реферат бесплатно, курсовые работы
 

Принципы уголовного процесса

Принципы уголовного процесса

Юридический институт мвд рф

Владивостокский филиал

Кафедра уголовного права, уголовного процесса

и уголовно-исполнительного права.

курсовая работа

По уголовному процессу на тему:

«принципы уголовного процесса»

Выполнил:

курсант 3-го курса

302 учебной группы

рядовой юстиции

Денисов Д. В.

Владивосток

1999

оглавление:

|Введение |Стр. 3 |

|Краткая характеристика принципов Уголовного процесса РФ |Стр. 5 |

|Система принципов Уголовного процесса РФ |Стр. 27 |

|Заключение |Стр. 29 |

|Список используемой литературы |Стр. 30 |

введение

Принципы — это основные, наиболее общие и руководящие положения какого-

либо процесса, явления, они невыводимы из других понятий, первичны.

Существует несколько точек зрения относительно некоторых признаков

(свойств), присущих принципам уголовного процесса, что в конечном итоге

сказывается на их теоретическом определении. Относительно таких признаков

как всеобщность, первичность, обязательность к исполнению, объективность

наблюдается, в целом, единство взглядов, но такой признак как закрепление в

законе наблюдается не у всех учёных. Так, в частности доктор юридических

наук Кобликов А. С., выделяет такой признак[1], а кандидат юридических наук

Галузо В. Н., чьим трудом я пользовался при написании данной работы даже не

упоминает его. Я же придерживаюсь точки зрения, что такой признак как

закрепление в законе не является основным, хотя присущ практически всем

принципам, в силу того, что законодатель может не видеть необходимости

подобного упрочения, так как принцип очевиден и в законодательном

закреплении не нуждается (например, принцип гуманизма). Подобное может

происходить и по иным причинам.

Итак, принципами уголовного процесса называются теоретически

обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего

значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий УСП и

обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают

сущность и содержание уголовного процесса характеризуют самые важные его

свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального

регулирования.

Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, не выводимые

друг из друга и обнимающие более частные нормы, в которых конкретизируется

содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Нормы - принципы

носят императивный, властно-повелительный характер, содержат обязательные

предписания, выполнение которых обеспечивается всей совокупностью правовых

средств, имеющихся на вооружении у государства. Своей целью они имеют

человека и гражданина и соответствующие государственные органы. Органы

государства, ведущие процесс, должны действовать на основе установленных

принципов и несут ответственность за их нарушение.

Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая

природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и

свобод человека и гражданина.

Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей

ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Сознавая себя частью

мирового сообщества, народ РФ принял Конституцию РФ, в которой записаны

общепризнанные и отраженные в ряде международно-правовых документах права

человека и гражданина, принципы правосудия.

В соответствии с конституционными принципами в отраслевом

законодательстве - УПК содержатся нормы, имеющие основное, определяющее

значение для всего судопроизводства и отдельных его стадий.

Основные принципы записаны в Конституции РФ, часть - в отраслевом

законодательстве - УПК и некоторых других законодательных актах. Все

принципы неразрывно связаны между собой и образуют единую совокупность

правовых начал, одинаково значимых для достижения целей уголовного

процесса. Каждый из них определяет такую сторону судопроизводства, без

которой невозможно правильное осуществление его задач.

Какой бы, однако, ни была юридическая форма закрепления принципов, они

всегда выступают в качестве норм общего и руководящего значения, имеющих

трехчленную структуру, - гипотезу, диспозицию и санкцию. Иначе в

правоприменительной деятельности соблюдались бы не сами принципы, а только

конкретизирующие их нормы. Конституционные принципы являются нормами

прямого и непосредственного действия. Это означает право на применение этих

норм непосредственно, без внесения соответствующих изменений и дополнений в

УПК[2]. По моему мнению, это применимо только к конституционным принципам,

поскольку отраслевые принципы приобретают юридическое значение после

соответствующего их закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве.

Конституция РФ и внесенные в последние годы изменения и дополнения в

уголовно-процессуальное законодательство значительно углубили и обогатили

демократическое содержание принципов, расширили диапазон их применения,

усовершенствовали формулировку отдельных начал, укрепили гарантийную

обеспеченность принципов.

Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение

каждого принципа обусловливаются не только собственным содержанием, но и

функционированием всей системы, где нарушение любого принципа приводит

обычно к нарушению других принципов и тем самым к нарушению законности при

производстве по делу.

Становится понятной необходимость знания основ уголовного процесса РФ,

не только нам, курсантам, постигающим азы уголовно-процессуального

законодательства, но и всем практическим работникам, осуществляющим

процессуальную деятельность, а знание принципов уголовного процесса

необходимо всем гражданам.

Краткая характеристика принципов Уголовного процесса РФ

Принцип законности.

По праву занимает одно из первых мест. Под законностью понимается

неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и

соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и

негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами,

гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15

Конституции РФ.

Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уголовному

процессу. В уголовно-процессуальном законодательстве он конкретизируется в

установлении порядка производства по уголовным делам. В обязанность

дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение

материальных и процессуальных законов (при возбуждении уголовного дела,

предварительном расследовании, назначении дела к судебному заседанию,

судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в

вышестоящих инстанциях и т.д.).

Закон обязателен для всех субъектов уголовного процесса. Для органов

государства, осуществляющих производство по делу, соблюдение материальных и

процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и

личностью, за нарушение которой к ним могут быть применены различные

санкции, а процессуальные акты, вынесенные с нарушением закона, признаны

недействительными.

В уголовном процессе законность стоит на постулате: дозволено то, что

разрешено законом. В тех случаях, когда-то или иное действие существенно

затрагивает права и свободы личности, данное правило дополняет содержащиеся

в законе запреты, не позволяющие отступать от установленного им порядка

производства конкретного действия (применение ареста, производство обыска,

освидетельствование и т. д.).

Ясно, что такой принцип как законность не стоит в одном ряду с

собственно процессуальными принципами, несоразмерен им, так как он

охватывает собой весь корпус процессуальных начал и соотносится с ними как

общее и особенное. Все принципы и каждый в отдельности служат прямым и

непосредственным проявлением законности, и нарушение любого из них есть

нарушение законности.

Иные принципы процесса не дополняют принцип законности, а выражают и

конкретизируют его, составляют его содержание. Законность же осуществляется

не только через специальные принципы, но и непосредственно. Её требования,

в частности, всегда охватывают содержание и внешнюю форму

правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным

условием правильного применения правовых норм.

Законность - универсальный, всеохватывающий принцип, который находит

свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права,

характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может

рассматриваться как равновеликое начало с собственно процессуальными

принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых

принципов, действующих в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, законность - принцип принципов уголовного процесса, но

он немыслим без собственно процессуальных принципов, которые, я повторюсь,

обеспечивают реализацию законности в уголовном процессе. Принцип законности

обеспечивается таким построением процесса, при котором в каждой последующей

стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в

предыдущих стадиях. В случае обнаружения нарушений закона обеспечивается

принятие мер к их устранению. Важными гарантиями и соблюдения предписаний

закона являются осуществляемые в тех или иных пределах на всех стадиях

уголовного судопроизводства судебный контроль и надзор прокурора за

исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и

органами предварительного следствия.

Принцип публичности.

Принцип публичности состоит в том, что уполномоченные на ведение

уголовного процесса государственные органы и должностные лица обязаны в

пределах своей компетенции принять все предусмотренные законом меры к

установлению события преступления, виновных лиц и справедливому наказанию

или предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное

осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации

невиновного.

В силу принципа публичности органы дознания, следователь, прокурор

обязаны при наличии повода и основания возбудить уголовное дело, принять

все меры, необходимые для его законного разрешения, независимо от воли и

желания каких-либо учреждений, организаций, граждан. Исключение составляют

лишь дела частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемые не иначе как

по жалобе потерпевшего. Но и по ним ради охраны прав и интересов

потерпевшего диспозитивность, то есть право потерпевшего распорядиться

своим правом на возбуждение дела, сочетается с правом прокурора возбудить

уголовное дело при наличии предусмотренных ч. 4 ст. 27 УПК условий: «В

исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении,

предусмотренном статьями 115, 116, 129 частью первой, 130, 146 частью

первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет

особое общественное значение или если потерпевший по этому делу либо по

делу о преступлении, предусмотренном статьей 131 частью первой Уголовного

кодекса Российской Федерации, в силу беспомощного состояния, зависимости от

обвиняемого или по иным причинам, не в состоянии защищать свои права и

законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии

жалобы потерпевшего».

Принцип публичности наделяет государственные органы широкими властными

полномочиями, ставит их в положение активных субъектов процесса, обязанных

производить все необходимые процессуальные действия по выявлению,

пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и их

справедливому наказанию и недопущению привлечения к уголовной

ответственности и осуждению невиновных (ст. 2 и ст. 3 УПК).

Государственные органы должны основывать свои выводы на такой

совокупности собранных, всесторонне и объективно исследованных

доказательств, которая делает эти выводы обоснованными и справедливыми. В

силу принципа публичности только государственные органы, ведущие уголовный

процесс, могут применять нормы права, меры процессуального принуждения,

принимать решения о начале, движении и судьбе уголовного дела.

Использование этих и других полномочий позволяет государственным органам

надлежащим образом выполнять возложенные на них функции. Социально-правовой

смысл принципа публичности в социальном государстве проявляется в

органическом сочетании интересов государства в охране прав и свобод

человека и гражданина, в том числе обвиняемого и потерпевшего, с задачей

предотвращения преступлений и справедливого наказания виновного.

Каждый государственный орган, в производстве которого находится

уголовное дело, обязан не только разъяснять участвующим в деле лицам их

права, но и обеспечивать реальную возможность их осуществления, а при

необходимости обеспечивать личную и имущественную безопасность (ст. 58, 581

УПК). Законные и обоснованные просьбы и ходатайства участвующих в деле лиц

должны удовлетворяться. Публично-правовой характер принципа проявляется и в

том, что органы государства на стадии предварительного производства по

своей инициативе обязаны возбуждать уголовное дело, собирать и исследовать

доказательства, которые опровергают возведенное против подозреваемого

подозрение, а также обоснованность предъявленного обвиняемому обвинения и

реабилитировать невиновного. Государственные органы обязаны строго

соблюдать установленный законом порядок возмещения государством обвиняемому

и подозреваемому ущерба, причиненного незаконным действием (или

бездействием) должностных лиц при производстве по делу (ст. 53 Конституции

ст. 581 УПК).

Принцип публичности пронизывает все производство по делу и обеспечивает

как достижение общих целей процесса, так и выполнение непосредственных

задач в каждой отдельной его стадии. Суд выполняет свое публично-правовое

предназначение путем осуществления правосудия.

Принцип равенства всех перед законом и судом

Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

действует в уголовном процессе, как и во всех сферах общественной и

государственной жизни. Сущность его в уголовном процессе проявляется в том,

что ни имущественное и должностное положение, ни пол, ни расовая и

национальная принадлежность, ни образование, ни язык, ни отношение к

религии, ни место жительства, ни убеждения и принадлежность к общественным

объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или

оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле, и не

влияют на ход и исход его. Эти требования распространяются на все

производство дела, а не только на судебные стадии, поскольку нормы закона

ни на одном этапе судопроизводства не ставят правовой статус гражданина в

зависимость от указанных признаков.

Все субъекты уголовного судопроизводства, занимающие одинаковое

процессуальное положение, равны перед законом и судом, прокурором и

органами предварительного расследования. Каждый из них в рамках своего

процессуального положения обладает равной возможностью пользоваться

предусмотренными законом процессуальными правами и в равной мере исполнять

возложенные на него обязанности[3].

Равенство граждан перед законом и судом проявляется также в равной

обязанности всех подчиняться уголовному закону и нести равную

ответственность за его нарушение. Лица, совершившие преступления,

привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются действию одного и

того же уголовного закона независимо от занимаемой должности, рода занятий

и других факторов. Без равной меры ответственности за нарушение запретов

уголовного закона правовое государство перестает быть правовым.

Согласно ч. 4 ст. 1 УПК установленный законом порядок судопроизводства

является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов,

органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Однако

указанный единый порядок не совсем точен, так как сам УПК в дальнейшем

устанавливает дифференцированный порядок судопроизводства в зависимости от

вида преступления, физических и психологических особенностей обвиняемого и

предусматривает в этой связи разный объем процессуальных гарантий (ст. 27,

гл. 32, 33, 34 УПК). На мой взгляд, есть необходимость законодательно

подкорректировать диспозицию ч. 4 ст. 1 УПК словами: «Кроме случаев, прямо

предусмотренных законом». Подобная дифференциация судопроизводства является

отступлением от принципа равенства всех граждан перед законом, но она

вызвана объективными причинами и вполне оправдана. Важно только, чтобы

каждое лицо, чьи действия составляют предмет судопроизводства, обладало

достаточным комплексом процессуальных прав и гарантий для защиты своих

интересов. В противном случае это будет уже не отступление от принципа

равенства граждан перед законом и судом, а его нарушение.

Особый порядок привлечения Президента РФ (ст. 91, 93 Конституции),

судей к уголовной ответственности (ст. 16 Закона о статусе судей в РФ[4]),

задержания, ареста, обыска членов Совета Федерации и депутатов

Государственной Думы (ст. 98 Конституции), конечно, выводит эту категорию

лиц за пределы общих положений принципа равенства всех перед законом, но

при отсутствии таких гарантий неприкосновенности Президент РФ, депутаты и

судьи не смогли бы надлежащим образом выполнить свои обязанности.

Ограждение от прерывания работы определённой категории должностных лиц в

силу её важности, общественной полезности, значимости её результатов для

большого количества людей и т.п., безусловно, необходимо, но при всём этом

требуется разработать формы подобного ограждения, а это очень сложный и

неоднозначный вопрос. Ведь наличие уголовно-процессуальных гарантий

неприкосновенности можно рассматривать, по меньшей мере, с двух сторон: в

случае их присутствия — создаётся возможность злоупотребления ими,

безнаказанно нарушать закон и т.п.; если же их нет, то опять же возникает

вероятность препятствования со стороны иных лиц (действующих в

противоправных целях) в осуществлении деятельности Президента РФ, судей и

т.д. Сходу определиться с этим вопросом не представляется возможным.

Принцип осуществления правосудия только судом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.