реферат бесплатно, курсовые работы
 

Создание в 1963 г. Международного союза туристических организаций (МСОТО), а затем Всемирной туристической организации (ВТО)

Таблица 2 Мисси секторальной поддержки

|Регион |число миссий |число стран - |число стран ОПЗ |

| |(1998) |заявителей (1989) |(1989) |

|Африка |9 |20 |49 |

|Америка |6 |11 |41 |

|Восточная Азия и |2 |3 |26 |

|район Тихого | | | |

|океана | | | |

|Южная Азия |2 |1 |11 |

|Европа |1 |0 |10 |

|Ближний восток |4 |3 |12 |

|Итого |24 |38 |149 |

На проведение миссий секторальной поддержки ПРООН выделила ВТО на 1989

год 185 тыс. долл. США. ВТО, в свою очередь, связывается со странами-

заявителями для согласования организационных вопросов по направлению этих

миссий.

В денежном выражении (в долл. США) помощь, оказываемая развивающимся

странам по проектам ПРООН для туризма (по бухгалтерским ориентирам ПРООН),

отражена в таблице 3.[3, c. 78]

Таблица 3 Помощь оказываемая ВТО регионам

|Регион |1978—1987 гг. |1988 г. |1989 г. |

|Африка |1 916 300 |259 002 |1 400 000 |

|Америка |1 383 742 |94 103 |205 000 |

|Восточная |2 504 364 |647 658 |1 095 000 |

|Европа |250 124 |125 121 |145 000 |

|Ближний Восток |41 251 |22 050 |450 000 |

|Южная Азия |3 185 625 |419 040 |505 000 |

|Итого |9 281 406 |1 566 974 |3 800 000 |

Различия между регионами являются результатами взаимодействия и влияния

целого ряда факторов, в том числе таких, как:

— количество стран ОПЗ в регионе;

— размер общих межсекторальных ассигнований ПРООН каждой стране;

— направления политики и деятельности правительства в области туризма;

— достигнутый (на данный период) уровень развития туризма;

— уровень правительственных ассигнований на сектор туризма в странах

ОПЗ;

— политический и административный авторитет национальной туристской

администрации (органов);

— решение о привлечении посреднических органов ВТО;

— незначительная текучесть кадров в национальной туристской

администрации.

В качестве примера приводятся основные проекты технического

сотрудничества (по данным ВТО), выполнение которых было предложено или

началось в 1989 году.

Африка

Регион — Региональное сотрудничество в целях

развития туризма в странах Восточной

и Южной Африки;

Сомали — Генеральный план развития туризма и

профессиональная подготовка кадров;

Уганда — Модернизация туристских объектов и

планирование развития сферы туризма;

Руанда — Генеральный план развития туризма;

Эфиопия — Генеральный план развития туризма.

Америка

Центральная — Развитие Туризма в Центральной Аме-

Америка рике;

Карибский бассейн — Региональное развитие туризма;

Восточная часть — Экономическое планирование туризма;

Карибского

бассейна

Боливия — Продвижение (пропаганда и реклама) и развитие

туризма;

Бразилия — Определение и экономическое разграничение сектора туризма.

Восточная Азия и район Тихого океана

АСЕАН — Разработка стратегии туристского марке-

(6 стран) тинга в странах АСЕАН;

Южная часть — Развитие регионального туризма и про-

Тихого океана фессиональная подготовка;

(13 стран)

КНР — Генеральный план развития туризма для Тибета.

Подготовка кадров для Китайского центра мировой торговли;

Монголия — Планирование туризма и профессиональная подготовка;

Индонезия — Программирование сектора туризма и политика

развития;

Фиджи — Содействие и организация торговли для туристов.

Европа

Регион — Вопросы экологии и развития туризма;

Польша — Сохранение исторических памятников и

профессиональная подготовка кадров в сфере туризма;

Мальта — Оказание содействия школе гостиничного хозяйства,

общественного питания и туризма.

Ближний Восток

Оман — Планирование туризма и профессиональная подготовка

кадров;

Йемен — Планирование туризма и профессиональная подготовка

кадров.

Южная Азия

Регион — Региональное сотрудничество в области

профессиональной подготовки кадров;

10 стран — Подготовка специалистов в области туристского

планирования

Бангладеш — Генеральный план развития туризма;

Шри-Ланка — Планирование развития туризма и профессиональная

подготовка кадров.[2, c. 81]

С учетом того, что основное финансирование в области технического

сотрудничества осуществляется по линии ПРООН, ВТО включается в выполнение

проектов по туризму для всех государств — членов ПРООН, ряд из которых не

являются членами ВТО (например, Монголия, Сомали). Необходимо также

отметить, что в реализации некоторых проектов (дополнительно к вкладу

ПРООН) активно участвуют отдельные страны. В частности, в региональном

проекте Восточной Азии и района Тихого океана (13 стран) дополнительное

финансирование осуществляется Японией и Австралией; финансирование части

исследования в Европе, посвященного прогнозам развития туризма до 2000

года, берет на себя Комиссия европейских сообществ; Индия, Испания, Италия

и ряд других стран предоставили стипендии для слушателей из развивающихся

стран в рамках учебных циклов, организуемых ВТО.

Суммируя деятельность ВТО в области технического сотрудничества, можно

выделить основные сегменты (направления), по которым оказывается

практическая помощь в виде проектов, миссий, консультаций, семинаров и т.

д.

1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование

туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом

особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой;

оценка перспектив развития).

2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие

и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с

транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение

классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных;

использование новых технологий; управление и организация работы

административных служб и отдельных предприятий).

3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие

сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и

реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых

комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом

экологических факторов) .

4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на

уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров

массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных

программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных

странах).

5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение

сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме;

подготовка методологии и программ для организации национальных

статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке).

6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании

национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения,

структурных связей с другими службами, административного функционирования;

организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация;

проведение учебно-воспитательной работы).

7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка

соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование

законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении

чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав

клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным

сектором, клиентом и административно-государственными службами; помощь в

разработке государственной политики в области упрощения формальностей) .

II. Другим постоянным направлением деятельности ВТО[2] являются

обучение и профессиональная подготовка кадров. К задачам и целям этого

направления, уточненным на VIII сессии генеральной ассамблеи ВТО (Париж,

1989 г.), относятся:

— стимулирование и помощь странам-членам в установлении и формировании

собственных учебно-образовательных институтов и систем в сфере туризма

исходя из принципов национальной туристской политики и стратегии ее

развития;

— оказание непосредственной помощи в ключевых аспектах обучения и в

профессиональной подготовке кадров.

С учетом быстро растущей социально-экономической значимости туризма как

сферы услуг и роста объемов международного туристского обмена важность

оказания внимания вопросам профессионального обучения вполне объяснима.

Однако в бюджете ВТО уровень средств на этот вид деятельности весьма

незначительный.

Секретариат ВТО в сотрудничестве с правительствами ряда стран

организовал международные учебные центры (очных и заочных форм обучения) на

базе университетов, а также несколько международных учебных программ. В

частности, активно работают центры на базе Римского университета,

Университета имени Дж. Вашингтона, а также университетского заведения в

Танжере (Марокко). Планируется открытие других центров, в том числе в

Польше, Франции и Югославии.

Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы

по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных

нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей

квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и

частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса.

В сотрудничестве с Университетом ООН планируется провести аналитические

исследования по определению приоритетов в работе по развитию и координации

обучения в отрасли туризма на университетском уровне.

Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в

первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным,

экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма.

Появляются предпосылки для создания профессиональной международной

организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи

ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и

факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран-

членов.

Планируется проведение всемирной конференции по вопросам обучения и

профессиональной подготовки кадров в области туризма, а также ряда

международных конференций, встреч и семинаров по данной проблематике.

Рассматриваются вопросы организации обмена преподавателями и экспертами,

создания новых учебных программ и региональных объединений для учебно-

преподавательского состава.

III. В последние годы в общей программе работы ВТО уделяет большое

внимание решению проблем, связанных с безопасностью и защитой туристов и

туристских объектов, а также упрощением туристского обмена, поездок и

пребываний.

Актуальность этих проблем связана главным образом с развитием мировых

интеграционных процессов в экономике и политике, расширением и углублением

международного гуманитарного сотрудничества.

В области «безопасности и защиты» деятельность ВТО предполагает решение

таких задач, как подготовка рекомендаций правового характера, проведение

практических мероприятий, а также повышение роли информации и

образовательно-воспитательных аспектов под общим лозунгом «Предупреждение —

помощь — действие».

На начальном этапе планируются: сбор и анализ информации по всему

спектру данной проблемы; выпуск специальных бюллетеней; подготовка

рекомендаций юридического характера;

создание концепции «идеальной страны» (с точки зрения решения этих

проблем); выполнение конкретных заявок, поступающих от стран-членов;

установление тесного сотрудничества с другими международными организациями

и участие в международных конференциях (в том числе по такой актуальной

проблеме, как «туризм и здоровье»),

В области «упрощения туристского обмена» деятельность ВТО

осуществляется в координации с другими международными организациями, такими

как ИКАО, ИМО, ССС, ВОЗ и др.

Основное внимание в настоящее время уделяется вопросам подготовки

дипломатической конференции, на которой предполагается рассмотреть

подготовленный проект и в итоге принять международную конвенцию по

упрощению туристских поездок и пребываний. Практическая сторона вопроса

отражается в приложениях к конвенции, содержащих рекомендации по упрощению

пограничных, таможенных, санитарных, валютных и других формальностей.

Актуальной темой является также участие ВТО в «Уругвайском раунде»

переговоров в рамках ГАТТ, на котором планируется рассмотрение вопросов,

связанных с принципами торговли туристскими услугами. В дальнейшем ВТО

имеет намерение заняться вопросами кодификации законодательства в области

туризма. Эта работа взаимоувязана с расширением функций Центра документации

ВТО.

IV. Тема повышения авторитета и престижности туризма и его

информационного обеспечения в той или иной степени постоянно входит в

программу работы ВТО. В последние годы приоритетным направлением здесь

является рассмотрение общей проблематики взаимосвязи туризма и охраны

окружающей среды. Планируется изучение этой проблемы и ее последствий, в

том числе путем организации и участия в международных конференциях и

семинарах при тесном сотрудничестве с ЮНЕП и другими международными

организациями.

Автоматизация и широкое применение электронной техники в отрасли

туризма становятся одной из актуальнейших задач. Создание мощных

компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта,

экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение

новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех

или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов

— весь комплекс этих вопросов с учетом последствий интеграционных процессов

ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности ВТО. Одной из

ближайших задач ВТО является формирование всемирного центра по обмену

туристской информацией с целью создания постоянного механизма координации и

упрощения обмена информацией в области туризма.

Сбор, анализ и распространение статистических данных о туризме

традиционно входят в категорию постоянных направлений деятельности ВТО.

Странам — членам организации оказывается помощь в этом важном вопросе, ибо

одной из конечных целей статистики является научное прогнозирование

развития туризма, его количественных и качественных объемов, а также

совершенствование технологии в туристской индустрии в целом.

V. В общей программе работы ВТО просматривается ряд направлений и тем,

которые поддерживаются организационно и осуществляются практически из

внебюджетных источников. ВТО выступает в таких случаях в качестве

инициатора и технического координатора изучения той или иной проблемы, в

том числе проведения международной встречи или симпозиума. В частности, в

1990 году под эгидой ВТО в Индии намечено провести Международную

конференцию по молодежному туризму.

Ряд важных научно-практических исследований будет проводиться в рамках

региональных комиссий ВТО с непосредственным участием присоединившихся

членов, которые обладают значительным технологическим и финансовым

потенциалом. Можно отметить перспективу таких тем и направлений, как

разработка параметров и концепций организации туризма для инвалидов и лиц

пожилого возраста, туризм и культурное наследие, подготовка Мирового атласа

культурного туризма, обоснование децентрализации административного

управления туризмом, изучение взаимоотношения национальных валют и

ценообразования туристского продукта и обслуживания (проблема борьбы с

последствиями курсовых изменений) и др.

VI. К тематике рабочей программы ВТО можно также отнести ежегодное

проведение в странах — членах ВТО Всемирного дня туризма. Темы (лозунги) и

рекомендации по организационному проведению этих дней, которые ежегодно

отмечаются 27 сентября (начиная с 1980 г.), определяются секретариатом ВТО.

Перечисление этих тем говорит, в частности, о месте и роли туризма в

современном обществе:

1980 год — Вклад туризма в сохранение культурного наследия, в

укрепление мира и взаимопонимания;

1981 год — Туризм и уровень жизни;

1982 год — Девиз туризма — «Доброжелательные гости и гостеприимные

хозяева»;

1983 год — Путешествия и туризм — не только право каждого, но и

ответственность;

1984 год — Туризм — фактор содействия международному взаимопониманию,

миру и сотрудничеству;

1985 год—Молодежный туризм за сохранение культурно-исторического

наследия, обеспечение мира и дружбы между народами;

1986 год — Туризм — важный фактор мира на Земле;

1987 год — Туризм служит развитию;

1988 год — Туризм — образование для всех;

1989 год — Туризм создает единство в мире;

1990 год—Гаагская декларация по туризму;

1991 год — Связь, информация и образование — движущие факторы развития

туризма.

Заключение.

Таким образом, выросшая из международного конгресса официальных

организаций асоциаций сферы туристического и транспортного бслуживания,

образованная в 1947 г. в виде Международного союза официальных туристских

организаций, затем преобразованная в 1970 г. во Всемирную Туристическую

Организацию, она активно содействовала развитию туризма во всем мире.

Сотрудничая со многими мировыми организациями, в частности с ООН, ВТО она

оказывает руководящую, консультационную и финансофую помощь индустрии

туризма. На многочисленных конферециях (Всемирная конференция по туризму -

1982, Межпарламентская конференция по туризму – 1989), она оказывает

неоценимую помощь международной индустрии туризма.

Список литературы

1. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//Туризм-еще один феномен XX

века.1999, №10-122.

2. Туризм: практика, проблемы, перспективы.//ВТО рекомендует, но не

обязывает. 1999, №7

3. Международные туристические организации: справочник. Уваров Е.К.

Москва 1990. 423 с.

4. Международный туризм. Анансьев А.Е. Москва 1968. 336 с.

5. www.world-tourism.org

6. www.vestnikrata.travel.ru

7. www.chatka.ru

-----------------------

[1] В документах ООН того времени в переводах на русский язык было

принято употреблять название «Всемирная организация по туризму». При

официальном появлении этой организации во всех переводных документах она

стала называться Всемирной туристской организацией.

[2] Порядок приоритетности направлений деятельности ВТО (кроме

технического сотрудничества) определяется каждые 2 года на генеральной

ассамблее. В данной работе авторы перечисляют их произвольно, исходя из

опыта практической работы в ВТО

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.