ставка рефинансирования используется центральным банком любой страны в ре-гулировании прежде всего денежной массы и ценовой ситуации в стране. Однако уровень процентной ставки напрямую влияет на приток или отток международного ссудного капитала в страну (из страны). Не случайно международные финансовые компании -- банки и инвесторы внимательно следят за «гонкой» процентных ставок в ведущих развитых странах. Их раз-личие и динамика -- например, снижение процентной ставки ФЕД до 1 %, повышение учетной ставки Банка Англии до 4%, «замораживание» Евро-пейским центральным банком на уровне 2% и т.д. -- один из факторов принятия решения в международном банковском кредитовании.

Такое же воздействие оказывают динамика валютных курсов и нацио-нальные различия в налогообложении банковской деятельности: налоги на прибыль, процентный доход и пр.

5. Оффшорный банковский бизнес

Оффшорный банковский бизнес следует рассматривать как разновид-ность оффшорного предпринимательства вообще. Наряду с оффшорной стра-ховой, инвестиционной, трастовой, общеторговой видами деятельности, оффшорным судоходством развивается банковский бизнес. Последний получил необычайно широкое распространение, поэтому его нередко полностью отождествляют с оффшорным предпринимательством, хотя это не так, по видам оно гораздо шире.

Оффшорный банковский бизнес для участвующих в нем компаний имеет очевидные преимущества:

1) низкое налогообложение;

2) облегченная и ускоренная регистрация компании;

3) отсутствие валютного регулирования и прямого контроля со сто-роны оффшорного государства;

4)конфиденциальность всех проводимых операций. Основным принципом оффшорного предпринимательства (не путать с вышеназванными условиями) в банковском, как и в других видах дея-тельности, является нерезидентский характер бизнеса, или, по-другому, отсутствие права заключения хозяйственных сделок с резидентами оффшор-ной страны (зоны). Оффшорным банкам, как правило, запрещены кредит-ные и депозитные операции с резидентами оффшора, другие сделки в мест-ных валютах.

География основных оффшорных зон такова. В Карибском бассейне находятся Багамские, Виргинские, Каймановы острова, Барбадос, Гренада. В Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Сан-Марино и др. В Африканском регионе: Сейшелы, Либерия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Аомынь, Сянган, Сингапур, Малайзия и др.

Оффшорный банковский бизнес появился в 1965 г., когда Банк Англии разработал специальное законодательство для Багамских островов, нахо-дящихся под юрисдикцией Британской короны. Зарегистрированные здесь оффшорные банки получили право обслуживать нерезидентов в иностран-ных валютах. Этот опыт позднее переняли другие страны Западной Европы, США для своих островных территорий или отдельных регионов страны (например, в США штат Делавер).

Сегодня в мире функционирует около 80 оффшорных территорий и более 1000 оффшорных банков. Через них проходит не меньше половины международного потока капитала. Из года в год растут оффшорные активы международных банков.

Несмотря на небольшую долю в суммарных активах международных банков (около 7%), по абсолютной величине оффшорный банковский капи-тал достигает суммы в 1 трлн дол.

Позиция отдельных оффшорных стран меняется: в одних зонах сокра-щается численность зарегистрированных компаний, в других наблюдается бурный рост. Изменяется и специализация оффшоров по показателям наи-более распространенных видов деятельности. Основные факторы, воздей-ствующие сегодня на развитие оффшорного бизнеса: проблема отмывания «грязных» денег и повышение открытости оффшоров под «давлением» раз-витых стран; интеграционные процессы, сокращающие число офшоров6; ситуация в мировом хозяйстве в целом и пр.

Жесткую политику развитых стран в отношении оффшоров можно понять: ежегодно в виде недополученных налогов в бюджет эти страны теряют не менее 80 млрд дол., а если учесть криминальный капитал, выводимый из-под надзора государственных органов, то негативные эко-номические последствия еще более ощутимы.

6 Дело в том, что оффшорная экономика несовместима с равнозначностью экономических территорий, входящих в интеграционное объединение. Создание еди-ного экономического пространства в условиях интеграции стран предполагает унификацию национальных законодательств, в том числе в сфере налогообложения. По этой причине достаточно туманным выглядит будущее кипрского оффшора.

Вместе с тем не следует счи-тать оффшоры «абсолютным злом» в мировом хозяйстве. Как уже было показано, своим появлением они обязаны развитым странам, и до сих пор целый ряд оффшорных островных государств находится в юрисдикции, а значит, полностью зависит от развитых стран. Так, Нормандские острова Гернси, Джерси, Сарк и остров Мэн являются административными единица-ми Соединенного Королевства. Остров Кергелен и Французская Полине-зия подчиняются Французской Республике, Макао (Аомынь) и остров Ма-дейра -- территории Португалии.

Существование оффшоров стимулирует международную экономиче-скую активность национальных компаний развитых стран. Снижая нало-гооблагаемую базу, такие компании увеличивают объемы производства в этих странах, занятость и другие показатели. Не будем забывать, что огромные по своей величине международные активы оффшорных компа-ний только зарегистрированы здесь и зафиксированы по счетам междуна-родных банков. Их реальное местонахождение -- экономика развитых стран и отчасти развивающихся.

Крупнейшим оффшорным банковским центром по числу зарегистри-рованных банков и объему их международных активов и пассивов явля-ются Каймановы острова. По данным Банка Англии, в 2001 г. здесь было зарегистрировано 450 оффшорных банков, располагающих 782 млрд дол. в активах. 364 банка были зарегистрированы на островах Гернси, Джерси и Мэн, 13 банков -- на Виргинских островах и т.п.

В оффшорных зонах наибольшее распространение получили три вида банковских лицензий: «А», «В» и «С». Лицензия типа «А» выдается на срок от 1 года до 5 лет, и ее действие автоматически пролонгируется, если банк не нарушает условия деятельности. Лицензия дает право осуществлять операции с резидентами и нерезидентами страны в любых иностранных валютах. Такая лицензия доступна небольшому числу наиболее автори-тетных и крупных международных банков.

По лицензии типа «В» работает большинство оффшорных банков, она оффшорная в классическом понимании этого термина, т.е. запрещает внутриэкономические операции, но разрешает нерезидентскую деятель-ность почти в любых иностранных валютах и с любыми нерезидентами.

Лицензия типа «С» устанавливает ряд ограничений по видам ино-странных валют и типам нерезидентов, с которыми можно проводить операции. Вместе с тем получить такую лицензию оффшорному банку про-ще всего. Нередко по такой лицензии работают оффшорные банки, создава-емые богатыми частными лицами для управления своими финансами.

Преимущества оффшорного банка

1. Низкие учредительские и административные издержки. В оффшорных странах эти величины значительно ниже, чем в обычных. Для большинства бизнесменов это единственная возможность основать иностранный коммерческий банк, поскольку другие возможности неприемлемы из-за высоких требований к капиталу, персоналу, репутации и бизнес-плану банка. Основывая оффшорный банк, большие компании и банки могут снизить свои издержки и их возможности для бизнеса увеличиваются. Оффшорный банк часто выступает в качестве зарубежного расчетного и платежного центра холдинга или финансово-промышленной группы. В нем могут находиться текущие счета и депозиты компаний группы. Обслуживание через оффшорный банк позволяет избегать обращения к иностранным банкам. В результате значительная доля расходов на банковские услуги остается в распоряжении группы.

2. Обширные налоговые льготы в странах регистрации (только разовый регистрационный сбор, ежегодный лицензионный сбор и кое-где небольшой налог на прибыль).

3. Полное освобождение их операций от местного валютного контроля и беспрепятственное открытие, и ведение валютных счетов как в странах их регистрации, так и за рубежом.

4. Повышенная конфиденциальность операций оффшорных банков и их клиентов. Разрешается использовать институт номинальных директоров, допускается выпуск акций на предъявителя при учреждении оффшорных банков. Практически во всех международных оффшорных финансовых центрах обеспечена тайна банковских счетов. Правда, в последние годы межправительственные соглашения о сотрудничестве по вопросам налогообложения вынуждают оффшорные банки предоставлять правоохранительным органам стран-участниц таких соглашений запрашиваемую деловую информацию по оффшорным банкам, но эти договоренности действуют далеко не везде и, как правило, только в случае возбуждения судебных исков и дел. Очень популярны услуги оффшорных банков по открытию анонимных счетов.

5. Оффшорные банки свободны от соблюдения жестких норм местного банковского регулирования. Для них не обязательно в принудительном порядке покупать казначейские обязательства Центрального банка или правительства страны регистрации. В своей кредитной политике им не нужно следовать за учетной ставкой центральных банков стран регистрации. Нет требований к уровням ликвидности, резервов и некоторым другим нормам и лимитам банковской практики.

6. Мультивалютная маневренность вкладов. Глобальный характер ОББ позволяет рассредоточивать активы вкладчиков за рубежом в нескольких благоприятных и стабильных юрисдикциях и тем самым дополнительно защищать эти активы от обесценивания, конфискации и рисков.

7. Поскольку многие оффшорные банки, кроме банковского обслуживания, берут на себя и функции трастового управления активами клиентов, обеспечивается профессиональное распоряжение собственностью.

8. Доступ к международной сети банковских корреспондентских счетов. Используется для международного перераспределения капиталов и проведения разнообразных финансовых операций.

9. Доступ к международному кредитному рынку. Доходы оффшорного банка от валютных операций, от участия в предоставлении синдикатных займов и денежном рынке, от операций с ценными бумагами и вкладами могут быть защищены от высоких ставок налогов, применяемых в отношении обычных банков и финансовых учреждений. К последним может применяться и налог на получаемые проценты. В случае оффшорных банков, налоги на источник прибыли, на банковские проценты, дивиденды и прочие аналогичные платежи не взимаются.

Либеральный режим в странах регистрации заметно повышает прибыльность оффшорного банковского бизнеса. В конечном счете, преимущества ОББ реализуются в высоких показателях деятельности оффшорных банков. Многие из них выплачивают своим клиентам ставки по депозитам, превосходящие в 2-4 раза ставки по вкладам в обычных американских банках. А это и дополнительная клиентура, и рост контролируемых заемных финансовых ресурсов, и дополнительные прибыли.

Особой категорией оффшорных банков являются так называемые управляемые банки (administered banks). Их также именуют "банками без персонала". Такие банки функционируют на базе другого банка, обладающего полноценной банковской лицензией на основе особого договора между ним и владельцем оффшорного банка. Для создания "банка без персонала" требуется соответствующая лицензия.

Базовый банк осуществляет административные функции по обеспечению работы патронируемого банка. Административные услуги по управлению оффшорными банками включают оформление документации и протоколов, ведение реестра акционеров, контакты с аудиторами и официальными властями, обработку корреспонденции. Оффшорный банк обеспечивается банковскими коммуникациями и зарегистрированным офисом. В дополнение к этим административным функциям он может управлять по договору собственно банковской деятельностью "банка без персонала" - банковскими коммуникациями, выпуском платежных документов, депозитных сертификатов и банковских референций, а также осуществлением валютных операций и т.д. Банковские операции проводятся в строгом соответствии с инструкциями владельцев банка.

Заключение

В современных рыночных условиях банковский бизнес очень расширился и занимает устойчивую позицию на рынке. Различные иностранные банки выходят за рубеж, преследуя свои интересы. Размещение филиальной сети не случайно совпадает с географией зарубежных производственных, сбытовых, сборочных предприятий. Банки представляют интересы своих клиентов, их потребности в расчётно - кредитной поддержке в зарубежных странах. Но банки также преследуют и свои интересы. Часто более дешевые источники финансирования самих банков в принимающих странах, высокая доход-ность по отдельным операциям, вывод в зарубежную страну морально устаревшего в своей стране банковского продукта, динамичность эконо-мического развития отдельных стран и регионов, привлекательность ми-ровых финансовых центров,-- все это следует считать дополнительными факторами, способствующими интернационализации банковского капи-тала и банковских операций.

Литература

1) Логинов Б.Б. Зарубежная сеть российских банков в странах СНГ и дальнего зарубежья: внешнеэкономические аспекты развития// Мировая экономика: проблемы и тенденции. Научная книга, 2000.

2) Логинов Б.Б. Новая технология мирового банковского бизнеса -- бизнес в Интернет//Мировая экономика: проблемы и тенденции. Научная книга, 1999.

3) Международный банковский бизнес : Макогон, Ю. В., Булатова, Е. В. Международный банковский бизнес: Учебное пособие : Рекомендовано Министерством образования и науки Украины /Ю. В. Макогон, Е. В. Булатова ; Министерство образования и науки Украины. Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национального университета. -Киев :Атика,2003. - 208 с.

4) Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол. авт; М64 под общ. ред. д-ра экон. наук., проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. -- 3-е изд., стер. -- М.: КНОРУС, 2006. -- 656 с.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.