реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

Несколько иначе решаются вопросы наблюдения и временного управления бан-ком в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормативных актах Банка России. В данный Закон включена целая глава III «Временная администрация», в соответствии с которой Банк России вправе не только само-стоятельно назначать и прекращать деятельность временной администрации по управлению проблемным банком, но и трактовать ее функции и полномочия так широко, что они перекрывают функции и полномочия как уполномоченных представителей БР в банках (о них речь уже шла ранее), так и временных управляющих, назначаемых арбитражным судом. Между тем в тексте Закона прямо не указано, что временная администрация либо его руководитель -- это участник дела о банкротстве банка, хотя из смысла Закона вытекает именно такой вывод.

Временная администрация, основания ее назначения и срок действия.

1. Временная администрация является специальным органом управления банком и назначается Банком России.

2. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов банка могут быть ограничены либо приостановлены.

3. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) банк не удовлетворяет денежных требований отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 рабочих дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

2) банк допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушает хотя бы один обязательный норматив, установленный Банком России;

3) банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) банк не выполняет в установленный срок требования Банка России о замене руководителя либо о финансовом оздоровлении или реорганизации;

5) в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у банка лицензии.

4. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. После отзыва у банка лицензии Банк России вправе продлить указанный срок свыше 6 месяцев, но лишь до формирования органов, которые будут проводить реорганизацию или ликвидацию банка, в том числе до назначения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

Руководитель временной администрации.

Временную администрацию возглавляет руководитель, имеющий аттестат руководителя временной администрации. Ст. 6 Закона разъясняет, что такой аттестат выдает Банк России, причем только лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего (выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) и отвечающему квалификационным требованиям Банка России.

Прекращение деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

* в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

* при передаче дел арбитражному управляющему;

* по другим основаниям, предусмотренным Законом и нормативными актами Банка России.

Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливает-ся нормативными актами Банка России.

Конкурсное производство.

Принципиальные характеристики конкурсного производства в его общем смысле даются в главе VI Закона « О несос-тоятельности (банкротстве)».

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом означает реше-ние открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок кон-курсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, арбитражный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

* срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обя-зательных платежей должника считается наступившим;

* прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных фи-нансовых санкций по всем видам задолженности должника;

* сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к све-дениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;

* снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ог-раничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;

* все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках кон-курсного производства.

С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).

Конкурсный управляющий -- лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько таких управляющих.

Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Если решение о признании должника банкротом принято по окончании на-блюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.

Конкурсный управляющий, в частности:

принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;

анализирует финансовое состояние должника;

предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;

уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

отказывается от исполнения договоров должника;

принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

Конкурсная масса.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного произ-водства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.

Счет должника в ходе конкурсного производства.

Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.

С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.

1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„

1-я очередь -- требования граждан, перед которыми должник несет от-ветственность за причинение вреда жизни и здоровью;

2-я очередь -- оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;

3-я очередь -- требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

4-я очередь -- обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

5-я очередь -- требования других кредиторов. С данного счета:

выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;

оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;

производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.

Завершение конкурсного производства.

Арбитражный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юриди-ческих лиц. Данное определение является основанием для внесения в государствен-ный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, кон-курсное производство считается завершенным, а должник -- ликвидированным.

Особенности ликвидации банков.

Эти особенности установлены в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», но главным образом -- в документах Банка России. Рассмотрим важнейшие из них.

Ликвидационная комиссия, ликвидатор, конкурсный управляющий.

В соответствии с п. 12 Положения БР № 264 при добровольной ликвидации банка (2-й абзац п. 2 ст. 61 ГК), а также при принудительной его ликвидации (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) без назначения арбитражным судом ликвидатора участники банка сами назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и согласовывают ее состав (ликвидатора) с территориальным учреждением Банка России, устанавли-вают порядок и сроки ликвидации организации.

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники банка (персональный состав определяется общим собранием участников), а также могут быть включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица (за исключением лиц, указанных в абзацах 3 и 4 п. 3 ст. 19 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Работники Банка России не могут быть членами ликвидационной комиссии (за исключением случаев, когда Банк России сам является кредитором ликвидируемого банка).

Если банк объявляет о добровольном банкротстве (п. 2 ст. 65 ГК), то его участни-ки, как и в предыдущем случае, по согласованию с территориальным учреждением Банка России назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). При согласова-нии состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) территориальное учреждение Банка России проверяет выполнение требований ст. 181 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» о наличии письменного согласия всех кредиторов банка на добровольное объявление о его банкротстве и ликвидации. В дальнейшем председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.

При принудительной ликвидации банка с назначением арбитражным судом ликвидатора (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) последний ликвидирует банк в порядке, установленном в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не будет предусмотрено решением арбитражного суда.

Если банк объявлен банкротом решением арбитражного суда (п. 1 ст. 65 ГК), то ликвидировать его будет в порядке конкурсного производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

В Положении (п. 18) расписаны также обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора):

1) поместить в печати объявление о ликвидации банка, указав свой адрес, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2 месяцев) предъявления кредиторами требований к ликвидируемому банку;

2) решить вопросы создания подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов банка;

3) выявить всех кредиторов ликвидируемого банка и персонально уведомить их о ликвидации банка;

4) принимать меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;

5) выявлять и взыскивать дебиторскую задолженность;

6) принимать меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантии, по-ручительства, страховки) по указанным кредитам;

7) оценить наличное имущество, составить список активов и пассивов;

8) рассматривать требования кредиторов;

9) составить промежуточный ликвидационный баланс;

10) при недостаточности у ликвидируемого банка денег продавать с публичных торгов на аукционной основе его имущество для удовлетворения признанных требований кредиторов;

11) выплачивать кредиторам ликвидируемого банка деньги по признанным требованиям на основании утвержденного участниками промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с территориальным учреждением Банка России;

12) передать оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам, имеющим обязательственные права в отношении имущества этой организации (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами);

13) составить отчет и ликвидационный баланс и представить их на утверждение участникам ликвидируемого, а затем на согласование -- в территориальное учреждение Банка России.

Объявление о ликвидации банка дается в соответствии с нормами, содержащимися в Указании Банка России № 602-У от 7.07.1999 г. «О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России».

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ

________________________________________________________

(сокращенное наименование кредитной организации)

Ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий)

_______________________ (полное наименование банка), расположенного по

адресу: _________________________ (местонахождение банка), уведомляет,

что в соответствии с решением собрания участников/суда №____ (номер протокола обще-го собрания участников/решения суда) от ___ _____ __ г. банк подлежит ликвидации в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором, конкурсным управляющим) назначен________________(Ф.И.О. полностью).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) находится по адресу:

Телефон _____________________

Ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) извещает кредиторов ________________________ {наименование банка) о возможности предъявления претен-зий в течение ____ месяцев после опубликования настоящего объявления.

Претензии направляются по адресу:

___________(почтовый адрес)

Председатель ликвидационной комиссии

(ликвидатор, конкурсный управляющий)

_ _______ __ г. Печать

Если банк ликвидируется по схеме банкротства, то конкурсный управляющий (ликвидатор) проводит мероприятия, предписанные ему Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

О важности роли лица, отвечающего за ликвидацию организации, свидетельствует ст. 45 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», где сказано, что:

в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей Банк России имеет право аннулировать выданный ему квалификационный аттестат;

неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, повлекшее убытки для организации, может являться основа-нием для отзыва у него лицензии арбитражного управляющего (с ходатайством об этом Банк России обращается в государственный орган РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению).

Счет ликвидируемого банка.

Закон « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 46) требует, чтобы в качестве основного счета должника конкурсный управляющий использовал только корреспондентский счет банка-банкрота, открытый в учреждении Банка России, но порядок открытия счета и осуществления расчетов по нему относит к прерогативам Центрального банка. Далее указано, что в течение 10 дней после представления в Банк России документов, подтверждающих право конкурс-ного управляющего пользоваться указанным счетом, на этот счет в порядке, опре-деляемом Банком России, перечисляются остатки средств с корреспондентских счетов банка в других кредитных организациях, а также иные средства банка, включая сумму обязательных резервов, депонированную им в Банке России.

Решение возникающих при этом вопросов регламентируется, в частности, в Положении № 264 (п.п. 13--16), которое предусматривает разные варианты действий.

1. При добровольной ликвидации банка (2-й абзац п. 2 ст. 61 и п. 2 ст. 65 ГК) и принудительной его ликвидации (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) без назначения арбитражным судом ликвидатора ликвидационная комиссия для подтверждения права проводить операции по корреспондентскому счету ликвидируемого банка (основному счету должника) представляет:

копию протокола общего собрания участников, принявшего решение о ликвидации банка и создании ликвидационной комиссии, согласованное с территориальным учреждением Банка России;

заявление о замене карточки с образцами подписей;

нотариально заверенную карточку с образцами подписей председателя (1-я подпись) и одного из членов (2-я подпись) и оттиском печати ликвидационной

комиссии.

При ликвидации банка по решению арбитражного суда, когда суд назначает ликвидатора (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) или конкурсного управляющего (п. 1 ст. 65 ГК), для подтверждения указанного выше права следует представить:

копию определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляю-щего (ликвидатора), заверенную арбитражным судом;

заявление о замене карточки с образцами подписей;

нотариально заверенную карточку с образцами подписей конкурсного управляющего (ликвидатора) и другого уполномоченного лица (2-я подпись) и оттиском печати конкурсного управляющего (ликвидатора).

По заявлению (распоряжению) ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) на основной счет должника перечисляются все суммы, причитающиеся ликвидируемому банку, включая средства обязательных резервов и остатки средств на корреспондентских счетах банка и его филиалов в других кредитных организациях.

После создания ликвидационной комиссии или назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) остатки и все дальнейшие поступления средств на валютные счета банка в других банках на территории РФ (уполномоченных банках) подлежат продаже за рубли на внутреннем валютном рынке страны, а выручка должна быть переведена на указанный выше счет банка (основной счет должника). Остатки валютных средств на корреспондентских счетах банка в зарубежных банках также переводятся на его счет в один из уполномоченных банков и тоже продаются за рубли в установленном порядке.

Если у банка, имевшего лицензию на работу с иностранными валютами, тем не менее не оказалось валютного корреспондентского счета в другом уполномоченном банке, то ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий, ликвидатор) в целях аккумулирования валютных средств может открыть в Сбербанке или Внешторгбан-ке России (или в другом банке, если разрешит Банк России) валютный корреспон-дентский счет с особым режимом работы. Порядок открытия такого счета и режим его работы установлены в положении Банка России № 75-П от 26.04. 1999 г. «О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликви-дационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.