| |||||
МЕНЮ
| Разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя автомобиля ГАЗ-53А[pic], (1.7) [pic], (1.8) Здесь и далее индексы при обозначении Rz, T, p, (, ( показывают, с учётом качества каких поверхностей нужно определить значение этих параметров. [pic]мм; [pic]мм; [pic]мм; [pic]мм. 4). Определяем припуски на чистовую механическую обработку восстановленной детали и её предельные размеры после черновой обработки: [pic], (1.9) [pic], (1.10) [pic], (1.11) [pic], (1.12) [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм. 5). Определяем припуски на черновую обработку восстановленной детали и её предельные размеры после восстановления: [pic], (1.13) где d – диаметр обрабатываемого отверстия, мм; (отв. – допуск на диаметр обрабатываемого отверстия в зависимости от точности отверстия, мм. [pic], (1.14) [pic], (1.15) [pic], (1.16) [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм. 6). Определим толщину наращиваемого слоя при восстановления детали: [pic], (1.17) [pic], (1.18) [pic]мм, [pic]мм. 7). Проверяем правильность расчёта припусков по каждому переходу и толщины восстанавливаемого слоя: [pic], (1.19) [pic], (1.20) [pic], (1.21) [pic], (1.22) [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм, [pic]мм. Последовательность операций при восстановлении размеров отверстия нижней головки шатуна: 1). Чистовое растачивание с целью исправления геометрических параметров отверстия нижней головки шатуна. 2). Восстановление детали путём нанесения гальванического покрытия. Применяем железнение. 3). Предварительная механическая подготовка. Назначаем чистовое шлифование. 4). Окончательная механическая обработка. Применяем хонингование с целью достижения необходимых параметров шероховатости. Определение припуска на механическую обработку отверстия в верхней головке шатуна: верхнюю головку восстанавливаем растачиванием отверстия в верхней головке шатуна до ремонтного размера (26,27+0,023 мм). Выбраковочный размер детали равен 25,007 мм, поэтому припуск принимаем равным 0,25 мм. Таблица 1.4 Расчёт припусков и предельных размеров на обработку детали. |Технол. |Элементы |zmi|Расчё|Доп|Предельный |Предельное | |операции |припуска |n |тный |уск|размер |значение | |и | | |разме| | |припусков | |переходы | | |р | | | | |Rz |T |p |( | | | |Номинальный. |Наибольший |Номинальный. |Наибольший | |Диаметр-отверстия |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- | |Разница при дефектовке |0,02 |0,01 |0,021 |0,03 |--- |63,5 |0,012 |63,5 |63,512 |--- |--- | |Разница после восстановления |0,5 |0,2 |0,05 |1,1 |0,365 |62,862 |0,25 |62,673 |63,038 |0,3904 |0,755 | |Черновая механич. обработка |0,099 |0,063 |0,041 |0,75 |0,162 |63,776 |0,15 |63,674 |63,824 |0,162 |0,282 | |Чистовая механич. обработка |0,005 |0,01 |0,021 |0,03 |0,08 |62,416 |0,012 |63,403 |63,428 |0,08 |0,11 | | 1.10 Разработка восстановительных операций. Для восстановления отверстия в нижней головке шатуна наибольшее применение получило осталивание (железнение) ванным методом. Сущность процесса состоит в том, что в качестве ванны используется сама деталь. Электролит удерживается в изношенном отверстии при помощи приспособлений с уплотнениями. В качестве источника питания для наносимого покрытия используется растворимые аноды из стали 10, 20. В настоящее время в производстве широко используется железнение в холодном электролите на асимметричном токе с катодно-анодным соотношением ((8(10. Для железнения применяется электролит с концентрацией хлористого железа FeCl24H2O – 200 г/л, йодистый калий KI – 20 г/л, HCl – 15 г/л. Температура электролита поддерживается в пределах 50 (С, а плотность тока 50(60 А/дм. Технологический процесс железнения включает операции: электрохимическое обезжиривание, анодное травление, железнение, нейтрализацию с последующими промывками после каждой операции. Далее шатуны отправляют в сушку. 1.11 Расчёт режимов механической обработки. При обработке деталей на металлорежущих станках элементами режима обработки является: глубина резания, подача, скорость резания, мощность резания. 1.11.1 Расточная обработка. Обрабатываем отверстие нижней головки шатуна. Глубина резания t при черновой обработке равна или кратна припуску z на выполняемом технологическом переходе. При чистовой обработке (Ra<2,5) глубина резания принимается в пределах 0,1(0,4 мм. После назначения глубины резания t(0,1 мм назначаем подачу из числа существующих в характеристике станка S=0,1 мм/об. Скорость резания v рассчитывается по формуле: [pic], (1.23) где Сv, m, xv, yv – коэффициенты и показатели степени, учитывающие условия обработки; Т – период стойкости режущего инструмента; Kv – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, которые не учтены при выборе Cv. Период стойкости режущего инструмента Т принимаем равным 60 минутам. Поправочный коэффициент Kv рассчитываем по формуле: [pic], (1.24) где Kmv(1,67 – коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого материала; Knv(1 – коэффициент, учитывающий состояние поверхности заготовки; Kуv(1 коэффициент, учитывающий главный угол резца в плане; Kу1v(0,9 – коэффициент, учитывающий вспомогательный угол резца в плане; Krv(1 – коэффициент, учитывающий радиус при вершине режущей части резца; Kqv(0,91 – коэффициент, учитывающий размеры державки резца; Kоv(1 – коэффициент, учитывающий вид обработки; Kuv(0,9 – коэффициент, учитывающий вид материала режущей части инструмента. [pic]. Определим скорость резания по формуле (1.23): [pic]м/мин. По расчётному значению скорости резания определяется частота вращения шпинделя с закреплённым резцом: [pic], (1.25) где dД – диаметр детали (отверстия), мм. [pic]об./мин. Максимальная частота вращения шпинделя станка равна 450 об./мин. Принимаем частоту вращения шпинделя, близкую к расчётной n(350 об./мин. Тогда скорость обработки рассчитывается по формуле: [pic], (1.26) [pic]м/мин. Рассчитанные элементы режима резания необходимо проверить по мощности электродвигателя станка. Мощность резания определим по формуле: [pic], (1.27) где рz – составляющая силы резания. [pic], (1.28) где Срz, xрz, yрz, nрz – коэффициенты и показатели степеней, учитывающие условия обработки; Крz – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, неучтённые коэффициентом Срz. [pic], (1.29) где КMрz(0,68 – коэффициент, учитывающий качество обрабатываемого материала; К(рz(1 – коэффициент, учитывающий главный угол в плане режущей части инструмента; Кyрz(0,94 – коэффициент, учитывающий передний угол режущей части инструмента; К(рz(1,1 – коэффициент, учитывающий угол наклона лезвия; КRрz(1 – коэффициент, учитывающий влияние радиуса при вершине резца. [pic]. Коэффициент КRрz не учитываем, т.к. сталь резца не быстрорежущая. [pic]Н – составляющая силы резания. [pic]кВт – мощность резания. Мощность резания, приведённая к валу электродвигателя, должна быть равна или несколько меньше мощности электродвигателя станка. Условие выполняется: Nр 0,23<3. 1.11.2 Железнение. После выполнения токарной обработки предусмотрена гальваническая операция (железнение – см. п. 1.10) отверстия нижней головки шатуна. 1.11.3 Шлифование. Чистовое шлифование отверстия нижней головки шатуна. При шлифовании периферией круга с радиальной подачей (врезное шлифование) мощность определяется по формуле: [pic], (1.30) где d – диаметр шлифования, мм; b – ширина шлифования, мм; v'd – скорость вращательного движения детали, об./мин; Sp – перемещение шлифовального круга в радиальном направлении, мин./об., Сn, r, y, q, z – поправочный коэффициент и степени для табличных условий работы. [pic]об./мин. [pic]кВт. Условие выполняется: Nр 3,6<8,275. 1.11.4. Хонингование отверстия нижней головки шатуна. Определяем скорость резания по формуле: [pic], (1.31) где vв – скорость вращательного движения хона, об./мин.; vв-п – скорость возвратно-поступательного движения хона, м/мин. [pic], (1.32) где D(63,4 мм – диаметр хонингуемого отверстия; n(155 об./мин. – частота вращения шпинделя станка. [pic], (1.33) где nвх(10 ход/мин. – число двойных ходов хона; Lх(0,15 м – длина хона. [pic]м/мин. [pic]м/мин. [pic] м/мин. Мощность при вращательном движении определяется по формуле: [pic], (1.34) где Рх – осевая составляющая силы резания, м. [pic], (1.35) где fх – коэффициент трения резания; р – давление брусков, Па; S – площадь контакта одного бруска с обрабатываемой поверхностью, м2; n – количество брусков в хоне, ед. [pic]Н. [pic]кВт. Условие выполняется: Nв 1,25<2,8. 1.11.5 Растачивание отверстия верхней головки шатуна. Протачиваем отверстие верхней головки шатуна до ремонтного размера. Глубина резания t при черновой обработке равна или кратна припуску z на выполняемом технологическом переходе. При чистовой обработке (Ra<2,5) глубина резания принимается в пределах 0,1(0,4 мм. После назначения глубины резания t(0,1 мм назначаем подачу из числа существующих в характеристике станка S=0,1 мм/об. Скорость резания v рассчитывается по формуле: [pic], (1.23) где Сv, m, xv, yv – коэффициенты и показатели степени, учитывающие условия обработки; Т – период стойкости режущего инструмента; Kv – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, которые не учтены при выборе Cv. Период стойкости режущего инструмента Т принимаем равным 60 минутам. Поправочный коэффициент Kv рассчитываем по формуле: [pic], (1.24) где Kmv(1,67 – коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого материала; Knv(1 – коэффициент, учитывающий состояние поверхности заготовки; Kуv(1 коэффициент, учитывающий главный угол резца в плане; Kу1v(0,9 – коэффициент, учитывающий вспомогательный угол резца в плане; Krv(1 – коэффициент, учитывающий радиус при вершине режущей части резца; Kqv(0,91 – коэффициент, учитывающий размеры державки резца; Kоv(1 – коэффициент, учитывающий вид обработки; Kuv(0,9 – коэффициент, учитывающий вид материала режущей части инструмента. [pic]. Определим скорость резания по формуле (1.23): [pic]м/мин. По расчётному значению скорости резания определяется частота вращения шпинделя с закреплённым резцом: [pic], (1.25) где dД – диаметр детали (отверстия), мм. [pic]об./мин. Максимальная частота вращения шпинделя станка равна 2000 об./мин. Принимаем частоту вращения шпинделя, близкую к расчётной n(850 об./мин. Тогда скорость обработки рассчитывается по формуле: [pic], (1.26) [pic]м/мин. Рассчитанные элементы режима резания необходимо проверить по мощности электродвигателя станка. Мощность резания определим по формуле: [pic], (1.27) где рz – составляющая силы резания. [pic], (1.28) где Срz, xрz, yрz, nрz – коэффициенты и показатели степеней, учитывающие условия обработки; Крz – поправочный коэффициент, учитывающий условия обработки, неучтённые коэффициентом Срz. [pic], (1.29) где КMрz(0,68 – коэффициент, учитывающий качество обрабатываемого материала; К(рz(1 – коэффициент, учитывающий главный угол в плане режущей части инструмента; Кyрz(0,94 – коэффициент, учитывающий передний угол режущей части инструмента; К(рz(1,1 – коэффициент, учитывающий угол наклона лезвия; КRрz(1 – коэффициент, учитывающий влияние радиуса при вершине резца. [pic]. Коэффициент КRрz не учитываем, т.к. сталь резца не быстрорежущая. [pic]Н – составляющая силы резания. [pic]кВт – мощность резания. Мощность резания, приведённая к валу электродвигателя, должна быть равна или несколько меньше мощности электродвигателя станка. Условие выполняется: Nр 0,50<3. 1.12 Техническое нормирование операций технологического процесса. Норма времени включает ряд элементов: tо – основное время; tв – вспомогательное время; tорм – время обслуживания рабочего места; tп – время перерыва на отдых; Tп-з – подготовительно-заключительное время. Основное время – время в течение которого происходит изменение размеров, формы и свойств обрабатываемых поверхностей детали. Вспомогательное время включает две составляющие: время на установку и снятие детали и время, связанное с переходом. Время обслуживания рабочего места и время перерыва на отдых принимается в процентах от оперативного времени, которое равно сумме основного и вспомогательного времени. Подготовительно-заключительное время даётся на парию и не зависит от величины этой партии. Штучно-калькуляционное время определяется по формуле: [pic], (1.30) где n – размер партии деталей. Размер партии определяется по формуле: [pic], (1.31) где N(20000 шт. – производственная программа; Dx – число дней хранения (10- 20 дней); Dp – число рабочих дней в году. [pic]деталей. Расточная обработка отверстия нижней головки шатуна: [pic], (1.32) где Lpx – длина рабочего хода инструмента, мм; i – число проходов; n – частота вращения детали, об./мин.; S – подача инструмента за один оборот детали, мм/об. [pic]мин. [pic], (1.33) где tву - вспомогательное время на установку-снятие; tвп - вспомогательное время, связанное с переходом. [pic]мин. [pic]мин. [pic]мин. Растачивание отверстия верхней головки шатуна: [pic]мин. [pic]мин. [pic]мин. Шлифование отверстия нижней головки шатуна: [pic], (1.34) где Lpx – длина рабочего хода инструмента, мм; h – припуск на диаметр, мм; K3 – коэффициент ходов; nD – частота вращения детали, об./мин.; Sпр – глубина шлифования, мм. [pic]мин. [pic]мин. [pic]мин. Хонингование отверстия нижней головки шатуна: [pic], (1.35) где z – припуск на диаметр, мм; b – толщина слоя металла, снимаемого за двойной ход хона, мм. [pic]мин. [pic]мин. [pic]мин. Гальваническое покрытие. Восстанавливаем размеры отверстия нижней головки шатуна: [pic], (1.36) где h – толщина покрытия, мм; ( - плотность осаждённого металла, г/см3; Dк – плотность тока на катоде, А/дм2; С – электрохимический эквивалент, г/А(ч; ( - коэффициент выхода металла по току. [pic]мин. [pic]мин. [pic], (1.37) где n1 – количество деталей, загруженных в ванну; Ku – коэффициент использования ванн. [pic]мин. Заключение В процессе выполнения курсовой работы были углублены и закреплены знания по дисциплине. Был выполнен расчёт для определённого задания и получены практические знания по проектированию процесса восстановления детали автомобиля. В соответствии с заданием на курсовую работу разработан технологический процесс восстановления шатуна двигателя ЗМЗ-53 автомобиля ГАЗ-53А и выбрано необходимое техническое оборудование, а также рассчитаны режимы и нормы времени на механическую обработку. Список использованных источников 1). Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. – М.: Машиностроение, 1986 г. 2). Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. – Киев: Техника, 1991 г. 3). Малдык Н.В., Зелкин А.С. Восстановление деталей машин: Справочник. – М.: Машиностроение, 1989 – 420 с. 4). Основы технологии производства и ремонта автомобилей: Метод. указания./Сост. А.Д. Полканов, ВоГТУ: - Вологда, 1999 г. 5). Справочник технолога авторемонтного производства./Под редакцией Г.А. Малышева. – М.: Транспорт, 1977 г. 6). Справочник технолога-машиностроителя. Т. 1/Под редакцией А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – М.: Машиностроение, 1972 г. 7). Справочник технолога-машиностроителя. Т. 2/Под редакцией А.Н. Малого. – М.: Машиностроение, 1972 г. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|