| |||||
МЕНЮ
| Определение экономической эффективности участка на переменном и постоянном токеОпределение экономической эффективности участка на переменном и постоянном токеМПС РФ РГУПС Кафедра экономики транспорта КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЧАСТКА НА ПЕРЕМЕННОМ ОДНОФАЗНОМ ТОКЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ И ПОСТОЯННОМ ТОКЕ Выполнил студент группы 97-ЭМ-7110 Чунчуков В.Н. Проверил руководитель доцент к.т.н. Санникова Л.В. Ростов-на-Дону 2001 – 2002 гг. Содержание Введение ……………………………………………………. 2 Задание ……………………………………………………. 3 Расчётная часть …………………………………………….. 5 Расчёт технико-эксплутационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе …….……… 5 Расчёт стоимостных показателей по вариантам электрификации на переменном и постоянном токе ………………………………….. 12 Расчёт приведённых строительно-эксплуатационных затрат и годового сравнительного экономического эффекта ………………… 17 Заключение …………………………………………………… 19 Список литературы …………………………………………… 20 ВВЕДЕНИЕ Железная дорога является основным хозяйственным звеном в отраслевой структуре железнодорожного транспорта. В ее функции входит разработка плановых заданий по перевозочной деятельности, а также финансирование и развитие материально-технической базы отраслевых производственных объединений с целью качественного удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров, повышения эффективности перевозочной работы на основе обновления техники и сокращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Железные дороги и некоторые другие виды транспорта являются федеральной, государственной собственностью с регулируемыми тарифами на перевозки по основной деятельности. От слаженной работы транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельности всех структур с различной формой собственности. В конечном счёте транспорт обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность общества, государства и его экономические отношения и взаимодействия с транспортом и народным хозяйством стран ближнего и дальнего зарубежья. Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка на перевозки. При использовании железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико- экономических характеристик: регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении; как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным, морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок груз и пассажиров; более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.); высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами. Однако, учитывая большие капитальные вложения при строительстве железных дорог, наиболее эффективно их использовать при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. ЗАДАНИЕ Исходные данные для расчёта технико-экономических показателей Эксплуатационная длина линии, L – 450 км; Грузонапряжённость в грузовом направлении Ггр – 36 млн.ткм на 1 км линии; Грузонапряжённость в порожнем направлении Гпор – 24 млн.ткм на 1 км линии; Коэффициент неравномерности движения поездов во времени k – 1,2; Коэффициент, учитывающий вспомогательный пробег электровоза к поездному k в об – 1,18; Коэффициент, учитывающий вспомогательный линейный пробег электровоза к поездному k в лин – 1,14; Средняя нагрузка четырехосного вагона в гружёном состоянии m в – 42,8 т/вагон; Количество остановок по смене локомотивных бригад на участке обращения локомотивов n – 3. Исходные данные по вариантам электрификации для расчёта технико- эксплуатационных показателей и расходов на электроэнергию Участковая скорость: Переменный ток V уч - 49 км/ч; Постоянный ток V уч - 46 км/ч. Вес поезда брутто: Переменный ток Q бр – 4690 т; Постоянный ток Q бр – 4200 т. Вес поезда нетто: Переменный ток Q н – 3600 т; Постоянный ток Q н – 3230. Норма расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто: Переменный ток d – 132 кВтхч; Постоянный ток d – 134 кВтхч. Стоимость 1 кВтхч электроэнергии для тяги поездов – 30 коп. Исходные данные для расчёта капитальных вложений Стоимость четырёхосного вагона: Переменный ток – 140 тыс.руб; Постоянный ток – 140 тыс.руб. Стоимость электровоза: Переменный ток – 3300 тыс.руб; Постоянный ток – 2890 тыс.руб. Стоимость электрификации двухпутной линии, тыс.руб. на 1 км эксплуатационной длины: сооружение контактной сети Переменный ток – 300; Постоянный ток – 360; реконструкция линий связи Переменный ток – 160; Постоянный ток – 70; реконструкция устройств СЦБ Переменный ток – 60; Постоянный ток – 36; энергоучастки и прочие устройства Переменный ток – 62; Постоянный ток – 62; жилищное строительство Переменный ток – 90; Постоянный ток – 90; сооружение тяговых подстанций Переменный ток – 160; Постоянный ток – 240. Исходные данные для расчёта эксплутационных расходов Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения: Переменный ток – 33 тыс.руб. на 1 км развёрнутой линии; Постоянный ток – 44 тыс.руб. на 1 км развёрнутой линии. Стоимость всех видов ремонта электровоза, отнесённая на 1 км пробега: Переменный ток – 110 коп.; Постоянный ток – 100 коп. Стоимость экипировки электровоза с учётом затрат на материалы, смазку, а также содержание и ремонт экипировочных устройств: Переменный ток – 240 руб. на 1000 локомотиво-ч; Постоянный ток – 240 руб. на 1000 локомотиво-ч. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ I. Расчёт технико-эксплутационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе. 1. Размеры движения N, пар поездов в сутки, рассчитываются по формуле: Ггр Qн · 365 где Ггр – грузонапряжённость железнодорожной линии в грузовом направлении, млн.ткм нетто на 1 км линии в год; Qн – вес поезда нетто, т; 365 – количество дней в году. Подставляем данные. 1. Для переменного тока: 36000000 3600 · 365 1.2. Для постоянного тока: 36000000 3230 · 365 В результате расчёта получилось количество грузовых поездов в сутки в грузовом направлении, что в данном случае соответствует количеству пар поездов в сутки, поскольку локомотивы, отправленные в грузовом направлении, вернутся в таком же количестве обратно в порожнем направлении. 2. Оборот локомотива Ол, ч, определяется по формуле: 2L Vуч где L – длина участка обращения локомотивов, км; tосн – простой локомотива в пункте приписки, ч , принимаемый равным 2,5 ч; tоб – простой локомотива в пункте оборота, ч , принимаемый равным 1 ч; tсм – простой локомотива при смене бригад, ч , принимаемый равным 0,33 ч; n – количество остановок по смене локомотивных бригад в пути следования по участку обращения за полный оборот. 1. Для переменного тока: 2 · 450 49 2. Для постоянного тока: 2 · 450 46 3. Среднесуточный пробег электровозов Sл, км/сут. Рассчитывается по формуле: 24 Qл где 24 – количество часов в сутках. 3.1 Для переменного тока: 24 22,857 3.2 Для постоянного тока: 24 24,055 4. Эксплуатируемый парк локомотивов Мэ с учётом неравномерности движения поездов определяется по формуле: N k kв лин Ол 24 где N – количество пар поездов, обращающихся в сутки; k – коэффициент неравномерности движения поездов; kв лин – коэффициент вспомогательного пробега. 4.1 Для переменного тока: 27,39 · 1,2 · 1,14 · 22,86 24 4.2 Для постоянного тока: 30,54 · 1,2 · 1,14 · 24,06 24 5. Объём работы ? Plбр , ткм брутто, включает тонно-километры нетто и тонно-километры тары и определяется в данном случае следующим образом. Рассчитывается отношение веса поезда брутто к весу поезда нетто. Грузонапряжённость брутто в гружёном направлении – это величина, равная произведению данного расчётного коэффициента на грузонапряжённость нетто. Разность грузонапряжённости брутто и нетто даёт тонно-километры тары, приходящиеся на 1 км линии. Эта величина при равенстве вагонопотоков в грузовом в грузовом и порожнем направлении будет одинакова для каждого направления. Поэтому грузонапряжённость брутто на 1 км линии в порожнем направлении составит сумму заданной грузонапряжённости нетто в этом направлении и тонно-километров тары на 1 км линии. Суммарная грузонапряжённость брутто в т/км в год в грузовом и порожнем направлении, умноженная на всю эксплуатационную длину линии, даст объём работы ? Plбр, млн. ткм брутто. В общем виде расчётная формула следующая: 24. Qбр Qл Qн Данная формула легко преобразуется к виду, удобному для выполнения расчётов: Qбр Qн где Гпор – грузонапряжённость в порожнем направлении, млн.ткм/км; Qбр – вес поезда брутто, т. Подставляем данные и производим расчёт. Для переменного тока: 4690 3600 Для постоянного тока: 4200 3230 6. Производительность локомотивов Плок , ткм брутто в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка, рассчитывается по формуле: SPlбр Мэ · 365 где Мэ – эксплуатируемый парк локомотивов. Для переменного тока: 36810000000 36 · 365 Для постоянного тока: 36730030960 42 · 365 7. Общий пробег локомотивов MS , тыс. локомотиво-км в год можно считать по формуле: 2L Гр kв об Qн где kв об – коэффициент вспомогательного пробега. Для переменного тока: 2 ? 450 ? 36000000 · 1,8 3600 Для постоянного тока: 2 ? 450 ? 24000000 · 1,8 3230 8. Суточная потребность в четырёхосных вагонах, находящихся в пути с участковой скоростью, с учётом неравномерности движения поездов определяется по формуле: Гр 2L k mв Vуч ? 24 ? 365 где Vуч – участковая скорость, км/ч; mв – средняя нагрузка на один четырёхосный вагон, т. Для переменного тока: 36000000 ? 450 ? 2 ? 1,2 42,8 ? 49 ? 24 ? 365 Для постоянного тока: 36000000 ? 450 ? 2 ? 1,2 42,8 ? 46 ? 24 ? 365 9. Количество локомотивных бригад Ч с учётом явочного контингента при сменном обслуживании локомотивов определяется по формуле: SМ Sлин 12 Lбр где SМ Sлин – линейный пробег электровозов за год на полном участке обращения, локомотиво-км; Lбр – месячная норма работы бригады, км. Линейный пробег локомотивов в границах работы бригад складывается из пробега локомотивов во главе поездов и линейного вспомогательного пробегаю Пробег локомотивов во главе поездов SNL во гл п соответствует поездо- километрам и рассчитывается по формуле: SPlбр Qбр Переменный ток: 36810000000 4690 Постоянный ток: 36730030960 4200 Линейный пробег локомотивов с учётом линейного вспомогательного пробега в данном случае может быть получен умножением рассчитанного показателя SNL во гл п на коэффициент k в лин , учитывающий вспомогательный линейный пробег. Для переменного тока: SМ Sлин = 8947420,043 Для постоянного тока: SМ Sлин = 9969579,832 Месячная норма работы бригады определяется по формуле: Lбр = 2L ? п ; где ? п – количество поездок бригады в месяц: Тмес tоб где Тмес – среднемесячная норма рабочих часов, равная 173, 1 ч; tоб – норма времени на один оборот бригады, ч; 2L Vуч t доп – время на приём и сдачу локомотива на один оборот бригады, равное 0,33 ч. Подставляем значения и производим расчёты. Для переменного тока: 2 · 450 49 173,1 18,597 Lбр = 2 ? 450 ? 9,258 = 8332,198 ; 8947420,043 12 · 8332,198 Для постоянного тока: 2 · 450 46 173,1 19,89 Lбр = 7830,525 ; 9969579,83 12 · 7830,525 Электровозные бригады состоят из двух человек ( машиниста и помощника). Общая численность работников локомотивных бригад Ч рассчитывается в среднесписочном исчислении, т.е. с учётом замещения больных, работников, находящихся в отпуске и выполняющих общественные обязанности. Расчёт может быть выполнен по формуле: Ч = 2 · Ч + 0,13 · Ч где 2 – количество работников в бригаде; 0,13 – коэффициент на замещение для локомотивных бригад. Для переменного тока: Ч = 2 · 89,49 + 0,13 · 89,49 = 190,60 раб. Для постоянного тока: Ч = 2 · 106,098 + 0,13 · 106,098 = 225,98 раб. 10. Производительность труда локомотивных бригад измеряется количеством тонно-километров брутто в год на одного работника бригады и рассчитывается по формуле: SP l бр Ч лб Переменный ток: 36810000000 190,6 Постоянный ток: 36730030960 225,98 11. Расход электроэнергии, кВт ? ч, рассчитывается исходя из объёма работы в тонно-километрах брутто в год и нормы расхода электроэнергии на измеритель 10000 ткм брутто, заданных по вариантам исходных данных. Расход электроэнергии для электрификации на переменном токе: 368100 ? 132 = 48589200 кВт·ч Расход электроэнергии для электрификации на постоянном токе: 367300,31 ? 134 = 49218241,49 кВт·ч II. Расчёт стоимостных показателей по вариантам электрификации на постоянном и переменном токе. 1. Расчёт капитальных затрат. Капитальные затраты рассчитываются по элементам следующим образом: а) стоимость парка электровозов рассчитывается по формуле: Клок = Цл Мэ + Цл Мэ (Рл + Ррез) ; где Цл – стоимость одного электровоза, тыс.руб.; Мэ – эксплуатируемый парк электровозов, ед.; Рл – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в ремонте; принимаем равным 0,04; Ррез – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в резерве; принимаем равным 0,1. Для переменного тока: Клок = 3300 · 36 + 3300 · 36 ·(0,04 + 0,1) = 135432 тыс.руб. Для постоянного тока: Клок = 2890 · 42 + 2890 · 42 ·(0,04 + 0,1) = 138373 тыс.руб. б) капитальные затраты на вагонный парк определяются по рассчитанному ранее потребному парку вагонов и стоимости одного четырёхосного вагона: для переменного тока К ваг = 2117 · 140 = 296380 тыс.руб. ; для постоянного тока К ваг = 2255 · 140 = 315700 тыс.руб. в) капитальные затраты на электрификацию определяются по стоимости укрупнённых элементов сметы электрификации на 1 км эксплутационной длины и общего протяжения линии. для переменного тока К ваг = (300+160+60+62+90+160) ·450 = 374400 тыс.руб.; для постоянного тока К ваг = (360+70+36+62+90+240) ? 450 = 386100 тыс.руб. Стоимость грузов на колёсах с учётом средней продолжительности их движения по участку рассчитывается по формуле: Ц ? (Ггр + Гпор) ? L 365 ? Vуч ? 24 где Ц – средняя цена, руб., 1 т грузов, находящихся «на колёсах», принимаемая в данном случае 2000 руб. Для переменного тока: 2000 ? (36000000 + 24000000) ? 450 365 ? 49 ? 24 Для постоянного тока: 2000 ? (36000000 + 24000000) ? 450 365 ? 46 ? 24 Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|