реферат бесплатно, курсовые работы
 

Право на забастовку и порядок ее организации и проведения

действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими

профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня

минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской

Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе

перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных

соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает

и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными

объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями

профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ

(услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения

федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на

территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале,

представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового

спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней

минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия

решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум

необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения

вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ

(услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены

работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума

необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в

организации (филиале, представительстве) устанавливается органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ

(услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано

сторонами коллективного трудового спора в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может

быть признана незаконной (ст. 412 ТК РФ). (1, С. 285)

Для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности

имущества производства и физических лиц, а также работы машин и

оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни

и здоровью людей, работодатель, органы исполнительной власти и орган,

возглавляющий забастовку, обязаны принять для этого зависящие от них меры.

В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых

связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных

интересов общества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение,

транспорт и т.п.), при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум

необходимых для населения работ (услуг).

Этот минимум определяется соглашением сторон совместно с органами

исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок

с момента принятия решения об объявлении забастовки.

А если такое соглашение не достигнуто, то этот минимум необходимых

работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом

местного самоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ

(услуг) забастовка может быт признана незаконной.

Закон предусмотрел обязательное ведение документации при разрешении

коллективного трудового спора. Все действия сторон при этом оформляются

протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом,

возглавляющим забастовку.

2.3. Завершающая стадия забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются

незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых

мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах

и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных,

военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами

обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-

спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения

или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в

правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих

особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и

неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности

населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение,

газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь,

больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне

страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является

незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и

требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными

судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального

значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению

работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган,

возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать

участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную

силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить

забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения

копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд

вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся -

приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных

интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий Правительство

Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса

соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с

частями первой и второй настоящей статьи, решение по коллективному

трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской

Федерации (ст. 413 ТК РФ). (1, С. 259)

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда

республики или другого субъекта Российской Федерации. Такое решение суд

принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит решение до

сведения органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан

немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без

соблюдения сроков, примирительных процедур и требований Закона, а также

забастовки ранее указанных работников, которым Закон ограничивает право на

забастовку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период

чрезвычайного положения.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную

силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны

прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после

вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Суд также вправе отложить неначавшуюся забастовку в случае создания

непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а

начавшуюся — в этом случае приостановить на тот же срок.

Таким образом, отложить, приостановить или досрочно прекратить

забастовку могут два органа: суд — в указанных случаях и орган,

возглавляющий забастовку, — в любое время.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных

интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и

Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого

вопроса, но не более чем на 10 календарных дней.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием

(конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами

соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае

признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением

собрания (конференции). Например, в нем может быть сделана оговорка, что

данный орган продолжает контролировать выполнение достигнутого соглашения

об урегулировании коллективного трудового спора.

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но

она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной.

Тогда с принятием решения суда прекращаются и полномочия органа,

возглавляющего забастовку. Контроль за выполнением соглашения сторон по

коллективному трудовому конфликту осуществляют сами стороны или

уполномоченные ими органы.

Закон установил определенные гарантии для участников забастовки.

Статья 414 устанавливает, что участие работника в забастовке не может

рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для

расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения

обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413

действующего Трудового кодекса.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры

дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных

частью шестой статьи 413 действующего Трудового кодекса.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются

место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за

время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых

выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в

ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены

компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением

не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме

о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника

производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим

Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на

другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в

ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен

более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем

предусмотренный настоящим Кодексом. Так, участие работников в забастовке не

может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание

расторжения трудового договора, кроме случаев, если они не прекратили

забастовку, признанную судом незаконной, или приступили к забастовке,

отсроченной судом, или приостановленной. Закон также запрещает, кроме

вышеуказанных случаев, применять к работникам, участвующим в забастовке,

меры дисциплинарной ответственности. За участниками забастовки сохраняется

на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это

время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не

принимает участия в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою

работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника,

т.е. не ниже двух третей его ставки. Они могут быть переведены из-за

простоя на другую работу с сохранением их среднего заработка по прежней

работе, а для работников, не выполняющих нормы или переведенных на

повременно оплачиваемую работу, сохраняется их тарифная ставка (оклад).

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или

соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора,

могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам,

участвующим в забастовке. Этими актами может быть предусмотрен более

льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке. Например,

во всех случаях сохранять им за время забастовок оплату не ниже их среднего

заработка.

Таким образом, закон установил при законной забастовке определенную

социальную защищенность работников как неучаствующих, так и участвующих в

забастовке. Более того, ст. 19 Закона запрещает локаут, указывая, что в

процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение

забастовки, запрещается локаут, т.е. увольнение по инициативе работодателя

работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки,

а также ликвидация или реорганизация организации, филиала,

представительства. Статья 415 трудового кодекса устанавливает запрещение

локаута: «В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая

проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по

инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре

или в забастовке». Эта демократического характера норма российского Закона

о коллективных трудовых спорах значительно отличается от норм зарубежного

законодательства, допускающих в отдельных странах локаут.

Закон установил ответственность за нарушение законодательства о

коллективных трудовых спорах. Представители работодателя, уклоняющиеся от

получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в

том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний

(конференций) по выдвижению требований или препятствует его проведению,

несут дисциплинарную или административную ответственность. На них

налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до пятидесяти

минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в судебном порядке (ст. 20

Закона). Такую же ответственность несут представители работодателя,

виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в

результате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафов

рассматриваются в порядке, установленном законодательством об

административных правонарушениях.

Следовательно, за невыполнение соглашений, достигнутых в результате

примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров,

ответственность несут персонально виновные в этом представители

работодателя. Если же в невыполнении обязательства виноваты представители

работников, то Закон не предусмотрел их правовую ответственность. Они имеют

морально-политическую и общественную ответственность перед соответствующими

работниками. Закон предусмотрел ответственность работников за проведение

приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на

следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения

суда о признании забастовки незаконной либо отсрочке или приостановке

забастовки. Такие работники могут быть подвергнуты дисциплинарному

взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за

этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

Статья 416 нового трудового кодекса устанавливает ответственность за

уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения,

достигнутого в результате примирительной процедуры: «Представители

работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в

примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для

проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению

забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к

дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим Трудовым

кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен

законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

(2, С. 493)

Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении

обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной

процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке,

который установлен законодательством Российской Федерации об

административных правонарушениях".

Если забастовку объявила профсоюзная организация (ее объединение) и

суд признал ее незаконной, то эта профсоюзная организация несет

материальную ответственность. Она обязана возместить убытки, причиненные

незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном

судом. Следовательно, теперь по Закону можно лишить профсоюз его средств,

если им объявлена незаконная забастовка. Конечно, это жесткая по отношению

к профсоюзной организации мера. Но она обязывает руководителей профсоюзных

организаций более ответственно проверить, не будет ли эта забастовка

незаконной, и объявлять только законные забастовки.

К организаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры

дисциплинарного и общественного взыскания.

Статья 417 устанавливает ответственность работников за незаконные

забастовки: «Работники, приступившие к проведению забастовки или не

прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего

забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки

незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть

подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший

забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки,

причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в

размере, определенном судом». (1, С. 262)

Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой

применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности.

Организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, должны

нести материальную ответственность по договорам поставки, подряда и

штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды на

социальное развитие трудового коллектива.

Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим организациям или гражданам,

возмещается бастующей организацией в соответствии с гражданским

законодательством. Здесь несет ответственность организация, поскольку она

заключала договор.

Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой,

проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда

потребления организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка

проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение ущерба

производится за счет средств профсоюза в размере, определяемом судом. При

этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.

Профсоюзные органы должны активизировать работу по предупреждению

забастовок, поскольку они сужают возможности государства и трудовых

коллективов в социальном развитии. Профсоюзы в целях профилактики трудовых

споров должны активнее осуществлять повседневный анализ обстановки в

трудовых коллективах, выявлять наболевшие проблемы, стремиться быстрее

снимать конфликтные ситуации и призывать к ответу должностных лиц,

допускающих ущемление прав трудовых коллективов. Профсоюзные органы должны

активнее участвовать в контроле за выполнением решений примирительных

органов, а также соглашений администраций и трудовых коллективов,

достигнутых в результате забастовки.

4. Заключение

В данной курсовой работе мной была рассмотрена тема права на

забастовку, порядок ее проведения и организации. Порядок проведения

забастовок с вступлением в действие нового трудового кодекса получил полное

законодательное регулирование. Прежний кодекс законов о труде не содержал в

себе норм, регулирующих данный вопрос. Реалии рыночной экономики показали,

что без законодательного закрепления этого вопроса не обойтись.

Как показывает история забастовочного движения, этот способ разрешения

трудовых конфликтов не является лучшим в достижении поставленной цели и как

правило заводит в тупик. В настоящее время забастовка как способ разрешения

трудового спора стал достаточно редким явлением в нашей стране. Стороны

стараются найти обоюдно приемлемое решения на примирительных стадиях и не

доводить дело до остановки трудового процесса, так как в конечном итоге

проигрывают обе стороны.

Вступивший в действие с 1 февраля Трудовой кодекс я считаю достаточно

полно регулирует порядок разрешения споров на различных их стадиях.

Список использованной литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. (Официальный текст от 30

декабря 2001 года). М., 2002.

2. Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: Учеб.

Пособие/под ред. В. Н. Толкуновой – М.: Юрист, 1995.

3. Трудовое право: Учебник. Отв. Ред. Смиронов О. В. М.: «Проспект»,

1997.

4. Трудовое право России. Учеб. для вузов./ Ред. – Р. З Ливищивц – М.:

1998.

5. Соболев С. А. Трудовое право России и социальное развитие//

Государство и право – 1997 - № 4.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.