реферат бесплатно, курсовые работы
 

Факт - основа журналистского произведения

В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М. Шостак выделяет два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, точнее сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь.

Примером «жестких» новостей может служить такая заметка: «…В этом году было решено сдвинуть с места многотысячную очередь инвалидов-очередников, ждущих от государства бесплатные автомобили, приобретаемые за счет федерального бюджета. Впервые в этом году ветеранам будут выдавать не «Оку», а «Жигули» седьмой модели. Отгрузка машин в регионе идет полным ходом, 80% «Лад» уже ждут новых владельцев. Остальные, обещают на «АвтоВАЗе», доставят в срок, т.е. до 9 марта. Всего закуплено 11 тысяч 347 автомобилей. Таким образом, до Дня Победы долгожданную машину получат 23% от общего числа инвалидов-очередников». Заметка написана по классической формуле римского оратора Квинтиллиана и четко отвечает на вопросы: «что», «где», «когда», «как».

В «мягких» новостях акцент делается на подробность или на интересную деталь. Мягкая новость рекомендуется при низкой значимости события или когда необходим иной тон разговора о нем, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационные поводы. Говоря о значимости события, нужно всегда помнить о степени аутентичности фактов. Таковыми будут считаться только те из них, которые максимально приближены к событию по времени и пространству. Сообщение о пропаже музейного экспоната, о котором журналист напишет неделю спустя, вряд ли кого заинтересует, если к нему не добавить каких-то пикантных подробностей. Информационная заметка о диспетчере, который спас 288 человек, не привлекла бы внимание, если бы не было информации о том, что диспетчер наш соотечественник. «13 апреля в районе аэродрома Шереметьево самолет «Боинг-737-500»авиакомпании «Аэрофлот-Дом» разошелся с «Боингом-767-400» на пересекающихся курсах на удалении 11 км друг от друга. Вместо опасного интервала - 30 км, и по высоте в 90 м - вместо 300 м….Диспетчер Самарин уже 25 лет работает в московском центре АУВД, управляет зоной над аэродромом Шереметьево. Он обнаружил перебор высоты взлетевшим самолетом в 9час.43мин.58сек.,а уже в 9час.44мин.42сек. воздушные суда были им разведены в безопасные интервалы.». Пространственно отдаленное событие при описании события становится близким и понятным для читателей. Кроме этого, автор приводит различные подробности из жизни диспетчера, способные заинтересовать российских граждан.

Таким образом, в основе хроникальной информации лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жесткое» или «мягкое» информирование. В заметках, как правило, используются общественно значимые факты. При подготовке материала журналисту важно сделать их правильный отбор.

Рассмотрим теперь, как позиционируются факты в репортаже. Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям.

В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее. Во время чеченской войны репортажи специального корреспондента «Российской газеты» А. Русаковича шли прямо с передовой. После войны он вновь поехал в Чечню. Описать наступивший на этой земле мир - таков был замысел. Оказавшись в Чечне, журналист стал невольно вспоминать прошедшие кровавые события. «Вот здесь, на обочине, два года назад я валялся в снегу, вмятый в него взрывной волной... Здесь погибли в БМП солдаты, пытавшиеся расстрелять чеченский штаб в Самашках... Здесь, в Черноречье, в районе Грозного, наблюдал, как люди черпали из реки воду, хотя знали, что на дне лежат трупы... Вот площадь Минутка. Во время январского штурма по ней велся ураганный огонь. Но поразило другое. Посреди площади за раскладным столиком сидела бабуля и продавала сигареты. За ними к ней ползали и с одной, и с другой стороны. Бабулька не была героиней. Просто, наверное, другого выбора не было: от голода умереть либо от пули. Она предпочла пулю...».

Все эти факты приведены в репортаже не случайно. С одной стороны, с их помощью журналист попытался реконструировать прошлые события, а с другой, - оттолкнувшись от них, стал выявлять новые реалии послевоенной Чечни, которые, по его мнению, ничем не отличались от военных, И вывод, сделанный спецкором при сопоставлении этих фактов, неутешителен: «Войны вроде нет, но и миром не пахнет».

Большая роль в репортаже отводится автору. Он - главный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина действительности будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: через внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. Все эти средства хороши для достижения «эффекта присутствия». Таким образом, в репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.

По-иному строится работа над интервью. Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни и т.д. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие устной и письменной речи. В устном разговоре респондент может вольно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по существу вопроса, нарушать логику рассуждения различными отступлениями и т.п. В письменной речи подобного рода вольности недопустимы. Поэтому журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла. Так «монтируются» блоки интервью, состоящие из вопросов и ответов.

Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты - лишь повод для развертывания беседы. В данном случае активность проявляет не только респондент, но и журналист. В портретном интервью могут быть использованы не только факты из беседы с героем произведения, но и взятые из других источников (например, сведения о том или ином человеке могут быть почерпнуты из опроса его друзей, родственников, коллег по работе и т.д.) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Во всех разновидностях интервью факты могут располагаться по степени их важности.

По форме изложения факты подразделяются на повествование, описание и рассуждение. Повествование это изложение хода событий во времени, или последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события. Описание - это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. Рассуждение - это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от тезиса к аргументам и от них к выводу; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от установления закона к раскрытию его модификаций; от индукции к дедукции и т.д. Формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, установившихся между ними. Задача журналиста в том и состоит, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной тем.

2.2 Место факта в аналитических жанрах

Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.

Логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения фактов:

1) выяснение частей факта и связей между ними;

2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов;

3) установление причины факта;

4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее.

Такая предварительная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а главное - может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозависимости. Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям.

Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить:

- по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;

- по принципу противоположения;

- по проблемной группировке фактов.

По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а во втором - выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные промежутки времени (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

По принципу противоположения пишутся многие критические статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осуществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т.д. журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в-третьих, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности. Например, в публикации В. Куликова поднимается вопрос об обращении Генпрокуратуры РФ к Великобритании с ходатайствами о выдаче лиц, обвиняемых в преступлениях на территории России. Автор приводит следующие противопоставления: в России политическое убежище предоставляется только по указу главы государства, в Великобритании такое право - прерогатива исключительно министра МВД, Великобритания отказывает в выдаче 21 лица, обвиняемых в особо тяжких преступлениях на территории России: терроризм, торговля наркотиками и др., преступление же А.Лугового по сравнению с ними - детские шалости и т.д. Подобные противопоставления выявляют противоречия конституционных систем двух стран. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня России и Великобритании не достичь соглашения, пока не будут урегулированы законодательные вопросы, если не решить такую простую проблему, то она может вылиться в серьезный конфликт.

К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере и т.д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.

Рассмотрим статью Г.Емельянова «За Россию». В подзаголовок автор выносит главный тезис: миграция из бижнеазиатских стран принесла в Россию новые проблемы. Автор выделяет следующие: увеличение мигрантов может сказаться на изменении геополитики регионов (в ближайшие годы таджики и азербайджанцы могут превратиться в крупнейшую национальную диаспору в центральной части России); сложившийся огромный дисбаланс в населении сам по себе таит угрозу потенциального межнационального конфликта. Анализируя возникшие проблемы, автор пытается выявить объективные причины их возникновения. К ним он относит разность демографических потенциалов пограничных стран. Еще одна причина кроется в отсутствии у России и ее соседей единой государственной политики в решении перечисленных проблем. Выявив проблемы, Г.Емельянов пытается спрогнозировать развитие ситуации. По его мнению, «таджики готовы к массовой иммиграции в Россию при первой же возможности», уже сегодня «великий гасторбайторский путь» уступает место крупному зарегистрированному бизнесу, а значит, влияние русского капитала на азиатский усиливается. Далее автор предлагает пути решения данных проблем. Как видим, с помощью проблемной группировки фактов журналисту удалось вскрыть различные стороны сложного геополитического явления, связанного с неконтролируемой миграцией азиатов в Россию. Все проблемы поданы автором в тесной взаимосвязи, что и позволило ему сделать соответствующие прогнозы.

2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах

Рассмотрим теперь способы создания документального образа в художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.

Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. С отдельного факта о не сложившихся взаимоотношениях между учеником и его учителями начинается очерк Сергея Антонова «Первоклассник Дима подал в суд на школу». Семилетний ребенок решил защитить свое достоинство от поставленного ему диагноза: «агрессивен», «проявляет садистские наклонности», «подлежит отсеву». Осмысляя данный факт на фоне других, автор обрисовывает образ современной школы: «Школа, как рентген, просвечивает общество насквозь. Вот уж точно знает цену любому из нас, ибо оценивает поминутно, каждодневно, въедливо и всесторонне миллионы индивидов, целые поколения людей. Суд школы над ребенком и его семьей идет давно. В закрытом классе, без свидетелей и адвокатов. Самый затяжной и унизительный на свете суд, в котором обвинитель всегда прав, а приговор обжалованию не подлежит. И лишь ее, согласно правилам игры, никто не вправе оценить и осудить». Оттолкнувшись от конкретного случая, журналист постарался приподняться над отдельным фактом. Важно было высветить само явление, сконцентрировав в нем однотипные характеры, условия и ситуации. Типизация в очерке в том и заключается, что очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления... Типизация в очерке - это, прежде всего, отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности. Газетный очерк тем и отличается от художественного произведения, что в нем, несмотря на степень типической обобщенности, используются только строго фактические данные, имеющие точный адрес. Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, “досочинение” качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь - только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами».

Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не домысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор, по мнению M.M. Бахтина, является «человеком, организующим формально-содержательный центр художественного видения». При этом «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения - пространственные, временные и смысловые». Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.

Документальность описываемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом читателя, и читатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (читатель на месте автора) создает предрасположенность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятную почву для принятия миропонимания публициста». Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа человека, стремится донести до читателя и свои мысли. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.).

В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача - анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой - создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предполагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность». В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие. В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.

Заключение

Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Проделав исследовательскую работу, я добилась поставленных целей и задачи пришла к следующим выводам: основа журналистского произведения - это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях.

Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига - все это создает своеобразие формы журналистского теста.

Список использованной литературы

1. Антонов С.// Первоклассник Дима подал в суд на школу//Российская газета. - 2006. - № 37(4352)

2. Баршев В.//Отдается машина с ребенком//Российская газета. - 2008. -№43 (4600)

3. Безрукова Л.//Все личное - вне льда//Российская газета. - 2008. - №60 (4617)

4. Емельянов Г.//За Россию//Российская газета. - 2006. - № 37(4352)

5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002

6. Козлова Н.//Брянский мститель//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему// Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999

8. Куликов В.//Чисто английская экстрадиция//Российская газета. - 2007. - №167 (4430)

9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002

10. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008

11. Мисоножников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие. СПб., 2002

12. Невинная И.//Автомобиль к 9 Мая//Российская газета. - 2008. - №84 (4641)

13. Овчинников Р.//Вашингтон, Пекин и Далай-лама//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)

14. Русакович А.//Автостопом по Чечне//Российская газета. - 2007. - №239 (4502)

15. Рэндалл Д., Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

16. Шостак М.И Журналист и его произведение. М., 2001

17. Ячменникова Н.//Диспетчер спас 288 человек//Российская газета. - 2008. - № 84

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.