реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственные ценные бумаги: сущность и значение

В качестве критериев принимают такие показатели как:

- уровень валового национального дохода на душу населения;

- показатель отношения объема биржевого рынка ценных бумаг к ВВП;

- количество эмитентов акций и облигаций, представленных на национальном рынке ценных бумаг.

Развитый рынок ценных бумаг характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг выше 80-100% ВВП/ВНП Мировой банк определяет в качестве таких экономик страны с ВНД выше 10066 долларов. На развитом рынке ценных бумаг представлено большое количество национальных и иностранных эмитентов ценных бумаг - более 1100 эмитентов. Исключение составляет Швейцария - 810, при этом отношение объема рынка ценных бумаг к ВВП в этой стране - 21 0,3%. Именно по показателю отношения объема рынка ценных бумаг к ВВП Швейцария была отнесена к странам с развитым рынком ценных бумаг.

Критерии выделения относительно развитого рынка ценных бумаг заключаются в следующем:

- капитализация рынка ценных бумаг до 80% ВВП/ВНП;

- для некоторых рынков показатель ниже 60% от ВВП.

Количество национальных и иностранных эмитентов на относительно развитом рынке ценных бумаг составляет 240-1 100.

Формирующиеся рынки ценных бумаг характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг ниже 40-60% ВВП/ВНП. В соответствии с классификацией Международной финансовой корпорации IFС к категории формирующихся рынков относятся в основном рынки ценных бумаг, находящиеся в экономиках с низким и средним доходами на душу населения. Мировой банк определяет в качестве таких экономик страны с ВНД меньше 10 066 долларов. Однако рынки ценных бумаг развивающихся стран и стран с переходной экономикой имеют отличия по уровню развития и ряду показателей. Поэтому необходимо выделить два вида формирующихся рынков ценных бумаг:

- формирующиеся рынки ценных бумаг НИС;

- формирующиеся рынки ценных бумаг переходных экономик.

Особенностью формирующихся рынков ценных бумаг переходных экономик стран бывшего СССР и Восточной Европы является то, что крупные пакеты акционерного капитала распределены между ограниченным числом собственников. Эти страны характеризуются капитализацией рынка ценных бумаг ниже 30% ВВП. Существует относительно низкая насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами и, соответственно, низкая способность к более эффективному перераспределению денежных ресурсов.

Показатель отношения объема рынка ценных бумаг к ВВП имеет средние значения от менее 1% до 30%, для Казахстана и России этот показатель выше, что говорит о более высоком развитии рынка ценных бумаг в этих странах относительно развития рынка ценных бумаг других стран с переходной экономикой.

Для стран с переходной экономикой характерно в среднем присутствие от 60 до 300 эмитентов ценных бумаг. Объединение рынка ценных бумаг Эстонии, Литвы, Латвии с рынком ценных бумаг Швеции, Финляндии, Дании положительно отражается на эмитентах и инвесторах ОМХ, которые имеют доступ ко всем этим национальным рынкам одновременно.

Формирующиеся рынки ценных бумаг новых индустриальных стран характеризуются высокими темпами развития и роста ВВП, особенно в начале 90-х годов. Они вышли на ведущие позиции по отдельным видам промышленной продукции, в том числе наукоемкой. НИС характеризуются экспортом конкурентоспособной продукции. По данным Всемирного банка, большинство НИС имеют средний низкий / высокий уровень дохода, от 826 до 10065 долларов. Эти страны также демонстрируют высокие темпы роста рынка ценных бумаг. Для НИС характерно присутствие от 220 до 1 100 эмитентов ценных бумаг. Исключение составляют Маврикий и Кипр - островные государства. Китай, Южная Корея, Индия - это новые индустриальные страны, чьи экономики демонстрируют прорыв в уровне экономического развития. Они являются очень привлекательными для инвесторов. Государственная политика, направленная на индустриально-инновационное развитие, позволяет именно через рынок ценных бумаг перераспределять инвестиционные ресурсы между приоритетными секторами экономики, НИС имеют и опережающие темпы роста рынков ценных бумаг.

Среднегодовой темп роста рынка ценных бумаг превышает для большинства НИС 30%. Для Аргентины, Бразилии, Турции, Греции темп выше 100% годовых, а в Египте - 315%. Это говорит об ускоренном развитии рынка ценных бумаг, углубленных инвестиционных процессах и о привлекательности инструментов национальных эмитентов для инвесторов.

Выделение формирующегося рынка ценных бумаг с исламскими традициями обусловлено характерными чертами: верностью традициям и особенностями поведения участников этих рынков.

На этом рынке преобладают акции, бумаги участия и бумаги партнерства, то есть в виде «совместного участия» с центральными и региональными властями инвесторы получают доход не в качестве процента, а доли прибыли. Например, в Пакистане и Иране практически отсутствует рынок корпоративных долговых инструментов. Это связано с тем, что ислам запрещает взимать процент и продавать долговые инструменты по цене ниже или выше номинальной стоимости

Египет, Малайзия, Таиланд, Турция, Пакистан и Иран - страны, где рынок ценных бумаг динамично развивается за счет оборота акционерного капитала, но сектор корпоративного долгового финансирования в этих странах практически не может быть представлен, что связано с религиозными особенностями этих государств.

Модель абсолютно неразвитого рынка ценных бумаг характеризуется тем, что практически отсутствуют национальные инвестиционные ресурсы, национальное производство не может эффективно потребить иностранные инвестиции. Такая модель характерна и для наименее развитых экономик.

Таким образом, на фоне нехватки инвестиционных ресурсов существует неспособность экономических субъектов и экономического механизма распределять финансовые ресурсы.

Степень насыщенности хозяйственного оборота ценными бумагами в странах с переходной экономикой на 2003 год

Страны

ВВП,

млрд. долл.

Капитализация национального

рынка ценных бумаг, млрд. долл.

Объем рынка ценных бумаг,

ВВП в %.

Классификация Всемирного банка по уровню дохода на душу населения

Польша

198,3

28,8

28,8

Средний высокий

доход 3256-10065

долларов

Венгрия

82,7

18,9

22,8

Дания, Швеция, Латвия, Литва, Эстония

904,2

728,8

80,6

Россия

432,9

311,1

71,9

Болгария

19,7

0,19

0

Средний низкий

доход 825-3255

долларов

Казахстан

29,8

33,8

113,4

Грузия

0,20

0,05

Туркменистан

6,2

Только товарная биржа

Румыния

57

0,29

0,01

Украина

49,5

0,09

0,00

Армения

2,8

0,02

0,9

Азербайджан

7,1

0,00

0

Узбекистан

10

0,03

0,37

Низкий доход - ниже

825 долларов

Кыргызстан

1,9

0,03

0,01

Количество компаний - эмитентов акций и эмитентов облигаций - субъектов частного и общественного секторов переходных экономик на 2003 год

Страны

Эмитенты акций

Эмитенты облигаций

Всего

Капитализация акций, млн. долл.

Объем облигаций, млн. долл.

Отношение объема облигаций к объему акций, %

Польша

203

5

208

9 662,7

577,1

5,9

Венгрия

49

12

61

8 269,9

1 629,6

19,7

Эстония, Литва, Латвия, Швеция, Финляндия, Дания 6 Швеция, Латвия, Литва, Эстония 3.

685

774

1459

728 769,2

2667008,2

365,9

Болгария

-

-

338

154,2

41,1

26,6

Казахстан

61

68

129

554,2

24 159,9

436,1

Румыния

-

152

111

285,7

5,14

1,8

Россия

157

-

309

88 970

60 976

68,6

Украина

-

-

91

3,9

84

215,4

Кыргызстан

-

-

68

11,1

0,7

6,3

Грузия

-

-

278

0,81

201

248,1

Армения

213

-

213

0,7

-

-

Азербайджан

-

-

-

3,4

80

23,5

Туркменистан

Только товарная биржа

Узбекистан

-

-

478

33

3,7

11,2

Итак, формирующиеся рынки, к которым относится рынок Казахстана, обладают рядом особенностей в сравнении с развитыми рынками:

- указанные рынки находятся на начальной стадии развития, низка их ликвидность и насыщенность ценными бумагами, упрощена продуктовая структура, сужен денежный спрос на ценные бумаги при более высоких рисках;

- для этих рынков характерны сверхконцентрации в структуре собственности, в структуре рынка; эти рынки фрагментарны;

- формирующиеся рынки отличаются меньшей прозрачностью и степенью эффективности в сравнении с развитыми рынками индустриальных стран, большей распространенностью инсайдерской торговли, манипулирования и других нарушений честного и справедливого механизма ценообразования.

Степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых рынках ценных бумаг. На последних - государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая бы содействовала сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на рынках индустриальных стран в моменты фондовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. Примерами могут быть послекризисное реструктурирование рынка ценных бумаг в США, масштабная перестройка фондового рынка в Великобритании /16/.

Формирующиеся рынки постоянно находятся в состоянии высокой волатильности. Они нуждаются в развитии каждого своего компонента, в инвестициях в инфраструктуру рынков, в заполнении пустоты технологиями, финансовыми продуктами, квалифицированным персоналом, институтами рынка. Каждый из формирующихся рынков должен еще пройти долгий путь к тому, чтобы стать более прозрачным и эффективным, чтобы механизм ценообразования в большей мере отвечал критериям честности и справедливости. В этой связи огромна регулирующая роль государства, чтобы его роль в процессе формирующихся рынков была более значимой, чем на рынках индустриальных стран. «Самоформирование» рынка, не поддержанное государством, как показывает практика, связано с масштабными потерями и кризисами, медленными темпами развития, массовыми нарушениями прав инвесторов. В этой связи, роль государства может проявляться в следующих формах:

- ускоренное создание регулятивной инфраструктуры и, на этой основе, перенос на рынок лучших обычаев и правил делового оборота из зарубежной практики - предписывание рынку, находящемуся на этапе становления, структуры финансовых продуктов, форм и технологий профессиональной деятельности, правил организации фондового бизнеса, управления конфликтами интересов.

- определение стратегии и программирования развития рынка, непосредственное участие в строительстве новых рынков и изменении архитектуры отрасли в тех элементах, которые создают повышенные системные рынки; оказание финансовой поддержки в создании инфраструктуры рынка; разумный протекционизм, позволяющий, с одной стороны, создать отечественную отрасль ценных бумаг, а с другой - использовать операционную способность иностранных инвестиционных институтов и фондовых рынков; формирование системы экономических стимулов, создающих интерес всех классов инвесторов к вложению средств в ценные бумаги;

- демонстрация действенности надзора за честностью и справедливостью механизма ценообразования, неотвратимости санкций за нарушения прав инвесторов и, на этой основе, содействие во введении деловых обычаев и формированию общепринятой рыночной культуры и этики, обеспечивающей становление эффективного и справедливого рынка.

Основной характеристикой фондовых рынков практически всех постсоветских стран является тот факт, что они не выполняют своей главной функции - финансирование инвестиций в реальный сектор экономики, привлечение средств для этой цели. Этот рынок существует в основном как бы сам для себя и не является органической частью финансовой системы, призванной обеспечить эффективное использование капитала в интересах экономики в целом. Для того, чтобы фондовый рынок более эффективно выполнял свою функцию в качестве «преобразователя» накопления в инвестиции необходимо, чтобы широкие слои населения были заинтересованы вкладывать свои сбережения в корпоративные ценные бумаги. Практика показала, что для обеспечения быстрых темпов экономического роста необходимы крупные инвестиции, высокая национальная норма накопления. Характерным примером в этом отношении является Япония и Южная Корея /17/. «Корейское чудо» в значительной мере связано с высокой нормой накопления. В 1991-1997 гг. в этой стране она была одной из самых высоких в мире, составляя более 37%.

Важную роль в эффективном использовании сбережений для инвестиций играет соответствие их структуры структуре инвестиционного спроса. Если сбережения носят в основном краткосрочный характер, а экономика нуждается в долгосрочных капиталовложениях, необходимо принимать меры по повышению доверия населения к власти, национальной валюте, банкам и фондовому рынку.

Однако для достижения оптимального экономически и социально приемлемого соотношения между уровнем инфляции и степенью занятости населения также важна роль государства. Экономика сама по себе не может обеспечить полную занятость работоспособного населения и стабильность цен. Рыночные механизмы должны быть дополнены государственными стабилизирующими мероприятиями, важными из которых являются сбор налогов) и кредитно-денежные мероприятия. При этом полностью исключить экономические колебания невозможно, однако можно ослабить резкие колебания цен и занятости. Роль государства в странах с развитыми рыночными отношениями заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость. При достижении этих целей государство использует следующие инструменты:

1) фискальную политику;

2) кредитно-денежную политику, которая включает в себя:

- операции на рынке государственных ценных бумаг;

- ставку рефинансирования;

- величину обязательного банковского резервирования.

Рассмотрим, как, используя эти инструменты, государство имеет возможность воздействовать на уровень сбережений и инвестиций.

Фискальная политика. Политика государственных расходов и налоги изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением.

Если при этом государство, собрав налоги, оставляет прежними государственные инвестиции и расходы, то сокращение потребления вызывает уменьшение производимого чистого национального продукта. Таким образом, при высокой занятости населения и наличии инфляционных тенденций в экономике новые налоги помогают сократить инфляцию. В том случае, когда экономика государства находится в депрессивном состоянии, фискальная политика направлена на снижение налогового бремени. Уменьшение налогов ведет к росту чистого дохода. Это, в свою очередь, вызывает рост потребительских расходов, сбережений и частных инвестиций. В конечном итоге происходит рост национального продукта. Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.