| |||||
МЕНЮ
| Создание в 1963 г. Международного союза туристических организаций (МСОТО), а затем Всемирной туристической организации (ВТО)Таблица 2 Мисси секторальной поддержки |Регион |число миссий |число стран - |число стран ОПЗ | | |(1998) |заявителей (1989) |(1989) | |Африка |9 |20 |49 | |Америка |6 |11 |41 | |Восточная Азия и |2 |3 |26 | |район Тихого | | | | |океана | | | | |Южная Азия |2 |1 |11 | |Европа |1 |0 |10 | |Ближний восток |4 |3 |12 | |Итого |24 |38 |149 | На проведение миссий секторальной поддержки ПРООН выделила ВТО на 1989 год 185 тыс. долл. США. ВТО, в свою очередь, связывается со странами- заявителями для согласования организационных вопросов по направлению этих миссий. В денежном выражении (в долл. США) помощь, оказываемая развивающимся странам по проектам ПРООН для туризма (по бухгалтерским ориентирам ПРООН), отражена в таблице 3.[3, c. 78] Таблица 3 Помощь оказываемая ВТО регионам |Регион |1978—1987 гг. |1988 г. |1989 г. | |Африка |1 916 300 |259 002 |1 400 000 | |Америка |1 383 742 |94 103 |205 000 | |Восточная |2 504 364 |647 658 |1 095 000 | |Европа |250 124 |125 121 |145 000 | |Ближний Восток |41 251 |22 050 |450 000 | |Южная Азия |3 185 625 |419 040 |505 000 | |Итого |9 281 406 |1 566 974 |3 800 000 | Различия между регионами являются результатами взаимодействия и влияния целого ряда факторов, в том числе таких, как: — количество стран ОПЗ в регионе; — размер общих межсекторальных ассигнований ПРООН каждой стране; — направления политики и деятельности правительства в области туризма; — достигнутый (на данный период) уровень развития туризма; — уровень правительственных ассигнований на сектор туризма в странах ОПЗ; — политический и административный авторитет национальной туристской администрации (органов); — решение о привлечении посреднических органов ВТО; — незначительная текучесть кадров в национальной туристской администрации. В качестве примера приводятся основные проекты технического сотрудничества (по данным ВТО), выполнение которых было предложено или началось в 1989 году. Африка Регион — Региональное сотрудничество в целях развития туризма в странах Восточной и Южной Африки; Сомали — Генеральный план развития туризма и профессиональная подготовка кадров; Уганда — Модернизация туристских объектов и планирование развития сферы туризма; Руанда — Генеральный план развития туризма; Эфиопия — Генеральный план развития туризма. Америка Центральная — Развитие Туризма в Центральной Аме- Америка рике; Карибский бассейн — Региональное развитие туризма; Восточная часть — Экономическое планирование туризма; Карибского бассейна Боливия — Продвижение (пропаганда и реклама) и развитие туризма; Бразилия — Определение и экономическое разграничение сектора туризма. Восточная Азия и район Тихого океана АСЕАН — Разработка стратегии туристского марке- (6 стран) тинга в странах АСЕАН; Южная часть — Развитие регионального туризма и про- Тихого океана фессиональная подготовка; (13 стран) КНР — Генеральный план развития туризма для Тибета. Подготовка кадров для Китайского центра мировой торговли; Монголия — Планирование туризма и профессиональная подготовка; Индонезия — Программирование сектора туризма и политика развития; Фиджи — Содействие и организация торговли для туристов. Европа Регион — Вопросы экологии и развития туризма; Польша — Сохранение исторических памятников и профессиональная подготовка кадров в сфере туризма; Мальта — Оказание содействия школе гостиничного хозяйства, общественного питания и туризма. Ближний Восток Оман — Планирование туризма и профессиональная подготовка кадров; Йемен — Планирование туризма и профессиональная подготовка кадров. Южная Азия Регион — Региональное сотрудничество в области профессиональной подготовки кадров; 10 стран — Подготовка специалистов в области туристского планирования Бангладеш — Генеральный план развития туризма; Шри-Ланка — Планирование развития туризма и профессиональная подготовка кадров.[2, c. 81] С учетом того, что основное финансирование в области технического сотрудничества осуществляется по линии ПРООН, ВТО включается в выполнение проектов по туризму для всех государств — членов ПРООН, ряд из которых не являются членами ВТО (например, Монголия, Сомали). Необходимо также отметить, что в реализации некоторых проектов (дополнительно к вкладу ПРООН) активно участвуют отдельные страны. В частности, в региональном проекте Восточной Азии и района Тихого океана (13 стран) дополнительное финансирование осуществляется Японией и Австралией; финансирование части исследования в Европе, посвященного прогнозам развития туризма до 2000 года, берет на себя Комиссия европейских сообществ; Индия, Испания, Италия и ряд других стран предоставили стипендии для слушателей из развивающихся стран в рамках учебных циклов, организуемых ВТО. Суммируя деятельность ВТО в области технического сотрудничества, можно выделить основные сегменты (направления), по которым оказывается практическая помощь в виде проектов, миссий, консультаций, семинаров и т. д. 1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой; оценка перспектив развития). 2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных; использование новых технологий; управление и организация работы административных служб и отдельных предприятий). 3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом экологических факторов) . 4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных странах). 5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме; подготовка методологии и программ для организации национальных статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке). 6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения, структурных связей с другими службами, административного функционирования; организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация; проведение учебно-воспитательной работы). 7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным сектором, клиентом и административно-государственными службами; помощь в разработке государственной политики в области упрощения формальностей) . II. Другим постоянным направлением деятельности ВТО[2] являются обучение и профессиональная подготовка кадров. К задачам и целям этого направления, уточненным на VIII сессии генеральной ассамблеи ВТО (Париж, 1989 г.), относятся: — стимулирование и помощь странам-членам в установлении и формировании собственных учебно-образовательных институтов и систем в сфере туризма исходя из принципов национальной туристской политики и стратегии ее развития; — оказание непосредственной помощи в ключевых аспектах обучения и в профессиональной подготовке кадров. С учетом быстро растущей социально-экономической значимости туризма как сферы услуг и роста объемов международного туристского обмена важность оказания внимания вопросам профессионального обучения вполне объяснима. Однако в бюджете ВТО уровень средств на этот вид деятельности весьма незначительный. Секретариат ВТО в сотрудничестве с правительствами ряда стран организовал международные учебные центры (очных и заочных форм обучения) на базе университетов, а также несколько международных учебных программ. В частности, активно работают центры на базе Римского университета, Университета имени Дж. Вашингтона, а также университетского заведения в Танжере (Марокко). Планируется открытие других центров, в том числе в Польше, Франции и Югославии. Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса. В сотрудничестве с Университетом ООН планируется провести аналитические исследования по определению приоритетов в работе по развитию и координации обучения в отрасли туризма на университетском уровне. Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным, экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма. Появляются предпосылки для создания профессиональной международной организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран- членов. Планируется проведение всемирной конференции по вопросам обучения и профессиональной подготовки кадров в области туризма, а также ряда международных конференций, встреч и семинаров по данной проблематике. Рассматриваются вопросы организации обмена преподавателями и экспертами, создания новых учебных программ и региональных объединений для учебно- преподавательского состава. III. В последние годы в общей программе работы ВТО уделяет большое внимание решению проблем, связанных с безопасностью и защитой туристов и туристских объектов, а также упрощением туристского обмена, поездок и пребываний. Актуальность этих проблем связана главным образом с развитием мировых интеграционных процессов в экономике и политике, расширением и углублением международного гуманитарного сотрудничества. В области «безопасности и защиты» деятельность ВТО предполагает решение таких задач, как подготовка рекомендаций правового характера, проведение практических мероприятий, а также повышение роли информации и образовательно-воспитательных аспектов под общим лозунгом «Предупреждение — помощь — действие». На начальном этапе планируются: сбор и анализ информации по всему спектру данной проблемы; выпуск специальных бюллетеней; подготовка рекомендаций юридического характера; создание концепции «идеальной страны» (с точки зрения решения этих проблем); выполнение конкретных заявок, поступающих от стран-членов; установление тесного сотрудничества с другими международными организациями и участие в международных конференциях (в том числе по такой актуальной проблеме, как «туризм и здоровье»), В области «упрощения туристского обмена» деятельность ВТО осуществляется в координации с другими международными организациями, такими как ИКАО, ИМО, ССС, ВОЗ и др. Основное внимание в настоящее время уделяется вопросам подготовки дипломатической конференции, на которой предполагается рассмотреть подготовленный проект и в итоге принять международную конвенцию по упрощению туристских поездок и пребываний. Практическая сторона вопроса отражается в приложениях к конвенции, содержащих рекомендации по упрощению пограничных, таможенных, санитарных, валютных и других формальностей. Актуальной темой является также участие ВТО в «Уругвайском раунде» переговоров в рамках ГАТТ, на котором планируется рассмотрение вопросов, связанных с принципами торговли туристскими услугами. В дальнейшем ВТО имеет намерение заняться вопросами кодификации законодательства в области туризма. Эта работа взаимоувязана с расширением функций Центра документации ВТО. IV. Тема повышения авторитета и престижности туризма и его информационного обеспечения в той или иной степени постоянно входит в программу работы ВТО. В последние годы приоритетным направлением здесь является рассмотрение общей проблематики взаимосвязи туризма и охраны окружающей среды. Планируется изучение этой проблемы и ее последствий, в том числе путем организации и участия в международных конференциях и семинарах при тесном сотрудничестве с ЮНЕП и другими международными организациями. Автоматизация и широкое применение электронной техники в отрасли туризма становятся одной из актуальнейших задач. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов — весь комплекс этих вопросов с учетом последствий интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности ВТО. Одной из ближайших задач ВТО является формирование всемирного центра по обмену туристской информацией с целью создания постоянного механизма координации и упрощения обмена информацией в области туризма. Сбор, анализ и распространение статистических данных о туризме традиционно входят в категорию постоянных направлений деятельности ВТО. Странам — членам организации оказывается помощь в этом важном вопросе, ибо одной из конечных целей статистики является научное прогнозирование развития туризма, его количественных и качественных объемов, а также совершенствование технологии в туристской индустрии в целом. V. В общей программе работы ВТО просматривается ряд направлений и тем, которые поддерживаются организационно и осуществляются практически из внебюджетных источников. ВТО выступает в таких случаях в качестве инициатора и технического координатора изучения той или иной проблемы, в том числе проведения международной встречи или симпозиума. В частности, в 1990 году под эгидой ВТО в Индии намечено провести Международную конференцию по молодежному туризму. Ряд важных научно-практических исследований будет проводиться в рамках региональных комиссий ВТО с непосредственным участием присоединившихся членов, которые обладают значительным технологическим и финансовым потенциалом. Можно отметить перспективу таких тем и направлений, как разработка параметров и концепций организации туризма для инвалидов и лиц пожилого возраста, туризм и культурное наследие, подготовка Мирового атласа культурного туризма, обоснование децентрализации административного управления туризмом, изучение взаимоотношения национальных валют и ценообразования туристского продукта и обслуживания (проблема борьбы с последствиями курсовых изменений) и др. VI. К тематике рабочей программы ВТО можно также отнести ежегодное проведение в странах — членах ВТО Всемирного дня туризма. Темы (лозунги) и рекомендации по организационному проведению этих дней, которые ежегодно отмечаются 27 сентября (начиная с 1980 г.), определяются секретариатом ВТО. Перечисление этих тем говорит, в частности, о месте и роли туризма в современном обществе: 1980 год — Вклад туризма в сохранение культурного наследия, в укрепление мира и взаимопонимания; 1981 год — Туризм и уровень жизни; 1982 год — Девиз туризма — «Доброжелательные гости и гостеприимные хозяева»; 1983 год — Путешествия и туризм — не только право каждого, но и ответственность; 1984 год — Туризм — фактор содействия международному взаимопониманию, миру и сотрудничеству; 1985 год—Молодежный туризм за сохранение культурно-исторического наследия, обеспечение мира и дружбы между народами; 1986 год — Туризм — важный фактор мира на Земле; 1987 год — Туризм служит развитию; 1988 год — Туризм — образование для всех; 1989 год — Туризм создает единство в мире; 1990 год—Гаагская декларация по туризму; 1991 год — Связь, информация и образование — движущие факторы развития туризма. Заключение. Таким образом, выросшая из международного конгресса официальных организаций асоциаций сферы туристического и транспортного бслуживания, образованная в 1947 г. в виде Международного союза официальных туристских организаций, затем преобразованная в 1970 г. во Всемирную Туристическую Организацию, она активно содействовала развитию туризма во всем мире. Сотрудничая со многими мировыми организациями, в частности с ООН, ВТО она оказывает руководящую, консультационную и финансофую помощь индустрии туризма. На многочисленных конферециях (Всемирная конференция по туризму - 1982, Межпарламентская конференция по туризму – 1989), она оказывает неоценимую помощь международной индустрии туризма. Список литературы 1. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//Туризм-еще один феномен XX века.1999, №10-122. 2. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//ВТО рекомендует, но не обязывает. 1999, №7 3. Международные туристические организации: справочник. Уваров Е.К. Москва 1990. 423 с. 4. Международный туризм. Анансьев А.Е. Москва 1968. 336 с. 5. www.world-tourism.org 6. www.vestnikrata.travel.ru 7. www.chatka.ru ----------------------- [1] В документах ООН того времени в переводах на русский язык было принято употреблять название «Всемирная организация по туризму». При официальном появлении этой организации во всех переводных документах она стала называться Всемирной туристской организацией. [2] Порядок приоритетности направлений деятельности ВТО (кроме технического сотрудничества) определяется каждые 2 года на генеральной ассамблее. В данной работе авторы перечисляют их произвольно, исходя из опыта практической работы в ВТО |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|