реферат бесплатно, курсовые работы
 

Трудовые коллективные споры

Трудовые коллективные споры

Белорусский Коммерческий

Университет УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра трудовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: «Коллективные трудовые споры»

выполнила: студентка 3-го курса

группы №088Пр4

Грабар О.М.

проверила: профессор

Чумакова Т.Е.

Минск 2000г.

Введение 2

1. Природа конфликта 3

1.1 Сyщность конфликта 3

1.2 Управление конфликтной ситуацией 6

1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров 9

2. Трудовые споры 12

2.1 Понятие трудового спора 12

2.2 Виды трудовых споров 12

3. Коллективные трудовые споры 14

3.1 Понятие коллективного трудового спора 14

3.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров 14

4. Разрешение коллективных трудовых споров 16

4.1 Порядок разрешения 16

4.2 Примирительная комиссия 17

4.3 Посредничество 18

4.4 Трудовой арбитраж 18

4.6 Трудовые арбитры 19

4.7 Республиканский трудовой арбитраж 19

4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров 22

Заключение 24

Литература 25

Введение

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как

наиболее достойный способ самоутверждения человек, то есть право на выбор

профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,

способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом

общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда…

…Граждане имеет право на защиту своих экономических и социальных интересов,

включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение

коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку…» (Конституция

Республики Беларусь)

В жизни неоднократно гражданам приходиться сталкиваться с

конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Возникает

вопрос: «Как защитить себя от ситуации и отстоять свои права?» Немногие

люди знают свои права и умеют их отстаивать, как, правило, все надеяться на

юристов, но по-моему мнению в обществе, где есть свои законы, которые мы

сами создаём, чтобы жить с пользой, незнание этих законов может привести к

серьёзным проблемам.

В этой курсовой работе я постараюсь раскрыть правовые вопросы понятия

коллективных трудовых споров и их виды, а также разобрать сущность

разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые являются

неотъемлемой частью прав каждого человека, который вступает в трудовые

отношения. Чтобы вступая в трудовые отношения можно было с уверенностью

сказать: «Я знаю свои права и могу их отстоять и защитить».

1. Природа конфликта

1.1 Сущность конфликта

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность

гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти

правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо

смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации,

рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики

управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта-

условие не только невозможное, но и нежелательное.

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и

определений. Одним из них является такое: отсутствие согласия между двумя и

более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и

мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией,

угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует

мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо

избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать,

как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с

эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и

желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В

некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной

личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который

на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может,

вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и

уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные

решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того,

чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не

будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт

помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную

информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.

Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также

дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные

потребности в уважении и власти. Это также может привести к более

эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение

различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению

эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к

снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и

эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того,

насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо

знать причины его возникновения , тип, возможные последствия для того,

чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

Источником любого развития, в том числе и развития трудового коллектива,

является противоречие, столкновение нового со старым, столкновение

противоположных тенденций и сил. Конфликт представляет собой предельный

случай обострения противоречий и, следовательно, является одним из

факторов развития коллектива. Любой конфликт представляет собой не просто

противоречие, возникшее между определенными социальными субъектами, а такое

противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено. Конфликт - это

ошибка антагонистических противоречий, получившая открытую форму.

Однако противоречие и конфликт не следует отождествлять. О конфликте можно

говорить тогда, когда противоречие между членами коллектива обостряются

настолько, что начинают препятствовать их нормальному взаимодействию в

решение коллективных задач.

Отношения между членами коллектива очень различны, их интересы

многообразны. В связи с этим причины противоречий имеют очень широкий

диапазон.

Некоторые противоречия рождаются в самом коллективе, другие могут отражать

существующие в обществе более глубокие противоречия. Однако любое

противоречие приобретает характер конфликта лишь при условии, что он

втягивает в психологическую сферу, влияет на мотивацию поведения людей.

Степень вовлечённости людей в конфликт, его острота отнюдь не обязательно

отражают глубину объективных противоречий. Некоторые конфликты вообще не

имеют внешних причин и порождаются факторами сугубо психологического

характера.

Термин «производственный конфликт» подразумевает столкновение систем, норм

поведения, властных функций участников любых хозяйственных процессов. Это

означает, что трудовой конфликт существует как в непосредственной сфере

производства, так и в сферах обмена, распределения, потребления. Такие

конфликты нацелены на изменение сложившихся схем разделения труда,

властных структур, принципов распределения и потребления производимых

продуктов и услуг.

Конфликты в трудовых коллективах классифицируются по различным

признакам :

конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей

решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля

руководителя и т.д. Они неизбежны. Эмоциональные конфликты имеют сугубо

личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных

качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

> -то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга;

> -конструктивные. Конструктивные полезны и находят выражение в спорах и

дискуссиях; деструктивные тормозят развитие трудового коллектива;

> -групповые, между отдельными личностями и группой, межорганизационные.

Это, соответственно, конфликты в интересах одной личности, конфликты

между отдельными личностями, конфликты между различными производственными

группами.

Рассмотрим их подробнее.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако,

его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других

типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее

распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку

предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть

результат его работы или, например, когда производственные требования не

согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования

показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой

удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а

также со стрессом.

Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-

разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы,

капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение

проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он

должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не

другому руководителю.

Для успешного разрешения делового конфликта необходимо не только

установить природу, объект и участников конфликта, но и выяснить динамику

его развития. Она состоит в том, что любой деловой конфликт, оппоненты

которого постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный конфликт.

Затянувшийся деловой конфликт может привести к тому, что произойдет потеря

объекта конфликта и сам объект потеряет значимость для оппонентов, и

также сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу. Попытка

руководителей потянуть процесс протекания конфликта приводит лишь к

обострению делового конфликта, стабилизации напряженных отношений меду

участниками конфликта и образованию эмоционального конфликта.

Все конфликты без исключения негативно влияют на нервно-психологическое

состояние людей. Человек, переживающий нервное напряжение постоянно

находится в напряжении. Его организм в это время очень ослаблен, что

может привести к различным заболеваниям. Это может быть как агрессивность,

характеризующаяся гневом, злобностью и грубостью, так и депрессия, при

которой человек охвачен чувством печали, бессилия, а иногда и отчаяния.

Депрессия характерна для людей с ослабленной нервной системой.

Однако многие люди способны быть равнодушными к происходящим конфликтным

ситуациям. Напряженные отношения в коллективе с другими субъектами не

могут вывести их из нормального психологического состояния.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются

ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в

представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне

образования и т.п.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся

более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит

потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее

внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации.

Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более

разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает

конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели

производственного подразделения, выраженные в категориях затраты и

эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее

разнообразна.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть

определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди

могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации,

которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.

Различия в ценностях- весьма распространенная причина конфликта. Например,

подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего

мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может

выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно

выполнять то, что ему говорят.

Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта.

Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и

враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто

создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием

конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным

работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например,

если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема

оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки»

из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов,

подчиненные могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие

распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт -

неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должноcтные

обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также

предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут

возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и

довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Для возникновения конфликта необходимо наличие следующих компонентов :

конфликтной ситуации и инцидента.

Основой конфликта являются участники и объект конфликта, вызвавший эту

ситуацию.

Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут

образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия,

мешающие достижению целей:

> -Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и

снижение производительности.

> -Меньшая степень сотрудничества в будущем.

> -Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с

другими группами в организации.

> -Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих

целях как о положительных, а о целях другой стороны как об

отрицательных.

> -Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

> -Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере

уменьшения взаимодействия и общения.

Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем

решению реальной проблемы.

1.2 Управление конфликтной ситуацией

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной

ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и

межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие

характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной

конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов.

Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить

соответствующую методику.

Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный

конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого

сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры,

как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет

и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности,

а также четко определена политика, процедуры и правила. Причем,

руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчиненных

с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

Это еще один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых

распространенных механизмов- цепь команд. Установление иерархии полномочий

упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные

потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют

разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать,

обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип

единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной

ситуацией, так как подчиненный знает, чьи решения он должен исполнять.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы,

целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел

конфликт между взаимозависимыми подразделениями- отделом сбыта и

производственным отделом- то была организована промежуточная служба,

координирующая объемы заказов и продаж.

Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или

более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики-

направить усилия всех участников на достижение общей цели. Компьютерная

компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных

общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в

деятельности всего персонала. Не менее яркий пример- компания

«McDonalds», имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживания по

всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство уделяло

внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно считало ( и, надо

полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает услугу людям с

ограниченными средствами, и эта «социальная миссия» придала больший вес

оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под вывеской

«McDonalds» легче соблюдать жесткие стандарты в контексте помощи обществу.

Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом,

оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий.

Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных

целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению

проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией,

признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система

вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц

или групп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для

поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей,

помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации,

чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.