реферат бесплатно, курсовые работы
 

Конкурсное производство при банкротстве

производства. Конкурсный управляющий приступает к расчетам с кредиторами,

после реализации всего имущества, включая права требования должника, и

после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. После

завершения работы с требованиями кредиторами конкурсный управляющий

закрывает реестр требований. Реестр может быть закрыт только после

вынесения арбитражным судом решения по требованиям кредиторов, заявивших

возражения против решения конкурсного управляющего о размере, составе или

очередности удовлетворения. Если возражений не заявлено, то реестр

закрывается через месяц после направления конкурсным управляющим

уведомления последнему кредитору о рассмотрении его требований. Конкурсный

управляющий последовательно проводит удовлетворение требований кредиторов

каждой очереди. При наличии некоторых обстоятельств управляющий обязан

приостановить удовлетворение требований несмотря на то, что реестр

требований был закрыт. До окончания всех расчетов могут возникнуть

следующие обстоятельства:

Заявление требования кредитором первой или второй очереди.

Вступление в законную силу определения арбитражного суда о признании

требования кредиторов третьей-пятой очередей.

Поступление в конкурсную массу какого-либо имущества должника.

Таким образом, наличие трех вышеперечисленных обстоятельств ведет к

приостановлению удовлетворения требований кредиторов и к осуществлению

конкурсным управляющим перерасчетов. В случае, если после закрытия реестра

требований к конкурсному управляющему поступают требования кредиторов, не

относящиеся к первой или второй очереди и не основанные на вступившем в

законную силу определении арбитражного суда, приостановление расчетов не

производится.

Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем

погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в

случае нехватки средств для полного удовлетворения. Погашенными считаются

требования, по которым в ходе конкурсного производства: осуществлен полный

расчет; осуществлен частичный расчет пропорционально сумме требования;

конкурсным управляющим принято решение об их необоснованности, если

кредитор не обратился в арбитражный суд с требованием о признании

требования; арбитражным судом принято определение об их необоснованности.

Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в

реестр требований кредиторов. [2.5]

В плане конкурсного управления ОАО «ПСРМЗ» отмечено, что в ходе внешнего

управления полностью произведена капитализация и выплата гражданам сумм по

возмещению вреда жизни и здоровью (первая очередь); произведены расчеты по

выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому

договору, в том числе по контракту, и выплата вознаграждения по авторским

договорам (вторая очередь); задолженности ОАО «ПСРМЗ» перед кредиторами

третьей очереди нет.

Подлежат удовлетворению требования по обязательным платежам в бюджет и

внебюджетные фонды. Список кредиторов четвертой очереди на момент введения

конкурсного производства приведен в Приложении №6.

Необходимо отметить, что согласно ст. 110 ФЗ «О несостоятельности

(банкротстве)» суммы штрафов (пеней) и иных финансовых (экономических)

санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой

очереди. Общая задолженность ОАО «ПСРМЗ» перед кредиторами этой очереди

составляет 32550419 руб. (без штрафов и пеней).

А также подлежат удовлетворению требования других кредиторов (пятая

очередь). Список кредиторов приведен в Приложении 6. Общая кредиторская

задолженность этой очереди составляет 1239950 рублей (без штрафов и пеней).

После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный бланк,

который утверждается судом.

Завершение конкурсного производства.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан

предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного

производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества

должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных

требований и документы подтверждающие погашение требований кредиторов.

Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом

любого из кредиторов.

В подавляющем большинстве случаев после удовлетворения требований

кредиторов (не всех, а части) никакого имущества у должника не остается. В

тоже время, практике известны ситуации, когда имущество, принадлежащее

должнику, оставалось, но не могло быть реализовано на торгах, ни

посредством заключения договора купли-продажи без проведения торгов.

В этом случае имущество может быть передано учредителям должника -

юридического лица или собственнику имущества должника – унитарного

предприятия. Такая передача происходит только при наличии заявления

указанных лиц на имя конкурсного управляющего, т.е. исключительно в силу их

волеизъявления.

Если такое заявление не поступает, то такое имущество подлежит передаче на

баланс уполномоченного органа соответствующего муниципального образования.

Для осуществления такой передачи конкурсный управляющий должен направить

уполномоченному лицу уведомление о наличии, составе, расположении такого

имущества.

С момента получения такого уведомления у соответствующего органа возникает

обязанность принять имущество в течение месяца. По прошествии месяца

уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в силу

закона начинают нести все расходы по содержанию этого имущества. После

составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в

свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает

никаких требований кредиторов (до составления отчета поступающие требования

должны быть приняты, рассмотрены и удовлетворены из оставшегося на тот

момент имущества).

Арбитражный суд на основании изучения и проверки отчета конкурсного

управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства.

Затем конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда в

орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Конкурсный управляющий должен представить указанное определение в течение

десяти дней со дня его вынесения судом. [2.5]

Далее, на основании определения суда о завершении конкурсного производства

в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о

ликвидации должника. Момент внесения указанной записи является, во-первых,

моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом

прекращения полномочий управляющего; в-третьих, моментом ликвидации

должника – юридического лица.

Заключение.

В рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО

«Петропавловского судоремонтно-механического завода» были проведены

следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное

производство.

Итоги конкурсного производства подвести не представляется возможным, так

как конкурсное производство еще не завершено.

Можно однозначно констатировать тот факт, что предприятие в результате

конкурсного производства перестанет существовать как юридическое лицо и

будет исключено из реестра действующих, но в результате проведенной

реструктуризации созданы самостоятельные юридические единицы, которые

фактически продолжили работу завода, благодаря этому сохранены рабочие

места и профиль предприятия.

Также хочется сказать о том, что практически все предприятия, попавшие в

кризисную ситуацию и объявленные неплатежеспособными, заканчивают свою

деятельность конкурсным производством.

Нельзя не согласиться с тем, что процедура банкротства – это единственный

законный способ в любой цивилизованной законодательной системе вернуть те

долги, которые обычным способом получить с предприятия невозможно: с

завершением процедуры конкурсного производства все неудовлетворенные долги

попросту считаются погашенными. Мы сталкиваемся с тем, что кредиторы по

обязательным платежам в лице уполномоченного государственного органа, на

долю которого приходится 70 – 80 % всей кредиторской задолженности, по

Закону не имеет права участвовать и в голосовании за утверждение плана

внешнего управления, ни войти в комитет кредиторов, ни контролировать

действия арбитражного управляющего.

В тоже время конкурсные кредиторы, доля которых в общей сумме обязательств

должника часто не превышает 10–20%, практически полностью контролируют

процесс несостоятельности. Другими словами, Закон практически исключает

государство как самого крупного кредитора из числа участников процедур

внешнего управления и конкурсного производства, а также при заключении

мирового соглашения и удовлетворений кредиторов третьими лицами.

Как известно, требования кредиторов делятся на несколько категорий.

Во-первых, это требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью,

причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем

капитализации соответствующих повременных платежей.

Во-вторых, это требования по выплате выходных пособий и по оплате труда

лицам работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по

авторским договорам.

Требования кредиторов этих двух очередей удовлетворяются на этапе внешнего

управления.

В-третьих, это требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным

залогом имущества должника.

В-четвертых, это требования субъектов, не являющихся кредиторами, -

налоговых и иных уполномоченных органов по платежам в бюджет и внебюджетные

фонды.

В-пятых, это все остальные требования.

Таким образом, кредиторы по обязательным платежам, согласно действующему

Закону, практически не участвуют (кроме первого собрания кредиторов, а

также в других единичных предусмотренных законом случаях) в процедурах

банкротства как привилегированные кредиторы, задолженность перед которыми

должна погашаться в первую очередь. Однако, на практике не участвовать в

процедурах банкротства означает вообще ничего не получить, что и происходит

повсеместно.

По этому вопросу можно много рассуждать, но рамки дипломной работы не

позволяют раскрыть этот вопрос полностью в связи с ограниченными

возможностями, и предполагает дальнейшее исследование этой проблемы.

В дипломной работе на примере ОАО «ПСРМЗ» был проведен анализ и была

сделана оценка вышеуказанного предприятия, находящегося в конкурсном

производстве, и пути его реструктуризации, которые дают возможность

продолжить работу завода в качестве юридического лица.

Актуальность дипломной работы состоит в том, что опыт банкротства ОАО

«ПСРМЗ» в целом для области является положительным, а именно, в результате

открытия процедуры банкротства работники предприятия смогли получить

задолженность по выплате заработной платы за 1996-1999 года.

Трудовые коллективы различных цехов и служб за счет образования

самостоятельных юридических лиц смогли в конечном итоге выкупить у

кредиторов имущество, на котором они работали на протяжении 60 лет, т.е.

основные направления деятельности завода, его цехов были сохранены, при

этом средства от выкупа имущества пошли на погашение кредиторской

задолженности.

Если даже невероятными усилиями команды квалифицированных специалистов в

области антикризисного управления во главе с арбитражным управляющим

удается восстановить платежеспособность предприятия, то после завершения

всех мероприятий направленных на оздоровление финансового и экономического

положения, нет никаких гарантий, что в ближайшее время предприятие опять не

окажется в кризисной ситуации.

Перед менеджерами предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления

и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за

рубежом «кризисменеджмент», а в отечественной литературе «антикризисное

управление». Оно должно априорно опережать и предотвращать

неплатежеспособность и несостоятельность предприятия.

Антикризисное управление - это:

. анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ

предприятия для выбора стратегии его развития на основе прогнозирования

своего финансового состояния;

. предварительная диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в

экономике и финансах предприятия;

. комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для

установления методов его финансового оздоровления;

. бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

. процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением.

Список литературы:

Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные

источники.

Федеральный закон от 08.01.98 г. «О несостоятельности (банкротстве)» //

Собрание законодательства РФ 1998. №2. Ст.222.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс законов о труде Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.94 г. № 498 «О

некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности

(банкротстве) предприятий».

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.95 г. № 421 «О

дополнительных мерах по реализации законодательства РФ о несостоятельности

(банкротстве) предприятий и организаций».

Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности

(банкротстве) от 12.08.94 г. № 31-Р «Об утверждении Методических

рекомендаций по оценке финансового состояния предприятий и установлению

неудовлетворительной структуры баланса предприятия».

Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении

Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств».

Монографии, статьи.

Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. К.: Ника-Центр, 1999.

Бородина Е.И. и др. Финансы предприятия. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Бархатов А.П. и др. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. М.:

информационно-внедренческий центр, Маркетинг, 1999.

Ветрянский В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О

несостоятельности (банкротстве)». М.: Статус, 1998.

Ветрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве).//

Хозяйство и право, № 3, 1998.

Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997.

Граматенко Т.А. и др. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.:

Приор, 1998.

Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. М.: Тандем, 1999.

Гусова К.Н. и др. Комментарий к кодексу законов о труде РФ. М.: Проспект,

1999.

Гуськов И.Б. Практика антикризисного управления. У.: ПГСА, 1998.

Дедов Д. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового

закона о банкротстве.// Хозяйство и право, № 8, 1999.

Запорожец Г. и др. Некоторые проблемы оценки в процессе мероприятий по

банкротству. Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности

и финансовому оздоровлению, № 9, 1999.

Иванов Г.Г. и др. Банкротство. Стратегия и тактика выживания.Ч.1. М.:1993.

Ковалева А.М. и др. Финансы. М.:Финансы и статистика, 1997.

Крыжановский В.Г. и др. Антикризисное управление. М.: Приор, 1998.

Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М.: Инфра, 1999.

Липсиц И. и др. Банкротство по-российски: яд или лекарство?// Проблемы

теории и практики управления, № 4, 1995.

Мысловский Е.Н. Правовые и организационные проблемы банкротства юридических

лиц. Чебоксары, 1999.

Орловский Ю.П. и др. Комментарий к Федеральному закону РФ «О

несостоятельности (банкротстве)». М.: Филинъ, 1998.

Райзберг Б. Антикризисное управление – основа оздоровления предприятия.//

Экономист, № 10, 2000.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое

знание, 1999.

Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч.1. М.: Инфра, 1999.

Сорокина В. Некоторые вопросы применения норм ФЗ «О несостоятельности

(банкротстве)» при проведении процедур внешнего управления.// Вестник

Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому

оздоровлению, № 10, 1999.

Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности

(банкротстве)». М.: Бек, 1998.

Торкановский Е. Антикризисное управление.// Экономист, № 12, 1999.

Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 1997.

Уткин Э.А. Справочник кризисного управляющего. М.: ЭКМОС, 1998.

Шеломенцев А.Г. Второй передел собственности. Применение законов «О

несостоятельности (банкротстве)».// ЭКО, № 12, 1999.

Периодические издания.

Экономика и жизнь. 1998.

Российская газета. 1998.

-----------------------

Процедуры банкротства

Миро-

вое согла-шение

Ликвидаци-онные – конкурсное производство

Реорга-низаци-

онные

Внешнее управление

Наблюдение

Конкур-сное произво-дство

Физические лица

Юридические лица

Миро-

вое

согла-шение

Обя

з

анно

с

ти

Пр

а

в

а

Вр

еменный

управляющий

об отстранении руководителя должника

о принятии и отмене мер обеспечения сохранности имущества должника

о недействительности сделок должника

Обращение в арбитражный суд с ходатайством

Получение любой информации

Права и обязанности временного

управляющего

Представление отчета в арбитражный суд о

проводимых мероприятиях

Проведение собраний кредиторов

Установление требований кредиторов

Выявление кредиторов

Выявление фиктивного и преднамеренного банкротства

Анализ финансового положения должника

Обеспечение сохранности имущества должника

Приостановление выплат по испол-нительным доку-ментам на основе судебных

реше-ний, вступивших в силу до возбужде-ния производства по делу

Прекращение начисления неустоек, иных финансовых санкций, процентов по

закону и по договору

Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ

Возмещение морального вреда

Алименты

Задолженность по заработной плате

По выплате авторских вознаграждений

Из причинения вреда жизни и здоровью

Взыскание определен-ных видов задолжен-ности

Выплата алиментов

Из причинения вреда жизни и здоровью

Задолженность по заработной плате

Вознаграждения по авторским договорам

Взыскание определен-ных видов задолжен-ности

И

с

к

л

ю

ч

е

н

и

е

и

з

п

р

и

н

ц

и

п

а

м

о

р

а

т

о

р

и

я

Приостановление выплат по обязательствам и обязательным платежам

М

е

р

о

п

р

и

я

т

и

я

м

о

р

а

т

о

р

и

я

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

М

е

р

о

п

р

и

я

т

и

я

м

о

р

а

т

о

р

и

я

Приостановление выплат по обязательствам и обязательным платежам

И

с

к

л

ю

ч

е

н

и

е

и

з

п

р

и

н

ц

и

п

а

м

о

р

а

т

о

р

и

я

Взыскание определен-ных видов задолжен-ности

Вознаграждения по авторским договорам

Задолженность по заработной плате

Из причинения вреда жизни и здоровью

Выплата алиментов

Взыскание определен-ных видов задолжен-ности

Из причинения вреда жизни и здоровью

По выплате авторских вознаграждений

Задолженность по заработной плате

Алименты

Возмещение морального вреда

Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ

Прекращение начисления неустоек, иных финансовых санкций, процентов по

закону и по договору

Приостановление выплат по испол-нительным доку-ментам на основе судебных

реше-ний, вступивших в силу до возбужде-ния производства по делу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.