реферат бесплатно, курсовые работы
 

Траншейные экскаваторы. Спецификации. Реферат.

Траншейные экскаваторы. Спецификации. Реферат.

Траншейные экскаваторы являют собой отдельную, весьма любопытную страницу

истории отечественного строительно-дорожного машиностроения.

История донесла до нас сведения, что многоковшовые экскаваторы, к которым

относятся траншейники, выпускались в России Путиловским заводом в

Санкт-Петербурге. В период с 1903 по 1917 гг. завод изготовил 12

экскаваторов на рельсовом ходу с паровым приводом механизмов и ковшами

емкостью 100 л. Эти экскаваторы использовались на строительстве.

Производство траншейных экскаваторов в СССР

0x01 graphic

Транссибирской железной дороги. Производство многоковшовых экскаваторов

началось в Советском Союзе с машин поперечного копания. В 1932-1934 гг.

для нужд кирпичной промышленности было изготовлено небольшое количество

полукустарных экскаваторов Красный кирпичник. Ну а предмет нашего

рассмотрения - первый советский траншейный экскаватор MK-I  был собран в

январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия

в адрес Московского комитета ВКП(б) и Нар-комтехпрома говорилось, что

экскаватор MK-I был изготовлен в ходе социалистического соревнования в

честь XVII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило

нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.

MK-I предназначался для рытья траншей глубиной до 2,25 м под укладку

водопроводных и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на

цепном приводе и имел производительность 80 мя. В 1935 году на том же

предприятии был создан специальный траншейный экскаватор МТТ,

использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939

гг. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора

MK-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м, предназначенного для

строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную

износоустойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым и

дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный

образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной

копания 1,5м.

В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпускал также Киевский завод

«Красный экскаватор». Им была освоена модель цепного экскаватора МК-П с

максимальной глубиной копания 6 м при ширине 1,2 м. Эта модель являлась на

тот момент самой крупной в СССР и предназначалась для рытья траншей под

водопроводные и канализационные магистрали. МК-И не смог найти широкого

применения из-за большого веса и габаритов, а также малой маневренности и

производительности. Перед войной, в 1940 году, на Киевском заводе создали

опытный образец более совершенного цепного экскаватора MK-III с переменной

шир ной экскавации. При такой я глубине, как и у МК-П, новая м шина могла

рыть траншеи шириной 1,2; 1,5 и 1,8м.

Всего до Великой Отечес венной войны в Советском Сов зе было выпущено 525

траншейных экскаваторов, из них окол 500 - на Дмитровском экскав: торном

заводе. Во время войа траншейные экскаваторы по1 ти не выпускались, лишь

Дми ровский завод, эвакуированны в ноябре 1941 года в Тюмень, г период с

1942 по 1945 гг. изгот! вил девять экскаваторов МК-В 1946 году в нашей

стране был выпущено всего два транше! ных экскаватора, оба на Дми1 ровском

экскаваторном заводе.

В первую послевоенную пятилетку основным производителем траншейных

экскаваторов являлся Дмитровский завод. После войны предприятие

возобновляет производство экскаватора КГ-65. В 1947 году здесь был начат

выпуск модернизированного экскаватора-канавокопателя для МК-IМ для рытья

траншей: глубиной до 3,5 м. После очередной модернизации МК-IМ получил

индекс ЭТ-351 и выпускался до 1951 года, когда ему на смену пришел более

совершенный экскаватор ЭТН-352 с аналогичными рабочими характеристиками. К

концу 40-х годов предприятие освоило производство цепного экскаватора

ЭТ-251 для рытья канав с максимальным профилем 1,1x2,5 м. Машина с такими

характеристиками на тот момент была наиболее востребована. Еще один

экскаватор начала 50-х годов, выпускавшийся в Дмитрове, - ЭТ-121. Эта

наиболее легкая из модельного ряда дмитровских траншейных многоковшовых

цепных экскаваторов машина предназначалась для рытья траншей

прямоугольного сечения - 0,5x1,2 м, при прокладке линий связи и силовых

кабелей. В отличие ото всех ранее освоенных отечественных экскаваторов,

ЭТ-121 представлял собой навесное оборудование на стандартный

сельскохозяйственный трактор СТЗ НАТИ. Такая конструкция снижала стоимость

и трудоемкость изготовления машины.

В 1955 году экскаваторы ЭТ-251 и ЭТН-352 снимаются с производства, и со

следующего года начинается серийный выпуск универсального   траншейного

экскаватора ЭТУ-353. Универсальным экскаватор назван потому, что он

заменил оба типа экскаваторов,   имел   сменное оборудование для рытья

траншей в мерзлых грунтах, а также оборудование  для   получения траншей

со ступенчатыми стенками в неустойчивых грунтах. В 1954 году роторный

экскаватор КГ-65 был заменен усовершенствованной машиной ЭТР-152,

продержавшейся на конвейере совсем недолго, до 1956 года. А уже с 1957

года завод начинает производство    мощного    роторного траншейного

экскаватора БТМ, смонтированного на базе артиллерийского тягача,

именовавшегося «изделие 409У». 28-тонная машина отрывала траншеи глубиной

до 1,5 м. Несмотря на немалый вес, машина развивала довольно высокую

транспортную скорость - до 35,5 км/ч. Экскаваторы серии БТМ в разных

модификациях выпускались вплоть до конца 70-х годов. Главным потребителем

такой техники долгое время оставались Вооруженные силы.

Год от года рос объем выпуска техники на Дмитровском экскаваторном заводе.

Если в 1946 году предприятие изготовило всего два траншейных экскаватора,

то спустя десять лет, в 1956 году, их производство увеличилось до 439

штук.

На Киевском заводе «Красный экскаватор» в первой половине 50-х годов

изготовлялись дренажные экскаваторы ЭТ-141, предназначенные для рытья

траншей с заданным уклоном под укладку гончарных труб. Уже в 1957 году на

смену 141-й модели приходит ЭТ-142, базовой машиной этого экскаватора

служил доработанный гусеничный трактор ДТ-54. В том же 1957 году

осваивается производство цепного экскаватора ЭТН-122, который стал первой

в Советском Союзе траншейной машиной на базе колесного трактора МТЗ-5

Беларусь. Легкий маневренный экскаватор, обладающий довольно высокой

транспортной скоростью (по сравнению с гусеничными машинами) , позволял

отрывать траншеи сечением 0,4x1,2 м под укладку кабеля. Применение

плужковых рабочих органов сделало возможным непосредственный отвал

отрываемого грунта из траншеи.

Производством роторных траншейных экскаваторов для нужд газовой

промышленности занимался Московский экспериментально-механический завод

(МЭМЗ). В 1950-1954 гг. на базе коренным образом переделанного трактора

С-80 выпускалась модель ЭР-2 , предназначенная для укладки магистральных

трубопроводов. Ротор экскаватора, оснащенный 14 ковшами, разрабатывал

траншею сечением 0,85x1,7 м. В 1953 году отраслевое СКВ «Нефтестроймашина»

разработало новую конструкцию экскаватора ЭР-4 с глубиной копания 1,8 м.

Главным отличием от предшественника было то, что рабочий орган выполнялся

в виде полуприцепа к базовому трактору С-80, благодаря чему последний

подвергался минимальной переделке. С 1958 по 1962 год МЭМЗ серийно

выпускал дизель-электрический экскаватор ЭР-5, созданный на основе ЭР-4.

Его основные рабочие характеристики были выше, чем у ЭР-4 (глубина копания

- 2,2 м). В 1959 году завод освоил выпуск роторного траншейного

экскаватора ЭР-7А, созданного на основе трактора С-100, занимавшего

промежуточное положение по рабочим характеристикам между моделями ЭР-4 и

ЭР-5. Также в тот период предприятие изготовляло легкий 10-тонный

экскаватор ЭР-6 на тракторе ДТ-54 (остальные модели имели массу 20-25 т),

предназначенный для рытья траншей сечением 0,5x1,2 м.

Бурное развитие мелиоративного строительства в нашей стране требовало

создания дополнительных мощностей по выпуску специализированных

экскаваторов для мелиорации. В период 50-60-х годов такая техника была

освоена сразу на трех предприятиях - Таллиннском экскаваторном заводе,

Брянском заводе ирригационных машин и Брянском заводе дорожных машин.

В 1956 году в ряды производителей траншейных экскаваторов вошел

Таллиннский экскаваторный завод. Сюда было передано с завода «Красный

экскаватор» производство дренажных экскаваторов ЭТ-142, а также легких

цепных экскаваторов ЭТН-122 на базе трактора Беларусь. В 1957 году

Таллиннский завод перешел к выпуску более легких дренажных экскаваторов

ЭТН-171 массой 9,2 т, способных разрабатывать траншеи сечением 0,5x1,9 м.

В 1960 году ЭТН-122 подвергся модернизации, трансформировавшись в модель с

индексом ЭТН-123, а уже в 1961 году появился усовершенствованный ЭТН-124,

снабженный кабиной. Спустя четыре года начинается производство экскаватора

ЭТЦ-161 на шасси новой модели трактора МТЗ-50 Беларусь с более мощным

двигателем. Это позволило повысить глубину копания с 1,2м до 1,6м. В 1967

году на смену экскаватору ЭТН-171 пришел ЭТЦ-202, оснащенный объемным

гидроприводом с бесступенчатым регулированием скоростей передвижения. У

экскаватора для мелиоративных работ ЭТЦ-202 была и общестроительная

модификация ЭТЦ-201, предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 м. В

конце 60-х годов предприятие освоило изготовление цепного скребкового

узкотраншейного экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-163, применяемого для рытья

траншей с одновременной укладкой труб.

В 60-х годах выпуск траншейных экскаваторов осваивается на Брянском заводе

ирригационных машин. Первой стала уже известная, модернизированная к тому

времени, модель ЭР-7АМ Московского экспериментально-механического завода.

В дальнейшем предприятие сосредоточило усилия на выпуске траншейных

экскаваторов двух типов - для мелиоративного и нефтегазового

строительства. С 1966 по 1969 гг. завод изготовлял двухроторные

экскаваторы ЭТР-122 для рытья оросительных каналов за один проход.

Рабочими органами машины являлись два наклонных ротора бесковшового типа.

Для рытья оросительных каналов глубиной до 3 м и шириной по верху до 13 м

в 60-70-е годы выпускались шне-короторные дизель-электрические экскаваторы

ЭТР-301 массой 78 т. К этому же периоду относится более легкая 35-тонная

модель ЭТР-201.

0x01 graphic

Брянский завод дорожных машин в середине 60-х годов освоил производство

27-тонного экскаватора-дреноукладчика Д-658А для устройства закрытого

дренажа на орошаемых землях. К концу 60-х эту модель сменил

усовершенствованный экскаватор Д-659А.

После перестройки системы управления промышленностью в состав

Минстройдоркоммаша вошел Харьковский экскаваторный завод, приступивший с

1963 года к производству роторных траншейных экскаваторов ЭТР-141,

заменивших в производстве модель ЭР-6. Шестью годами позже в Харькове

начали выпуск экскаватора ЭТЦ-205С, предназначенного для рытья траншей в

грунтах сезонного промерзания и в вечномерзлых грунтах. Созданный на базе

бульдозера Д-687С, экскаватор обеспечивал разработку грунта на глубину до

2 м.

60-70-е годы можно считать золотыми в отечественном производстве

траншейных экскаваторов. Великие стройки социализма требовали все большего

количества самой разнообразной техники, и родная промышленность чутко

реагировала на запросы строителей. Ведущими отраслевыми КБ - ВНИИзем-маш,

Газстроймашина, Мелиор-маш, ВНИИстройдормаш был разработан широкий спектр

траншейных машин, а заводами отрасли освоено их серийное изготовление. И

если до начала 60-х годов основным производителем траншейных экскаваторов

в СССР являлся Дмитровский экскаваторный завод, дававший в 50-е годы более

70% общесоюзного выпуска, то уже в 1975 году, когда промышленность выдала

на-гора 3517 траншейников, его доля составляла всего 17%.

В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию  роторных  

экскаваторов ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору Т-140. Машина

предназначалась для работы в комплекте кабелеукладочной техники. В 1964

году экскаватор был усовершенствован, новая модель ЭТР-132

характеризовалась повышенной в 1,5 раза производительностью. ЭТР-132,

поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался заводом. В 1962 году

основная модель предприятия - цепной экскаватор ЭТУ-353 заменяется

ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья ступенчатых траншей

заменены пильными цепными откосниками. С 1976 года завод перешел на выпуск

гидравлического цепного траншейного экскаватора ЭТЦ-252 на базе

трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую (в 1,8 раза)

производительность. Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в

моделях ЭТЦ-252А и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982

году начато производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в

значительной степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х

годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов. С 1975

года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538 (ИТК),

после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978 году появляется

еще один армейский экскаватор - БТМ-4, созданный на базе гусеничного

транспортера.

Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали

выполнения больших объемов земляных работ. Создание новых моделей

траншейных экскаваторов шло по пути повышения их мощности и

производительности. Московский экспериментально-механический завод в 1962

году создает роторный экскаватор ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м. В этот же

период начинается производство еще более мощной машины с

дизель-электрическим приводом - ЭТР-301, способной разрабатывать траншеи

глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна модель

дизель-электрического экскаватора - ЭТР-231, отрывающая траншеи сечением

2,3x1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных машин

в содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного

экскаватора ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью трактора

Т-130. Эта машина заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ. Модификацией

экскаватора ЭТР-204 являлся ЭТР-223, в значительной степени с ним

унифицированный. В середине 70-х годов МЭМЗ освоил еще одну модификацию на

базе ЭТР-204 -ЭТР-224.

На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного

экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом тракторе

ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью разрабатывал

траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2 м по верху. Опытный

образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство модернизированной модели

ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский завод дорожных машин. Еще одна модель

роторного траншейного экскаватора - ЭТР-254, созданная на базе узлов и

агрегатов тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов

на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь советского

экскава-торостроения. Аналогов этим машинам в мире не было.

Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства. В

середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал выпуск нового

мелиоративного шнеко-роторного экскаватора ЭТР-206, унифицированного с

траншейным экскаватором ЭТР-204. В это же время выпускается роторный

траншейный экскаватор ЭТР-201Б, применяемый в комплекте машин для

облицовки монолитным бетоном каналов глубиной до 1 м. Брянский завод

дорожных машин в 1978 году перешел на выпуск экскаватора-дреноукладчика

ЭТЦ-406, сменившего Д-659Б. В 1977 году на Харьковском экскаваторном

заводе освоено производство траншейного экскаватора ЭТЦ-208 на тракторе

Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом грунте. В свою

очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого экскаватора

создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце 70-х - начале 80-х годов

в Таллинне начинается выпуск унифицированного семейства цепных

экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же трактора Т-130Г-1, а на базе

трактора МТЗ-82 изготовляется новая модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В

60-80-е годы производством мелиоративных экскаваторов также занимался

Мозырский завод мелиоративных машин.

Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю

развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой

промежуток времени - с 30-х по 80-е годы - в СССР было создано и серийно

выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных экскаваторов.

Немало машин несло на борту почетный пятиугольник - Государственный знак

качества, а также экспортировалось в десятки стран мира.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.