реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственные ценные бумаги: сущность и значение

Обращение краткосрочных нот начинается со дня, установленного Национальным Банком для оплаты первичными агентами за приобретенные краткосрочные ноты, и завершается за один рабочий день до даты погашения или даты досрочного погашения.

Владелец краткосрочных нот имеет право передавать их в залог, проводить операции РЕПО и обратного РЕПО, продавать и покупать их на вторичном рынке. Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке в 3 квартале 2007 увеличился на 9,19% по сравнению с началом года, в связи с увеличением объема сделок «репо» на 8,17% и объема первичных размещений - на 0,37%, соответственно. На долю сделок «репо» в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами приходится 94,47%.

Объемы сделок на KASE с государственными ценными бумагами

за 1 квартал

2007 года

за 2 квартал

2007 года

за 3 квартал

2007 года

изменения за 3 квартал, в %

Объем сделок, в том числе:

4 794 355

5 454 649

5 956 126

9,19

первичные размещения

19 809

40 135

40 282

0,37

Государственные ценные бумаги, находящиеся в обращении на территории Республики Казахстан

на 1 октября 2006 года

на 1 января 2007 года

на 1 апреля 2007 года

на 1 июля 2007 года

на 1 октября 2007 года

Всего в обращении в т.ч.

611 774

906 076

1 235 740

1 308 925

885 803

Ноты Национального Банка

243 374

533 103

837 492

867 530

404 439

Ценные бумаги Министерства финансов

362 740

368 280

393 555

438 002

477 971

ценные бумаги местных исполнительных органов

5 660

4 693

4 693

3 393

3 393

Всего, на 1 октября 2007 года в обращении на территории Республики Казахстан находилось государственных ценных бумаг на сумму 885 803 млн. тенге.

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность государственных ценных бумаг по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Национальный Банк РК, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Так, что надёжность государственных ценных бумаг исключительно высока.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с государственными ценными бумагами практически не было. А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент.

Рынок государственных ценных бумаг - оптовый, профессиональный, хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - это уже профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика.

Хотя, принимаются меры по популяризации рынка ценных бумаг среди населения путем публикации статьей в СМИ, участия в интервью, конференциях, круглых столах. Также были подготовлены видеоролики для телеканала «Хабар». Кроме того, Агентством по регулированию и надзору РК подготовлены брошюры-памятки для начинающих инвесторов на рынке ценных бумаг, распространение которых планируется, как посредством размещения на веб-сайте Агентства, так и среди населения.

В целях упрощения доступа населения к финансовым продуктам и услугам Агентством пересмотрены требования, предъявляемые к трансфер-агентской деятельности. Данные меры способствовали появлению на рынке ценных бумаг первых трансфер-агентов. Так, в мае 2006 года лицензии на осуществление трансфер-агентсткой деятельности были выданы АО «Казпочта» и ТОО «C-n-D Express».

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики РК. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

Таким образом, создание за короткое время устойчивого рынка государственных ценных бумаг следует признать успехом, но его нынешние особенности создают известные проблемы, одна из которых заключается в повышении расходов государства по обслуживанию долга. Недобор «штатных» доходов правительство пытается возместить увеличением займов внутри и вне страны. Малодоступность или неприемлемость альтернативных источников финансирования в настоящее время не позволяет сокращать эмиссию государственных ценных бумаг.

Между тем интенсивное наращивание эмиссии государственных ценных бумаг существенно увеличивает затраты по обслуживанию государственного долга. Издержки обслуживания госдолга постепенно приближаются к возможностям налоговой базы бюджета. На 1 февраля 2007 г. сумма государственного долга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг, включая муниципальные облигации, составила вместе с обслуживанием в текущих ценах 1 449,3 млрд. тенге, или эквивалент 11 480,4 млн. долларов по курсу 126,24 тенге за доллар. С 1 по 31 января 2007 года общая сумма долга в тенговом эквиваленте выросла на 332,7 млрд, в долларовом на 2 688,3 млн. Соответствующие показатели изменения долга в декабре 2006 года составляли +178,3 млрд. тенге, или 1 460,3 млн долларов.

Одной из мер по снижению стоимости обслуживания внутреннего государственного долга является реструктуризация госдолга в пользу относительно более «длинных» ценных бумаг. В то же время реструктуризация должна сопровождаться соответствующими мерами денежно-кредитной и налоговой политики, направленными на повышение привлекательности вложений в другие сектора экономики и инструменты финансового рынка. Среди факторов, характеризующих рынок государственных ценных бумаг, важную роль играют особенности организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг, их ликвидность и доходность.

Одно из условий эффективного развития государственного рынка ценных бумаг - организация устойчивого первичного рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо расширять круг держателей государственных ценных бумаг, регулировать операции по продаже, диверсифицировать инструменты государственного долга. Однако на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет не только привлекательность его инструментов, но и степень учета интересов отдельных его участников. Предпринимаемые усилия привлечь население к финансированию государственного долга не дают заметных результатов. Физические лица предъявляют ограниченный спрос.

Одно из условий расширения круга держателей государственных ценных бумаг - наличие успешно функционирующего и ликвидного вторичного рынка, основными характеристиками которого являются большой объем обращающихся государственных ценных бумаг с четкой и объективно регулируемой. Развитие первичного рынка государственных ценных бумаг способствует повышению активности и на вторичном. Вторичный рынок растет более быстрыми темпами. Его доля в рынке государственных ценных бумаг составляет 49,17%. Как на первичном, так и на вторичном рынке основная доля сделок приходится на ноты Национального банка. Соответствующие показатели равны 58,4% и 49,9%. Объяснить перевес нот Национального банка и ГКО_З можно их более высокой ликвидностью и коротким сроком погашения. В секторе среднесрочных и долгосрочных облигаций Министерства финансов наибольшим спросом пользовались бумаги со сроком погашения от 731 до 1825 дней.

Главной тенденцией в развитии рынка ГДО в ближайшем будущем станет увеличение сроков государственных заимствований. Преобразование структуры рынка ГДО в пользу более длительных заимствований и, как следствие, повышение спроса на свободные денежные ресурсы на фоне все большего международного признания казахстанского корпоративного и государственного долгового рынка ценных бумаг вызовет приток иностранного капитала, величина которого будет зависеть у каждого дилера от способов его привлечения.

Пополнение арсенала финансовых инструментов на рынке ГДО долгосрочными долговыми обязательствами неизбежно поставит вопрос о поиске инвесторов путём предложения со стороны дилеров дополнительных услуг, а также оптимизации и уменьшения стоимости уже предлагаемых. В данной ситуации дилеры могли бы предложить инвесторам оплату комиссии не по каждой совершаемой сделке на рынке ГДО, а за месячный оборот, что позволит инвестору с увеличением оборота уменьшить размер комиссионных. Кроме того, для привлечения крупного инвестора дилер мог бы предложить разработать индивидуальную схему инвестиционного портфеля, состоящего из ГДО.

2.3 Анализ деятельности инвестиционных фондов

Наряду с другими элементами инвестиционной структуры в Республике Казахстан может быть создан и инвестиционный фонд.

Седьмого июля 2004 был принят Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах», устанавливающий введение понятия и определения условий создания, функционирования и прекращения деятельности инвестиционных фондов, правовое положение, порядок государственного регулирования инвестиционных фондов, включая паевые инвестиционные фонды - новую структуру коллективного инвестирования на рынке финансовых услуг Казахстана. Именно этот закон и заложил основу создания новых финансовых институтов в Казахстане.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и создается на неограниченный срок, если иное не предусматривается правилами фонда.

ПИФ - это уникальная форма инвестирования, которая имеет множество преимуществ:

потенциально высокая доходность на вложенные деньги, определяемая выбором фонда,

инвестиционные стратегии как для консервативных, так и агрессивных инвесторов,

профессиональное управление активами,

минимизация рисков за счет инвестирования средств в разные отрасли,

льготное налогообложение доходов ПИФов и пайщиков,

многоуровневая система защиты инвесторов через государственное регулирование деятельности фондов,

абсолютно прозрачный инвестиционный процесс.

Так, количество действующих на рынке ценных бумаг паевых инвестиционных фондов по состоянию 1 ноября 2007 года составило 169, увеличившись за период с начала года на 93. На рынке также функционирует 11 акционерных инвестиционных фондов, совокупные активы которых на 1 октября 2007 года составили 25 950 млн. тенге с увеличением на 48,47%.

Открытые ПИФы предоставляют держателю пая право требовать от управляющей компании выкупать паи не реже одного раза в две недели. Это обстоятельство требует от управляющей компании держать активы открытого фонда в ликвидных инструментах, что обеспечивает более низкий уровень доходности в отличие от других видов ПИФов.

Доминирование на рынке закрытых ПИФов является также результатом маркетинговой политики управляющих компаний - большинство фондов создается под определенные инвестиционные проекты. Привлекательность паевых инвестфондов для инвесторов обусловлено наличием для них ряда льгот, в частности налоговых. Соответственно привлекать инвестиционные средства через ПИФы намного выгоднее и эффективнее. Исходя из этого, можно предположить, что многие вновь созданные закрытые фонды уже имеют готовые проекты, под которые собирают активы.

Некоторые участники рынка начинают рассматривать закрытые ПИФы в качестве реального инвестора. Подавляющая часть закрытых ПИФов указывает на свое бессрочное функционирование. Только два из них официально заявили, что рассчитывают работать 7 и 5 лет. Это обстоятельство объясняется опять-таки направленностью закрытых фондов на проектное инвестирование. По словам представителей управляющих компаний, минимальный срок осуществления проекта составляет 5 лет. К примеру, за это время можно купить пока еще слабую, но достаточно перспективную компанию. Затем посредством эффективного менеджмента и правильной маркетинговой стратегии капитализировать ее и после получать прибыль.

Стоимость активов ПИФов на 1 января 2006 года составляла 96 млн. $, на 1 января 2007 года - 390 млн. $.

Рост активов паевых инвестиционных фондов в 2005-2006 годах

Как видим, рост активов ПИФов произошел более чем в 4 раза.

Результаты инвестиционной деятельности в существенной мере зависят от обоснованности инвестиционных решений, учета в процессе их принятия многообразных факторов, основными из которых являются:

- ограниченность инвестиционных ресурсов;

- многообразие видов инвестиций и вариантов инвестиционных решений;

- различия в стоимости инвестиционных объектов;

- различия инвестиционных качеств предполагаемых объектов инвестиций;

- риски, связанные с принятием инвестиционного решения;

- изменение внутренних и внешних условий деятельности.

Учет этих и других факторов и ходе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств предполагает осуществление инвестиционного анализа на основе специальных методов оценки инвестиций. Ряд аспектов инвестиционного анализа получил глубокую и всестороннюю разработку в исследованиях известных зарубежных экономистов, в частности лауреатов Нобелевской премии Г. Марковица, У. Шарпа и др. В начале 50-х годов Г. Марковицем были разработаны методологические принципы управления портфелем финансовых инструментов. Дальнейшее развитие научный инструментарий портфельной теории получил в работах У. Шарпа, предложившего технику эффективного управления крупными финансовыми портфелями. В 60-е годы У. Шарпом, Дж. Линтнером и Дж. Моссиным /20/ была предложена модель цены капитальных активов, отражающая связь систематического риска и доходности. Большое значение для развития современной теории финансов имели работы Ф. Модильяни и М. Миллера /21/ по анализу структуры капитала и стоимости источников финансирования инвестиций. Современные теории инвестиций рассмотрены в работах Д. Сорос, Е. Фама, А. Фельдмана, И. Меньшикова.

Принятие инвестиционных решений предполагает оценку приемлемости инвестиций, сопоставление предполагаемых результатов инвестирования и вложенных средств. Участники рынка прогнозируют цены активов, традиционно используя фундаментальный и технический анализ, а иногда - их комбинацию. Фундаментальный анализ основывается на всей доступной информации, технический - на графиках исторического поведения цен. Сторонники первого систематизируют информацию и создают на ее базе модели, позволяющие делать прогнозы. В отличие от них технические аналитики изучают конфигурации на графиках истории цен и создают сценарии поведения. При этом важную роль приобретает правильное определение действительной стоимости инвестируемого капитала. Решение данной проблемы означает, с одной стороны, необходимость использования такого способа мобилизации капитала, при котором стоимость капитала будет минимальной, а с другой стороны - выбора направлений использования мобилизованных средств, ориентированных на максимизацию доходности вложений.

Анализируя деятельность паевых инвестиционных фондов сделаем это на примере ПИФ «БТА Доходный». Денежные средства Фонда размещаются в широкий спектр ценных бумаг, что позволяет уменьшить риск, связанный с инвестированием в один инструмент.

Возможности формирования инвестиционного портфеля ПИФ «БТА Доходный» в 2006 году

Тип инструмента

Лимит инвестирования

Государственные ценные бумаги РК

20%

Муниципальные ценные бумаги РК

10%

Корпоративные акции резидента РК, в т.ч. ADR, GDR, включенные в листинг «А» ЗАО «КФБ»

80%

Корпоративные акции резидента РК, в т.ч. ADR, GDR, включенные в листинг «В» ЗАО «КФБ»

30%

Продолжение таблицы 6

Корпоративные облигации резидента РК, в т.ч. BV, включенные в листинг «А» ЗАО «КФБ»

90%

Корпоративные облигации резидента РК, в т.ч. BV, включенные в листинг «В» ЗАО «КФБ»

40%

Ценные бумаги, эмитированные следующими международными финансовыми организациями:

Международным банком реконструкции и развития;

Европейским банком реконструкции и развития;

Межамериканским банком развития;

Банком международных расчетов;

Азиатским банком развития;

Африканским банком развития;

Международной финансовой корпорацией;

Исламским банком развития;

Европейским инвестиционным банком;

60%

Ценные бумаги иностранных государств и агентские облигации финансовых агентств государств, имеющих долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ-» или «Ва3»;

50%

Акции, обращающиеся в торговых системах организаторов торгов и эмитенты которых имеют долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВB-» или «В3»;

80%

финансовые инструменты инвестиционных фондов, имеющих рейтинговую оценку по международной шкале не ниже «ВВ-» или «Ва3», выпущенные в соответствии с законодательством иных, помимо Республики Казахстан, государств;

60%

Депозитарные расписки, базовым активом которых являются ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ-» или «Ва3»;

70%

Приобретаемые в целях хеджирования производные ценные бумаги нерезидентов, имеющих долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ+» или «Ва1».

50%

Аффинированные драгоценные металлы, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов и обозначенным в документах данной ассоциации как стандарт «Лондонская качественная поставка»;

20%

Вклады в банках второго уровня

20%

Иностранная валюта стран, присоединившихся к Статье 8 Устава Международного валютного фонда;

10%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.