| |||||
МЕНЮ
| Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерациипредприятия, имеющих развитые инфраструктуры, владеющие крупными объектами, движимым и недвижимым имуществом. Определив сферу, где возможно получение сверхприбылей, организованная преступность региона распространила свое влияние на реализацию природных богатств, поскольку известно, что рыбодобывавающая промышленность определяет на 50% экономику Приморского края[?]. Следующей формой проявления организованной преступности, относимой так же к экономической деятельности являются злоупотребления в валютно- финансовой деятельности. В Дальневосточном регионе эта форма преступного бизнеса, видо изменяясь и накладываясь на местные условия, является в последнее время одним из приоритетных направлений. Например, должностные лица акционерного общества «Рыбхоподфлот» Камчатской области в период 1993- 1994гг., не зачислили на валютный счет экспортной валютной выручки предприятия на сумму 668,5 млрд. японских иен и 6,1 млн. долларов США. Выручка оставалась на личных счетах руководителей за рубежом и использовалась по их усмотрению. По данному факту возбуждено уголовное дело[?]. Таким образом, организованная преступность Дальневосточного региона имеет на своем вооружении весь спектр преступной деятельности: хищение, вымогательство, наркобизнес, торговлю оружием, сексбизнес, контрабанду[?]. Организованная преступность проникла и закрепилась в экономике региона, переподчиняя себе промышленность. Экономическая деятельность все больше криминализируется. При общей стабилизации при общей стабилизации уровня преступности, а в Приморском крае даже снижение, экономическая преступность в Приморье возросла на 60%, а в Хабаровском крае на 30%[?]. Организованные преступные формирования Дальневосточного региона представляют собой разветвленную систему, имеющую установившиеся связи друг с другом, иерархическое построение, основанное на принципе «главное – дочернее» формирование. Наиболее значимым из них является Дальневосточный воровской общак, созданный «ворами в законе» и поддерживаемый ими[?]. | |Количество ОПФ, |Количество членов ДВ | | |составляющих ДВ |«воровского общака» | | |«воровской общак» | | | |1995 |1996 |1995 |1996 | |Хабаровский край |42 |46 |224 |390 | |Приморский край |8 |7 |191 |286 | |Амурская область |7 |5 |43 |51 | |Еврейская авт. Обл. |10 |12 |271 |80 | |Сахалинская обл. |44 |25 |209 |170 | |Камчатская область |23 |30 |103 |128 | |Всего |134 |125 |1061 |1105 | Второй по значимости структуре организованной преступности Дальнего Востока после «воровского общака» является структура в основе которой стоит спортивная мафия. Например, в Хабаровске наибольшее значение имеют организованные преступные формирования, производные от спортивных клубов «Киокушинкай каратэ», Спортивного клуба армии, и «Россич». Деятельность этих формирований менее структурирована, нежели «воровской общак», но их мощь, в том числе и физическая, гораздо выше. Авторитетом пользуются Исаков Е. и Пукас В.[?] Следует отметить, что общее количество организованных преступных формирований Дальнего Востока постоянно увеличевается, растет число активных лидеров, расширяются их международные и межрегиональные связи, сфера влияния, углубляется проникновение в экономику региона. Специализированными региональными подразделениями МВД ежегодно выявляется порядка 250-300 формирований и столько же ликвидируется[?]. |Дальневосточный регион |1994 |1995 |1996 | |Выявлено ОПГ за текущий год |204 |305 |312 | |Ликв. ОПГ за текущий год |117 |245 |339 | |Состоит на учете орг. Прест. Групп |231 |291 |264 | |Состоит на учете участников ОПГ |1668 |2152 |2277 | Большая часть организованных преступных формирований находится в Хабаровском и Приморских краях, наименьшее количество в Амурской и Магаданской областях. |Показатели |Хабаро|Примор|ЕАО |Амурск|Сахали|Камчат|Магада|По | | |вский |ский | |ая |нская |ская |нская |регион| | |край |край | |обл. |обл. |обл. |обл. |у | |Выявлено ОПГ |87 |84 |26 |12 |38 |48 |17 |312 | |в 1996г. | | | | | | | | | |Ликвидировано|96 |97 |23 |9 |48 |26 |40 |339 | |ОПГ | | | | | | | | | |Состоит на |73 |60 |19 |13 |35 |48 |16 |264 | |учете ОПГ | | | | | | | | | |Кол-во |360 |129192|117 |54 |165 |178 |51 |2216/1| |участников | |/144 | | | | | |069 | Количество членов в организованных преступных группах различно и зависит от направленности деятельности группы. Анализ уголовного дел показал, что в 1994г. в среднем группы состояли из семи-восьми, в 1995г. пяти человек, а в 1996г. организованную преступную группу составляло свыше восьми участников. Правоохранительными органами Дальневосточного региона ежегодно раскрывается до двух тысяч преступлений, совершенных членами организованных преступных формирований. В их числе наибольшие тенденции роста имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, т.е. такие преступления, которые характерны для организованной преступности не только России, но и зарубежных стран[?]. | |1994 |1995 |1996 | |Раскрыто преступлений |1271 |1581 |1802 | |Умышленные убийства |31 |36 |34 | |Вымогательства |140 |139 |140 | |Взяточничество |42 |33 |39 | |Прест., связанные с |99 |136 |137 | |наркотиками | | | | |Прест., связанные с оружием |127 |158 |239 | |( 4. Криминологический прогноз развития | |организованной преступности в России. | Данный прогноз развития организованной преступной деятельности в России основывается на исследованных нами криминальных процессах протекающих под непосредственным воздействием организованных преступных формирований. Необходимо добавить, что в случае продолжающейся низкой эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной власти непременно: Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ. Продолжится борьба за главенствующее место в преступном мире. Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику. Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья для черных услуг и рынка. 5. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в стране организованная преступность объективно получает реальные возможности контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии контролировать правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не в состоянии выполнять эти функции. 6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность будет использована экстремистскими и националистическими организациями в террористических акциях. 7. Существует вероятность того, что организованная преступность войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия деньги, подавлять. 8. Организованная преступная деятельность насильственной направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным преступлениям. В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным показателем за 1995 год выглядит следующим образом[?]. Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени эффективности принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ. Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ. |( 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с | |организованной преступностью. | Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы. Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения. Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности: Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках. Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД. Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства. Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп[?]. Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально- опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов: 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности. 1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента. 1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности. 1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону. 1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций. 1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ. 1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах. 1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами. 1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание. 1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции. 1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров. 1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами. 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности: 2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений. 2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями. 2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде. 2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями. 2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий. 2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей. 2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику. 2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики. 2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции. 2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями. 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы: 3.1. Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных. 3.2. Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе. 3.3. Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности. 3.4. Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу. 3.6. Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы. 3.7. Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов. 3.8. Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы. Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью. Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях. Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры: 1. Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью. 2. Борьба с легализацией преступных капиталов. 3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры. 4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности. Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры: 1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов. 2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий[?]. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|