реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социально-правовая характеристика терроризма

пределами.

Это, в первую очередь, экономические факторы. Именно они, по мнению

многих юристов и социологов, являются главной предпосылкой возникновения

терроризма во всех его проявлениях. Экономичекий кризис ущемляет интересы

средних слоев населения, которые при этом могут создавать своим поведением

политическую нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий

транспортных магистралей. Безработица молодежи объединяет ее в группы, а

наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что для них

участие в делах группы становится основной формой деятельности. А в

зависимости от личных качеств человека (отсутствие трудолюбия, желание

быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать

популярным в своей среде) может побудить его к активной террористической

деятельности.

Негативное воздействие оказывают и противоречия в политических

отношениях, среди которых принципиальное значение приобретают:

1) противоречия между демократическими конституционными принципами и

реальной практикой;

2) противоречия, вытекающие из продолжающегося процесса

политического размежевания общества, формирования социальных групп

и слоев с противоположными политическими интересами;

3) противоречия, порожденные отчужденностью между властью и

населением;

4) противоречия, вызванные ослаблением социально-экономических и

культурных связей между центром и регионами, а также между

отдельными регионами.

Вся совокупность социальных, экономических, политических и иных

противоречий дополняется противоречиями в духовной сфере, влекущими за

собой деградацию духовной жизни общества, разрушение исторических,

культурных, нравственных традиций, гуманистических ценностей, утверждение

культа индивидуализма, эгоизма, жестокости и насилия, неверие в способность

государства защитить своих граждан, формирование в обществе настроений

национального унижения и обесценивание таких понятий, как долг,

достоинство, честь, верность Отечеству, т.е. потерю идеологии

государственности. Именно при возникновении таких явлений происходит

«героизация» уголовных авторитетов, бандитов и террористов.

Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы

терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного

террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом.

Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать

соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность,

как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как

наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет

анализ мотивов этого преступления. Возникает вопрос: какую выгоду получает

виновный от совершения соответствующего акта, в том числе и в тех случаях,

когда он действует за материальное вознаграждение? Ведь корыстные стимулы

лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на

бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные

побуждения, которые достаточно часто являются ведущими.

Итак, остановимся на вопросе о непосредственных причинах обращения к

террористической деятельности. Это:

1) причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов

ведутся дискуссии относилельно того, кто преобладает среди

террористов – нормальные люди или люди с психическими отклонениями.

Большинство исследователей склоняются все же к первому;

2) мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания

своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения,

обезличивания, стандартизации;

3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться

с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения

террористических актов;

4) очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в

обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным

рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества

(«идейный абсолютизм»).

Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты

переплетаются. Так, «идейный абсолютизм» может сопрягаться с корыстной

заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями.

Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже

логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но

и в практических целях.1

Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько

в психологии, сколько в политических, экономических и иных

социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не

в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут

иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические,

территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный,

экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка

порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и

организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы

преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими

лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает

самые разные формы террористической деятельности – от политической,

идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой

вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до

зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и

политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают

полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,

индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,

например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,

эмоциональные аффекты и т.д.

Глава 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

§ 1. Нормативное регулирование антитеррористической

деятельности

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является

важнейшей предпосылкой успешного противодействия как

внутригосударственному, так и международному терроризму.

Основным российским нормативным актом в этой области является

Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г., который

определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в

Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их

взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и

граждан в противодействии терроризму.

Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность,

приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных,

приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате

террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в

руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении

контртеррористических операций и некоторые другие1. Как мне кажется,

законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень

важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать

применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности,

способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект

противоположный ожидаемому.

Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту

терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение

национального законодательства в соответствие с международными стандартами,

разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. А

поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то

в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены

в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков.

13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию «О борьбе

с бомбовым терроризмом» от 15.12.1997 г., в которой виды оружия

классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому

соответсвующие изменения необходимо внести и в Федеральный Закон «Об

оружии» от 13.11.1996 г., так как в нем оружие классифицируется только по

назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение

огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен мною в следующем параграфе.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире

были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании

международного уголовного трибунала для привлечения террористов к

ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о

предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств,

1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980

г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их

обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации

международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Согласно Федеральному Закону «О борьбе с терроризмом», основными

целями этой деятельности являются: «1) защита личности, общества и

государства от терроризма; 2) предупреждение, выявление, пресечение

террористической деятельности и минимизация ее последствий; 3) выявление и

устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической

деятельности»1. Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель

дублирует себя, ведь выявление и устранение причин и условий,

способствующих осуществлению террористической деятельности (цель 3) – это и

есть предупреждение терроризма (цель 2).

Отметим еще один недочет законодателя, который закрепляет за

Министерством Внутренних Дел РФ обязанность осуществлять «борьбу с

терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений

террористического характера, преследующих корыстные цели»№. Как можно

предположить, такая деятельность требует проведения соответствущих

оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не

предусмотрен специальный Антитеррористический центр, который занимался бы

всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с

терроризмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими

вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те

обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без

учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при

осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических

проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает

эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их

реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом

необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами.

Некоторые упущения законодатель допустил и в главе 3 Федерального

закона «О борьбе с терроризмом», которая регламентирует проведение

антитеррористической операции. В ней определены вопросы, связанные с

управлением контртеррористической операцией, привлечением сил и средств для

ее проведения, правовым режимом в зоне проведения операции, организацией

ведения переговоров с террористами, порядком распространения информации и

окончанием контртеррористической операции. Но Закон не определяет

максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции,

ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании

операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных

подразделений и техники всех силовых структур.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона «О борьбе с

терроризмом», предусматривающим возможность создания антитеррористических

комиссий на федеральном и региональном уровнях, Постановлением

Правительства РФ № 1302 от 6.11.1998 г. «О Федеральной антитеррористической

комиссии» была образована Федеральная антитеррористическая комиссия и

утверждено Положение о ней. Основные задачи этой комиссии – определение

стратегических мер борьбы с терроризмом, выявление его причин и условий и

поиск путей их устранения, информационное обеспечение такой работы,

совершенствование законодательства, касающегося вопросов борьбы с

терроризмом.

Важным нормативным актом является Постановление № 1040 Правительства

РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г., в соответствии

с которым образован Межведомственный оперативный штаб и утвержден его

состав, куда вошли, в частности, руководители правоохранительных органов.

Постановление также указывает на необходимость создания федеральными

органами исполнительной власти временных оперативных штабов для защиты

населения от терроризма, обязывает правоохранительные органы осуществить

комплекс оперативно-розыскных и охранных мероприятий по выявлению и

пресечению деятельности различных террористических групп. Особое внимание

рекомендуется уделить этническим преступным формированиям, занимающимся

незаконным оборотом оружия.

Как уже упоминалось, глобальные масштабы приобрел международный

терроризм, поэтому очень важную роль в борьбе с ним играет Интерпол, в

структуре которого создана Группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу

Президента Российской Федерации № 1113 «Об участии Российской Федерации в

деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от

30.07.1996 г. было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как

структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются

для обмена информацией о терроризме.

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер

противодействия терроризму. Хотелось бы отметить такой важный документ, как

Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по

борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на

период до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ 21.06.2000 г. В

разделе 1 предусматривается приведение нормативной базы стран СНГ в

соответствие с международными нормами путем присоединения к соответствующим

международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными

проявлениями экстремизма; решение вопроса о гармонизации законов,

касающихся борьбы с терроризмом, производства и оборота оружия,

противодействия наемничеству. Раздел 2 предусматривает проведение

совместных командно-штабных и оперативно-тактических антитеррористических

учений и специальных операций по предупреждению преступлений

террористического характера, по розыску лиц, групп и организаций,

причастных к террористической деятельности. В разделе 3 планируется

создание в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ базы

данных, куда войдут сведения о международных террористических и иных

экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; о

состоянии и тенденциях распространения международного терроризма; о

структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Особое

внимание уделяется привлечению к антитеррористической деятельности

общественности и средств массовой информации. Раздел 4 предусматривает

организацию обучения лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и постоянное

повышение квалификации кадров. Раздел 5 «Материально-техническое и

финансовое обеспечение» не предлагает каких-либо конкретных мер. Последний,

6-ой раздел, предусматривает принятие планов по реализации Программы и

ежегодное представление доклада Совету глав государств СНГ о ходе ее

выполнения.

Для успешной реализации Программы утверждено Положение об

Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых

Государств, определяющий организационные основы Центра (руководящий орган —

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-

участников СНГ и региональные подразделения); основы взаимодействия с

другими органами; основные задачи Центра (информационное, аналитическое и

научно-методическое обеспечение антитеррористической деятельности,

содействие государствам-участникам СНГ в практической антитеррористической

деятельности и ее координация); полномочия руководителя и штатных

сотрудников Центра; положения о финансировании и юридическом статусе

Центра.

Освещая вопрос борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на

такую актуальную проблему, как финансирование террорстической деятельности

со стороны частных лиц, кредитных организаций и даже государств. О какой же

борьбе (тем более успешной) может идти речь до того, как будут ограничены

финансовые потоки, питающие террористическую деятельность?

Поэтому важным шагом вперед в этой сфере является принятие 9 декабря

1999 г. на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Международной

конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Так, одной из основных мер

по ликвидации международного терроризма признана борьба с его

финансированием.

Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, «если оно

любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет

средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались

или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично

для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно

сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и

содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть

какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего

активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного

конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель

такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том,

чтобы запугать население или заставить правительство или международную

организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его

совершения».1

Конвенция содержит требования, согласно которым преступление

составляет любое из вышеупомянутых деяний, независимо от того, что средства

фактически использовались для совершения преступлений, перечисленных в

пунктах а) или б). Так, по смыслу Конвенции карается не только

финансирование конкретного преступления террористического характера, но и

отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом.

Несколько недоработанным с этой точки зрения представляется российское

уголовное законодательство. С одной стороны, Федеральный закон «О борьбе с

терроризмом» рассматривает финансирование терроризма как одну из функций

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.