| |||||
МЕНЮ
| Приватизация промышленных предприятийструктуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства. Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж). Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг. На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах. Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм. Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ. Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах. Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты). Заключение. В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах. Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов. Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек. Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются: . формирование слоя мелких и средних собственников; . сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; . перераспределение экономических основ власти. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса). Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка. Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ. Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий. Список литературы: 1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники. 1.1. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». 1.2. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». 1.3. Федеральный Закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» - М.: Статус, 1998. 1.4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации в г. Москве» 1.5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». 1.6. «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества за 1994 г. 2. Монографии, статьи. 2.7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993. 2.8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М., 1991. 2.9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996. 2.10. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России М.: Республика, 1999. 2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М.: Экономика, 1994. 2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993. 2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ - М.: Знание, 1995. 2.14. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы - М.: 1994. 2.15. Стигну Д. Экономика государственного сектора, М., 1997. 2.16. Теория переходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997. 2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М.: 1994. 2.18. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В. - М. Моск. ун-т, 1995. 2.19. Экономика. Под ред. Булатова А.С. - М., 1994. 2.20. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997. 3. Зарубежные издания на иностранных языках. 4. Периодические издания. Вопросы экономики. 1994 – 1996. Журнал Коммерсант. 1995 – 1997. Российский экономический журнал. 1996 – 1998. Свободная мысль. 1995 – 1999. Экономика и жизнь. 1994 – 1999. Приложения Приложение № 1 Размеры предприятия и условия приватизации. |Категория предприятия |Условия | |МЕЛКИЕ | |Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее |Приватизация без корпоратизации | |1 млн.руб. | | |СРЕДНИЕ | |От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов |Добровольная корпоратизация | |от 1 до 50 млн.руб. | | |КРУПНЫЕ | |Более тысячи работников или стоимость основных фондов |Обязательная корпоратизация | |более 50 млн.руб. | | Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1994. Приложение № 2 Доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий (на 1996 г.) |Отрасль |% | |Целлюлозно-бумажная промышленность |20 | |Металлургия |15 | |Телекоммуникации |38 | |Машиностроение |55 | |Нефте- и газодобыча |42 | Российский статистический ежегодник Госкомстат России. М.: Логос, 1997. Приложение № 3 Основные показатели приватизации в России. |Показатели |1.01.93 |1.01.94 |1.01.95 |1.01.96 | |Госпредприятия на самостоятельном балансе(ед.) |04998 |56635 |26846 |0778 | |Подано заявок на приватизацию (ед.) |02330 |25492 |43968 |47795 | |Реализовано заявок(ед.) |6815 |8577 |12625 |18797 | |Продажная цена собственности(млрд. руб.) |7 |52 |867 |510 | |Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском |376 |4073 |4048 |7040 | |акций в продажу (ед.) | | | | | |Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |13868 |14978 |12806 |12198 | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16] Приложение № 4 Предприятия и организации по отраслям экономики. (на 1 января: тыс.) | |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Всего |1245 |1946 |2250 |2505 |2727 |2901 | |в том числе: | | | | | | | |Промышленность |212 |289 |310 |324 |339 |352 | |Сельское хозяйство |121 |287 |335 |339 |338 |332 | |лесное хозяйство |4.6 |4.2 |4.2 |4.1 |4.1 |4.1 | |Строительство |164 |235 |259 |273 |287 |298 | |Транспорт |36.0 |47.5 |53.1 |62.7 |60.1 |67.4 | |Связь | | | | |11.1 |12.1 | |торговля и общественное питание |302 |525 |640 |746 |852 |935 | |оптовая торговля продукцией производственно |25.4 |31.8 |33.9 |36.9 |39.4 |41.1 | |технического назначения | | | | | | | |Информационно-вычислительное обслуживание |7.6 |9.5 |10.0 |10.9 |11.8 |12.6 | |операции с недвижимым имуществом |2.3 |4.8 |7.3 |9.6 |12.3 |15.7 | |общая коммерческая деятельность по обеспечению |39.9 |58.2 |66.7 |77.4 |88.0 |97.8 | |функционирования рынка | | | | | | | |геология и разведка недр.геодезическая и |2.7 |3.8 |4.2 |4.5 |4.8 |5.1 | |гидрометеорологическая службы | | | | | | | |жилищно-коммунальное хозяйство |13.2 |23.5 |34.3 |38.0 |40.3 |44.3 | |Непроизводственные виды бытового обслуживания |12.6 |17.7 |18.7 |19.5 |20.8 |22.0 | |населения здравоохранение. | | | | | | | |Образование |33.3 |44.3 |57.5 |70.0 |83.5 |96.7 | |культура и искусство |26.8 |33.5 |37.3 |40.2 |43.9 |47.8 | |наука и научное обслуживание |72.2 |911 |96.8 |100.5 |103.9 |105.7 | |Финансы кредит страхование пенсионное обеспечение |21.9 |36.6 |43.6 |47.7 |50.9 |52.4 | |Управление |61.0 |72.4 |78.8 |83.0 |85.2 |85.7 | |Общественные объединения |18.3 |41.1 |57.2 |105.3 |129.0 |144.6 | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16] Приложение № 5 Распределение предприятий и организаций по формам собственности. (на 1 января 2000г.) | |Число предприятий и организаций, тыс. |В процентах к итогу | | |1996 |1997 |1998 |1999 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Всего |2250 |2505 |2727 |2901 |100 |100 |100 |100 | |В том числе по формам | | | | | | | | | |собственности | | | | | | | | | |Государственная |322 |233 |143 |148 |14.3 |9.3 |5.4 |5.1 | |Муниципальная |198 |184 |178 |183 |8.8 |7.4 |6.5 |8.3 | |Обшественные обьединения |95 |130 |158 |183 |4.2 |5.2 |5.8 |6.3 | |Частная |1426 |1731 |2014 |2147 |63.4 |69.1 |73.9 |74.0 | |Прочие |209 |227 |235 |240 |9.3 |8.0 |8.6 |8.3 | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16] Приложение № 6 Структура приватизированных предприятий по отдельным отраслям экономики (в %) | |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 | |Приватизированные предприятия (объекты) |100 |100 |100 |100 |100 |100 | |В том числе: | | | | | | | |Промышленности |28.1 |26.9 |20.8 |17.3 |13.3 |10.8 | |из нее | | | | | | | |Промышленности стротоительных материалов |2.0 |2.0 |1.3 |1.2 |0.8 |0.7 | |Легкой промышленнести |8.2 |5.2 |4.7 |3.8 |2.6 |1.9 | |Пищевой промышленности |5.0 |4.2 |2.5 |2.5 |2.4 |1.8 | |Ивого хозяйства |5 |3.0 |1.9 |2.2 |1.8 |2.3 | |Строительства |9.2 |11.0 |9.3 |10.2 |6.8 |4.9 | |Автомобильного хозяйства |3.2 |3.8 |1.9 |2.1 |0.8 |0.8 | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [16] |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|