реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

Из-за различной степени риска характеризующего заемщиков, связанного с воз-можностью неуплаты процентов.

Возможны и другие причины. За предоставленный кредит относительно слабому заемщику ставка будет выше, так как целесообразно использовать более высокую плату за риск, так как у заимодавца повышается неопределенность в будущем. Кроме того, величина процентной ставки зависит от величины средств, отдаваемых в заем. Выдача слишком большой суммы средств одному заемщику, также ведет к повышению нормы процента, в данном случае это также будет платой за более высокий риск.

Следует отметить, что поправка на риск в условиях экономической стабильности значительно ниже, чем в периоды экономических кризисов. В периоды депрессии и экономического кризиса реальная процентная ставка значительно отличается от номинальной за счет инфляции. Реальная процентная ставка равна номинальной минус темпы инфляции и потому может быть минусовой.

В зависимости от нормы процентных ставок определяются многие показатели финансового рынка: рост номинальных и реальных доходов населения, валютный курс рубля, перераспределение капитала между различными рынками, ожидания по темпу инфляции и т.д.

Внутренние факторы.

В случае относительной стабильности социально-экономи-ческой ситуации и состояния финансового рынка решающую роль в банковских банкротствах играют внутренние факторы.

Наибольшее значение в эффективном (или не эффективном) управлении банковскими рисками имеет стратегия банка. Разработка стратегии банка - это поиск равновесия между силами банка и окружающей его обстановкой. Оно может быть достигнуто путем выбора вариантов. Оценка обстановки исходит из анализа требований рынка, технических возможностей банковского бизнеса, наличия инфраструктуры. В свою очередь оценка существующих ресурсов банка должна включать анализ собственного капитала и определение основных источников его роста, учет уровня квалификации кадров и качества менеджмента. На основе сопостав-ления окружающей обстановки и возможностей банка формируются финансовые цели и цели развития банка, вытекающие из оценки будущей обстановки.

Проведение стратегического плани-рования и стратегического управления значительно смягчают банковские риски и способствуют успешному развитию банковского бизнеса. Банковские стратегии поведения на рынке должны разрабатываться для каждого банка в отдельности.

Возможные варианты стратегии банка:

традиционная - поступать, как все банки, доволь-ствуясь достигнутым;

оппортунистическая - поиск новых сегментов рынка, основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), связана с высокой степенью риска;

оборонительная - заключается в усилиях не отстать от других;

зависимая - обычно ее проводят мелкие банки;

наступательная - банк стремится занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществле-ния этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также хорошо организованные маркетинговые исследования.

Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои плюсы и минусы, но необходимо отметить, что в условиях становления финансового рынка России со всей его нестабильностью и изменениями в соотношении сил, по мнению автора, наиболее перспективна агрессивная политика. В настоящий момент банкам, увлеченным захватом рынка, грозит опасность «превышения возможностей над спросом». Превышение возможностей над спросом неизбеж-но снижает доходность банковских операций. Эта опасность тем более серьезна, что большинство банкиров считает большое количество филиалов - процветанием банка. Опасность превышения возможностей над спро-сом наиболее полно проявилась в Англии и США, где крупные банки были вынуждены тысячами увольнять своих служащих и закрывать филиалы.

В связи с этим крупные банки экономически раз-витых стран начинают менять свою стратегию - они отдают предпочтение росту прибыли активов и стремятся повысить эффективность работы, а не расширять свое участие на рынке. Расширение филиалов можно рассматривать как экстенсивный путь развития, повышение эффективности использования активов банка означает интенсификацию работы банка. Одно из решений проблемы превышения возможностей над спросом - объединение ряда банков, осуществляющих операции на одном рынке.

Агрессивная политика российских банков должна проявляться не столько в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, сколько в расширении спектра банковских услуг. Но прежде чем вводить новый финан-совый продукт, необходимо проанализировать все свя-занные с ним риски. Если с учетом рисков установленная цена на новый продукт не дает разумной доходности, от него надо отказаться. Многие банки делают ошибку, вводя новый финансовый продукт только потому, что другие банки его предлагают, и не заботятся о соотношении риска и дохода.

Управление собственным капиталом.

Недостаточно квалифицированное управление собственным капиталом - одна из наиболее распростра-ненных причин банкротства банков в России.

При управлении собственным капиталом необходимо сочетание прибыльности и ликвидности. Таким образом, расширение активов и пассивов без соответствующего прироста собственного капитала может привести к неспособности покрыть потенциальные обязательства и к нарушению установ-ленных Центральным банком обязательных нормативов (минимального размера уставного фонда, минимального размера обязательных резервов и предельного соотношения между размером уставного фонда банка и суммой его активов с учетом оценки риска).

Существует несколько источников формирования собственного капитала:

выпуск акций;

продажа долговых обязательств;

прирост резервов на покрытие непогашенных ссуд и распреде-ленная прибыль;

внебалансовая деятельность банка.

Выпуск акций, по мнению автора, является наиболее привлекательным способом увеличения собственного капитала, поскольку акции, как ценные бумаги, означают права совладельца и по существующему законодательству банк-эмитет не обязан выкупать эти ценные бумаги у акционеров. Кроме того, размер диви-дендов, выплачиваемых акционерам, определяется собра-нием акционеров, но не может быть больше рекомендо-ванного Советом директоров банка. Таким образом, отношение дивидендов к сумме, полученной банком прибыли, определяется специалистами банка. Кроме того, даже в случае положительного сальдо банк может отказаться выплачивать дивиденды, мотивируя это решение необходимостью повышения устойчивости банка.

Использование долговых обязательств является, по мнению автора, менее привлекательным способом увеличения собственного капитала, например, так как невозможность выплатить доход по облигациям в установленные сроки является прямым дорогой к банкротству. Исключением являются конверсионные облигации (имеющие право на конверсию в акции банка при определенных условиях: предвари-тельно согласованная цена акций).

Безопасность банка, его ликвидность значительно повышаются при росте из-быточных резервов, что крайне невыгодно банкам, так как снижается при прочих равных условиях их доходность.

Управление собственным капиталом предполагаем обязательный анализ достаточности капитала по отношению к общей сумме вкладов, обшей сумме активов и активов с повышенным риском.

Одной важной частью управления собственным капиталом является план кризисного обеспечения ре-сурсами. Он определяет обеспечение потребностей банка в наличности в случае экстренного давления на ликвидность. Такая ситуация, как показала наша недавняя история, возможна (это происходило в конце лета и осенью 1998 года). Давление на ликвидность могут вызывать и внешние факторы: военные действия правительства и связанное с этим неизбежное усиление гиперинфляции, обвал рубля, замораживание выплат по государственным ценным бумагам и т.д. Кризисный план должен анализировать стабильность и объем ресурсов, рыночную стоимость банковских активов, забалансовый риск, а также доступность ресурсов, которые должны заменить в балансе менее устойчивые пассивы. Поскольку в экстремальных ситуациях (например, банковская паника) необходимо действовать быстро, кризисный план должен быть полностью документирован и понят управляющими.

Внутренняя политика банка должна быть направлена на предотвращение основных причин банкротств: потери активов за счет просроченных ссуд или падения рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидность; убытки от основной деятельности; рост издержек, поскольку банковское дело чрезвычайно трудоемкое; предупреждение преступлений со стороны высококвалфицированных специалистов, коррупции. Кроме того, внутренняя политика банка должна быть направлена на привлечение наиболее квалифицированных специалистов, поскольку качественное управление - главное условие прибыльной и надежной работы банка, особенно в период экономических кризисов.

Успех или неудача многих коммерческих банков изначально предопределяется их организационной структурой. В наших, российских банках, как правило, не уделяется достаточного внимания работе аналитического отдела, стратегическому планированию и управлению. Естественно, что при такой организации не могут быть успешными многие операции на финансовом рынке, причем именно те операции, которые в силу неопределенности будущего могут дать большой доход, поскольку только высококвалифицированные эксперты-аналитики могут прогнозировать неопределенное будущее с тем, чтобы смягчить или устранить риск чтобы смягчить или устранить риск.

2. Санирование коммерческого банка, как способ восстановления деятельности банка.

2.1 Критерии необходимости санирования банка.

Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при на-личии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при нали-чии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. Ст. 32 рассматриваемого Закона говорит, что требование о реорганизации банка может поступить в случаях, когда банк: 1) из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не исполняет обяза-тельные платежи в сроки, превышающие 7 дней; 2) допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимумом за последние 12 месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении хотя бы одного обязательного экономического норма-тива; 3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20% (при этом в ст. 4 Закона названы несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринима-емых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», которая включает широкий перечень нарушений, за которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансо-вого состояния кредитных организаций».

Содержание санации. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (гл. II, ст. 7--10) однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

изменение структуры активов и пассивов банка;

изменение организационной структуры банка;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая помощь банку может быть оказана в формах:

размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);

предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

дополнительного взноса в уставный капитал банка;

прощения банку его долга;

новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активов банка может предусматривать:

улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обя-зательств, обеспечивающее их исполнение;

сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;

продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;

иные меры, направленные на изменение структуры активов.

Изменение структуры пассивов банка может включать в себя:

увеличение собственного капитала;

снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обяза-тельств в общей структуре пассивов;

увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

иные меры.

В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

Изменение организационной структуры банка может проводиться:

путем изменения состава и численности сотрудников;

путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;

иными способами.

Требование о санировании банка и его предъявление.

Соответствующие процедуры подробно прописаны в Инструкции Банка России № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоя-тельности (банкротства) кредитных организаций». Выделим их основные моменты.

Исходные положения.

1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

2. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установ-ленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. Форма такого ходатайства приводится ниже (приложение 1 к Инструкции № 84).

Руководителю Главного управления (национального банка) Центрального банка РФ

ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА

(полное наименование банка, регистрационный №)

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга-низаций» _______________ (полное наименование банка, регистрационный № ) ходатайствует об осуществлении мер по предупреждению банкротства.

В связи с наличием оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства _________________________ (их перечень), руководством банка _______ (дата) в органы управления банка ________________________ (их полное наименование, юридический и фактический адрес) было направлено ходатайство об осуществлении мер по финан-совому оздоровлению банка (копия ходатайства прилагается).

Однако в сроки, установленные пунктом З ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкрот-стве) кредитных организаций», органы управления банка не приняли соответствующее реше-ние по ходатайству/ учредители (участники) отказались участвовать в осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка *.

Настоящим ходатайством даем согласие на назначение временной администрации с ог-раничением полномочий исполнительного органа управления банка, которой будет предос-тавлена полная возможность для оценки реального финансового состояния и участия в разра-ботке мер по финансовому оздоровлению банка либо принятия иных мер по предупреждению банкротства банка.

Руководитель кредитной организации

Печать

* В случае отказа необходимо приложить подтверждающий документ (выписку из протокола, копию письма и т.п.).

3. Не позднее 20 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий

Требование Банка России о принудительной санации банка.

1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований территориальное учреждение Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если:

извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

2. Требование к банку о необходимости его финансового оздоровления составляет территориальное учреждение Банка России по следующей примерной форме (Приложение 2 к Инструкции № 84).

ТРЕБОВАНИЕ БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА

Руководителю банка

Копия: органам управления банка

В связи с _______________________ * Вам надлежит представить в территориальное учреждение Банка России план мер по финансовому оздоровлению банка ___________________________ (полное наименование банка) в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения настоящего требования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.