реферат бесплатно, курсовые работы
 

Транспорт

Транспорт

Транспорт

В Ямало-Ненецком округе на долю транспорта приходится 7,6% всех

капитальных вложений, что несколько меньше средне российского уровня

(10,4%). Попасть из одного населенного пункта в другой можно либо водным,

либо воздушным транспортом. Развитие транспортной инфраструктуры округа

было тесно связано с его хозяйственным освоением. Традиционным для округа

видом транспорта являются оленьи упряжки, которые сих пор используются во

многих районах округа. Исторически важное значение для округа играло и

играет речное и морское судоходство. Бурное развитие транспорта и связи в

регионе началось только в послевоенные годы. В 1949 г. в Лабытнанги пришла

железная дорога. На реках курсировали комфортабельные пассажирские суда,

пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С

1964 г. введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24

в Тюмень, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 г - в Москву. Для более

полного удовлетворения потребности населения округа в авиаперевозки на

внутренних авиалиниях привлечена авиакомпания "Тюменские авиалинии". В 1997

году создана и успешно работает авиакомпания "Ямал".

Однако, обеспечение населения транспортными перевозками сложное. По-

прежнему наблюдается снижение объемов перевозок из-за высоких тарифов, что

ведет к сокращению численности работников, занятых в авиатранспорте.

Железнодорожный транспорт остается единственно доступным видом транспорта

примерно для трети жителей округа. На востоке округа, от станции Корочаево,

проектируется трасса железной дороги и отсыпается дорога к районному центру

Тазовский. Магистрали идут через зону заполярного нефтегазоконденсатного

месторождения. Новая транспортная артерия дает возможность выхода на

соседние месторождения.

Грунтовая дорога строится от Салехарда к центру Приуральского района

п. Аксарка, что позволит разгрузить речную магистраль - Обь - и сделать

сообщение с районным центром постоянным. От Надыма к Салехарду, вдоль

трассы газопровода, отсыпается полотно дороги производственного назначения.

Развитие транспортной сети, в первую очередь наземной, позволит сократить

затраты на доставку всех грузов как в округ, так и за его пределы.

Население округа должно иметь возможность использования альтернативных

видов транспорта в соответствии с необходимыми затратами времени и своими

финансовыми возможностями.

В 1995 г., по согласованию с администрацией округа, военно-морскими

силами России был проведен небывалый для мировой практики эксперимент.

Атомной подводной лодкой подо льдами океана на базу АО "Карская

нефтегазоразведочная экспедиция" в п. Харасавей доставлены грузы. По

расчетам экономистов использование атомных подводных лодок для транспортных

целей при освоении структур полуострова значительно удешевляет перевозки,

позволяет сделать навигацию в заполярье круглогодичной.

Автотранспорт

В настоящее время дорожному строительству в ЯНАО уделяется большое

внимание, так как автомобильный транспорт и его инфраструктура здесь только

начинают развиваться. Пока из 108 населенных пунктов, расположенных на

территории округа, имеют выход на автомобильные дороги 21. Во всех семи

районных центрах требуется построить дороги, которые свяжут их с

административным центром округа. Поэтому для развития экономики ЯНАО

необходимо создать опорную сеть федеральных автомобильных дорог, которая

впоследствии свяжет столицу округа и все основные населенные пункты с

транспортной системой страны. В округе необходимо построить еще 1,5 тыс. км

дорог федерального значения.

До недавнего времени в округе силами добывающих предприятий строились

преимущественно только промысловые и подъездные дороги. Из всех дорог общей

протяженностью 3516,8 км значительная их часть находится в ведомственном

подчинении - 2819 км. Дороги общего пользования составляют 674 км (19,1% от

общей протяженности автодорог округа), в том числе 23,8 км федеральных

автодорог. Кроме того, используется более 3,5 тыс. км зимников.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км

территории составляет всего 0,1 км при среднем показателе по стране - 26

км. Автодороги с твердым покрытием составляют около 80% в общей

протяженности автомобильных дорог в округе (в среднем по России - 90%).

В настоящее время в ЯНАО принята важная программа "Дороги Ямала",

которая станет составной частью в президентской программе "Дороги России".

Один из наиболее важных проектов в региональной программе - создание

автомагистрали федерального значения, которая соединит все города округа и

крупные населенные пункты со столицей округа по маршруту Салехард - Надым -

Новый Уренгой - Коротчаево - Пур-Пе - Ноябрьск с последующим выходом через

территорию Ханты-Мансийского округа на Тюмень. В итоге будет получен выход

ко всей транспортной системе страны. Все создаваемые дороги в округе будут

иметь стратегическое значение, так как свяжут многие предприятия, крупные

месторождения и населенные пункты ЯНАО со всей страной.

В будущем автомобильный транспорт получит в округе еще большее

развитие. Есть планы строительства товарно-транспортного коридора Стокгольм

- Хельсинки - Санкт-Петербург - Архангельск - Республика Коми - Полярный

Урал - Ямало-Ненецкий округ. И далее от Красноселькупа до Норильска и

Дудники. Реализация этого проекта сулит фантастические перспективы не

только ЯНАО, так как такая "горизонталь" хорошо вписывается не только в

программу "Дороги Ямала", но и в программу "Дороги России".

Автотранспорт является источником загрязнения атмосферы, количество

автомашин непрерывно растет (диаг. 1.1), особенно в крупных городах; а

вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.

Диаг. 1.1

Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы,

пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсических

примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными

газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их общего

выброса.

Исследования состава отработавших газов ДВС показывают, что в них

содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в

табл. 1.1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда

сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).

Анализ данных данных приведенных в таблице 1.1, показывает, что

наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего

выброса СО, Nox, CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах

сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей

поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Саж

может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе,

увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека.

Таблица 1.1

| |Содержание компонента, об. доли, | |

|Компоненты |% |Примечание |

| |Карбюраторные |Дизельные | |

| |ДВС |ДВС | |

|N2 |74 – 77 |76 – 78 | |

|O2 |0,3 – 8 |2-18 | |

|H2O (пары) |3,0 – 5,5 |0,5-4,0 |Нетоксичен |

|CO2 |5,0 - 12,0 |1,0-10,0 | |

|H2 |0 - 5,0 |- | |

|CO |0,5 - 12,0 |0,01-0,50 | |

|NOx |До 0,8 |0,0002-0,5 | |

|CnHm |0,2 - 3,0 |0,009-0,5 |Токсичен |

|Альдегиды |До 0,2 мг/л |0,001-0,09 мг/л | |

|Сажа |0-0,04 г/м3 |0,01-1,1 г/м3 | |

|Бензапирен |10-20 мкг/м3 |до 10 мкг/м3 | |

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, поступающих в

атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического

состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего

загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО

увеличиваются в 4 – 5 раз.

Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения

свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными

соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой

жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает

на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль

средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация

свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:

Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50

Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу

можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно

практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.

Валовые выбросы вредных веществ автомобильным транспортом России

(тогда еще СССР) составляют, млн. т/год:

Автомобили: 1960 г. 1970 г. 1980 г.

Грузовые. . . . . . . . . . . .9,05 18,99 30,63

Легковые. . . . . . . . . . . .0,82 1,3 4,23

Автобусы. . . . . . . . . . . 0,65 2,1 4,16

Всего: 10,52 22,39 39,02

Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т:

оксида углерода – 260

летучих углеводородов – 40

оксидов азота – 20.

Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного

воздуха крупных городов мира составляет, %:

Оксид углерода Оксиды Азота Углеводороды

Москва 96,3 32,6 64,4

Санкт-Петербург 88,1 31,7 79

Токио 99 33 95

Нью-Йорк 97 31 63

В некоторых городах концентрация СО в течении коротких периодов

достигает 200 мг/м3 и более, при нормативных значениях максимально

допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия).

Авиация

Воздушный транспорт занимает особое положение в округе. При огромной,

почти неосвоенной территории и очаговом характере населения авиация

приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных

грузов и медицинского обслуживания населения. Первые полеты были проведены

1931-32 гг. а в начале 1935 г. открыта регулярная авиалиния Тюмень -

Салехард. Осваивал воздушный мост Тюмень - Салехард известный полярный

летчик Николай Александрович Цилебеев. Первый рейсовый полет осуществил

пилот С.И. Антюшев.

В настоящее время основные авиаперевозки за пределы округа

осуществляются компанией "Тюменские авиалинии" и компанией "Ямал". Главным

транспортом для местных жителей по прежнему является вертолет. Идет работа

по строительству новых и расширению действующих аэродромов. Воздушные

перевозки осуществляются из аэропортов Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый

Уренгой и Ямбург, имеющих искусственные взлетно-посадочные полосы и

способные принимать самолеты Ил-86, Ту-204, Ту-154, Ту-134, Ил-76 и др. В

столице округа подготовлена новая взлетно-посадочная полоса для различных

типов самолетов, завершается строительство нового здания аэропорта. С целью

более полного удовлетворения спроса на авиаперевозки и снижения тарифов

администрация округа 16 марта 1997 г. приняла решение о создании

авиакомпании "Ямал", которая активно ведет перевозки пассажиров и грузов.

За истекший год освоено пять типов самолетов.

Железнодорожный транспорт

В настоящее время железнодорожный транспорт остается единственно

доступным видом транспорта примерно для трети жителей округа.

История развития этого вида транспорта такова: в 40-х гг. на

территории округа началось строительство железной дороги Воркута - Салехард

- Игарка, которая должна была стать частью широтной железнодорожной

магистрали Москва - Анадырь. Сразу после Великой Отечественной войны

принято правительственное постановление о строительстве крупного морского

порта на полуострове Ямал в районе мыса Каменный, к которому планировалось

подвести железнодорожную ветку. Однако от идеи строительства порта

отказались довольно скоро, железнодорожная ветка к мысу Каменному не была

построена. Однако дорогу Салехард - Игарка начали строить, причем

одновременно с западного и восточного направлений. К 1 январю 1954 г.

считались построенными более половины из предполагавшихся 1,5 тыс. км

железнодорожных путей. Окончить строительство дороги помешали трудности с

постройкой мостового перехода через Обь и неоконченная дорога была закрыта.

Когда началась разработка газовых месторождений в ЯНАО, дорогой

воспользовались строители.

Сегодня в округе есть несколько железнодорожные станций, два участка

железной дороги, не связанные между собой. Первая станция - это Лабытнанги

(Северная железная дорога, Воркутинское отделение, протяженность участка

195 км), обеспечивающая сообщение столицы округа Салехарда с Европейской

частью России. Вторая станция - Новый Уренгой, связанный 650-километровой

веткой с Сургутом, далее с Тюменью и железнодорожной сетью страны

(Свердловская железная дорога, Сургутское отделение, протяженность участков

635 км, в том числе 236 - для грузовых перевозок). Чисто технологические

задачи выполняют железные дороги Новый Уренгой - Ямбург и строящаяся ветка

Лабытнанги - Бованенково. Железная дорога, связавшая Ноябрьск, Новый

Уренгой, Ямбург с Тюменью, а через нее с остальным миром, уходит дальше на

север к поселку нефтяников Пур-Пе, городу Губкинскому и другим.

Для сокращения эксплуатационных расходов и увеличения экономических

показателей некоторые станции округа закрываются для выполнения грузовых

операций и переводятся на дневной режим работы.

В транспортной системе респ. на долю Ж.-д.т. приходится 44,4%

грузооборота, 29,2% пассажирооборота. Эксплуатац. длина ж.д. общего пути РБ

составляет 1325 км, густота широкой сети - 10,5 км (1994). Самаро-

Златоустовская (ныне Куйбышевская орд. Ленина) ж.д. (участок Сибирской ж.-

д. магистрали) проложена в кон. 19 в.: в 1888 участок Кинель-Уфа, в 1890 -

Уфа-Златоуст (в 1892 продолжена до Челябинска). В 1914 построена широтная

магистраль Чишмы-Уфа, горнозаводские ж.д. В 20-е гг. общая длина ж.д. БАССР

составила 673 км, в т.ч. 503 км широкой, 170 км узкой колеи; густота

широкой сети на 1 тыс. км2 терр. - 3,5 км. По ж.д. перевозили с.-х.

продукцию (зерно, муку), лес, уд. в. к-рых в структуре грузооборота

существенно изменился

Структура грузооборота (в % к итогу)

| |1913|1928|1940|1950|1970|1980|1990|1994|

|Хлеб |37.8|31.2|13.0|6.1 |3.1 |2.8 |2.9 |0.8 |

|Нефть,нефтепродукты |4.6 |3.4 |25.7|37.8|53.8|47.6|42.0|17.3|

|Лес и дрова |17.4|10.3|8.4 |8.0 |1.5 |1.3 |1.5 |0.3 |

|Уголь |1.2 |5.2 |9.7 |12.9|9.2 |6.6 |9.0 |4.0 |

|Металлы, металлолом |7.9 |13.6|2.3 |1.0 |1.5 |2.2 |2.5 |0.6 |

|Прочие |31.1|36.3|40.9|34.2|30.9|39.5|42.1|76.6|

В послевоен. годы, в связи с открытием Туймазинского м-ния нефти,

развитием нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, интенсификацией добычи

угля построены ж.д. Аллагуват-Ермолаево (1950), Уруссу-Нарышево (1978). В

1959 бывш. Уфимская ж.д. (1949) присоединена к Куйбышевской. В строй

вступили новые электрифицированные участки Д¦ма-Карламан-Белорецк (1977),

Д¦ма-Чишмы (1981, третий путь; 1986, четвертый путь), южный обход Уфы

(1982), ж.-д. выход на Оренбург (1981). В 50-60-е гг. развитие

нефтепереработки способствовало стр-ву промывочно-пропарочных ст.:

Черниковка-Восточная, Аллагуват, Загородная, Новоуфимская, Лощинная.

Железнодорожный транспорт при открытой разработке рудных месторождений

Карьерный транспорт является связующим звеном в общем технологическом

процессе. От четкой работы карьерного транспорта зависит эффективность

смежных производствен- ных процессов - выемочно-погрузочных и отвальных

работ.

Условия разработки рудных карьеров способствуют преимущественному

применению для вывозки горной массы

автомобильного транспорта. Автомобилями перевозятся на карьерах черной

металлургии 64,6 % и карьерах цветных металлов более 80 % всех карьерных

грузов.

На втором месте по объему перевозок находится железно-

дорожный транспорт, которым перевозится на карьерах черной металлургии

30,4 % всей горной массы. Остальные виды транспорта имеют подчиненное

значение и общий объем перевозок ими не превышает 5 % всех грузов.

Значительная глубина рудных карьеров создает условия для

использования комбинированного транспорта. Так, на железнорудных карьерах

комбинированным транспортом вывозится 41,5 % горной массы, в том числе 79 %

добываемой руды.

Железнодорожный транспорт целесообразно применять на карьерах с

большим годовым грузооборотом ( 25 млн. тонн и более ) при значительной

длине транспортирования ( 4 км и более ). К основным достоинствам

железнодорожного транспорта следует отнести небольшой расход энергии,

возможность обеспечения практически любой величины грузооборота при любом

расстоянии перевозок, возможность применения автоматизированной системы

управления (АСУ), надежность работы в различных климатических и горно-

геологических условиях и относительно небольшие затраты на 1 тоннокиломерт

перевозок.

По сравнению с другими видами карьерного транспорта железнодорожный

требует наибольших радиусов кривых

( 100 - 120 метров ), значительной протяженности фронта работ ( 500 -

600 метров ) и допускает минимальные подъемы пути ( 40 - 60 промилле ). Эти

условия обеспечива- ются при больших размерах карьера в плане. При

железнодорожном транспорте относительно велики объемы горно-капитальных

работ, капитальные затраты, затраты на содержание транспортных коммуникаций

и их эксплуатацию и наиболее сложная организация движения.

Железнодорожные перевозки на карьерах черной металлургии

осуществляются электрифицированным транспортом ( 77 % перевозимых грузов )

и тепловозами

( 23 % ). В качестве локомотивов используется 356 тяговых агрегатов,

245 электровозов, а также 448 тепловозов мощностью 2 - 6 тыс. л.с..

Тепловозы используются на большинстве карьеров Криворожского бассейна.

Основными условиями эффективного формирования экска- ваторно-

железнодорожных комплексов при использовании экскаваторов механических

лопат на погрузке горной массы и железнодорожных составов при ее

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.