| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Государственные ценные бумаги: сущность и значениеВ качестве критериев принимают такие показатели как: - уровень валового национального дохода на душу населения; - показатель отношения объема биржевого рынка ценных бумаг к ВВП; - количество эмитентов акций и облигаций, представленных на национальном рынке ценных бумаг. Развитый рынок ценных бумаг характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг выше 80-100% ВВП/ВНП Мировой банк определяет в качестве таких экономик страны с ВНД выше 10066 долларов. На развитом рынке ценных бумаг представлено большое количество национальных и иностранных эмитентов ценных бумаг - более 1100 эмитентов. Исключение составляет Швейцария - 810, при этом отношение объема рынка ценных бумаг к ВВП в этой стране - 21 0,3%. Именно по показателю отношения объема рынка ценных бумаг к ВВП Швейцария была отнесена к странам с развитым рынком ценных бумаг. Критерии выделения относительно развитого рынка ценных бумаг заключаются в следующем: - капитализация рынка ценных бумаг до 80% ВВП/ВНП; - для некоторых рынков показатель ниже 60% от ВВП. Количество национальных и иностранных эмитентов на относительно развитом рынке ценных бумаг составляет 240-1 100. Формирующиеся рынки ценных бумаг характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг ниже 40-60% ВВП/ВНП. В соответствии с классификацией Международной финансовой корпорации IFС к категории формирующихся рынков относятся в основном рынки ценных бумаг, находящиеся в экономиках с низким и средним доходами на душу населения. Мировой банк определяет в качестве таких экономик страны с ВНД меньше 10 066 долларов. Однако рынки ценных бумаг развивающихся стран и стран с переходной экономикой имеют отличия по уровню развития и ряду показателей. Поэтому необходимо выделить два вида формирующихся рынков ценных бумаг: - формирующиеся рынки ценных бумаг НИС; - формирующиеся рынки ценных бумаг переходных экономик. Особенностью формирующихся рынков ценных бумаг переходных экономик стран бывшего СССР и Восточной Европы является то, что крупные пакеты акционерного капитала распределены между ограниченным числом собственников. Эти страны характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг ниже 30% ВВП. Существует относительно низкая насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами и, соответственно, низкая способность к более эффективному перераспределению денежных ресурсов. Показатель отношения объема рынка ценных бумаг к ВВП имеет средние значения от менее 1% до 30%, для Казахстана и России этот показатель выше, что говорит о более высоком развитии рынка ценных бумаг в этих странах относительно развития рынка ценных бумаг других стран с переходной экономикой. Для стран с переходной экономикой характерно в среднем присутствие от 60 до 300 эмитентов ценных бумаг. Объединение рынка ценных бумаг Эстонии, Литвы, Латвии с рынком ценных бумаг Швеции, Финляндии, Дании положительно отражается на эмитентах и инвесторах ОМХ, которые имеют доступ ко всем этим национальным рынкам одновременно. Формирующиеся рынки ценных бумаг новых индустриальных стран характеризуются высокими темпами развития и роста ВВП, особенно в начале 90-х годов. Они вышли на ведущие позиции по отдельным видам промышленной продукции, в том числе наукоемкой. НИС характеризуются экспортом конкурентоспособной продукции. По данным Всемирного банка, большинство НИС имеют средний низкий / высокий уровень дохода, от 826 до 10065 долларов. Эти страны также демонстрируют высокие темпы роста рынка ценных бумаг. Для НИС характерно присутствие от 220 до 1 100 эмитентов ценных бумаг. Исключение составляют Маврикий и Кипр - островные государства. Китай, Южная Корея, Индия - это новые индустриальные страны, чьи экономики демонстрируют прорыв в уровне экономического развития. Они являются очень привлекательными для инвесторов. Государственная политика, направленная на индустриально-инновационное развитие, позволяет именно через рынок ценных бумаг перераспределять инвестиционные ресурсы между приоритетными секторами экономики, НИС имеют и опережающие темпы роста рынков ценных бумаг. Среднегодовой темп роста рынка ценных бумаг превышает для большинства НИС 30%. Для Аргентины, Бразилии, Турции, Греции темп выше 100% годовых, а в Египте - 315%. Это говорит об ускоренном развитии рынка ценных бумаг, углубленных инвестиционных процессах и о привлекательности инструментов национальных эмитентов для инвесторов. Выделение формирующегося рынка ценных бумаг с исламскими традициями обусловлено характерными чертами: верностью традициям и особенностями поведения участников этих рынков. На этом рынке преобладают акции, бумаги участия и бумаги партнерства, то есть в виде «совместного участия» с центральными и региональными властями инвесторы получают доход не в качестве процента, а доли прибыли. Например, в Пакистане и Иране практически отсутствует рынок корпоративных долговых инструментов. Это связано с тем, что ислам запрещает взимать процент и продавать долговые инструменты по цене ниже или выше номинальной стоимости Египет, Малайзия, Таиланд, Турция, Пакистан и Иран - страны, где рынок ценных бумаг динамично развивается за счет оборота акционерного капитала, но сектор корпоративного долгового финансирования в этих странах практически не может быть представлен, что связано с религиозными особенностями этих государств. Модель абсолютно неразвитого рынка ценных бумаг характеризуется тем, что практически отсутствуют национальные инвестиционные ресурсы, национальное производство не может эффективно потребить иностранные инвестиции. Такая модель характерна и для наименее развитых экономик. Таким образом, на фоне нехватки инвестиционных ресурсов существует неспособность экономических субъектов и экономического механизма распределять финансовые ресурсы. Степень насыщенности хозяйственного оборота ценными бумагами в странах с переходной экономикой на 2003 год
Количество компаний - эмитентов акций и эмитентов облигаций - субъектов частного и общественного секторов переходных экономик на 2003 год
Итак, формирующиеся рынки, к которым относится рынок Казахстана, обладают рядом особенностей в сравнении с развитыми рынками: - указанные рынки находятся на начальной стадии развития, низка их ликвидность и насыщенность ценными бумагами, упрощена продуктовая структура, сужен денежный спрос на ценные бумаги при более высоких рисках; - для этих рынков характерны сверхконцентрации в структуре собственности, в структуре рынка; эти рынки фрагментарны; - формирующиеся рынки отличаются меньшей прозрачностью и степенью эффективности в сравнении с развитыми рынками индустриальных стран, большей распространенностью инсайдерской торговли, манипулирования и других нарушений честного и справедливого механизма ценообразования. Степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых рынках ценных бумаг. На последних - государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая бы содействовала сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на рынках индустриальных стран в моменты фондовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. Примерами могут быть послекризисное реструктурирование рынка ценных бумаг в США, масштабная перестройка фондового рынка в Великобритании /16/. Формирующиеся рынки постоянно находятся в состоянии высокой волатильности. Они нуждаются в развитии каждого своего компонента, в инвестициях в инфраструктуру рынков, в заполнении пустоты технологиями, финансовыми продуктами, квалифицированным персоналом, институтами рынка. Каждый из формирующихся рынков должен еще пройти долгий путь к тому, чтобы стать более прозрачным и эффективным, чтобы механизм ценообразования в большей мере отвечал критериям честности и справедливости. В этой связи огромна регулирующая роль государства, чтобы его роль в процессе формирующихся рынков была более значимой, чем на рынках индустриальных стран. «Самоформирование» рынка, не поддержанное государством, как показывает практика, связано с масштабными потерями и кризисами, медленными темпами развития, массовыми нарушениями прав инвесторов. В этой связи, роль государства может проявляться в следующих формах: - ускоренное создание регулятивной инфраструктуры и, на этой основе, перенос на рынок лучших обычаев и правил делового оборота из зарубежной практики - предписывание рынку, находящемуся на этапе становления, структуры финансовых продуктов, форм и технологий профессиональной деятельности, правил организации фондового бизнеса, управления конфликтами интересов. - определение стратегии и программирования развития рынка, непосредственное участие в строительстве новых рынков и изменении архитектуры отрасли в тех элементах, которые создают повышенные системные рынки; оказание финансовой поддержки в создании инфраструктуры рынка; разумный протекционизм, позволяющий, с одной стороны, создать отечественную отрасль ценных бумаг, а с другой - использовать операционную способность иностранных инвестиционных институтов и фондовых рынков; формирование системы экономических стимулов, создающих интерес всех классов инвесторов к вложению средств в ценные бумаги; - демонстрация действенности надзора за честностью и справедливостью механизма ценообразования, неотвратимости санкций за нарушения прав инвесторов и, на этой основе, содействие во введении деловых обычаев и формированию общепринятой рыночной культуры и этики, обеспечивающей становление эффективного и справедливого рынка. Основной характеристикой фондовых рынков практически всех постсоветских стран является тот факт, что они не выполняют своей главной функции - финансирование инвестиций в реальный сектор экономики, привлечение средств для этой цели. Этот рынок существует в основном как бы сам для себя и не является органической частью финансовой системы, призванной обеспечить эффективное использование капитала в интересах экономики в целом. Для того, чтобы фондовый рынок более эффективно выполнял свою функцию в качестве «преобразователя» накопления в инвестиции необходимо, чтобы широкие слои населения были заинтересованы вкладывать свои сбережения в корпоративные ценные бумаги. Практика показала, что для обеспечения быстрых темпов экономического роста необходимы крупные инвестиции, высокая национальная норма накопления. Характерным примером в этом отношении является Япония и Южная Корея /17/. «Корейское чудо» в значительной мере связано с высокой нормой накопления. В 1991-1997 гг. в этой стране она была одной из самых высоких в мире, составляя более 37%. Важную роль в эффективном использовании сбережений для инвестиций играет соответствие их структуры структуре инвестиционного спроса. Если сбережения носят в основном краткосрочный характер, а экономика нуждается в долгосрочных капиталовложениях, необходимо принимать меры по повышению доверия населения к власти, национальной валюте, банкам и фондовому рынку. Однако для достижения оптимального экономически и социально приемлемого соотношения между уровнем инфляции и степенью занятости населения также важна роль государства. Экономика сама по себе не может обеспечить полную занятость работоспособного населения и стабильность цен. Рыночные механизмы должны быть дополнены государственными стабилизирующими мероприятиями, важными из которых являются сбор налогов) и кредитно-денежные мероприятия. При этом полностью исключить экономические колебания невозможно, однако можно ослабить резкие колебания цен и занятости. Роль государства в странах с развитыми рыночными отношениями заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость. При достижении этих целей государство использует следующие инструменты: 1) фискальную политику; 2) кредитно-денежную политику, которая включает в себя: - операции на рынке государственных ценных бумаг; - ставку рефинансирования; - величину обязательного банковского резервирования. Рассмотрим, как, используя эти инструменты, государство имеет возможность воздействовать на уровень сбережений и инвестиций. Фискальная политика. Политика государственных расходов и налоги изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением. Если при этом государство, собрав налоги, оставляет прежними государственные инвестиции и расходы, то сокращение потребления вызывает уменьшение производимого чистого национального продукта. Таким образом, при высокой занятости населения и наличии инфляционных тенденций в экономике новые налоги помогают сократить инфляцию. В том случае, когда экономика государства находится в депрессивном состоянии, фискальная политика направлена на снижение налогового бремени. Уменьшение налогов ведет к росту чистого дохода. Это, в свою очередь, вызывает рост потребительских расходов, сбережений и частных инвестиций. В конечном итоге происходит рост национального продукта. Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|