реферат бесплатно, курсовые работы
 

Взаимодействие видов транспорта

судна к параметру, описанному вокруг подводной части). (=0,6-0,85

Один узел составляет 1,87 км

Различают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д.

Грузоподъемность [pic], W0 – чистое водоизмещение

Грузоподъемность бывает:

1) полная или дедвейт

2) чистая или дедвейт карго

Грузоподъемность измеряется в м3.

Структура флота

В мире насчитывается 80 тыс. судов. Больше всех судов имеет Япония (10

тыс.), СССР – 7 тыс., США – 6,4 тыс. По дедвейту на первом месте стоит

Либерия, на втором – Панама, на третьем – Япония, на четвертом – Россия, на

пятом – Греция, на шестом – США.

У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на

Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на

Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2.

Суда разделяются на:

- транспортные

- промысловые

- технические

- административные

- специального назначения

- самоходные и несамоходные.

Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение-

нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть

углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы.

Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба

грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (роро), лихтеровозы. Особую

категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными

крыльями.

Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).

Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда

оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях,

которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш

флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые

могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10

лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать

суда на рынке "сэконд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим

выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5

лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет,

плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на

деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100

судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит

России, в российский бюджет этот флот денег не дает. Но дает выжить

морякам.

Речной флот

20 декабря 2000 г. Коллегией Минтранса было записано, что

государственная служба речного флота показала, что она не готова

осуществлять государственное регулирование деятельности судовых компаний.

На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст –

24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна.

Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Например, судна для

внутрибассейных перевозок.

|93-95 |96 |97 |98 |99 |План |Внутрибассейные |

| | | | | | |внешние перевозки|

|30 |1 |- |7 |- |669 | |

|28 |10 |8 |1 |3 |364 | |

В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеполивные

баржи. Есть также суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа,

овощевозы, химические суда, автомобилевозы (вмещают до 500 машин).

Большое экономическое значение для речного транспорта имеет расширение

безперегрузочного сообщения с применением специальных судов типа "река-

море". Эти суда имеют грузоподъемность 2000-2700 тонн. Нефть перевозят 5000

тонн.

Сооружения водного транспорта

На водном транспорте имеются явственные транспортные пути (реки, озера,

моря). А также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные

(водохранилища, каналы, шлюзы). Судоходство совершается не по всей ширине,

а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-х

встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы

устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки

на разных уровнях. Есть еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не

менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом 1 метр.

Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на

высшую точку канала. Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины,

камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают: однокамерные и

многокамерные. Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не

превышает 20-25 метров. Многокамерные шлюзы применяются, когда разница

больше. Шлюзы бывают: односторонние и двусторонние.

Речные порты и пристани

По своему назначению они бывают:

- рыбные

- грузовые

- военные

- затоны

Порты бывают:

1) русловые [pic];

L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки;

z – длина судна; a – интервал между судами.

2) внерусловые

3) бассейновые

Водная поверхность в районе порта называется акваторией.

Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Они бывают

плавучими (дебаркадами).

Морские порты

Морские поты бывают:

- торговые

- рыбные

- военные

- промысловые

Имеются специализированные порты:

- угольные

- лесные

- поливные

- комбинированные

54% портов у России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты

делятся на 3 категории. И есть вне категорий: Ленинград, Одесса,

Новороссийск, Охотка и т.д.

Основы организации движения флота

1) Речной флот

- свободное движение

- участковое движение

Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без

перевалок. Участковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное

движение лучше. Движение поездов происходит по единому графику.

Руководит движением диспетчерский аппарат, имеющий современные виды

связи.

2) Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:

- внутренние (ксеботажные)- 10%

- внешние (заграничные) – 90%

Плавание организуется по 2-м формам:

1) линейное (регулярное)

2) рейсовое (нерегулярное).

В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в РФ < 1%. В США

климат позволяет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев,

а завоз на Крайний Север – 2-3 месяца.

Магистральный трубопроводный транспорт

Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном

трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть

принят как можно скорее, т.к. заместитель председателя по энергии Шакиров,

сказал, что состояние системы магистральных трубопроводов приближается к

той критической черте, за которой реально возникает угроза национальной

безопасности.

Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты.

В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и

сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и

страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими

экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км.

В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около

99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что

если не возродить работы по созданию нефтепроводов и их реконструкции, то

России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости

от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).

Технико-эксплуатационные характеристики магистрального трубопровода

Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для

массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).

Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-

90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году.

Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность - 12 км. Шухов

построил трубопровод Баку-Батуми и нефть начала уходить на экспорт.

Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:

1) трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому

направлению с преодолением водных преград

2) первоначальные удельные затраты на строительство одного километра

трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или

автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью

3) эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е.

не зависит от климата и времени года

4) герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и

автомобильной дорогой

5) полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания,

а отсюда большая производительность труда

6) низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).

Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть,

так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на

промыслах.

Нефте и продуктопроводы

Они бывают:

- магистральные

- промысловые

- разводящие

- базовые

Магистральные: длина >1000 км; диаметр – 1020 мм, 1400 мм до 2500 мм;

давление – 50-60 атмосфер.

Под влиянием сопротивления движению давление в трубе падает. Величину

напора можно определить из следующей формулы: [pic];

k – коэффициент трения; L – длина участка трубопровода; d – диаметр

трубы.

Скорость движения нефти – 1-1,5 м/сек.

Для снижения сопротивления внутри трубы укладывают пластики, эпоксидную

смолу. Трубы укладывают в траншею до 2,5 м глубиной. Для защиты от коррозии

делают изоляцию от блуждающих токов, строят станции катодной защиты (они

дорогостоящие). На повышенных местах трубопроводы имеют устройства для

выпуска скапливающихся воздуха, а в пониженных местах – осадочные колодцы

для песка и грязи. На станциях перекачки находится насосное и машинное

отделение, резервуары, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика,

ремонтные хозяйства и дома для жилья.

Станции перекачки бывают:

- головными

- промежуточными (через 100 и более км)

- конечные (нефтебазы).

Хранилища бывают:

- стальными

- бетонными

- стекловолоконными.

Американцы имеют резервуары из пластика, который они затопляют в

океане.

Применяются телесистемы дистанционного наблюдения.

Магистральные газопроводы бывают:

- подземные

- надземные (на опорах).

Давление бывает до 100 атмосфер, трубы многослойные, напор, как

правило, естественный.

Для бытового газа применяют одорезацию (придание специального запаха).

Существуют газохранилища надземные, подземные, подводные.

Трубопроводы для транспортировки твердых материалов

- гидросистемы

- пневмосистемы

Гидросистемы транспортируют твердые смеси с водой, пневмосистемы –

твердые смеси с воздухом.

Гидротранспорт делится на 2 группы:

1) самооттечный (без напора, за счет гравитации)

2) напорный.

Диаметр пульпопровода – 800 мм.

Недостаток:

- предварительно необходимо дробление, помол и приготовление пульпы;

скорость движения зависит от фракции так, чтобы материал не оседал

на стенках трубы; медный, никелевый концентрат передается с

обогатительной фабрики на завод по пульпопроводу; трубы внутри имеют

резину, камень, т.к. быстро изнашиваются

- износ труб, на конечных операциях сушка и очистка

- наличие воды.

Пневмоконтейнерные системы: скорость – 50 км/час

В нашей стране 280 тыс. км трубопроводов

Воздушный транспорт

Авис – (от лат.) птица.

Первый научный подход к проблеме полетов мы находим у Леонардо да Винчи

(эпоха Ренессанса).

Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В

1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он

пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил

самый большой в мире самолет (4,3 тонны) "Витязь". В 1924 году был построен

АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104

установил за 2 года 26 мировых рекорда.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

- воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного

транспорта на 40%

- высокая скорость

- требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых

линий

- безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки:

- сильная зависимость от погоды

- высокая себестоимость грузовых перевозок (в 100 раз выше, чем на

железной дороге)

- авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр

самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная

дорога – 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от

35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с

населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе

аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба

аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и

вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку

и диспетчеру выдает следующие сведения:

- координаты воздушных судов

- их бортовые номера

- заданная и текущая высота

- скорости полета

- количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит

автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому

он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего

эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта

в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Промышленный транспорт

Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт,

который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках,

карьерах. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, а по

большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные

перевозки.

Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции

очень велики и составляют 20% (пищевой – 7%, а на открытых горных

разработках – 60-65%, в обрабатывающих областях –20-25%). На промышленном

транспорте работает около 8 млн. человек.

Перевозки грузов на промышленном транспорте в 3 раза больше, чем на

МПС. Например, для производства 1 тонны готовой продукции – 1 млн. тонн

стали, требуется перевезти 17 млн. тонн грузов.

Средняя дальность перевозок на промышленном транспорте составляет 6,5

тыс. км, на МПС – 1000 км. Вот почему показателем грузооборот не

пользуются, а пользуются показателем – перевозка грузов в тоннах.

На промышленном транспорте электрифицировано всего 20% путей, а на

магистральном – 60%.

Виды транспорта

Первое место держит железная дорога и автомобильная дорога. На железную

дорогу приходится 32%, а на автомобиль – 56%, остальные 12% приходятся на

непрерывные виды транспорта.

10 лет назад сохранялась тенденция увеличения перевозок на непрерывных

видах транспорта.

Конвейерный транспорт характеризуется высокой производительностью – 5-

20 тыс. м3/час. У конвейерного транспорта больший подъем (свыше 300 тыс.).

Следующее преимущество – поточность, которая обеспечивает более большую

производительность механизмов, полная автоматизация транспорта, т.е.

повышенная производительность труда.

В СССР при общем росте объемов перевозки и объемов транспорта на 30%

темпы роста непрерывных видов транспорта планировалось увеличить в 2-3

раза.

В свое время были разработки по выбору сфер применения различны видов

транспорта, и одним из показателей была энергоемкость. Сейчас экономисты

считают, что на выбор вида транспорта будет влиять стоимость энергии и

энергоемкость.

Монорельсовый транспорт: Этот вид транспорта никто сейчас не

производит.

Подвесные канатные дороги (ПКД) – очень рентабельный вид транспорта,

имеет большие перспективы.

Дирижабельный вид транспорта – применяется в горах.

Городской транспорт

Феномен – рост народонаселения. На протяжении многих тысячелетий

прирост народонаселения был 0,005%. За 20 тыс. лет население мира

удвоилось, а с появлением земледелия – увеличилось в 100 раз. К началу

нашей эры было 300 млн. человек. В 1850 году – 1 млрд.; в 1900 году – 1,5

млрд.; в 1965 году – 3 млрд., в 1973 году – 4 млрд., в 1989 году – 5 млрд.,

в 2000 году – 6 млрд. В 2030 году ожидается 9млрд. человек.

XX также считается веком урбанизации, т.е. бурного роста городов. В

1900 году в городе проживало 13,6% населения мира. Сегодня – 55%. В СССР в

городе проживало 66%населения, на Западе - больше.

За 1000 лет на Руси создано 860 городов. За последние 70 лет – 1316

городов. В 1923 году было 2 города с населением больше миллиона. В СССР

таких городов было 24.

Вместе с ростом городов рос и развивался городской транспорт. Первая

мостовая в России появилась в 9 веке в Новгороде (деревянная).

Петр I начал мощение камнем. 150 лет назад в Москве главную

транспортную работу выполняли 26 тыс. извозчиков. В 1840 г. появились

первые линейки (телеги со скамьями), в них помещалось до 50 человек. В 1870

году появилась первая рельсовая дорога – конка. Первый трамвай появился в

Киеве в 1891 году, в Москве – в 1903 году, в Санкт Петербурге – в 1907

году. Метро в Европе появилось в 1863 году в Лондоне с паровой тягой.

Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году. Троллейбусы

испытывались в 1883 году в Америке, но из-за несовершенства конструкции

токоприемника они не получили распространения.

Темпы роста перевозок значительно превышают темпы роста населения.

Город в 2 млн. человек требует в 4 раза больше транспортных средств, чем 10

городов по 200 тыс. человек.

Городские пути сообщения подразделяются на:

- уличные и внеуличные

- рельсовые и безрельсовые

- общегосударственного (экспрессы) и районного значения.

Схемы путей сообщения связаны с планом города, его размерами, формой,

рельефом и др.

Существует несколько схем планировки:

1) радиально-кольцевая (Москва, Париж, Лондон)

2) прямоугольная

3) диагонально-прямоугольная (появилась взамен прямоугольной из-за

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.