реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование рынка ценных бумаг в Украине

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляться: государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лице Государственной Комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихся организаций.

1.3.2. виды правового регулирования

1.3.2.1. государственно-правовое регулирование

Государственно-правовое регулирование осуществляется в лице Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже.

Функции и обязанности Комиссии определены Законом Украины "О государ-ственном регулировании рынка ценных бумаг" и Положением о комиссии, утверж-денным Указом Президента от 14 февраля 1997 года.

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подчинена Президенту Украи-ны и подотчетна Верховной Раде Украины. Этим обеспечивается ее независимое по-ложение. Комиссия создается в составе Председателя Комиссии и шести членов Ко-миссии. Все они назначаются и увольняются Президентом Украины. Срок полномо-чий Председателя и членов Комиссии - семь лет. Одно и тоже лицо не может быть членом Комиссии больше двух сроков подряд.

В соответствии данным положением Комиссия выполняет следующие основ-ные функции:

1. Устанавливает требования относительно выпуска и обращения ценных бумаг и их производ-ных, устанавливает порядок регистрации выпуска и информации о выпуске.

2. Устанавливает по согласованию с НБУ дополнительные требования относитель-но выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

3. Комиссия и ее территориальные органы осуществляют регистрацию выпусков и ведет реестр выпусков ценных бумаг.

4. Регистрирует правила функционирования организационно оформленных рын-ков ценных бумаг.

5. Устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг (лицензирование).

6. Устанавливает порядок отчетности участников рынка ценных бумаг и в том числе эмитентов.

7. Производит регистрацию бирж и внебиржевых торгово-информационных сис-тем (ТИС), контролирует их деятельность.

8. Производит регистрацию саморегулирующихся организаций, создаваемых лица-ми, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

9. Устанавливает требования и стандарты относительно обязательного раскрытия информации эмитентами.

10. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования и проводит сертификацию специалистов и т.д.

Государственная комиссия имеет основные права, которые закреплены законодательно [].

В целях обеспечения прозрачности украинского рынка ценных бумаг Комиссией создан Центр общественной информации (ЦОИ). Основная задача ЦОИ состоит в обнародовании информации, подаваемой эмитентами в Комиссию, - годовые и по-лугодовые отчеты любых эмитентов, по перечню, устанавливаемому Комиссией.

Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от-крывает большие возможности для дальнейшего совершенствования нормативной базы по различным сторонам деятельности на рынке ценных бумаг и ведется активная ра-бота по совершенствованию действующих и разработке новых законов. В этой части следует отметить проекты новых редакций Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке". Закон "Об институтах совместного инвестирования" (принят в 2001 году), которые резко отличаются от действующего ранее законодательства.

Комиссией создан Консультационно-экспертный совет Государственной комиссии по ценным бумагам, который активно работает над совершенствованием действующего законодательства, дает свои рекомендации по многим важным вопросам работы рынка.

Территориальные органы Комиссии действуют на основании положения о тер-риториальных органах Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (решение №9 от 14 мая 1998 года). Также Комиссия приняла решение о пере-даче ряда полномочий территориальным управлениям и в первую очередь по вопро-сам регистрации выпуска акций.

1.3.2.2. институционально -правовое регулирование

Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отноше-нию к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация - это доб-ровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо-вому рынку [2].

Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть уча-стником одной из саморегулируемых организаций.

На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, ор-ганизацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и част-ным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выхо-дит за внутренние рамки этих организаций.

Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответству-ющий государственный орган.

На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг, т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта дея-тельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.

В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и дру-гие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество [7].

Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом орга-низации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых орга-низаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.

2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ

Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондового рынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг:

1) Акции - это ценные бумаги без установленного срока обращения, которая свидетельствуют о долевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающие членство в акционерном обществе и право на участие в управлении этим акционерным обществом. Дает право владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в распространении имущества при ликвидации акционерного общества [3].

Согласно законодательству акции могут быть простыми и привилегированными, именными и на предъявителя [3].

2) Облигации предприятий - это долговые ценные бумаги предприятий, удостоверяющая внесение ее владельцами денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации могут выпускаться на предъявителя или именными, в документарной форме с выпуском сертификата облигации и в форме электронной записи.

3) Облигации внутреннего государственного займа.

В Украине это ОВГЗ и ОВГСЗ. Эмитентом ОВГЗ является Минфин Украины от имени правительства, агентом выступает НБУ. В 1997г. каждую неделю производилось несколько выпусков ОВГЗ со сроками от 3 до 18 месяцев. Облигации почти всегда были дисконтными, без купонных выплат. В первичных аукционах принимают участие только банки - резиденты, но впоследствии были допущены и торговцы ценными бумагами. Активно принимали участие своими деньгами и нерезиденты (прежде всего через украинские банки). Номинал облигации 100 гривен [7].

В 1998г. были выпущены ОВГСЗ. Облигации выпущены в бумажной форме на предъявителя, номинал - 50 гривен, срок обращения облигации 2 года, доходность по купону - 34%.

Купонный доход выплачивается трижды - через год (17грн.), через полтора года (8,5грн.) и при погашении (8,5грн.). Доходы физических лиц по ОВГСЗ были освобождены о налогообложения [7].

Облигации внешних государственных займов.

Облигации внешних государственных займов - это ценные бумаги, размещаемые на международных и иностранных фондовых биржах и подтверждающие обязательство Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска [2].

В соответствии с Указом Президента Украины решение о выпуске государственных облигаций на внешнее фондовые рынки принимает в каждом случае правительство своими постановлениями, если средства от выпуска этих облигаций предусмотрены законом о государственном бюджете. Если в бюджете этого не предусмотрено, то решение о выпуске таких облигаций должна принимать Верховная Рада по представлению правительства.

С 1997г. украинские облигации обращаются на европейском рынке. Их доходность - одна из самых высоких.

Облигации местных займов.

На украинском рынке ценных бумаг, по состоянию на 1 марта 1998г., в обращении находилось облигации местных займов на общую стоимость около 300 млн. грн. Всего было осуществлено 15 местных выпусков. По законодательству Украины введено ограничение на объем выпуска, который не может превышать 30% от доходной части бюджета [7].

Казначейские обязательства.

Казначейские обязательства - это вид ценных бумаг на предъявителя, которые размещаются среди населения, и свидетельствуют о внесении их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получения дохода. Бывают краткосрочными (выпускает Минфин) и средне- и долгосрочными выпускает Кабмин.

Векселя.

Вексель - это ценная бумага, которая определяет обязательство векселедержателя оплатить после наступления определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя [3].

Векселя могут выпускать Минфин, НБУ и Государственное Казначейство.

Приватизационные бумаги.

Приватизационные бумаги - это вид государственных ценных бумаг, которые дают право владельцам на без оплатное получение в процессе приватизации части имущества государственного предприятия, государственного жилищного фонда, земельного фонда [3].

Сберегательные сертификаты.

Сберегательный (депозитный) сертификат - это письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которые свидетельствует право вкладчика на получение после окончание установленного срока депозита (вклада) и процентов по нему. Сертификаты могут быть номинированы как в национальной, так и в иностранной валюте. Сберегательные сертификаты выдаются срочные (под определенный оговоренный процент на определенный срок) или до востребования, именные и на предъявителя. Именные сертификаты обычно обращению не подлежат, а их продажа другим лицам является недействительной [10]

10) Инвестиционные сертификаты

Инвестиционные сертификаты - это документы, свидетельствующие об участии в институте совместного инвестирования (инвестиционном фонде), т.е. о вложении средств или приватизационного имущественного сертификата для совместной инвестиционной деятельности. Прибыль вкладчика определяется доходами по ценным бумагам и другим активам, имеющимся в собственности фонда [10].

Однако, несмотря на то, что законодательством оговорен перечень ценных бумаг в Украине, государственной комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже дано право регистрировать новые виды ценных бумаг.

Поэтому, на украинском фондовом рынке, сложилась парадоксальная ситуация, когда обращаются некоторые виды деривативов, которые находятся вне закона (например, опционы “УКРТЕЛЕКОМА” и т.д.). Поэтому, сейчас рассматривается вопрос о присвоении статуса ценных бумаг, некоторым другим инструментам, деривативам (такое закрепление уже есть в новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”) [1].

3. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА.

3.1. Структура рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг можно разделить на первичный и вторичный рынок.

3.1.1. Первичный рынок.

Первичный рынок - это рынок первых и вторых эмиссий (выпусков) ценных бумаг, на котором осуществляется их первичное размещение между инвесторами. В рамках этого рынка совершается первичное размещение ценных бумаг (их покупка-продажа, подписка). При этом эмитент гарантирует инвесторам определенные права на собственность и/или доход от нее, получая взамен средства для инвестиций [10].

Основной задачей первичного рынка является сведение к минимуму рисков инвесторов.

Процесс первичного распространения акций компаний на рынке называется выпуском ценных бумаг или флотацией.

Флотация в Украине складывается из нескольких этапов:

Принятие эмитентом решения о флотации.

Эмитентом может быть юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязывается исполнять обязанности, которые вытекают из условий их выпуска.

Регистрация информации о выпуске ценных бумаг и организация предоплаты за ценные бумаги (открытое размещение) или оформление размещения ценных бумаг среди конкретных лиц.

Подведения итогов предоплаты или размещения.

Процедура размещения ценных бумаг нового выпуска называется андеррайтенгом.

Реестрация флотации (не позднее чем за 30 дней с момента подачи заявления).Выдача ценных бумаг владельцам и/или реестрация владельцев в системе реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента [3].

Сроки, правила, и процедура флотации закреплены Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.

3.1.2. Вторичный рынок.

Вторичный рынок ценных бумаг предназначен, прежде всего, для обмена ранее выпущенных ценных бумаг между инвесторами и торговцами. На этом рынке инвесторам обеспечивается возможность покупать и продавать ценные бумаги, уже находящемся в обращении.

Таким образом, вторичный рынок ценных бумаг - это сфера обращения ценным бумаг, куда они попадают после того, как их продаст эмитент или первый владелец, который их приобрел у эмитента. Этот рынок может быть:

организованным - с торговлей на фондовой бирже;

неорганизованным или внебиржевым [7].

В мировой практике при стабильных экономических условиях соотношение между первичным и вторичным рынками колеблется примерно в пределах 5-10% с преобладанием вторичного рынка. В связи с этим значение этого рынка чрезвычайно высоко. Процессы образования новых акционерных обществ, процессы приватизации и перераспределения собственности, прошедшие и протекающие в Украине, создают несколько иное соотношение между объемами первичного и вторичного рынков.

Важнейшая черта и цель вторично рынка - это его ликвидность, под которой в данном случае понимается обеспечение возможности успешной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в необходимые и достаточно короткие отрезки времени, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на проведение операций.

Для изучения отдельных сегментов вторичного рынка в мировой практике часто используют концепцию 4 рынков, которая является своего рода классификацией этого рынка. Концепция 4 рынков состоит:

Первый рынок - фондовая биржа;

Второй рынок - внебиржевой рынок незарегистрированных на бирже акций;

Третий рынок - внебиржевой рынок зарегистрированных на бирже акций;

Четвертый рынок - компьютерный рынок как внебиржевой рынок операций по компьютерным сетям без личного присутствия и часто без посредников.

Существуют два основных типа рыночных структур на вторичном рынке - это рынок, движимый приказами и рынок, движимый котировками.

На рынке, движимой приказами, и продавец, и покупатель акций для проведения сделки обращаются к соответствующему брокеру, который действует в соответствии с их требованиями. Брокер, действующий по поручению покупателя, ищет соответствующего брокера, выступающего от имени продавца.

На рынке, движимый котировками, действуют фирмы - посредники, часто называемыми маклерами. Их функции заключаются в том, чтобы обеспечить покупку или продажу определенных ценных бумаг при любых рыночных условиях, они должны поддерживать рынок ценных бумах. Они обычно котируют цены продажи и покупки и за счет этой разницы получают свою прибыль (например, рынок ПФТС).

Как указывалось выше, вторичный рынок делится на: биржевой (фондовая биржа) и внебиржевой.

Фондовая биржа - организационно оформленный в учреждение и постоянно функционирующий рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг. Биржа предлагает своим клиентам помещение, услуги, необходимую инфраструктуру, определенные гарантии по сделкам, регулирует торговые операции на основании биржевых правил.

По украинскому законодательству биржа должна учреждаться как некоммерческое и бесприбыльное акционерное общество.

Государственный контроль над биржей и биржевой деятельности в соответствии с законодательством осуществляет Государственная Комиссия по ценным бумагам и фондовом рынке.

Ценные бумаги, которые допускаются на фондовую биржу проходят процесс котировки.

Котировка - это определение курса ценных бумаг, которое осуществляется путем сбора данных по спросу и предложению, сопоставления лимитов цен на покупку и продажу ценных бумаг и определение оптимальной цены (курса дня), при которой исполняются наибольшее число заказов, и совершается набольший оборот ценных бумаг на бирже. Существует 2 вида основных котировок: фиксинг - это сопоставление в точно определенное время, не чаще одного раза в день, реального спроса и предложения по ценным бумагам; и мультификсинг - это постоянное сопоставление спроса и предложения на покупку-продажу ценных бумаг.

При достаточном количестве заявок на покупку и продажу акций на фондовых биржах торговля осуществляется в виде нескольких организационных этапов (Приложение А).

Вторым существенным элементом вторичного рынка является внебиржевой рынок.

Под вторичным внебиржевым рынком ценных бумаг понимают ту часть рынка, которая не охватывается понятием биржевой рынок. В разных странах он имеет разные масштабы. На этом рынке могут обращаться ценные бумаги, которые котируются и которые не котируются на фондовых биржах.

Иногда этот рынок также классифицируют как договорной рынок в отличие от рынка публичных торгов на фондовых биржах. Внебиржевой оборот возникает часто как альтернатива бирже.

Это сложная система рыночных отношений, которая может включать:

1. организованную междилерскую торговлю;

2. отдельные (самостоятельные) компьютерные сети дилеров для частной торговли ценными бумагами;

3. систему торговли ценными бумагами, которые организуют торговцы информацией (вандеры);

4. систему “дилер-инвестор-дилер”;

5. системы “эмитент-инвестор-эмитент”;

6. торговлю инвесторов между собой - “инвестор-инвестор”;

7. инфраструктуру рынка - системы регистрации, расчетов и перемещения ценных бумаг [7].

Непосредственные операции между эмитентами и инвесторами являются признаком недостаточной развитости внебиржевого посреднического рынка, и вообще характерно, прежде всего, для неразвитого фондового рынка, так как эмитенты при этом выполняют несвойственные им функции торговца ценными бумагами. На украинском рынке такие операции очень распространенны и часто кончались элементарным обманом инвестора [].

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.