| |||||
МЕНЮ
| Уголовное наказаниеУголовное наказаниеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Уголовного права и процесса КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Уголовное право» На тему: Уголовное наказание Автор работы Анчев А. А. Специальность: «Юриспруденция» Группа: ЮР-06 Руководитель работы: Работа защищена: _______________оценка____________ Члены комиссии: ______________ ______________ ______________ Курск 2003 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение Глава I. Понятия и признаки уголовного наказания Глава II. Система наказаний Глава III. Классификация наказаний Глава IV. Отдельные виды наказаний Заключение Библиографический список Введение Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного права, интерес к которому проявляют не только профессиональные исследователи, но и широкие слои населения, материальные и процессуальные вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих отраслей права уголовного, уголовно-процессуального, судоустройственного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, международного права и т.д.). Многие вопросы понимания самого института наказания, принципов и процессуального порядка его назначения, права и обязанности лиц, участвующих в сфере уголовного судопроизводства, получили достаточно широкое освещение в современной литературе. Однако, вопросам рассмотрения уголовного наказания как комплексного института, затрачивающего различные отрасли права, уделялось незаслуженно мало внимания. Чем более важным представляется этот вопрос в условиях действия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, которые значительно более гуманные и демократичные решают вопросы назначения и отбывания наказания. Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу – защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом. Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интерес человека, общества или государства. Тема «Система и виды наказаний» достаточно актуально в настоящее время. Эта тема очень широко обсуждается в трудах Красикова Ю. А., Игначова А. П., Кузнецова Н. Ф., статьях Т. Чернова, В. К. Дуюнова и другой литературе. Глава I. Понятие и признаки уголовного наказания. Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасные деяния не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления. В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое воздействие на виновного в совершении преступления; как способ (форма) уголовной ответственности ; как средство (орудие, инструмент) уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара (воздаяние) виновному за содеянное; как форма (мера) государственного принуждения, применяемого в отношении виновного; как боль (лишения, страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления и т.д. Согласно ст. 43 УК наказание есть мера государственного принуждения назначаемая по приговору суда. Другими словами наказание рассматривается как ответ государства на совершение преступления и регламентируется… как уголовно-правовой, специфический способ правового регулирования на преступление. Сущность наказания состоит в его свойстве быть материализованным выражением (формой) реагирования государства на акт преступления поведения виновного формой осуждения, порицания виновного и совершенного им преступления, формой, содержанием которой являются установленные законом правоограничения, возлагаемые по приговору суда на осужденного с целью о4казать на него требуемое психологическое и иное предупредительное воздействие и тем вызвать положительные изменения в его личности, чтобы в дальнейшем это лицо не совершало преступлений. Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания. 1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакции государства на совершение лицом правонарушения, не являющеюся преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.). Особый характер этой меры проявляется в следующем: - наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч.с ст3, ст.14 УК РФ). Основанием применения к лицу наказания может быть только совершение преступления. Если же лицо не совершало преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях. - наказание назначается только по приговору суда и от имени государства. Так, в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ « правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление». - наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе (ст. 38 УК РФ). 2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц (например, на родителей несовершеннолетнего преступника). 3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.). То есть по своему объективному содержанию «наказание является уголовной карой». Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание. Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим – и личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины «Без кары наказание – потеряло бы всякое предупредительное значение. Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно- правовых последствий (например, судимости). Содержание наказания (вид – размер) зависит от характера притупления и степени его общественной опасности. Характер преступления – величина постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-то считается, что убийство является более тяжким преступлением, чем причинение тяжкого вреда здоровью или изнасилование. Степень общественной опасности преступления имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией. Она зависит от размера причиненного вреда. Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степень общественной опасности и выражает это в санкции – части нормы, посвященной наказанию. Кроме того, закон представляет суду право определять степень общественной опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции с одним наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума. При учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии). Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности. Наказание имеет следующие признаки: 1. Наказание есть особая мера государственного принуждения, которая: - может быть назначена только за совершение лицом деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления; - назначается только по приговору суда и от имени государства; - влечет особое уголовно-правовое последствие судимость. 2. Наказание носит строго личный характер. 3. Наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление. Глава II. Система наказаний Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного уголовного закона перечня наказаний, которые различают по своему содержанию характера оказываемого ими воздействия, пределом и порядку применения. Наказания, предусмотренные в Уголовном кодексе, образуют собой определенную систему. Система наказаний – это установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном порядке по степени их тяжести. Систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется следующими признаками: 1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном законе. 2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний. 3. Наказания, входящие в систему расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях норм особенной части УК. 4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый дынный может система наказаний представляет собой заверенное единство. В действующем российском уголовном законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в ст. 44 УК. Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок , но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и применения положений педагогики, психологии и экономической науки в процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания: - по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные; - по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицеем и специальные, назначаемые определенному кругу лиц; - по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым воздействиям и не связанные с ним. «Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими критериями». В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенности субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний, возможности назначения их на определенных срок. С точки зрения психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с государственным воздействием, и с общественным; наказания, за назначение которых должно следовать общественное воздействие. Существуют и другие предложения классификации, но большинству из них либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида наказания. Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере, затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает ее практическую ценность. По мнению В. Ткаченко «оптимальна как в теоретическом, так и практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объекту карательного воздействия – на показания, связанные и не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания, связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и, думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний нашего законодательства. Применительно к действующему законодательству наказаниям, связанные с лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям, резко отделят их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием. Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей исправления без изоляции от общества, а значит, и разрыва социально- полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с лишением свободы. Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений, следует заметить, что «под исправительно-трудовым воздействием следует понимать особый процесс воздействия, сочетающие методы убеждения, обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как основа исправления. К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения), по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих труд. Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно- правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|