реферат бесплатно, курсовые работы
 

Системный подход при анализе результатов управляемых процессов, опыта истории и при прогнозировании

тыс. сторонников Троцкого. Из них расстреляно около 600 человек. Заговор

военных существовал. Руководить им Троцкий поставил своего любимчика

Тухачевского. С ним Троцкий имел постоянную связь[[?]].

Следует, однако, отметить, что убедительность аргументации многих

сторонников этой версии значительно страдает от неумения (нежелания)

авторов отличить антисионизм от антисемитизма[[?]].

Однако при любых версиях прочтения событий 20-30 годов, неоспоримыми

фактами являются широкий размах репрессий, нарушение общепринятых норм

ведения следствия и суда, репрессирования заведомо невиновных лиц из-за

карьеристских побуждений, сведение счетов, достижения каких-то политических

целей обеими группировками.

Необходимо, также, указать, что оценивать эту и любую другую эпоху

возможно только с позиций ее конкретных условий, а не нынешней

действительности. Например, нельзя считать, что средневековый вельможа не

обладал вкусом, если, вопреки требованиям нынешней моды, он носил парик,

камзол и чулки, а не кроссовки и джинсы.

Действия группировки И.В. Сталина отличались жесткостью и жестокостью.

Но таково было время. Полезно задаться вопросом: как развивались бы

события, победи группировка Троцкого? Политические, экономические

последствия такой победы прогнозировать сейчас трудно, т.к. мы все еще

плохо знаем свою историю.

Одно только неоспоримо - крови было бы пролито не меньше. Основанием для

такого суждения является, например, кровавый геноцид, развязанный сразу же

после революции против русского народа кликой Свердлова - Троцкого и их

приспешников: «расказачивание», унесший миллионы жизней, и надолго

затянувший гражданскую войну; убийство троцкистами выдающихся полководцев

гражданской войны Б.М. Думенко (фактического создателя 1-й конной армии) и

Ф.К. Миронова (командующего 2-й конной армией); А.М. Щастного (командующего

Балтийским флотом, руководившего Ледовым переходом этого флота); кровавые

жестокости Зиновьева во время так называемого красного террора,

«теоретические» обоснования Бухариным необходимости террора, как средства

воспитания трудящихся и т.д.

Идея и методы организации культа личности принадлежат не И.В. Сталину, а

Л.Д. Троцкому, который внедрял культ своей личности последовательно и

беспощадно. Если кто-то осмеливался выступить с критикой в его адрес, дело

наверняка пахло трибуналом (расстрелы Б. Думенко, А. Щастного - лишь

немногие тому примеры). Одно из первых переименований городов - присвоение

имя Троцкого городу Гатчина. К 1922г. Троцкий дошел до того, что в

параграфе 41 политического устава Красной Армии поместил свою биографию,

которая заканчивалась словами: «Товарищ Троцкий - вождь и организатор

Красной Армии. Стоя во главе Красной Армии, тов. Троцкий ведет ее к победе

над всеми врагами Советской республики.»[[?]].

Сталин и его соратники явились в этих отношениях лишь прилежными и

способными учениками. Обратим также внимание, что организация культа

личности Троцкого так и не удалась. Для культа личности обязательно нужна

личность.

Кроме того, лидеры противоборствующих группировок хорошо знали друг

друга. О многих из них было известно, что они будут вести бескомпромиссную

борьбу любыми средствами вопреки любым своим заявлениям. Такой сложилась

практика политической деятельности того времени.

2 Формирование системы централизованного планового управления страной.

Особенности ее структуры.

В условиях 20 - 30-х годов группировка И.В. Сталина и разработала

экономическую систему, отличительной особенностью которой было

централизованное плановое управление.

Она в наибольшей степени отвечала реалиям того времени, требовавшим

построения независимого индустриального государства в условиях дефицита

времени, полной разрухи народного хозяйства, противодействия враждебных сил

извне, веры руководства в возможности талантливого, деятельного населения,

богатства недр страны. С НЭПом руководство страны рассталось из-за того,

что он не обеспечивал скачка экономики, требовал многих десятков лет для

построения экономически мощного государства, которых не

было[[?]],[[?]],[[?]].

Формирование системы предусматривало, во-первых, создание условий,

делавших возможным как ее формирование, так и эффективное функционирование;

во-вторых, создание системы управления всеми сферами жизни государства и, в

первую, очередь, экономикой.

Цели и объем настоящего исследования позволяют рассмотреть только

решение ключевых вопросов, делавшие возможным как формирование системы, так

и ее эффективное функционирование: решение национального вопроса,

идеологическая работа в стране, реформа сельскохозяйственного производства,

организация науки, а также создание системы централизованного управления

экономикой страны. Все остальные стороны жизни страны (структура

промышленного производства и экономики в целом, государственное устройство,

армия, правоохранительные органы, система образования и т.д.) прагматично и

последовательно были подчинены цели экономического рывка, достижения

независимости государства.

Хорошо продуманная и успешно проведенная национальная политика явилась

важным элементом процесса строительства нового государства. В жестокой

борьбе, преодолевая сопротивление, было покончено с монопольным засильем

каких-то отдельных национальных групп, кланов в ключевых областях жизни

страны[[?]]. В 30-е годы, впервые после 1917 года, на высокие

государственные, хозяйственные и партийные посты (а, благодаря этому, также

в науку, искусство и т.д.) пришли и представители основных национальностей

страны, в том числе, русские, украинцы, белорусы, узбеки и др. и, что

важно, представители ранее отсталых народов. Несмотря на крайне тяжелое

положение страны, руководство дальновидно, в ущерб сиюминутным интересам,

централизованно выделяло средства для развития наций, национальностей,

народностей. Все эти меры окупились. Возросла сплоченность народов;

руководство страны получило мощную социальную опору в лице основных масс

многих десятков национальностей страны; экономика страны развивалась в

рамках единого экономического пространства; страна получила возможность

черпать таланты из мощного многонационального источника на принципах учета

морально-деловых качеств людей; многонациональные Вооруженные силы были

сплоченными и едиными.

Вот один из типичных примеров - Мордовская АССР. Ее народ, давший

название республике, обрел письменность только при советской власти с

помощью русских ученых. Уже в 30-е годы в республике появились поэты и

писатели, творившие на мордовском языке (языке эрьзя и мокша). Было

организовано мордовское отделение союза писателей СССР (1937г.), созданы и

активно функционировали мордовский государственный драматический театр

(1932г.), театр оперы и балета (1937г.), сотни школ, высшие учебные

заведения[?]. Певец мордовского театра оперы и балета И. М.Якушев

(заслуженный артист РСФСР) получил общесоюзное признание, пел в Москве в

Большом театре; мировую известность приобрел скульптор Эрьзя (Нефедов) С.А.

(1876 - 1959г.); мордвин Пуркаев М.А. (1854 - 1953г.) стал генералом армии,

был нашим военным атташе в Германии, командовал фронтом, военным округом;

Данилов Б.П. (1918 - 1970г.) стал видным организатором здравоохранения

страны, первым заместителем министра здравоохранения СССР и т.д. Таких

примеров - тысячи и по всем народам. Руководящей силой этих преобразований

была ВКП(б), а основным (не единственным, конечно) исполнителем - русский

народ. Поэтому строки гимна СССР - «Союз нерушимый республик свободных

сплотила навеки великая Русь» - были в то время святой правдой[?].

Умелая идеологическая работа способствовала дальнейшему развитию

врожденного веками патриотизма народа, особенно среди молодежи.

Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х

годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно

отметить только главное: эта работа была наступательной, активной,

изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного,

культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе

уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть

молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что

молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если

будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных

государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению

тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении

трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести

много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: «Молодежь

- в авиацию». Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту

отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов,

авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской

авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью.

Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми

Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие

юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв

руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли

челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с

этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее

значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными

делами[?].

Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана

построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской

Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).

Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при

защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению,

бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия

подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории,

участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы,

Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии.

Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов

советскими летчиками[?], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим

телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и

обеспечить успех боя.

Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который

неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование

инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много

талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их

произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов,

икон, других исторических и культурных памятников[?].

Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие

лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно

ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть

колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма,

впрочем, частых)[?]. Однако народ верил в партию и правительство,

правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной

идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом:

народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к

улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные

действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система

здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[?]],

отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни

населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные

расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили

расходы США[?]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к

началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по

интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро

развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х -

начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[?]. В

результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми

суровыми испытаниями.

В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией)

назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая

производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось

внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные

удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение

вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о

форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной

индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве

требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать

промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой

системы школьного и вузовского образования.

Альтернативными путями реформы были:

1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян

(фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику,

использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный

севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.

2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания

крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США.

В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена

буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были

планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот

отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных

участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.

В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли -

индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали,

как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего

скота.

В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний,

обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь

«цивилизованных» государств был не приемлем: для русского народа в целом -

по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по

той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил

к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик,

какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он

противоречил идеологическим установкам и целям партии.

3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея

наделами земли, скотом и т.д., сообща покупают и используют технику. От

этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить

и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать

рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое

обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.

4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки,

рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз.

Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами

соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных

станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу

несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования

техники). При этом высвобождается необходимое число людей для

промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного

хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.

Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые

обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего,

такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных

частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на

различных уровнях эффективно руководить такой формой производства,

организацией колхозов, их жизни (см. М.С. Шолохов «Поднятая целина»).

В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а,

главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные

силовые методы (например, широкомасштабное «раскулачивание»). Сторонники

упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого

утверждают, что многие трудности были организованы и использовались

сторонниками группировки Троцкого.

Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь

представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в

невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в

тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время

Великой Отечественной войны.

Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х

годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты

только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших

позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке.

Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты

оперативно внедрялись в практику.

Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими

средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов

в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той

поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в

народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому

руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания

обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести

следующие примеры.

По заданию правительства академиком А.Н. Колмогоровым[?] в 1943 г. была

разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В

результате использования этой методики, например, при очередной

модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85

блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А.Н.

Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки

эффективности любых систем.

В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими

трудами Л. Бартини[?]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости

400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой

деятельности в области конструкторских работ («Методика И - и»). При

использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за

счет комплексного использования закона о единстве и борьбе

противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[?]].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.