реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование рынка ценных бумаг в Украине

В Украине одним из наиболее развитым внебиржевым организационным рынком является Первая фондовая торговая система (ПФТС). Она образована рядом украинских профессиональных торговцев ценных бумаг в середине 1996 года в Киеве. Большое количество торговцев из разных городов Украины уже подключены к системе.

Ежедневно в системе активно котируется около 20 ценных бумаг различных эмитентов, в том числе энергетические компании, Балцем, Стирол, Укрнафта и другие. По данным системе ведутся торги, будут введены депозитарно-клиринговые расчеты, разработаны правила листинга. Для создания системы расчетов по сделкам с минимальным риском и небольшими издержками ведется работа с первым нашим депозитарием - Межрегиональным фондовым союзом.

В настоящий момент в листинг входят более 170 предприятий, акции банков, векселя, государственные облигации и компенсационные сертификаты. Акции предприятий разбиты на три уровня и только семь из них, самые крупные и надежные, включены в списки первого уровня.

Важной чертой торгов в системе является то, что все выставляемые котировки являются твердыми. В информации о результатах торгов обычно сообщается следующая информация: эмитент, котировки покупки, размер лота покупки, котировка продажи, размер лота продажи, последняя сделка (цена, количество), объем за период, количество за период (Табл. 3.1.) [11].

Эмитент

Код

ПФТС

Котировка

покупки

Котировка

Продажи

Цена

Послед.

Сделки грн.

Лот

послед.

сделки

шт.

Спрэд

%

Объем торгов

тыс.грн.

Объем

Торгов

Шт.

Доля в

общем

обороте

%

Стирол

STIR

9,41

12,60

9,75

1000

33,9

7090,867

657517

34,35

Киев-

энерго

KIEN

3,40

3,60

3,47

10000

5,88

1453,034

441999

7,04

Табл.3.1. Информация по результатам торгов в ПФТС.

Некоторые торговцы, зарегистрированные с ПФТС, используют ее преимущественно в качестве информационной системы, получая информацию и затем, оформляют сделки минуя ПФТС, в результате чего нарушается достоверность информации о реальных результатах торговли участников рынка.

В конце 1997 года Ассоциация получила статус саморегулирующейся организации, что придает новое значение разработанным Ассоциацией требованиям для торговцев.

Сейчас ПФТС является одной из наиболее развивающихся систем фондовой торговли Украине.

Ассоциацией постоянно публикуется специальный индекс, который рассчитывается ежедневно в конце торговой сессии.

3.2. Биржевые индексы - зеркало фондового рынка.

Статистика рынка ценных бумаг служит основой для расчета обобщающих показателей, характеризующих его состояние и перспективы макроэкономической конъюнктуры. Индексы деловой активности на фондовом рынке достаточно адекватно отражают ситуацию на рынке и позволяют дать достаточно точный прогноз изменений этой ситуации.

Фондовые или биржевые индексы - это специальные индикаторы, которые дают информацию для характеристики ситуации на рынке ценных бумаг.

Известно, что фондовый рынок Украины по состоянию на начало 2001г. по многим причинам и показателям фактически находится еще в не очень установившемся состоянии и это в полной мере относится к ситуации с фондовыми индексами. Можно надеется, что по мере развития и расширения роли биржевых рынков и торговых систем появилась возможность рассчитывать по современным методикам такие необходимые фондовые индексы. Пока наиболее известными у нас фондовыми индексами является индексы WOOD-15 и индекс ПФТС, который отражает движение цен на акции наиболее известных компаний, котирующихся в ПФТС.

Индекс WOOD-15 является базисным и его значение публикуется еженедельно по состоянию на пятницу каждой недели. Одновременно публикуется изменение индекса в грн. и USD (в процентах).

Основные Украинские фондовые индексы по состоянию на 05.05.2002г. приведены в таблице (Табл.3.2.) [1].

Индекс

Значение

на 12.07.01

Изменение за неделю

(%)

Изменение за неделю

(%)

в грн.

в долл.

в грн.

в долл.

KPDCI-USD

502.04

-

-0.94

-

-21.49

KAC-20 (S)

4579.00

-

2.10

-

-16.65

KAC-20 (W)

1168.00

-

1.65

-

-17.63

SBPU-30

31.04

-4.45

-5.16

-38.67

-34.87

ProU-50

30.13

-

-0.26

-

-26.76

ПФТС

49.44

-0.54

-

-9.00

-

Табл. 3.2. Основные украинские фондовые индексы

Следует обратить внимание, как регулярно рассчитывается и публикуется два фондовых индекса КАС-20. Применение двух типов индексов с разным взвешиванием в наших условиях наиболее перспективно и позволяет более адекватно оценить изменение конъюнктуры рынка.

Такой средний индекс КАС-20 (s) определяется следующим образом:

Базовое значение индекса на 1 января 1997 года установлено на уровне 1000.

Средневзвешенный индекс КАС-20 (W) определяется следующим образом:

Базовое значение индекса на 1 января 1997 года установлено на уровне 1000 [7].

3.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг

Инфрастуктура фондового рынка обслуживает интересы участников рынка и признана обеспечивать следующие основные задачи:

совершение сделок по ценным бумагам и их производным с минимальным риском;

осуществление поставки фондовых инструментов покупателю или его доверенному лицу с перерегистрацией право собственности в оговоренный срок;

оплата поставленных ценных бумаг;

ответственное хранение и учет ценных бумаг.

Конкретным выполнением этих и других задач занимаются инфраструктурные участники.

Инфраструктурными участниками рынка ценных бумаг является:

Депозитарий - выполнения функций хранения и регистрации по материальным и нематериальным ценным бумагам, т.е. сохранение ценных бумаг в виде бумажных документов и в компьютерных файлах. Осуществление перемещения ценных бумаг в процессе рыночного взаимодействия различных субъектов. Ведение реестров переоформление прав.

Клиринго-расчетные учреждения - осуществление условий сделок купли-продажи ценных бумаг, обращение денежных средств, проверка наличия на счетах участников торговли необходимых денежных средств и ценных бумаг, информация для ведения реестров, информация участникам сделки о подтверждении проведенных операций.

Институты совместного-финансирования - специализированные компании, которые управляют активами многих инвесторов.

Регистраторы и агенты по трансферту - ведение реестров, оформление перехода прав, наблюдение за переходом прав, выдача дохода владельцам.

Информационно-аналитические структуры - информация и анализ рыночной информации, рейтинги ценных бумаг.

Гарантийные (страховые) фонды - обеспечение материальных гарантий условий операций с ценными бумагами.

Хранители - хранение и обслуживание обращения ценных бумаг.

Фондовые биржи и торгово-информационные системы - организация торговли ценными бумагами.

Коммерческие банки - выполнение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Компании по управлению активами - профессиональная деятельность по управлению активами институтов совместного инвестирования[7].

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с агентством США по международному развитию и Financial Markets International, Inc. (FMI) организовали Стратегическую группу по вопросам развития фондового рынка Украины. В эту группу входили представители органов государственного управления, профессиональных участников фондового рынка и международных донорских организаций.

Результатом работы стратегической группы стал документ под названием “Программа развития фондового рынка Украины на 2001-2005 годы”. В этом документе рассмотрены итоги развития фондового рынка Украины и предложены перспективные меры по развитию этого рынка в ближайшие годы: [6]

1). Конкурентоспособность фондового рынка Украины

В документе сказано, что фондовый рынок Украины по степени зрелости и рискам принадлежит к рынкам, которые находятся на начальных стадиях формирования и роста. Ему приходится конкурировать за объемы инвестиционных ресурсов с други-ми фондовыми рынками, которые развиваются. В связи с этим повышение конкурен-тоспособности украинского фондового рынка и цивилизованная интеграция с между-народными рынками капитала должны стать приоритетами государственной полити-ки на фондовом рынке Украины.

Для решения этих задач, прежде всего, должен быть обеспечен взвешенный госу-дарственный протекционизм для национальных институтов фондового рынка, долж-ны быть обеспечены равные возможности для участников фондового рынка на усло-виях добросовестной конкуренции. Государство должно обеспечить более благопри-ятную государственную политику регулирования и налогообложения, чем в соседних государствах.

2). Налоговое стимулирование фондового рынка

Важной составной частью государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности фондового рынка Украины, является налоговое стимулирование развития инфраструктуры фондового рынка, профессиональной деятельности субъектов рынка, операций с ценными бумагами и доходов по ним.

3). Политика относительно инвесторов

В Программе указывается, что экономический рост государства невозможен без образования благоприятных условий для совершения инвестиций как отечественными, так и иностранными инвесторами. Случаи нарушений прав инвесторов, непрозрачность и недостаточная ликвидность фондового рынка Украины является существенной преградой для притока отечественного и иностранного капитала.

В связи с этим органами исполнительной власти должен быть установлен жесткий контроль за соблюдением действующего законодательства эмитентами и профессио-нальными участниками фондового рынка.

Необходимо ускорить принятие новых редакций законов, регулирующих деятель-ность участников фондового рынка, а в перспективе необходимо привести украинс-кое законодательство в соответствие с законодательством стран ЕС.

Практика корпоративного управления в Украине должна содействовать согласова-нию интересов акционеров и органов управления акционерного общества (выборных и назначенных) и отвечать общепризнанным международным стандартам.

Необходимо рекомендовать акционерным обществам включение в уставные доку-менты нормы, которые позволят защищать интересы меньшинства акционеров (на-пример, кумулятивное голосование), необходимость согласования общим собранием акционеров сделок на значительные суммы и сделок с должностными лицами.

Акционерные общества должны продавать и покупать свои акции только по ры-ночной цене с целью предупреждения обогащения связанных лиц.

4). Политика относительно эмитентов

Эмитентами ценных бумаг в Украине выступают: Кабинет Министров Украины (государственные ценные бумаги). Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, предприятия, коммерческие банки, инвестиционные фонды. Укра-инским законодательством в целом решены проблемы эмиссионной деятельности эмитентов, отчетности перед инвесторами, организаторами торговли и государствен-ными регуляторами. Наиболее распространенным финансовым инструментом, кото-рый выпускается в Украине, является акция.

Хотя в результате приватизации в Украине было образовано большое количество акционерных обществ, уровень капитализации фондового рынка является низким, только ограниченный круг ценных бумаг обращается на вторичном рынке.

Для более активного привлечения инвестиций для акционерных обществ, прежде всего необходимо существенное улучшение корпоративного управления предприяти-ями-эмитентами. Желательно образование благоприятных условий для выхода эми-тентов на фондовый рынок для привлечения капиталов при упрощении процедуры регистрации выпуска ценных бумаг.

Необходимо внедрить практику присвоения рейтинговой оценки корпоративного управления независимыми агентствами, и соответствии с мировой практикой необходимо расширить перечень долговых ценных бумаг в направлении развития различных видов облигаций для разного класса инвесторов, усовершенствование правовой базы их выпуска и обращения (в том числе для ипотечных ценных бумаг).

Важнейшей среднесрочной задачей украинского рынка является создание рынка производных ценных бумаг.

5). Построение инфраструктуры фондового рынка

Целостная инфраструктура фондового рынка должна обеспечивать его эффективное функционирование, служить национальным интересам, обеспечивать экономическую безопасность и суверенитет Украины.

Торговая инфраструктура фондового рынка образована фондовыми биржами и торгово-информационными системами. Эти структуры, прежде всего, обслуживают приватизационные и постприватизационные процессы распределения и перераспределения корпоративной собственности. В результате фондовый рынок Украины не способствует эффективному привлечению и распределению капитала. Как следствие неорганизованный рынок значительно превышает организованный. Глобальная тенденция развития фондовых рынков требует концентрации торговли корпоративными ценными бумагами на организованном рынке на условиях конкуренции и разнообразия финансовых продуктов. Важнейшей задачей является концентрация торговли ликвидными ценными бума-гами на организованном рынке с помощью, прежде всего, экономических рычагов. Должна быть образована эффективная система раскрытия информации об эмитентах, ценные бумаги которых включены в листинг, информация о заключенных на организованных рынках сделках и т.д.

6). Информационная прозрачность фондового рынка

Совершенная система раскрытия информации об участниках фондового рынка является обязательным условием его эффективного функционирования, успешного выполнения на нем инвестиционной и профессиональной деятельности.

7). Подготовка специалистов по вопросам фондового рынка и корпоративного управления

Одним из важнейших условий дальнейшего строительства фондового рынка является его кадровое обеспечение. Для этого необходимо образование эффективной об-щенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам фондового рынка и корпоративного управления.

Подготовка специалистов должна выполняться на двух уровнях: базовом и профессионально-специализированном (как это делается во многих странах, например в России).

8). Система эффективного регулирования рынка

Для улучшения системы государственного регулирования фондового рынка целесообразно придание ДКЦПФР статуса главного координирующего органа государства на фондовом рынке. Структура и функции комиссии должны позволять ей регулировать и контролировать на фондовом рынке все структуры банковского и небанковского финансового сектора.

Государственное регулирование по возможности должно быть оптимизировано, необходимо расширить возможности саморегулирования путем сокращения количества СРО.

Необходимо повысить требования к лицензированию профессиональных участников фондового рынка, усилить контроль над выполнением ими регулятивных требований.

9). Развитие законодательства о фондовом рынке Украины

Важнейшими условиями достижения привлекательности фондового рынка Укра-ины является сближение существующего и будущего законодательства Украины с законодательством Европейского Союза (регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и выводами), принятие мер для обеспечения того, чтобы законодательство Украины о компаниях, законы о банковской деятельности, бухгалтерский учет компаний и налоги, финансовые услуги, правила конкуренции, непрямое налогообложение постепенно было приведено в соответствии с законодательством ЕС. В Программе перечислены основные документы ЕС, в соответствии, с которыми необходима разработка новых законов и нормативно-правовых актов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

За последние годы на фондовом рынке Украины произошли существенные изменения, которые заключаются в том, что созданы основные элементы инфраструктуры фондового рынка, значительно расширено правовое поле регулирования фондового рынка, в результате проведения приватизации образованы десятки тысяч акционерных обществ, создана индустрия совместного инвестирования, появились выпуски облигаций местных займов и т.д.

На ряду с этим развитие фондового рынка Украины влияли некоторые факторы, которые тормозили эффективное развитие рынка:

формирование инфраструктуры фондового рынка происходило с ориентацией на обслуживание приватизационных процессов, а не самого рынка;

чрезмерная ориентация государства на стратегических инвесторов;

отсутствие единой концепции развития национального фондового рынка и т.д.

Но, еще раз необходимо отметить, что рынок ценных бумаг в Украине развивался и формировался в первую очередь за счет приватизации государственных предприятий. А в связи с тем, что єтот процесс не бесконечен, можно смело говорить, что в ближайшем будущем, он исчерпает себя.

А его дальнейшие развитие будет зависеть от готовности основного поставщика капитала (населения) инвестировать свои накопления в ценные бумаги.

Однако, на сегодняшний день, о готовности украинского населения инвестировать свои сбережения в ценные бумаги, говорят такие данные:

За данными социологического института опроса населения Украины службой “СОЦИС-Геллап” в марте 2002г. свое материальное положение население оценивало как:

44,5 % - плохое;

19,0% - очень плохое;

34,3% - среднее;

2,1% - очень хорошее.

2. За данными Института социологии НАН и службы Геллапа, отношение населения Украины к разным способам инвестирования, характеризуют следующие данные:

в недвижимость;

в золото и драгоценности;

в иностранную валюту;

в создание собственного бизнеса;

в образование (собственных детей);

в предметы искусства;

в автомобиль;

в создание собственной библиотеки;

в ценные бумаги;

на банковский счет;

в страхование;

в кредит другим лицам [5].

Таким образом, на сегодняшний день, можно сказать, что после завершения процесса приватизации, существует очень мало предпосылок к дальнейшему развитию рынка ценных бумаг в Украине.

Дабы избежать такого положения вещей, в Украине необходимо, во-первых, принять законодательную базу второго поколения, так как 10 лет назад, когда принимался Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”, мало кто из депутатов вообще понимал, что такое рынок ценных бумаг. И во-вторых, необходимо на общегосударственном уровне принять меры по восстановлению доверия населения к ценным бумагам, которое было и так в зародышном состоянии растоптано в процессе “криминальной” приватизации

ЛИТЕРАТУРА:

Бумажный конструктор // Бизнес. - 2001. - №29.

Закон Украины “О государственном регулировании фондового рынка”.

Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.

Закон Украины “Об институтах совместного инвестирования”.

Калина А.В. Корнев В.В. Рынок ценных бумаг (теория и практика): Учеб. пособие. 2-е изд. К.: МАУП, 1999. - 296с.

Концепция развития фондового рынка Украины на 2001-2005гг.

Кравченко Ю.Я. Рынок ценных бумаг: Курс лекций. - К.: ВИРА-Р, 2002. - 368с.

Кузнецова Н.С., Назарчук І.Р. Ринок цінних паперів в Україні. - К.: Юрінком-Інтер, 1998. - 528с.

Мельник В.А. Ринок цінних паперів. Довідник керівника підприємства. Спец. випуск. - К.: А.Л.Д. ВІРА-Р, 1998. - 560с.

Мендрул О.Г., Павленко І.А. Фондовий ринок: операції з цінними паперами: Навч. посібник. 2-ге изд. К: КНЕУ, 2000. - 156с.

Спасательный круг // Бизнес. - 2001. - №35.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.