реферат бесплатно, курсовые работы
 

Журналистика

Об Америке надо говорить особо. Ей по праву принадлежит ведущая роль в развитии телевидения на нашей планете. Здесь Америку приходится сравнивать не с другой страной, а с остальным миром. Производственная база телевидения США такова, что телепрограмм на ней делается больше, чем их может вместить эфир, и прежде всего потому, что Голливуд стал телевизионным, заполняя своей продукцией малые экраны мира, как прежде он заполнял большие.

Основная масса коммерческих телестанций США группируется под эгидой национальных радиосетей; ведущими были три - «Американская вещательная компания» (Эй-би-си), «Национальная вещательная компания» (Эн-би-си), «Вещательная компания Коламбия» (Си-би-эс). Функционируют сотни мелких региональных телесетей коммерческого характера, а также станции некоммерческие, просветительского характера (образовательные), существующие на субсидии от правительства и взносы различных фондов; они объединились в национальную сеть - «Общественная вещательная система» (Пи-би-эс).

В начале 70-х годов американское телевидение под давлением власти общественности прекратило рекламу сигарет. С 1975 г. под давлением Федеральной комиссии связи и Федеральной торговой комиссии Национальная ассоциация вещателей сократила объем реклам в детских передачах: с 12 до 10 минут в час в субботу и воскресенье утром. В том же году национальные сети приняли политику (опять-таки не без давления извне) запрещения «спорных» передач с насилием и сексом в утренние и вечерние часы, когда телевизор смотрят дети. Однако эту политику «семейного часа» год спустя опротестовал федеральный суд как неконституционную, нарушающую свободу слова.».

В целом в структуре американского телевидения политика занимает довольно скромное место. С первых лет своего существования американское телевидение стало развлекательно-информационным средством, забрав постепенно из радио все жанровые программы, сериалы, исполнителей, ведущих журналистов. Популярные новостные утренние программы 90-х гг. на коммерческом телевидении - это «Сегодня» (Эн-би-си), «Этим утром» (Си-би-эс), «Доброе утро, Америка» (Эй-би-си). У этих программ, как и у вечерних новостей, стабильно большая аудитория - теленовости всегда стоят на первом месте по доверию к ним аудитории.

1 июня 1980 г. в истории телевидения произошло важное событие. Из коммуникационного центра в американском городе Атланта, ставшем отныне одной из информационных столиц мира, началось вещание спутниково-кабельной сети новостей «Кейбл ньюс нетуорк» (Си-эн-эн). С тех пор Си-эн-эн разносит новости круглые сутки на телеэкраны всего мира. Помимо международных и национальных новостей журналисты сети регулярно ведут репортажи о спорте, финансах и погоде, а также интервью, женские шоу. Сеть Эй-би-си заявила об образовании своей кабельной новостийной службы по типу Си-эн-эн, то же делает Си-би-эс.

23. Интервью в рекламном контексте

Интервью -- (от англ. interview -- обмен мнениями) -- жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» -- диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс-конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности -- интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.

Различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, так и давно прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное (личностное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно-значимом явлении). Что впрочем, не исчерпывает всех разновидностей интервью. Обычно учебники журналистики выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и портретное), приписывая им различные цели и соответственно описывая три формы работы журналиста с человеком. Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью -- вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.

Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, в том числе это касается одежды и макияжа.

24. Репортаж на радио и ТВ

Репортаж -- жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность -- имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров. Но не ТВ в целом. Телерепортаж способен показать, что происходило. Зритель становится очевидцем. Журналисту нет необходимости описывать событие - эту функцию выполняет видеоряд, “картинка”. Репортер в закадровом тексте рассказывает о причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Словом, говорит о неочевидном, но важном.

Телерепортаж по своей природе наиболее приближен к жизни, объективен по своей природе - он отражает действительность (камера записывает то, что происходит на самом деле). Однако в закадровом тексте репортера выходит субъективное восприятие происходящего автора. Существует несколько видов телерепортажа.

Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью». Фактически это всегда не так -- зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или ожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии («Будьте визуальной частью сообщения!») -- бежит вместе с демонстрантами, участвует в спасательных работах, оказывается заложником Шамиля Басаева в Буденовске и т.д. Иногда журналист может послужить и криптопровокатором события, иными словами -- его скрытым организатором. Откровенно говоря, если бы зрителю постоянно не внушали, что журналистов иногда убивают, зрелищность репортажа была бы существенно ниже: «Мы только что из Сенегала -- вот там была стрельба!» (французы в 1993, разматывая кабеля у Белого Дома, когда ГТРК «Останкино» около суток фактически не работало). Мотивацию рискованного поведения журналиста зрелищно иллюстрировал французский художественный фильм «Жить, чтобы жить» с Ивом Монтаном в главной роли.

Фактически же такие широкомасштабные мировые процессы, как, например, «мирный процесс» в Палестине (равно и в Ольстере, Карабахе, Абхазии, Чечне и т.д.), нацело обусловлен явлением необходимой истины: оператор CNN тщательно снимает целящегося солдата ЦАХАЛа и затем -- убегающего палестинского террориста, но «упускает» начальное звено (того же террориста, бросающего камень). В этом смысле достичь объективной подачи информации практически невозможно, причем вовсе не из-за субъективного пристрастия самого журналиста.

Разновидности телерепортажа

По способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется с помощью передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его совершения или в его реальном временном объеме (проще говоря, если действие затягивается, а его информационная ценность уступает цене эфирного времени) требует его фиксации.

По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые. Синхронный репортаж содержит естественные шумы события и речь его участников. Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего закадровый текст. Немой репортаж все реже появляется в эфире.

По способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж полностью лишен закадрового авторского текста.

Каждый вид репортажа применяется в определенных случаях. Например, некомментированный репортаж порой превращается в сменяющие друг друга картинки, ничего не говорящие зрителю. А немой репортаж с моторалли не вызывает ни доверия, ни интереса. Следующий раздел рассматривает различные ситуации, в которых разумно создать тот или иной вид репортажа. В приведенной таблице учитывается техническая сторона работы телерепортера и специфика реализации того или иного повода к созданию репортажа.

25. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка

Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важн. свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления. со всеми сообщен. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удоб. время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатн. изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать - прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет - периодич. изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое знач. - еженедельники. Часть из них - еженед. газеты. Часто они - как приложения к ежедн. Еженедельные тонкие журналы - их информация выходит за рамки недельных событий. Ж-лы - носители фундамент. информации, дают возможность масштабного .взгляда на действительность. Ж-лы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

Газеты были выбраны национальным средством массовой информации. Сейчас они конкурируют с широким спектром СМИ за долю аудитории и средств, которые тратятся на рекламу.

Аудитория может узнать новости быстрее, включив телевизор или радиоприемник; более подробно о новостях сообщают кабельные каналы, такие как CNN.

Новое поколение выросло, имея возможность выбирать большее количество СМИ, оно не привыкло читать ежедневные газеты. Последствия очевидны.

Читательская аудитория газет увеличивается среди людей более старшего возраста и среди тех, кто имеет достаточно высокое образование. Люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые составляют 37 %, реже читают газеты по сравнению со средним взрослым читателем (частое чтение газет включает 25 или больше газет в течение четырех недель, или чуть больше одной газеты в день.

Завтрашние газеты, конечно же, будут отличаться от сегодняшних. Некоторые люди предсказывают, что газеты будут читать на плоском экране размером с таблоид, который держат в руке. Другие думают, что газеты еще долго останутся чернильным текстом на бумаге, хотя технология - аудио, видео и факс - будет предлагать способы для дополнения ежедневных газет.

Несколько примеров продемонстрируют, что уже сделано газетами на сегодня. Лаборатория СМИ в Массачусетском институте технологии занимается моделированием пользователя, что позволит создать The Daily Ме газету, разработанную с учетом индивидуальных интересов. Эта газета могла бы быть доступна в различных формах - на экране персонального компьютера, в печатной форме, на экране телевизора или на аудиокассете.

Сегодня цель для некоторых газет по-другому представить информацию, которую они уже предлагают, с помощью новых технологий и обеспечить продукты для поддержки основных рекламодателей. Например, у некоторых зарубежных газет есть оплачиваемые пользователем линии, по которым можно услышать аудиотекст, и она предлагает услугу, с помощью которой отслеживается от 10 до 15 требуемых материалов. Пять раз в неделю они также посылают факс-версию газет в Москву.

Несомненно, самым важным изменением в газетном бизнесе является внедрение технологий реального времени вместе с маркетингом, основанным на использовании баз данных.

«Услуги, предоставляемые в режиме реального времени, предлагают возможность создания сообщества и позволяют людям общаться друг с другом и с рекламодателями», - говорит Генри Скотт, вице-президент по новым СМИ и новым товарам группы информационных услуг Times Со.

Существуют три типа журналов в зависимости от аудитории, для которой они предназначены. Первый тип, потре6ительские журналы, предназначен для тех, кто покупает товары для собственного потребления. Эти журналы распространяются по почте, через газетные киоски или магазины.

Ко второму типу относятся деловые журналы. Эти журналы предназначены для деловых людей и подразделяются на торговые (их читают розничные и оптовые продавцы и другие распространители), промышленныe (их читают производители) и профессиональные журналы (их читают терапевты, адвокаты и др.).

Метод распространения журнала частично отражает его структуру. Традиционная доставка по почте или киоскам осуществляется или через газетные киоски, или на дом по почте. Системы нетрадиционной доставки включают посыльных, которые вешают журналы в пакетах на дверные ручки, доставку вместе с газетами и доставку профессионалами. Журналы, распространяемые с помощью систем нетрадиционной доставки, предоставляются бесплатно. Это называется «Контролируемым тиражом» в отличие от оплаченного тиража.

Примерно 92 % всех взрослых читают, по крайней мере, один журнал в месяц. Это верно и для мужчин, и для женщин. Средний журнал читают четверо взрослых в целом за 54 минуты, тратя на это два дня по заходу в день.

Женщины склонны положительнее относиться к журналам, чем мужчины. Рейтинги журналов основаны на количестве читателей, связанном с гарантированным тиражом (тиражом, который издатель обещает напечатать). Тираж журнала - это количество проданных экземпляров одного выпуска. Один экземпляр журнала может прочитать один человек или несколько людей в зависимости от содержания.

Журналы представляют собой СМИ, которые могут обратиться ко многим демографическим группам. По своей природе журналы должны заполнять читательские ниши уникальным содержанием, чтобы удовлетворять интересы специфических групп. Они чрезвычайно разнообразны по своим характеристикам, читательской аудитории и общению с ней. При оценке журнала рекламодателю важно рассмотреть полный набор характеристик, которые отличают один журнал от другого.

Как и в случае с газетами, будущее журналов основывается на новой технологии - в частности, на технологии режима реального времени. Как и издатели газет, издатели журналов не уверены, является ли эта технология обязательной или ее использование необходимо просто для того, чтобы не показаться отсталым. Например, Salon - это свежая попытка создать виртуальные журналы без бумаги, почтовой суеты или ограничений длины. Только идеи, изображения и, конечно, реклама.

Как бы ни звучали возбуждающе слова, как бы ни был прекрасен макет, критики считают, что журналы в режиме реального времени никогда не смогут преодолеть «фактор ванной комнаты». «Bы не можете удобно устроиться с компьютером в постели. Вы не можете читать его с экрана. Все еще будут ограничения»,- замечает Рассел 3игельман, вице-президент Microsoft Network. Журналы и газеты существовали несколько сотен лет в своем сегодняшнем формате, потому что они содержат интересные тексты и их легко носить с собой.

Особенность еженедельника как типа заключается в особом темпоритме отображения и изучения действительности, в том, что можно было бы обозначить понятием «комментирование», имея в виду не только жанр, а само существо материалов.

В науке определено место еженедельника в структуре газетно-журнальной периодики. Появление этого типа издания было подготовлено возросшими запросами аудитории в глубине, интерпретации информации, многообразии содержания.

Еженедельники занимают промежуточное место между журналами и газетами. Важно отметить один момент - на информационном рынке есть газеты и журналы, выходящие один раз в неделю. Назревает вопрос: чем они отличаются от еженедельников?

Во-первых, существуют еженедельные издания, которые используют преимущественно информационные жанры. С.Г. Газанджиев дает им следующую классификацию.

Первую группу составляют издания в основном центральные, которые с учетом еженедельной периодичности, отказавшись от соревнования с ежедневными газетами, теле- и радиовещанием в области оперативно-событийной информации, сосредотачивают внимание на аналитических жанрах и готовят аналитические рубрики. Тем не менее доля информационных жанров в них превышает долю аналитики, но структура издания получает некоторое разнообразие.

Ко второй можно отнести еженедельники, сфера отражения которых не является источником сообщений о событиях в сфере литературы, искусства, музыки и т.д.

И, наконец, третью группу составляют еженедельные газеты городские, районные, многотиражные, а так же производственных объединений, научных центров, вузов. Характер информационных сообщений в них таков, что дополнительная задержка с их публикацией при переходе на еженедельный выпуск особого значения не имеет. Более того, появляется возможность отбирать действительно актуальные сообщения.

Таким образом, в еженедельнике как особом типе издания трансформируются, прежде всего, функции. Если вышеуказанные типы изданий по своему назначению остаются преимущественно информационными, то в еженедельнике главной становится функция интерпретирующая. Таким образом, совпадая по периодичности с вышеперечисленными изданиями, еженедельники отличаются от них функциональной характеристикой и объемом.

Еженедельник как тип издания использует новые принципы отбора информации. Кроме того, он формирует проблемно-тематические направления, по иному организует размещение материалов на полосах и методы оформления.

От ежедневных газет и изданий промежуточной периодичности еженедельники отличаются по всем трем признакам: функциональной установке, периодичности и объему. Эти признаки позволят нам уточнить объект рассмотрения и вывести из сферы анализа все издания, не совпадающие не только по всем, но хотя бы по одному из них.

26. Типология журналистики

Основные типоформирующие факторы изданий теле - радиопередач.

Типология журналистики, как метод ее осмысления, возникла в теоретическом сознании в период господства идеи о наличии социального объективно-истинного знания, лишенного ценностной установки, которая воспринималась как субъективизм, искажение реальности. Современный тип рациональности, опираясь на И. Канта, утверждавшего, что наше познание ценностно обусловлено, считает, что ценностная установка - гарантия от заблуждений. В типологии журналистики за точку отсчета берется ее социальная укорененность, проявляющаяся в соответствии содержания ее текстов потребностям класса или социального слоя, то есть социально-политическим интересам. Согласно этому принципу выделяются:

- феодально-монархическая журналистика, отражающая интересы класса аристократов: дворян, помещиков, баронов, князей и других представителей аристократического сословия;

-религиозно-клерикальная, отражающая интересы церквей, которые то поддерживают светскую власть, то конкурируют с ней, испытывая с ее стороны давления, то сами претендуют на государственную власть;

-буржуазная, отражающая интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, и, наконец, социалистическая журналистика, возникшая в недрах буржуазного общества, как журналистика, призванная защищать интересы непосредственного производителя материальных и духовных благ: рабочих, крестьян, интеллигенции.

Современные исследователи сегодня понимают относительность данной типологии с точки зрения ее количественной репрезентативности, поскольку грани между названными типами журналистики условны. Существует и религиозно-демократическая печать, в которой тесно переплетены буржуазные и религиозные ценностные идеалы, и религиозно социалистическая печать на базе национализма и на базе классового похода и т.п. Однако небольшое число типов журналистики означает лишь то, что в них "схвачены" сущности более высокого порядка, позволяющие познавать другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.