| |||||
МЕНЮ
| Производство по делам несовершеннолетнихэто известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних. В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения. Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства: > совершал ли он раннее преступления, когда и какие; > за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден; > где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; > находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени; > состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; > привлекался ли к административной ответственности. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно: > источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.); > обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление; > обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности. > устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением; > источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления; > выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами. Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля»[10]. Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению им преступления. При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются: > выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР; > что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц: > заранее не обещанное укрывательство; > приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем; > вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков; > небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при совершении преступления; > формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их развращения; > содержание притонов, распространение предметов порнографического характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от содержания детей и т.п. «Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая, что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11] При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления. Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности. ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ходе производства по делам несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392 УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у несовершеннолетнего. «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими. При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы: 1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту? 2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)? 3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются? 4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими? 5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются? 6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении? 7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего? Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого. «Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания»[13]. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР. В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР. В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные действия: 1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей: > обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей; > соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.; > в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления; > допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 72 УПК РСФСР. 2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства. 3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. 4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу. 5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные действия. АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч. 2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла, последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных занятий, прочные связи с преступной средой и т.д. Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения. «Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки уведомляться о произведенном аресте»[14]. Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний, подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК РСФСР. «Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры пресечения»[15]. ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его поведением с составлением в семейной или заменяющей среде. Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц, перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя, прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы осуществлять присмотр. Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности его принятия. Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с посторонними и т.п.). В постановлении об отдаче под присмотр указываются основания избрания этой меры, связанные с личностью несовершеннолетнего, условиями его жизни и воспитания, характером преступления, в котором он обвиняется. Приводятся и данные, обосновывающие возможность возложить присмотр на определенных лиц. Несовершеннолетнему разъясняется, в чем состоит данная мера и ответственность, принятая лицом, которому он отдан под присмотр. О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, не будет препятствовать установлению истины, не будут заниматься преступной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя присмотр, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за невыполнение обязательств, т.е. к родителям, опекунам, попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого обязательства применяются меры, предусмотренные частью второй статьи 94 УПК РСФСР. Об этом также указывается в подписке. Представители администрации "закрытых детских учреждений" являются должностными лицами и могут в зависимости от характера нарушения принятого обязательства и последствий нести дисциплинарную или уголовную ответственность. Меры, предусмотренные ч.4 ст.393 УПК РСФСР, к ним не применяются. Лицо, принявшее обязательство, вправе заявить мотивированный отказ от дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера пресечения. Лицу, принявшему обязательство, сообщаются обстоятельства, на которые следует в том или ином случае обратить особое внимание (например, не допускать нахождения подростка на улице вечером, прервать некоторые знакомства). Об отдаче под присмотр следователь немедленно сообщает в специализированное подразделение милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, которое оказывает содействие лицу, принявшему обязательство о присмотре, информирует следователя о необходимости изменить меру пресечения. Мера пресечения считается примененной с момента получения подписки о принятии под присмотр. Обязательство о присмотре считается нарушением при следующих обстоятельствах: > неявке обвиняемого по вызову без уважительной причины; > его попытке воздействовать на других обвиняемых, свидетелей или иным путем помешать установлению истины; > попытке скрыться; совершении правонарушения. Об этом составляется протокол, который приобщается к делу (суд отмечает это в протоколе судебного заседания). По месту работы или проживания лица, принявшего на себя обязательство о присмотре, направляется |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|