реферат бесплатно, курсовые работы
 

Торговые пассажи, теория и практика строительства

Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная

форма. Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие

пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса (от

большой формы до малой детали) были органично связаны, необходимое четкое

представление об иерархии композиционных средств и соответственное их

использование в проектировании.

Предлагается следующая классификация уровней композиции:

— общая композиция внутренней среды пассажа;

— частная композиция функционально-пространственной зоны;

— элементарная композиция отдельного пространства или помещения;

— композиция архитектурной детали.

Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения —

совокупность общей и частной композиции пространства.

В последнее время однозначные метрические построения внутреннего

пространства стали недостаточно эффективными, и поэтому практически не

используются. Внедряются более сложные групповые ритмы, сбои групповых

систем, острые противопоставления плотных и разреженных пространств,

сложные отношения вертикальных доминант. Усложнению содержания общественно-

торговой деятельности соответствуют более сложные, чем раньше, средства

архитектурной выразительности.

В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных

торговых комплексах практически не используется симметрия пространственных

решений. Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как

относительно внешней среды городского окружения, так и применительно ко

вновь создаваемой внутренней среде: симметрия ограничивает возможности

последующего включения новых связей и новых пространств. Необходимость

дополнительного роста в перспективе неизбежно столкнется с жесткостью

системы и либо вызовет функциональные затруднения, либо разрушит саму

симметрию пространства.

Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном

пространстве, видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия

композиций.

В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная

целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле.

Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий

образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации.

Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая

часть ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально

каждым посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая

атмосферу социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось,

при построении пространственной композиции должен учитываться механизм

реакции посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так:

— приведение структуры архитектурного пространства пассажа к

индивидуальному пространственному поведению;

— перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные

архитектурные структуры.

Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно

включает в себя компоненты не только объективные — геометрические

параметры, функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение

посетителя однозначно, но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные

переживания, то есть широкий спектр духовных состояний человека. Именно

этим факторам придается колоссальная значимость в иерархии профессиональных

категорий современного проектирования торговых комплексов.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное

пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов,

которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают

специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные

помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина.

Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как

следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом

необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во

времени. (рис. ?)

В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для

анализа композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по

следующей схеме:

— выделение видов неоднородности пространственных зон;

— выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных

частей;

— выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства

в композиционной манере архитектора, направления, стиля;

— определение общих методов поиска и композиционной работы со

структурой внутреннего пространства.

Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы.

В творческой практике ряда современных направлений проектирования

пассажей существует устойчивая связь между качественными признаками

разделения пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их

упорядочения в целостное произведение.

Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается

выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного

остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности

пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой

планировки и универсальности конструктивных решений).

Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении

строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом

различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется

осями и доминантами архитектурного окружения.

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа

осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной

пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из

замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация

таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению

зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или

его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет

система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в

зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от

целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.

Одним из главных принципов организации световой среды является

гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации

световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных

для современной практики.

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения,

в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру.

Большинство таких композиций связано со специфическими решениями

перекрытий. (схема 5).

В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным

потолком и однородным искусственным освещением все чаще используются

плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря

этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается

разнонапряженная световая среда, интерьеры преобретают своеобразие и

неповторимость (схема 6).

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н.

Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное

нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий

форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость

плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду

благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например,

зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно

освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через

обширное остекление фасадов.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица относятся к

многосветному пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно

оживляет среду, устанавливая дополнительные эмоциональные связи с

посетителем и делая ее еще более привлекательной для человека (рис. 8).

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна.

Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и

атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий

уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно

освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность

пассажа по сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации

световой среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования

гибких систем освещения.

1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает

ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой

и психологическую потребность перемен;

2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны

обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она

контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для

психологической адаптации;

3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не

должен быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном

случае интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;

4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения

должен быть товар — главный предмет освещения;

5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных

поверхностей колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным

освещением, отражателями или временной заменой зеркального материала

отделки.

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей

и их связь с окружающей средой

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности

композиционного подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны,

является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Современные интегрированные центры демонстрируют особое единство

системы «интерьер — внешняя среда» (рис. 10), характеризуемое активным

взаимопрониканием, взаимовлиянием, непрерывностью перехода от одного к

другому. Однако, эти характеристики не столь однозначны. Нарушение

необходимого равновесия в системе, например, чрезмерное использование

средств экстерьеризации интерьера, приводит к распылению целостности

внутреннего пространства, его растворению в среде городского окружения, что

отчетливо проявляется в негативной реакции потребителей.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств

позволяет выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать

его формы, конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа

в целом с точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не

может рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью

единой городской среды, представляющей собой ансамбль (схема 6, рис. 9).

2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа

не должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой

пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия (схема

5).

3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря

чувству направленности движения. Направления складываются как продолжения

осей городского окружения.

4. Основные композиционные средства взаимодействия двух сред:

— метрическая или ритмическая незавершенность структуры;

— непрерывность основных направлений движения;

— непрерывность единого основания;

— общий композиционный мотив;

— подобие соотношений передних и дальних планов и характера их

раскрытия;

— подобие соотношений верхнего и нижнего яруса архитектурного

пространства;

— подобие форм, деталей, материалов.

5. Параметры торгово-пешеходной зоны пассажа обусловлены выбором двух

основных характеристик: масштаба и текстуры.

Неоднородность структуры торгово-пешеходной зоны пассажа проявляется и

в изменении масштаба составляющих ее пространственных фрагментов, или

микрозон. Своеобразие торгового здания как раз и состоится начале

нескольких масштабных измерений, в которых постоянно перемещается человек.

Общественное измерение, при движения в общем потоке мимо товаров различных

секций или магазинных витрин, и другое, более мелкое и личное, при

конкретном выборе товара.

При наблюдении молла-пассажа или атриумного зала с высоты, например,

галереи, текстура диагональных линий исчезает, но проступает планировка

основных структурных ячеек и таким образом возникает как бы новая

«сверхструктура», придающая полноту наблюдаемому фрагменту.

Подобная иерархия главных и вторичных текстур достигается изменением

поверхностей внутренних «экстерьеров», то есть внутренних фасадов моллов и

атриумов, с изменением дистанции их наблюдения. Визуальная непрерывность,

обеспечиваемая планировочными средствами, позволяет посетителю видеть

одновременно только текстуру первого или второго порядка, но не обе вместе.

Таковы принципы взаимосвязи внутренних и внешних пространств.

Однако, проводя аналогии между улицей и пассажем, площадью и атриумом,

нельзя не сказать о разнице в восприятии пространств различного объема.

Даже при постоянной скорости перемещения посетителя, скорость движения в

увеличенном объеме воспринимается меньше реальной, что подсознательно

подталкивает его на самом снизить скорость или остановиться. Такая

рефлекторная реакция человека на размеры окружающего его пространства

подталкивает к созданию дополнительных стимулов для остановки, например, на

создание в подобном месте ресторана или небольшой сцены, возможно

размещение рекламы или информационных щитов, так как в таком месте им будет

уделено гораздо больше внимания. Даже входя с улицы в пассаж, центральный

остов которого представляет единую с улицей ось, посетитель все равно

непроизвольно начинает двигаться медленнее и обращать больше внимания на

окружения (в т.ч. на витрины). Таким образом можно сказать, что идея

торговой крытой улицы становиться гораздо привлекательней с точки зрения

привлечения внимания потенциальных потребителей к товарам и услугам,

предоставляемым на данной территории. (диаграмма восприятия)

Формирование городских пешеходных зон и улиц является важной составной

частью проблемы создания комфортной и благоприятной для человека городской

среды в существующей городской застройке и в новых городах и жилых

образованиях. На данный момент накопился уже довольно большой опыт и

разработано много различных приемов архитектурно-планировочных решений

пешеходных торговых улиц и зон. Пешеходные пространства дифференцированы по

следующим планировочным схемам:

— торговая зона;

— торговая улица;

— торговая площадь;

— крытый пассаж.

За последние годы использования пешеходных зон стало ясно, что

пешеходные, торговые зоны следует размещать в городских центрах, в местах,

требующих снижения уровня транспортного движения, не забывая при этом о

необходимости жесткой связи с местами парки и остановками общественного

транспорта.

Размеры пешеходной зоны определяют специфику ее функционального

состава. В небольших пространствах и пассажах обычно размещают предприятия

и учреждения с высокой степенью специализации. В больших, играющих роль

общественных городских или торговых центров, — обязательно присутствие

предприятий ежедневного обслуживания жителей центрального района. Проблема

формирования пешеходных пространств в условиях сложившейся застройки

особенно удачно может быть решена с помощью пассажей, наиболее подходящих

для создания городской среды, удобной для человека.

Необходимо сказать о торговых объектах, получивших распространение в

нашей стране за последние 10–12 лет. С началом перестройки получило

развитие частное предпринимательство, и как наиболее мобильная его форма,

розничная и мелкооптовая торговля. Соответственно стали появляться

небольшие ларьки и мелкооптовые рынки.

Последующее увеличение объемов торговли и последующее увеличение

количества ларьков привело к развитию мелкого строительства небольших

магазинчиков и палаток в двух направлениях. Условно их можно обозначить как

«надземное» и «подземное».

«Подземное» строительство можно разделить на «временное» и

«постоянное» («долговременное»). Вопрос крупного подземного строительства

можно не затрагивать глубоко, заметив только, что подобный опыт уже

достаточно давно существует во многих европейских странах, где, естественно

с развитием городских структур, особенно заметна нехватка земельных

участков для строительства, и соответственно, используются подземные

ресурсы города. В качестве примера можно привести один из очень крупных

торговых центров во Франции или попытку создания аналогичного

многофункционального торгово-развлекательного центра в Москве на Манежной

площади.

К «временному» строительству можно отнести ряды ларьков в подземных

переходах, которые возникли на месте торговавших «с лотка» одиночных

«предпринимателей» (рис. 11, 12). Причем, что интересно, в некоторых

случая, на их месте вдоль стен подземного перехода были выстроены лишь

витрины, а продавцы так и остались непосредственно в зоне движения

потенциальных покупателей (подземный переход под Cадовым Кольцом от ул.

Малая Бронная к ул. Красина); в других случаях, лоточников заменили палатки-

ларьки (система подземных переходов по Лубянской площадью); в третьих,

маленькие магазинчики, позволяющие покупателям зайти внутрь (ряд палаток в

апендиксе подземного перехода из-под проспекта Мира в сторону Олимпийского

спортивного комплекса).

К «надземному» строительству можно отнести строительство небольших

маркетов по типу палаток из легких конструкций, возводимых прямо на

заасфальтированных пространствах небольших площадей или пустырей, или прямо

на улицах, где позволяет ширина. В качестве примера можно привести ряд

магазинчиков на ул. Садовая Кудринская от пл. Восстания в сторону ул.

Красина или минимаркет на углу бывшей ул. Им. Маркса и Садового Кольца

напротив ул. Маросейка. В качестве фундамента используются либо небольшие

железобетонные блоки, либо кирпичная кладка, уложенная прямо на асфальт.

Иногда ряды ларьков представляют собой небольшую пешеходную улицу, над

которой появляется стеклянная крыша. Вместе они образуют открытое

пространство торгово-пешеходной зоны. В качестве примера можно привести

застройку площадки около станции метро «Третьяковская» на ул. Ордынка.

Аналогичную конструкцию можно наблюдать на некоторых рынках

мелкооптовой и розничной торговли, где предлагаются как продовольственные

продукты, так и непродовольственные. Однако здесь, под стационарной крышей

далеко не всегда располагаются небольшие палатки-ларьки. Зачастую это либо

переоборудованные в палатки контейнеры, либо непосредственно сами

контейнеры как, например, на новой территории Черкизовского вещевого рынка

на Щелковском шоссе. Здесь стационарна только крыша, а места торговли —

нет, что позволяет более свободно распределять торговую площадь между

претендующими на нее организациями. Вполне логично предположить, что в

дальнейшем эти контейнеры будут заменены на более постоянные палатки-

ларьки, или торговые ряды с системой лавок с гибкой планировкой. То есть

можно сказать, что развитие пассажного строительства в нашей стране начало

свое движение по новому витку спирали, повторяя уже пройденный, при

строительстве Макарьевской и Коренной ярмарок, этап, но только с

использованием новых технологий и материалов строительства. Причем, к

сожалению необходимо отметить, зачастую выбор материалов продиктован не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.