реферат бесплатно, курсовые работы
 

Торговые пассажи, теория и практика строительства

взаимосвязей внешних и внутренних пространств.

Активность торговли, как одного из важнейших жизненных факторов,

стимулируется различными средствами информации — телевидением, журналами, а

также самой атмосферой торговой среды.

Торговая деятельность как городская традиция полна смысла только в том

случае, когда она связана с определенным местом и окрашена характером этого

места. Городской пассаж — это идея, принцип, но не всегда определенная

форма, его внутреннее пространство, являясь частью городской среды, должно

решаться по принципу многофункциональности самого городского пространства.

Самой распространенной идеей является трактование пассажа как модели улицы,

города. Внутреннему пространству и физически и метафорически придаются

свойства двух основных качеств города: качество пути (торговая улица) и

качество места (торговая ячейка, зал). Эта двойственность отражает природу

пассажа, как всякого крупного общественного здания, — оно частично

принадлежит городскому уровню, но в то же время и уровню дома, так как

обеспечивает человеку определенный уют.

Современный крупный городской пассаж живет посредством своих путей —

торговых моллов и атриумов. Происходит трактование пространства в

нескольких смысловых измерениях (рис. 3, 4). Таким образом модель города,

воплощенная в нем, становится в известной степени полноценной и имеет право

на существование (рис. 5).

Современный этап развития торговли приводит к новым принципам

проектирования торговых пространств, характеризуемым несравненно более

высоким профессиональным и общекультурным уровнем. Первый из них связан с

системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек,

попадая в центральное пространство — крытый пассаж. Второй — исторический:

от культивированных исторических образов до современной индустриальной

эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере.

В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к

проектированию пассажей как объектов связанных не только с организацией

потребления, но и выступающих в качестве носителей коммуникативной функции.

Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы прошлого,

возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение

элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду пассажа

может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества

реально существующего пространства и того пространственного образа, который

складывается в сознании посетителя. Этой цели сейчас великолепно служат

пешеходные зоны.

Для анализа взаимосвязи внешнее-внутреннее необходимо выделить

конкретные общие критерии, на основании чего возможно сравнение этих двух

типов среды. Основными характеристиками среды могут быть названы: наличие

главного (общественного) и второстепенных пространств, их органичная

взаимосвязь, информационная насыщенность всех зон, масштабная

многоплановость и т.д. Основные характеристики внешней и внутренней среды

пассажа качественно аналогичны в функциональном и пространственном

отношениях, и по этим направлениям возможен анализ их взаимосвязи и

взаимовлияния.

Факторы формообразования, определяющие свойства этих пространств,

также принадлежат к единой системе, — они имеют одинаковую функциональную

структуру и различаются только компонентами. Это подтверждается, в

частности, и методикой применения одной формальной модели для различных

архитектурных подсистем (например, внешнее-внутреннее, рис. 6).

Рассмотрим композиционные средства взаимодействия. Несомненно, одним

из важнейших является система композиционных осей (схема 4). Она отображает

структуру пассажа и его объемную форму — это и зримое выражение системы

внутренних пространств, и элемент композиции ансамбля, в ней проявляется

опосредованное взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет

решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей

отдельных фрагментов пассажа позволяет добиться целостности всего ансамбля.

Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией.

Вторым важным композиционным средством является система граничных

пространств и элементов. Ими могут быть: входы и въезды в здание,

пешеходные галереи, информационно-распределительные пространства, «зимние

сады» и т.д.

Тенденция использования средств экстерьеризации интерьера особенно

отчетливо проявляется в композициях, связанных со специфическими условиями

проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной

исторической среде, как это было сделано при проектировании

многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот

пример будет рассмотрен ниже.

Специфика архитектурной композиции подобных сооружений заключается как

раз в использовании широких возможностей решения экстерьера в интерьере.

Световые дворики, декоративное озеленение, водные поверхности и фонтаны,

части старинных сооружений — все это средства архитектурно-художественных

решений, способных обеспечить приятную и привычную обстановку, легкость и

равноценность пространственной ориентации, композиционное единство разных

уровней, фрагментов нового и старого.

В условиях сложившегося исторического центра аналогичные приемы могут

способствовать сохранению разнообразия объемно-пространственных соотношений

существующей застройки, сложившихся типов городских пространств и

традиционного масштаба.

Выводы по главе 1

Идея пассажей как центров общественной и торговой жизни, заложенная

еще в конце XVIII века, в настоящее время получила новый импульс к

развитию. В последние десятилетия в развитии архитектуры торговых центров

во всем мире стало заметено возвращение к традиционным моделям пассажей, но

с добавлением новых функций, продиктованных не только временем, но и

принципиально новой системой организацией торговли и общественного отдыха,

что породило изменение творческих установок с учетом психологических

факторов восприятия внешней и внутренней среды, всего городского

пространства, что стало закономерным результатом развития современной

архитектуры.

Основными факторами выступающими за использование пассажа при решении

торговых и общественных зон являются (схема 3):

— традиции планировки и архитектуры (восточные базары, всемирные

выставки, торговые ярмарки);

— принципы планировки города (от первых регулярных планов, где

торговые центры проектировались (например, в административно-общественном

центре), до современных планов, когда планировочные оси связывают с уже

существующими важными градообразующими элементами);

— задачи сохранения и реставрации культурно-исторических и обитаемых

частей города;

— экономическая выгода в организации пассажей по сравнению со

строительством крупных торговых центров;

— решение коммуникационных функций.

Таковы основные исторические предпосылки и современные тенденции

проектирования крупных городских пассажей, представляющих интерес для

настоящего исследования.

Глава 2.

Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей.

Главной структурной связью пассажа как типа является функционально-

пространственное единство составляющих его объектов, которое в свою очередь

определяется рядом внешних и внутренних связей.

К внутренним структурным связям относятся связи между основными

элементами самой структуры: пространственно-коммуникационным остовом,

функциональной тканью и обеспечивающими коммуникациями.

К внешним структурным связям могут быть отнесены функционально-

технологические и архитектурно-пространственные связи с окружающей средой.

Такое разделение связей дает возможность последовательно выявить

механизм взаимодействия между элементами внутри структуры, и структуры в

целом с окружающей средой, а следовательно, раскрыть закономерности,

лежащие в основе ее архитектурно-композиционного формирования.

Для этой цели основные структурные связи будут рассмотрены по четырем

группам факторов, выделенным в разделе о характеристиках внутреннего

пространства предыдущей главы.

Обновление композиционных средств организаций внутренних пространств

все активнее осваивается в теории практике архитектуры. На основе анализа

современных тенденций можно выделить так же четыре аспекта процесса

проектирования, в которых закономерности нового композиционного подхода

наиболее очевидны, а именно:

— исходная концепция внутреннего пространства;

— композиция пространственных зон;

— формирование световой среды;

— взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства.

2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с

другими типами зданий

На протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени архитектура

торговых центров ассоциировалась в основном с фасадом, витриной магазина,

даже если торговые витрины направлены не на оживленные улицы, концепция

улицы сохраняется — те же витрины обращены к внутренней торговой улице,

т.е. к пассажу. Это лишь фасадное решение, возможно, за исключением

атриумов. Попытки же объединения в пассаже новейших материалов, конструкций

и технологий со специфическим характером городской среды и сложившимся

масштабом окружения средствами современного проектирования предпринимаются

в основном лишь в крупных и сверхкрупных объектах.

Внимание проектировщиков неизменно обращается к пассажам или, как их

еще называют, торговым моллам, которые по-прежнему составляют

композиционную основу большинства современных торговых центров во многих

странах.

Пассажи — это крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо

являются продолжением внутри центра прилегающих городских улиц, либо

образуют самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и

то и другое. За более чем вековую историю развития пассажа как типа

накоплено бесконечное число разнообразных объемно-пространственных решений

и планировочных схем.

Попытка проанализировать взаимосвязь между городской формой и

различными моделями внутренних пространств торговых сооружений наиболее

полно была представлена в работах английского исследователя Б. Мейтленда.

Он начал развивать теорию молла с вопроса: чем определяется частота

повтора и зависимость между собой таких элементов как улица, перекресток,

площадь и т.д. Анализируя существующие проекты, становиться заметна

достаточно жесткая ритмичность чередования различных пространств и

функциональных зон. Затем он выделил планировочную сетку узлов с

приблизительно 200-метровым интервалами — как наиболее характерную для

городской структуры, и она оказалась одинаково пригодной и для небольшого

городка пешеходного масштаба, например, средневекового города северной

Италии, и для обычного современного торгового крытого центра, где

максимальные пешеходные дистанции между «магнитами»-универмагами

устанавливаются в 200 метров.

В другой своей книге, целиком посвященной проектированию торговых

моллов (или пассажей) нового поколения, Мейтленд поднимает эту теорию на

более высокий уровень обобщения, провозглашая в заключительной главе тот

факт, что интегрированная городская структура может быть достигнута только

системой моллов между узловыми точками — центрами оболочки городского

архитектурного окружения. При этом будет обеспечена необходимая степень

гибкости развития самих объектов, что не было достигнуто в более жестких

архитектурно-пространственных решениях британских торговых центров:

Камберноулда или Милтон-Кейса.

В качестве исходных фактов для построения модели взаимоотношений

внутреннего пространства пассажа и городского окружения можно выделить

следующие:

— основными направлениями пространственно-коммуникационного остова

пассажа являются оси прилегающих городских улиц, тогда как

дополнительные коммуникации относительно независимы от окружения;

— существует определенная ритмичность чередования различных

функциональных зон и пространств, аналогичная другим пространственным

структурам (корридор — комната, пассаж — атриум, улица — площадь,

просека — поляна);

— пешеходные схемы пассажей строятся, как правило, на основе

планировочной сетки узлов с максимальным модулем 200 метров;

— пространственные доминанты внутри пассажа, так называемые узловые

точки, соответствуют особым чертам городского окружения (схема 4).

Несомненно, что одним из важнейших факторов, характеризующих влияния

на городское окружения на формирование внутренней среды пассажа, является

тип центрального коммуникационного пространства. Анализируя международный

опыт, видно, что установилось весьма стабильное соотношение крытых и

открытых форм. Подавляющее большинство композиций (около 80%) — крытые.

Крытым архитектурным формам отдано предпочтение и представителями

торговли, привлеченными возможностями более строгого контроля среды и

технологической дисциплины, стабильностью торговли, и посетителями,

нашедшими в них более привлекательную атмосферу. К тому же довольно

многочисленны примеры реконструкции пешеходных торговых улиц в крытые

пассажи, связанные и пешеходным и транспортным движением, например,

общественно-торговые центры Марцан в Берлине, Гранд Авенью в Милуоки.

Появляется необходимость в крупных подземных гаражах, которые можно

рассматривать как специфически крытые.

Наряду с очевидными преимуществами крытые архитектурные формы

отличаются и рядом недостатков. Самый серьезный из них связан с тем, что

все более становится заметно пренебрежение внешним городским пространством,

архитектурным и городским окружением. Тщательно разработанная архитектура

торговых пассажей обращена внутрь сооружений, тогда как на городские

площади и магистрали выходят в основном глухие стены, сплошные витражи,

иногда оживленные рекламой, или разгрузочные платформы.

Контраст подходов «изнутри» и «снаружи» приводит к парадоксу:

интересные интерьеры, разнообразие пространственных решений и зачастую

глухие и довольно скучные экстерьеры. Результатом такого подхода неизбежно

становится исчезновение оживленности участка городской среды вместе с

посетителями пассажа, покидающими улицы.

Однако, в ряде проектов намечается преодоление такого отношения к

городскому окружению. В них крытые торговые пассажа визуально и физически

связывают внешние пространства, предоставляя пешеходам самостоятельный

выбор — быть внутри или снаружи. Это взаимное усиление альтернативных сред

не только укрепляет городскую активность, но и делает внутреннее

общественно-торговое пространство более привлекательным. (рис. 7)

Идеальным примером такого подхода могла бы стать реализация проекта

реконструкции Невского проспекта в Санкт-Петербурге в виде системы

общественно-торговых пассажей (архитекторы Ю.Земцов, И.Кукуева и др.).

В отношении открытости коммуникаций эта система носит комбинированный

характер. Каждый из пассажей представляет собой многофункциональный

комплекс, объединяющий, в одном случае, универмаг, несколько кафе,

выставочный зал, рекреации, а в другом случае, магазины, ресторан,

столовые, дискотеку, гостиницу, жилые квартиры и т.д. Композиционную основу

каждого комплекса составляет открытая сквозная пешеходная улица с

несколькими мини-атриумами в местах жилых дворов. Для комфорта посетителей

используются светопрозрачные своды и стеклянные арочные навесы.

Часть посещений расположена ниже основной пешеходной платформы и

визуально связана с ней проемами в перекрытии. В результате, проект

демонстрирует тактичное отношение к сложившемуся городскому окружению,

умелое использование существующих пространств пассажей, функционирующих

круглые сутки, способствует возникновению интегрированной внутренней среды

центра и непрерывной целостности всей пешеходной зоны.

Анализ модели взаимодействия различных пространственных сред позволяет

сформулировать следующие положения, касающиеся факторов влияния городского

окружения:

— в каждом конкретном случае необходимо тщательное изучение

сложившейся планировочной структуры участка для точного определения

требуемой длины и конфигурации внутренних пешеходных коммуникаций;

— особое внимание должно быть уделено организации граничных

пространственных элементов взаимодействия, например, как средству

привлечения посетителей;

— при выборе моделей в аналогичных градостроительных условиях

необходим тщательный учет различий в социальных и культурных традициях

городов;

— современная техника благоустройства позволяет организовать обширное

внутреннее озеленение. Превращение торговой улицы в парк усиливает в пассаж

функцию места отдыха, заложенную, например, кафе, барами и т.д.;

— использование в основе проектирования пассажей структурной сетки с

интервалом в 200 метров адекватно как для крупных городов, так и для малых;

— каждый пассаж должен иметь свой «магнит», являющийся одновременно

важнейшим элементом градостроительной ситуации участка. Здесь наблюдается

тенденция использования в этих целях наряду с магазинами так же ресторанов,

клубов, других предприятий обслуживания.

Однако, учитывая тенденции развития пассажа не только как торгового

комплекса, но как места отдыха, вполне логично использование в качестве

«магнитов» предприятия культурного обслуживания населения. Например, это

может быть картинная галерея или выставка. Это также может быть открытая

сцена типа «зеленый театр», аналогично тем, которые были обустроены в

парках культуры и отдыха в советский период.

Основная цель архитектурной организации внутреннего пространства

пассажа состоит в создании условий для разнообразного и интенсивного

осуществления всех сторон общественно-торговой деятельности. Основными

социальными функциями внутренней среды пассажа являются: активизация

общественно-торговой деятельности, повышение комфортности пребывания

посетителей, экономия свободного времени, экономия территории и т.д. Для

этой цели могут использоваться средства, влияющие на интенсивность освоения

среды, а именно:

— распределение функций по пространственным зонам;

— соотношение пешеходной и общей площадей;

— распределение пешеходных маршрутов;

— количество микрозон в пространстве;

— разнообразие пространственной среды.

Основу решения составляет разработка технологической схемы пешеходно-

транспортных коммуникаций. Она складывается из определения основных входов

и выходов, путей подъезда, кратчайших транзитных проходов, расположения

рекреационных зон, элементов многофункционального комплекса попутного

обслуживания.

Параметры комфортности внутренних пространств выделяются по двум

направлениям: выбор деятельности и зрительное восприятие.

При проектировании необходимо учитывать влияние различных факторов,

которые, собственно, и диктуют характер архитектурно-композиционного

решения внутреннего пространства пассажа как самостоятельного общественно-

торгового предприятия, так и в составе многофункционального центра. К этим

факторам в первую очередь необходимо отнести:

— транспортные устройства;

— технологические линии и установки;

— системы освещения;

— торгово-выставочное оборудование;

— графический дизайн;

— мебель;

— реклама.

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств,

особенности восприятия

Массовое внедрение неторговых функций в структуру пассажа существенно

меняет традиционные модели поведения посетителей. Объединение торговли с

развлекательными центрами, предприятиями нетрадиционного питания, игровыми

элементами т.д. — все это придает покупательской активности характер, не

ограниченный чисто прагматической целью купить товар.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.