реферат бесплатно, курсовые работы
 

Транспортная система Юга России и Новороссийска

перспективы функционирования транспортного комплекса России и отдельно Юга

РФ. Поэтому далее предлогается краткая характеристика транспортной системы

ЮФО РФ.

ЮФО благодаря своему выгодному ЭГП, близости как зарубежных важных

экономических регионов, так и российских, высокой плотности населения,

наличия рекреационных ресурсов, непосредственного прилегания к территории

крупных морских и речных бассейнов, имеет довольно густую сеть железных и

автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.

Исторически сложилось, что южные территории России всегда, начиная с

XVIII в. оказывали огромное влияние как на экономическое, так и на

политическое развитие государства. Сначала главной задачей этой территории

была оборона основной (центральной) территории Руси от набегов кочевых

степных племён. Затем постепенно функции расширились. Уже в начале XVIII в.

кроме оборонительно-пограничных, появляются внешнеторговые функции (хотя

через территорию Волгоградской и Астраханской области по реке Волге, затем

по Каспию уже ранее были налажены торговые связи со странами Ближнего

Востока и Закавказья). Развитие получают такие населённые пункты как Азов и

Ростов-на-Дону. Сначала осваивается река Дон и побережье Азовского моря,

затем внутренние районы Предкавказья и Черноморское побережье. И уже с

середины XVIII в. и по наши дни Каваказ (в т. ч. юг Поволжья) активно

выполняют наряду с вышеперечисленными торгово-транспортные функции.

С середины XIX – до начала XX вв. начинается активное строительство и

развитие транспортной инфраструктуры региона. Появляются новые ж/д дороги,

морские порты. Следствием развития транспорта является развитие экономики

юга России. Такая политика продолжается и после революции 1917 г. Однако

именно в XX в. начался координально новый этап развития транспортной

системы юга России.

В настоящее время Северный Кавказ и Юг Поволжья представляют собой

отдельные составные части огромной транспортной отрасли РФ. Основными

задачами работы транспортной системы ЮФО являются:

1) обеспечение беспрерывного процесса перевозок по всем видам

транспорта, представленным в данном регионе;

2) эффективное взаимодействие с соседними транспортными системами

регионов России и иностранных государств;

3) внедрение новейших технологий выполнения транспортного процесса, для

повышения работы всех видов транспорта;

4) обеспечение безопасной эксплуатации все транспортной инфраструктуры

ЮФО;

5.1. Транспортные коридоры региона.

Главным преимуществом для развития транспорта на юге России является, то,

что, либо непосредственно по территории этого региона либо близко от нее

походят крупные континетальный трансмодальные транспортные коридоры (как

уже существующие, так и планируемые).

Трансмодальные коридоры – новинка для России. Однако именно они

действительно могут помочь нашей стране (региону) быстрее проити стадию

транспортного реформирования и перейти к стадии развития и

усовершенствования, а также, главное, вхождения в крупнейшие как

континетальные, так и мировые транспортные системы.

Примером вышеуказаного реформирования может служить идея создания

транспортного коридора Балтика – Центр – Чёрное море, непосредственно в

своём южном окончании проходящего по территории ЮФО. Эту идею поддержали не

только российские властные структуры различного уровня, представленные

министром транспорта и губернаторами, но и представители Запада в лице

министра транспорта Нидерландов, Европейского банка реконструкции и

развития, Всемирного банка. Транспортный коридор Балтика – Центр – Чёрное

море будет иметь протяжённость 2 тыс. км и пройдёт по территории 14

областей и краёв России (в т. ч. на территории ЮФО: Ростовская область и

Краснодарский край), площадь которых составляет 1 млн. кв. км, а население

– почти 60 млн. чел. Российский транспортный коридор со временем должен

превратиться в важную составляющую трансконтинентальной транспортной

системы, соединяющей Северную и Западную Европу со странами Ближнего

Востока, Турцией, Ираном.

Также осенью 2000 г. Председатель правительства РФ подписал постановление

«О подписании Соглашения о международном транспортном коридоре «Север –

Юг». Данный транспортный коридор свяжет страны Европы со странами Южной

Азии и Персидского залива.

Новый транспортный проект должен в корне изменить существующий подход к

морским и ж/д перевозкам между Европой и Азией, а на отдельных участках

сделать их сопоставимыми с авиаперевозками.

Суть проекта заключается в том, что транспортный коридор будет

управляться единым оператором. Грузы будут перемещаться по коридору в

железнодорожных вагонах, цистернах, контейнерах, а также на автотрейлерах.

*Согласно одобренному Правительством Российской Федерации проекту

Соглашения документ подписывается Правительством Российской Федерации,

Правительством Республики Индия, Правительством Исламской Республики Иран и

Правительством Султаната Оман.

В соответствии с проектом, целями Соглашения являются:

а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок

пассажиров и товаров по международному транспортному коридору "Север-Юг";

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного,

автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств -

Сторон;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и

товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности

товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными

стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в

сфере транспорта в целях реализации Соглашения;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков

транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров

и товаров в пределах международного транспортного коридора "Север-Юг".

В соответствии с вышеуказанными целями, Стороны предпринимают все усилия,

направленные на:

а) сокращение времени транзитных перевозок пассажиров и товаров через

территории их государств;

б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;

в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур

(включая таможенные), касающихся транзитных перевозок пассажиров, товаров

через их соответствующие территории в соответствии с принятыми

международными соглашениями и стандартами.

Настоящее Соглашение регулирует международные и транзитные перевозки

пассажиров и товаров через территории государств - Сторон по маршрутам,

определяемым компетентными органами соответствующих Сторон.

Вышеописанный транспотный коридор непосредственно будет проходить по

территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.

Сегодня правительство Казахстана и руководство порта Актау, основываясь

на технических проектах, разработанных в рамках программ ТРАСЕКА, ведут

переговоры о выделении займа в размере 82 млн. дол. для финансирования

нового транспортного коридора из Европы в Центральную Азию через Кавказ с

пересечением Черного и Каспийского морей. В Казахстане крайней восточной

точкой проекта является станция Дружба на казахстанско-китайской границе,

презентация которой состоялась в прошлом году в совместном проекте с

выставкой "Транзит-Трансказахстан 2000". В свою очередь, данный

транспортный проект непосредственно затрагивает практически всю территорию

ЮФО.

Все перечисленные транспортные коридоры находятся пока в стадии

разработки, однако их эксплуатация выведет транспортную и всю экономическую

отрасль региона и отдельно каждого субъекта на принципиально новый более

эффективный уровень развития. Поэтому руководству нашего федерального

округа необходимо поддерживать новые проекты транспортных коридоров, а при

их разработке принимать в ней активное участие и отстаивать позицию, при

которой эти транспортные коридоры должны будут проходить по территории

субъектов нашего региона.

Немалые налоговые поступления в местные бюджеты от эксплуатации

транспортных коридоров автоматически помогут улучшить инфраструктуру и

общее благосостояние населения этих регионов.

5.2. Транспортная структура и инфраструктура региона.

Однако для привлечения новых транспортных проектов на территорию ЮФО

необходимо наличие собственной транспортной инфраструктуры региона. Ниже

предлагается краткая характеристика транспортной системы и инфраструктуры

описываемого региона по отдельным отраслям транспорта.

Основными транспортными узлами ЮФО являются следующие населённые пункты*:

1) Ростов-на-Дону (центр Ростовской области; население – ок. 1100 тыс.

чел.) – крупнейший транспортный узел региона – «ворота Кавказа»; узел

ж/д линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, международный

аэропорт.

2) Батайск (расположен в Ростовской обл.; население – 100 тыс. чел.) –

ж/д и а/м узел.

3) Краснодар (центр Краснодарского края; население – 800 тыс. чел.) –

крупный узел ж/д линий и а/м дорог, имеется речной порт на р. Кубань,

аэропорт.

4) Новороссийск (ниже будет предложено подробное описание этого

транспортного узла).

5) Туапсе (расположен в Краснодарском кр.; население – ок. 80 тыс. чел.)

– порт на черноморском побережье, ж/д, трубопроводный и а/м узел.

6) Темрюк (расположен в Краснодарском кр.; население – 40 тыс. чел.) –

порт на побережье Азовского моря у устья р. Кубань.

7) Тихорецк (расположен в Краснодарском крае.; население – 70 тыс. чел.)

– крупный ж/д, трубопроводный и а/м узел.

8) Минеральные воды (расположен в Ставропольском крае; население – 80

тыс. чел.) – ж/д и а/м узел, международный аэропорт.

9) Ставрополь (центр Ставропольского края; население – 350 тыс. чел.) –

а/м узел, аэропорт.

10) Моздок (расположен в Североосетинской республике; население – 40 тыс.

чел.) – а/м узел.

11) Махачкала (столица Дагестана; население – 400 тыс. чел.) – ж/д и а/м

узел, аэропорт.

12) Астрахань (центр Астраханской обл.; население – 490 тыс. чел.) –

расположен в р-не дельты р. Волга, крупный речной порт, ж/д и а/м,

трупроводный узел, аэропорт.

13) Волгоград (центр Волгоградской обл.; население – св. 1000 тыс. чел.)

– крупный речной порт и и узел ж/д линий, а/м и трубопроводный узел,

аэропорт.

1. Морской транспорт (порты).

Морской транспорт в ЮФО в силу его географического положения представлен

очень широко. Основными составляющими единицами морского транспорта

являются порты (с их территорией и акваторией) и морские (речные) суда

морских (речных) пароходств.

Ниже приведена краткая характеристика состояния морского портового

хозяйства по бассейнам, прилегающим к территории ЮФО.

Азово-Черноморский бассейн.

Порты этого бассеина считаются наиболее перспективными. Этому

способствовало значительное увеличение за последние годы грузопотоков, как

импортных, так и экспортных. Из-за этого южное направление российских

грузопотоков сейчас считается одним из самых эффектино работающих. Причины:

близость к международным рынкам; отличные климатические условия;

переизбыток трудовых ресурсов; близость основных континентальных торговых

«коридоров»; достаточное развитие портового хозяйства и достаточные глубины

в акваториях этих портов. Главным центром морской грузоперевалки в этом

регионе является порт Новороссийск. Правда, мощности этого порта ещё не до

конца приспособлены к новым грузопотокам.

Здесь строится новый контейнерно-зерновой комплекс мощностью на 3 млн. т

зерна, 120 тыс. контейнеров, 1 млн. автопаромных и 0,5 млн. т генеральных

грузов. Образована территория площадью 12 га, введён эксплуатацию по

временной схеме автопаромный комплекс мощностью 0,6 млн. т.

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование на

строительство глубоководного нефтепричала мощностью 15 млн. т сырой нефти.

Прорабатываются вопросы строительства в нефтегавани Шесхарис базы для

бункеровки судов и отгрузки на экспорт нефтепродуктов.

Строится комплекс для перегрузки и временного хранения скоропортящихся

грузов.

Ведутся реконструкция и техническое перевооружение двух зерновых причалов

с прокладкой ж/д путей, позволяющих перегружать зерно по прямому варианту

судно-вагон.

Компанией «Внешторгинвест» задействован комплекс по отгрузке на экспорт

жидких удобрений.

Порт Геленджик. Разработано и утверждено технико-экономическое

обоснование реконструкции и строительства порта для перегрузки генеральных

грузов в объёме 0,8 млн. т и перевозки 127 тыс. пассажиров в год.

Реконструкцию и развитие порта намечается осуществить за счёт внебюджетных.

Распоряжением Правительства РФ в 1997 г. открыт пропуск грузовых

иностранных и российских судов загранплавания.

Порт Темрюк. В порту ведутся работы по строительству перегрузочных

комплексов, восстановлению оградительного мола и дноуглублению подходного

канала.

Разработано технико-экономическое обоснование развития Темрюкского

воднотранспортного узла, предполагающее довести мощности порта (I очередь)

до 4,5 млн. т, а в перспективе до 8 млн. т. Основным сдерживающим фактором

обеспечения нормальной загрузки порта является отсутствие подъездных ж/д

путей. Однако этот вопрос решается. Также предполагается придание порту

международного статуса.

Прорабатывается генеральная схема развития порта Кавказ.

Разрабатывается на уровне Правительства стратегический план развития

порта Сочи: реконструкция пассажирских причалов и восстановление морского

вокзала.

Также ведутся реконструкция и строительство портов: Таганрог, порта на

мысе Железный Рог и др.

Сейчас идёт активное строительство нового мощного нефтяного терминала в

районе Новороссийска (пос. Ю. Озереевка). В его состав будет входить

портовый комплекс с выносными устройствами с перспективной мощностью до

60 млн. т.

В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционируют паромные

переправы между портами Новороссийск – Самсун, Новороссийск – Бургас –

Поти, Новороссийск – Варна.

В связи с полным отсутствием бюджетных средств Служба морского флота не

имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские

паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25-

30 млн.ам.долл.

Каспийский бассейн.

Разработано технико-экономическое обоснование на реконструкцию и развитие

Махачкалинского порта. Произведена реконструкция двух причалов, где

обрабатываются сухогрузные суда.

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства

нового морского порта в районе посёлка Оля Астраханской области. Построен

пионерный причал для обработки ролкеров.

|Бассейн / порт |Введено |Находятс|

| |в |я в |

| |эксплуат|стадии |

| |ацию за |строител|

| |1993-199|ьства, |

| |7 гг., |млн. т |

| |млн. т | |

|Азово-Черноморский бассейн: | | |

|Новороссийск |2,1 |6,0 |

|Темрюк |0,5 |4,5 |

|Таганрог |- |3,0 |

|Каспийский бассейн: | | |

|Махачкала |0,8 |- |

|Р-н пос. Оля (новый) |0,6 |- |

|Итого |4,0 |13,5 |

2. Железнодорожный транспорт.

В структуре МПС все железные дороги России разделены на региональные

железнодорожные управления (всего существует 17 управлений). Территория ЮФО

входит в состав Северо-Кавказской и Приволжской (Волгоградская и

Астраханская области) железных дорог.

Северо - Кавказская железная дорога:

Курирующее предприятие (организация)

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Предприятия подчинения

1. Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги .

2. Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги.

3. Минераловодское отделение Северо-Кавказской железной дороги.

4. Ростовское отделение Северо-Кавказской железной дороги.

5. Лиховское отделение Северо-Кавказской железной дороги.

Приволжская железная дорога:

Курирующее предприятие (организация)

Министерство путей сообщения Российской Федерации.

Предприятия подчинения:

1. Астраханское отделение Приволжской железной дороги.

2. Волгоградское отделение Приволжской железной дороги.

3. Саратовское отделение Приволжской железной дороги.

Как видно из вышеприведённой схемы после вхождения в ЮФО Астраханской и

Волгоградской области могут возникнуть проблемы нормального взаимодействия

между разными управлениями железных дорог. Особенно это относится к

Приволжскому отделению, так как это управление в новых условиях будет

осуществлять свою деятельность как в ЮФО, так и в Поволжском Федеральном

округе.

Из создавшегося положения может быть два выхода:

1) перестройка структуры МПС и перевод некоторых «выпадающих» предприятий

подчинения региональных железных дорог в другие предприятия

подчинения, или их расформирование.

2) поиск рационального пути работы двух (или более) региональных

управлений железных дорог в одном федеральном округе.

В целом ж/д транспорт в ЮФО играет главенствующую роль во всех

перевозках. Этим видоми транспорта связаны практически все районы округа,

т.о. ж/д транспорт (наряду с а/м) играет важную связывующую роль в регионе

и от его работы напрямую зависит работа всей инфраструктуры ЮФО.

Основными ж/д направлениями по объёмам перевозок считаются:

1) Центр – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск;

2) Центр – Ростов-на-Дону – Тихорецк – Армавир – Кисловодск;

3) Восток – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск;

4) Центр (Восток) – Тихорецк – Армавир – Туапсе – Адлер;

Как видно главными ж/д узлами региона являются станции: Ростов-на-Дону,

Тихорецк, Новороссийск, Армавир, Краснодар, Мин. Воды и др.

Итак, вкратце охарактеризуем состояние ж/д транспорта.

Сегодня ж/д дороги осуществляют около 85% грузоперевозок и около 38%

пассажирских перевозок и входят в число крупнейших транспортных средств,

занимая 1-е место в мире по протяжённости электрифицированных магистралей,

3-е место по объёмам грузовых и пассажирских перевозок.

В 1999 г. железнодорожники почувствовали результаты оживления в

ээкономике России, что нашло своё проявление в росте грузооборота на 17% к

уровню 1998 г. и росте пассажирооборота на 8,8%.

В 1996 г. на Всероссийском съезде железнодорожников были утверждены

«Основные направления развития ж/д транспорта до 2005 года».

Последовательная реализация этой программы позволила обеспечить

значительное развитие взаимоотношений с пользователями транспортных услуг и

субъектами РФ, повысить конкурентноспособность ж/д транспорта, перейти к

активной научно-технической политике и внедрению ресурсосберегающих

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.