реферат бесплатно, курсовые работы
 

Разработка тренинга на командообразование

9. овладеть искусством аргументации и контраргументации,

10. строить беседу, находя общее в разных позициях.

6. Игра «Найти общее»

Цель:

- отработать навык находить общее в разных темах, идеях, подходах;

- совершенствовать навыки внимательного слушания, постановку

уточняющих вопросов;

- научиться делать связки между различными темами, идеями.

Инструментарий: цветные карточки с темами.

Проведение игры:

Идея игры проста – каждый из пары собеседников должен говорить только на

свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как

можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему,

участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие

точки соприкосновения.

Варианты заданий (тем для беседы) в паре:

|Возможный цвет карточек |Тема первого собеседника|Тема второго собеседника|

|Красный |Поговорите о проблеме |Поговорите о |

| |наркотиков |животноводстве |

|Серый |Поговорите о живописи |Поговорите о футболе |

|Синий |Поговорите о боевиках |Поговорите о качестве |

| |(кинофильмах) |воды |

|Белый |Поговорите о спорте |Поговорите о кулинарии |

|Оранжевый |Поговорите об |Поговорите об апельсинах|

| |автомобилях | |

Участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре выбрать

свой цвет. Ведущий формулирует пред играющими задачи:

- деликатно начать беседу;

- подвести разговор к своей теме;

- понять тему партнера;

- найти связки между темами;

- найти общую тему;

- корректно закончить беседу.

Ведущий дает три минуты для обдумывания темы, после чего участники

приступают к беседе.

Вопросы для обсуждения игры «Найти общее»:

1. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от беседы.

2. С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы?

3. Кто явился инициатором «сближения» темы?

4. Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах, идеях?

5. Чему эта игра может научить команду?

Дебрифинг

Ведущий благодарит всех за участие.

Цель дебрифинга – еще раз подтвердить, как будут применяться новые

знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или

коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга.

Предположительно дебрифинг будет не очень продолжительным, т.к. в

процессе тренинга происходило активное обсуждение каждой из проведенных

игр.

8. Пакет учебных материалов, инструменты и оборудование

- бэйджи с именами участников

- доска или флипчарт

- письменные принадлежности

- бумага в достаточном количестве

- листы и маркеры для флипчарта

Помимо вышеперечисленного, а также оборудования и материалов, описанных

в играх, следует обратить внимание на наличие питьевой воды, стаканчиков,

необходимых продуктов питания для перерыва (чай-паузы), напр.: орешки,

печенье, сухофрукты и т.п.

9. Оценка эффективности тренинга

Для оценки эффективности тренинга руководитель кружка предлагает

участникам заполнить диагностические листы.

Тест 1. Оценка психологического климата в коллективе[3]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные особенности

взаимоотношений в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем — справа и после этого

знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему

мнению, соответствует истине.

Оценки:

3(-3) — свойство проявляется в коллективе всегда;

2(-2) — свойство проявляется в большинстве случаев;

1(-1) — свойство проявляется нередко;

0 - проявляются в одинаковой степени и то и другое свойства.

| |3|2|1|0|-|-|-| |

| | | | | |1|2|3| |

|1 . Преобладает бодрый, | | | | | | | |1. Преобладает подавленное |

|жизнерадостный тон, настроение | | | | | | | |настроение |

|2. Доброжелательность в | | | | | | | |2. Конфликтность в отношениях|

|отношениях, взаимные симпатии | | | | | | | |и антипатии |

|3. В отношениях между | | | | | | | |3. Группировки конфликтуют |

|группировками внутри коллектива | | | | | | | |между собой |

|существует взаимное расположение,| | | | | | | | |

|понимание | | | | | | | | |

|4. Членам коллектива нравится | | | | | | | |4. Проявляют безразличие к |

|вместе проводить время, | | | | | | | |более тесному общению, |

|участвовать в совместной | | | | | | | |выражают отрицательное |

|деятельности | | | | | | | |отношение к совместной |

| | | | | | | | |деятельности |

|5. Успехи или неудачи коллег | | | | | | | |5. Успехи или неудачи коллег |

|вызывают сопереживание, искреннее| | | | | | | |оставляют равнодушными или |

|участие всех членов | | | | | | | |вызывают зависть, злорадство |

|6. С уважением относятся к мнению| | | | | | | |6. Каждый считает свое мнение|

|друг друга | | | | | | | |главным, нетерпим к мнению |

| | | | | | | | |коллег |

|7. Достижения и неудачи | | | | | | | |7. Достижения и неудачи |

|коллектива переживаются как свои | | | | | | | |коллектива не находят отклика|

|собственные | | | | | | | |у членов коллектива |

|8. В трудные минуты для | | | | | | | |8. В трудные минуты коллектив|

|коллектива происходит | | | | | | | |«раскисает», возникают ссоры,|

|эмоциональное единение «один за | | | | | | | |растерянность, взаимные |

|всех, и все за одного» | | | | | | | |обвинения |

|9. Чувство гордости за коллектив,| | | | | | | |9. К похвалам и поощрениям |

|если его отмечает руководитель | | | | | | | |коллектива здесь относятся |

| | | | | | | | |равнодушно |

|10. Коллектив активен, полон | | | | | | | |10. Коллектив инертен и |

|энергии | | | | | | | |пассивен |

|11. Участливо и доброжелательно | | | | | | | |11. Новички чувствуют себя |

|относятся к новым членам | | | | | | | |чужими, к ним часто проявляют|

|коллектива, помогают им освоиться| | | | | | | |враждебность |

|12. Совместные дела увлекают | | | | | | | |12. Коллектив невозможно |

|всех, велико желание работать | | | | | | | |поднять на совместное дело, |

|коллективно | | | | | | | |каждый думает о своих |

| | | | | | | | |интересах |

|13. В коллективе существует | | | | | | | |13. Коллектив заметно |

|справедливое отношение ко всем | | | | | | | |разделяется на |

|членам, поддерживают слабых, | | | | | | | |«привилегированных», |

|выступают в их защиту | | | | | | | |пренебрежительное отношение к|

| | | | | | | | |слабым |

|Алгебраическая сумма | | | | | | | | |

Обработка результатов

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Получить алгебраическую сумму, сложив все абсолютные величины

(и с +, и с -) оценок. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Цифры, полученные после обработки ответов каждого сотрудника,

необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-

психологического климата;

от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического

климата;

от 0 до 8 — низкая (незначительная) степень благоприятности;

от 0 до (—8) — начальная степень неблагоприятности социально-

психологического климата;

от (—8) до (—10) — средняя степень неблагоприятности;

от (-10) и ниже в отрицательную сторону — сильная степень

неблагоприятности.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников.

Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают

ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины.

Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению

коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным

знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как

коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику

его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Тест 2. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в

группе.

Предлагаемая экспресс-методика позволяет выявить эмоциональный,

поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Критерий

привлекательности работы в данном коллективе рассматривается (в качестве

существенного признака эмоционального компонента) на уровне понятий

«нравится—не нравится», «приятный—неприятный».

При конструировании вопросов данного теста выдерживался критерий

«желание—нежелание работать в данном коллективе», «желание—нежелание

общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием

когнитивного компонента избрана переменная «знание—незнание особенностей

членов коллектива».

Инструкция: Ваше участие в опросе поможет улучшить психологический климат и

сделать работу Вашего коллектива более эффективной. Внимательно прочитайте

варианты ответа. Выберите тот, с которым Вы согласны. Поставьте «+» в

пустой клетке против выбранного ответа.

1) С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

|Большинство членов нашего | |

|коллектива — хорошие симпатичные| |

|люди. | |

|В нашем коллективе есть всякие | |

|люди. | |

|Большинство членов нашего | |

|коллектива — люди малоприятные. | |

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива

жили близко друг от друга?

|Нет, |Скорее |Не знаю, не|Скорее |Да, |

|конечно|нет, чем|задумывался|да, чем|конечно |

| |да |об этом |нет | |

| | | | | |

3 ) Могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

| |Да |Пожалуй|Не знаю, не|Пожалуй,|Нет |

| | |, да |задумывался|нет | |

| | | |над этим | | |

|. . .деловых| | | | | |

|качеств | | | | | |

|большинства | | | | | |

|членов | | | | | |

|коллектива? | | | | | |

|. . .личных | | | | | |

|качества | | | | | |

|большинства | | | | | |

|членов | | | | | |

|коллектива? | | | | | |

4) В приведенной таблице цифра 1 характеризует коллектив, который Вам

очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который очень не нравится. В

какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

| |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | |

5 ) Как бы Вы отнеслись к возможности провести отпуск вместе с членами

вашего коллектива?

|Это меня бы |Не знаю, не |Это меня бы |

|устроило |задумывался над |совершенно не |

|вполне |этим |устроило |

| | | |

6 ) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов

вашего коллектива, что знаете, с кем наиболее охотно они общаются по

деловым вопросам?

|Нет, не мог бы |Не могу сказать,|Да, мог бы |

| |не задумывался | |

| |над этим | |

| | | |

7 ) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной

ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой атмосфере, а цифра 9 —

атмосфере взаимопомощи и взаимоуважения. В какую из клеток Вы поместили бы

свой коллектив?

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | |

8) Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по

какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами вашего

коллектива?

|Да, |Скорее |Затрудняюс|Скорее |Нет, |

|конечно |да, чем |ь ответить|нет, чем |конечно |

| |нет | |да | |

| | | | | |

Вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 — к

поведенческому; когнитивный компонент определяется пунктами 3 и 6, причем

пункт 3 содержит два вопроса.

Обработка результатов

Обработка полученных результатов стандартизирована и имеет следующий

алгоритм.

1. Анализируются различные стороны (компоненты) отношения к коллективу

каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется несколькими

вопросами, причем ответ возможен только в одной из трех форм: +1; — 1; 0.

Следовательно, для целостной характеристики полученные сочетания ответов

каждого испытуемого на серию вопросов по данному компоненту могут быть

обобщены так:

— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых

положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному

компоненту, или два ответа — положительные, а третий — нулевой или

отрицательный);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три

отрицательных ответа или два — отрицательных, а третий — нулевой или

положительный);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает случаи,

когда на все три вопроса дан неопределенный ответ или же ответы на два

вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ

неопределенный, а два других имеют разные знаки).

2. Полученные по всей выборке данные сводятся в таблицу, в каждой строке

которой должен стоять один из трех знаков: +; —; 0.

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

|Участники |Эмоциональный |Когнитивный |Поведенческий |

|опроса |компонент |компонент |компонент |

|1 | | | |

|2 | | | |

|3 | | | |

|… | |[pic] | |

|… | | | |

|n | | | |

3. Ha следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя

оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

Э = [pic]

где [pic](+) - количество положительных ответов, содержащихся в

столбце,

[pic] (-) - количество отрицательных ответов,

n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в

интервале от -1 до +1.

4. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются

полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от —1 до +1)

делится на три равные части:

от -1 до -0,33;

от -0,33 до +0,33;

от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными,

во второй — противоречивыми, неопределенными, а в третий — положительными.

5. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к

коллективу для рассматриваемого подразделения. С учетом знака каждого

компонента возможны следующие сочетания

- полностью положительное (от +1 до +0,33);

- положительное (от +0,33 до 0);

- противоречивое, неопределенное (0);

- отрицательное (от 0 до -0,33);

- полностью отрицательное (от —0,33 до —1).

6. Процедура, описанная выше, позволяет также определить тип отношения,

превалирующий в данном коллективе.

Психологический климат коллектива трактуется как

- весьма благоприятный (от +1 до +0,33);

- в целом благоприятный (от +0,33 до 0);

- тенденции противоречивые и неопределенные (0);

- целом неудовлетворительный (от 0 до —0,33);

- совершенно неудовлетворительный (от —0,33 до —1).

Обследование по данной методике может проводиться как инди-вйдуалъно, так и

в группе.

Время тестирования: 5—10 минут. Простота обработки результатов дает

возможность быстрого их получения.

10. Оценка работы тренера.

Лист наблюдений (чек-лист) для оценки работы тренера

Тренер__________________

Наблюдатель___________________

Курс____________________

Дата__________________________

Занятие

(тема)___________________________________________________________

Оценка. Описания, приведенные ниже в двух колонках, служат индикаторами

низкого (1 балл) и высокого (6 баллов) уровней работы преподавателя.

Ориентируясь на эти описания, оцените уровень работы преподавателя по шкале

1-6 и впишите свои оценки в пустые клетки между колонками. Если

преподаватель не продемонстрировал того или иного поведения или

продемонстрировал поведение, не имеющее отношение к данной теме, поставьте

в клетку крестик.

Подготовка к занятию

|Индикаторы высокой оценки|Оценка |Индикаторы низкой оценки |

|Имеет документ с полным | |Не имеет документа с перечнем|

|перечнем целей курса, | |целей курса или имеющийся |

|промежуточных задач и | |документ устарел и не |

|основных учебных моментов| |содержит полного перечня |

| | |целей |

|Личные конспекты понятно | |Не имеет личных конспектов |

|написаны, хорошо | |или конспекты непонятно |

|организованы и охватывают| |написаны, плохо организованы |

|все темы, предусмотренные| |и не охватывают все темы |

|целями курса | | |

|Наглядные пособия | |Наглядные пособия (включая |

|(включая раздаточные | |раздаточные материалы) |

|материалы) отвечают | |содержат устаревшую |

|современным требованиям, | |информацию, плохо оформлены, |

|хорошо оформлены, не | |испорчены или совершенно не |

|испорчены и абсолютно | |соответствуют теме занятия |

|соответствуют теме | | |

|занятия | | |

|Перед занятием подготовил| |Беспорядок в учебном |

|учебное помещение. | |помещении. Оборудование не |

|Заранее проверил и | |проверено и не настроено |

|настроил все необходимое | | |

|оборудование | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.