реферат бесплатно, курсовые работы
 

Современная структура рынка труда. Реферат.

Современная структура рынка труда. Реферат.

ПЛАН

Введение

I. Понятие рынка труда и сущность заработной платы

1. Особенности рынка труда и динамика заработной платы в России

2. Необходимость и условия перехода к политике «развивающего роста»

заработной платы

3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения

4. Равновесие на рынке труда

II. Нерыночные методы регулирования

2.1. Государственное регулирование рынка труда

2.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда: модель монопсонии

2.3. Регулирование рынка труда посредством профсоюзов

III. Современная структура рынка труда

3.1. Изменения в структуре рынка труда

3.2. Типы и издержки безработицы

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Список использованной литературы

Введение

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют

и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит

в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его

способность к труду.

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной

жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее

непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда

получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в

том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения

образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок

труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных

структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому

формирование и регулирование рынка труда - одна из ключевых и наиболее

острых проблем рыночной экономики.

Глава 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ

ПЛАТЫ.

1.1. Особенности рынка труда и динамика заработной платы в

России.

Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того

товара, который на нем представлен. Но ведь труд есть функция

самого работника, затрата его физической и умственной энергии в

процессе производства благ. Труд неотделим от человека как

такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку

не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически

свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам

труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих

факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации,

опыта, добросовестности и других.

Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободных

работников на определенных условиях, касающихся продолжительности

рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и

некоторых иных. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет

увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на

автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги

автомобилестроителей.

Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на

рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка:

1) Большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя.

2) Большая роль, которую играют на рынке труда не денежные факторы

- сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность

для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный

климат в коллективе и другие.

3) Значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда

различные институционные структуры - профессиональные союзы, трудовое

законодательство, государственная политика занятости и

профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие.

Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и

поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на

потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в

широком смысле слова понимается доход от фактора производства под

названием «труд». В узком смысле слова заработная плата

рассматривается как ставка заработной платы, то есть цена,

выплачиваемая за использование единицы труда в течение

определенного времени — часа, дня и так далее.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной

заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник

наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд.

Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг,

которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в

прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной —

от уровня цен на предметы потребления и платные услуги, а также

от размеров уплачиваемых работником налогов.

В 1991 г., согласно итогам выборочных обследований за октябрь, в

нижней (первой) социальной группе средняя заработная плата составила

175 руб. (см. табл. I).

Работников и членов их семей, получавших такую заработную плату,

вполне можно отнести к бедным слоям населения. Если принять ту

предпосылку, что сложившееся в названном году соотношение зарплат

работников по децильным группам не менялось в течение всего периода

трансформации экономики, а менялся только уровень реальной заработной

платы, то в 1992 г. работников с аналогичной и меньшей заработной платой

было уже 20 %, в 1994 г. - более 20 %, в 1995 г. - более 40 %, а в 1998 г.

- более 45 % (см. табл. 2). При этом одновременно менялся уровень

заработной платы работников высшего (десятого) дециля. К 1998 г. он почти

сравнялся с уровнем седьмого дециля - 91 %, а заработная плата работников

последнего сравнялась с оплатой труда, ранее характерной для второго

дециля.

Однако наряду с изменением реальной заработной платы менялся и уровень

заработной платы работников по децильным группам. Это видно из табл. 3

(составленной на основе данных табл. 1): средняя заработная плата в шести

нижних децильных группах существенно снизилась по отношению к средней

заработной плате, что, конечно, сказалось в плане расширения границ

бедности.

Далее, согласно официальной статистике, реальная заработная плата в 1997

г. составляла 53,2 % к уровню 1991 г. С учетом этих обстоятельств

составлена табл. 4, свидетельствующая о том, что в 1997 г. более 45 %

работников получали заработную плату в размере 151 руб. (в ценах 1991 г.)

и ниже. При этом элементарные расчеты показывают, что заработную плату в

размере 175 руб. получали примерно 64 % работников; т. е. за период 1991 -

1997 гг. произошло расширение границ бедности с 10 % до 65 %.

Финансовый кризис 1998 г. еще более усугубил ситуацию: доля работников с

заработной платой на уровне 175 руб. и ниже превысила 50 %, а

соответствующая (175 - рублевая) средняя заработная плата исчислялась из

совокупности людей, превысившей 80 % работающих. В 1999 - 2000 гг.

отмеченное соотношение не могло не ухудшится (ибо последствия августа -

1998 г. наиболее отчетливо проявились именно в 1999 г.). В целом в этот

период уже более 65 % россиян получали заработную плату в размере 175

рублей - 91 % и ниже, а соответствующая средняя заработная плата

охватывала совокупность граждан, превысившую 95 % работающих.

Таким образом, можно утверждать, что динамика заработной платы послужила

главным фактором развития бедности в постсоветской России.

Что касается основных механизмов этого воздействия, то они, как

представляется, сопряжены с:

1) Полным отсутствием защиты заработной платы от инфляции (при

декларированной первой в законодательных документах);

2) Резким сужением возможностей работников увеличивать заработную плату

путем повышения трудовой активности и эффективности их труда;

3) Появлением в рамках сложившейся экономической модели мотивов к

сокращению доли работников в валовом доходе. Каждый из этих трех

механизмов заслуживает особого анализа.

1). Приватизация и перераспределение доходов в постсоветской России, как

известно, не только сопровождались ростом результативности производства и

появлением более эффективного, чем в плановой экономике, собственника, но

и, наоборот, переместили собственность и деньги в руки тех, кто менее

всего заинтересован в развитии и приумножении производства товаров и

услуг, в производительном вложении капитала. Недопущение же социальных

катаклизмов обеспечивалось и обеспечивается поддержанием искусственно

завышенной занятости, дающей людям некие минимальные возможности

существования за счет работы (при падении за годы реформ объемов

производства более чем вдвое численность занятых в экономике уменьшилась

чуть больше чем на 20 %), постоянным страхом трудящихся лишиться весьма

скромных и обесцениваемых инфляцией заработков. Непредсказуемость роста

цен способствует постоянной хозяйственной неопределенности и затрудняет

достоверное прогнозирование результатов производства.

2). В этих условиях на предприятиях практически исключается

гарантированность оплаты труда. Работник находится в обстановке полной

неопределенности: он может трудиться лучше, но получить меньше; не

исключается и обратное. Работник, следовательно, лишается возможности

реально влиять на заработок. Если в прежней (социалистической) системе

даже премия превращалась в гарантированную часть заработка (выплачиваемую

«механически»), то сегодня даже тарифная оплата работникам либо вообще не

устанавливается на столь низком уровне, что всерьез не может

рассматриваться в качестве гарантируемой. Отсутствие гарантии, о которой

идет речь, нашло отражение и закрепление в действовавшем в то время

трудовом законодательстве (КЗоТ РФ и подзаконные акты) в виде различных

бестарифных, долевых и иных аналогичных систем оплаты труда. «Труд вне

нормы и не в расчете на вознаграждение» стал печальной реальностью в

условиях постсоветской экономики.

Низкий уровень заработной платы и ее не гарантированность привели к тому,

что она не в состоянии выполнять свои естественные - стимулирующие и

воспроизводственные - функции и превратилась в своеобразную социальную

выплату, в «пособие на содержание», зачастую едва спасающее работников от

прямой нищеты. Иллюстрацией этого может служить табл. 6.

«Теневые» выплаты «зарплатоподобного» характера достигают в\' настоящее

время половины и более по отношению к «честной» оплате труда (см. табл.

7).

В целом же невозможность обретения недостаточного для нормальной жизни

заработка в рамках основной занятости приводит к возникновению занятости

вторичной и даже третичной. Согласно, оценке автора, не менее 25 %

работников в настоящее время заняты на двух и более работах. Однако и это

зачастую не дает желаемых результатов. Границы бедности не только не

сокращаются, но все более расширяются, не смотря на попытки интенсификации

трудовых усилий в сферах основной производной занятости.

3). В ходе экономических преобразований («перестройки» и «радикальной

реформы») социалистическая нерыночная модель экономики, в которой

заработная плата являлась формой доли работника в национальном доходе и

неуклонно (пусть и медленно) росла, сначала была трансформирована в модель

«рыночно - социалистическую» (хотя, по сути, тоже нерыночную, во всяком

случае, не в рыночно - капиталистическую), где зарплата выступала формой

определяемой трудовым коллективом доли работника в доходе предприятия,

изменявшейся весьма нестабильно, а затем - в несоциалистическую (но тоже

отличающуюся от рыночно - капиталистической) модель, когда заработная

плата по видимости превратилась в форму стоимости и цены рабочей силы, но

реально осталась формой доли работника в доходе предприятия, определяемой,

однако, уже новыми собственниками, причем, как правило, чисто произвольно

(в том числе по причине фактической ликвидации системы нормирования труда)

и предельно ими минимизируемой.

Стремление утвердившейся на основе тотально криминализированной

приватизации «новорусской» буржуазии к максимальному снижению доли

работников в валовом доходе предприятий находит свое количественное

выражение в тенденции уменьшения удельного веса заработной платы в

денежных доходах россиян (см. табл. 7).

1.2. Необходимость и условия перехода к политике

«развивающего роста» заработной платы.

Преодоление бедности как социального феномена постсоветской российской

действительности, разумеется, невозможно вне обеспечения неуклонного роста

заработной платы. Нужен переход к политике роста заработной платы,

расширяющего покупательский спрос и стимулирующего рост производства

продукции и услуг; политике, содействующей не сокращению, а увеличению

массы прибыли. Первое обязательное условие, перехода к такой политике —

приостановление и блокирование снижения реальной заработной платы,

связанного с ростом цен на потребительском рынке.

При разработке соответствующего индексационного механизма важно решить два

главных вопроса: 1) как часто следует проводить индексации зарплаты; 2)

что должно быть их базой.

В мировой практике их периодичность обычно увязывается с достижением

определенного порога роста цен, причем в развитых странах этот порог, как

уже отмечалось устанавливается на довольно низком уровне - 0,2 %, 0,4 %,

1,0% и 2,0%.

Второе непременное условие перехода к политике «развивающего роста» -

коренное изменение места минимальной заработной платы в определении уровня

и динамики зарплаты в целом.

В условиях сосуществования предприятий различных форм собственности

минимальная заработная плата способна выполнять весьма важную роль е

воспроизводстве рабочей силы:

1) определять и гарантировать получение минимально необходимого, для

работника простого труда объема потребления материальных благ и услуг,

достаточного для этого воспроизводства;

2) приводить такой объем потребления в соответствии с наличным

экономическим потенциалом общества;

3) служить важнейшим фактором реальной дифференциации заработной платы;

4) влиять на структуру заработной платы, на пропорцию в ней между

постоянной и переменной частями, а посредством этого - на организацию

заработной платы на предприятии;

5) ориентировать общество на минимальный уровень результативности труда,

которого оно вправе требовать от работника.

Таким образом, минимальная заработная плата является для работников и

работодателей важнейшим отправным моментом в их контактах на рынке труда

по поводу установления цены рабочей силы. Необходимо принимать срочные

меры по превращению минимальной заработной платы в реально значимую

величину, что, прежде всего, требует восстановления хотя бы дореформенного

ее соотношения с прожиточным минимумом - около 60 % • (причем имеется в

виду величина прожиточного минимума в Советском Союзе, а не того, что стал

исчисляться Минтрудом России с 1992 г.).

Максимальный региональный коэффициент равен 2, реальные же нынешние

различия в стоимости минимальной потребительской корзины значительно выше.

Если ее стоимость в Ульяновске принять за 1, в Магадане она будет равна 4,

в республике Якутии (Саха) - 4,3, а в Приморском крае и Иркутской области

- соответственно 2,0 и 2,7. Ясно, что рассматриваемые коэффициенты еще

сильнее обесценивают значимость минимальной заработной платы как

гарантированной величины.

В реально сложившихся условиях, очевидно, не стоит пытаться одновременно

вводить новые уровни минимальной заработной платы в бюджетном и частном

секторах экономики.

Расчеты (см. табл. 8) показывают, что в период до 2010 г. при обеспечении

ежегодного прироста объемов производства в 4,5 % достижимо увеличение

реальной заработной платы на 8 - 9 % в год, что позволит восстановить

последнюю на дореформенном уровне и значительно уменьшить масштабы

бедности.

1.3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения.

В своем самом общем содержании, не зависимом от конкретно - исторических

систем производственных отношений (от характера последних), нормирование

труда - это определение трудовых затрат данного количества и качества

(содержания), необходимых для производства или какого — либо

преобразования материально — вещественного продукта или услуги. В рыночной

экономике, основанной на наемном труде, соответственно - определение

объема работ данного качества (содержания), который работник должен

выполнить за цену своей рабочей силы; т. е. Норма труда представляет собой

эту цену, выраженную в единицах труда.

Из этого следует, что в рыночной (рыночно — капиталистической) экономике

нет, и не может быть заработной платы без нормирования труда; труд за

заработную плату - это, прежде всего оценка фактических трудозатрат и

результатов труда с позиций их соответствия нормам труда. Поэтому нынешнее

пренебрежение вопросами нормирования труда лишает отношения между

работодателем и работником объективной основы и исключает критерий

заработанности оплаты труда.

Общая направленность соответствующих очевидных и первоочередных действий

государства - принуждение и мотивирование работодателей к резкому

улучшению постановки дела нормирования труда.

В действующем Трудовом Кодексе РФ (вступившем в силу с 01.02.02), вопросы

нормирования труда регулируются главой 22 - «Нормирование труда».

Хочется надеяться, что с введением нового Трудового Кодекса РФ, исчезнут

те негативные моменты, которые имели место при действии КЗоТ РФ.

Предназначение трудового законодательства - содействовать появлению и

использованию обоснованных норм труда, в которых заинтересованы и

работник, и работодатель.

Вторая важная и лежащая на поверхности группа мер - резкий рост

минимальных гарантий работникам в отношении оплаты их труда. В настоящее

время доля тарифной оплаты в заработке работников не бюджетного сектора

экономики составляет в среднем 30 %, а доведение ее до. 70 - 75 %

неизбежно изменит отношение к нормированию труда. Для бюджетного же

сектора изменение ситуации с нормированием труда упирается не в долю

тарифа в заработке, а в низкий размер самих тарифных ставок. Важным

рычагом повышения тарифных ставок в бюджетном секторе и повышения доли

тарифной оплаты во внебюджетном может стать существенный рост минимальной

заработной платы.

В соответствие с новым Трудовым Кодексом РФ, государство обязано

обеспечить основные гарантии по оплате труда работников. В систему

основных государственных гарантий по оплате труда работников, включаются:

• величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

• величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников

организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной

платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы

по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от

заработной платы;

• ограничение оплаты труда в натуральной форме;

• обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения

деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.