реферат бесплатно, курсовые работы
 

Международные железнодорожные перевозки

Прибалтики, так как большая часть железнодорожных транспортных переходов

расположена на их территории. За пределами России оказались

специализированные портовые мощности по перегрузке нефтяных и химических

грузов (Вентспилс, Рига, Клайпеда, Ильичевск, Одесса, Поти), сухих

химических грузов, массовых навалочных грузов, зерновых комплексов,

паромных переправ Ильичевск - Варна и Клайпеда - Мукран (порт Росток,

Германия). В последние годы Россия вынуждена использовать для перевозки

экспортно-импортных грузов сухопутные границы Украины, Белоруссии, Литвы.

В целом, исходя из указанных фактов, России желательно сохранение единой

транспортной системы, также как и другим государствам, прежде всего

Украине, Белоруссии, странам Прибалтики, которые экономически

заинтересованы в грузопотоках российского экспорта и импорта.

Руководители железнодорожных администраций стран СНГ, стремясь

обеспечить бесперебойную работу железных дорог, уже в январе 1992 г.

подписали Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы

железных дорог стран СНГ в переходный период. При этом были оставлены без

изменения нормативные документы МПС, действовавшие на момент подписания

Соглашения. Основными нормативным актом, регламентирующим условия

международных перевозок грузов на территории бывшего СССР, за исключением

стран Прибалтики, остается СМГС, которым регулируются взаимоотношения

сторон, по договору перевозки, в рамках СНГ. Бывшие социалистические

страны Азии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия) являются

полноценными участниками СМГС, так как не денонсировали и не выходили из

него, в равной степени как Болгария и Польша (также предпочитавшие не

выходить из СМГС). На эту группу стран в полной мере распространяется

юрисдикция данного нормативного документа. Для обеспечения условий для

поддержания устойчивых экономических связей, отвечающих потребностям

внешнеэкономической деятельности России, на железнодорожном транспорте

действуют девять двусторонних соглашений о международном грузовом

железнодорожном сообщении. Шесть из них были заключены еще СССР с

Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном, Афганистаном, Югославией, а три

уже Россией в 1992 г. с Литвой, Латвией. Эстонией. Подписанные соглашения

предусматривают обеспечение благоприятных условий функционирования

железнодорожного транспорта, в частности, железнодорожный подвижной

состав освобождается от налогов и государственных сборов, связанных с

использованием железнодорожного пути; налогов и сборов на доходы,

получаемые от перевозок.

В рамках Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы

были приняты условия разделения парка грузовых вагонов и контейнеров

бывшего МПС СССР. Все страны - республики бывшего СССР сохраняют

действующие правила, инструкции, положения, стандарты, технические

условия, регламентирующие работу железнодорожных транспортных средств.

В целях рационализации и координации транспортной политики

республик бывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в

1992 г. образован Совет по железнодорожному транспорту. Заключаемые

соглашения, а также решения, принимаемые этим органом, действуют и

создают правовые, экономические и организационные условия для

беспрепятственной транспортировки грузов между Россией, государствами СНГ

и прибалтийскими странами, а также транзита через их территории. Сохранен

действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный

ранее заключенными межправительственными соглашениями между СССР и

другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в

области железнодорожного транспорта, участником которых являлся СССР. В

настоящее время завершается разработка соглашения о прямом

железнодорожном сообщении между Германией и Россией, которое позволит

осуществлять перевозки грузов по единому перевозочному документу без

переоформления на границе между Польшей и Белоруссией, что сократит сроки

доставки грузов и создаст более удобные условия для грузовладельцев.

Для обеспечения скоординированной тарифной политики,

железнодорожными администрациями стран СНГ и Прибалтики в 1993 г. была

создана в качестве постоянно действующего органа Тарифная конференция. На

основании ее решений всеми железнодорожными администрациями подписано

тарифное соглашение, упорядочивающее взаимоотношения с грузовладельцами,

что позволяет сохранить единое тарифное пространство. Добросовестное

выполнение положений тарифной политики контролирует Валютно-тарифный

комитет (ВТК) МПС России.

На последнем, пятом заседании Тарифной конференции, состоявшейся в

январе 1997 г. в Алматы (Казахстан) при участии железнодорожных

администраций стран СНГ, Прибалтики и Дирекции совета по железнодорожному

транспорту СНГ, была согласована тарифная политика на перевозку

внешнеторговых грузов на 1997 – 98 гг. Было определено, что базис

тарифной политики не может меняться чаще, чем два раза в год. Железные

дороги имеют право вносить изменения и дополнения в тарифную политику с

уведомлением всех заинтересованных организаций не менее чем за два

месяца. Ставки за перевозку транзитных и экспортно-импортных грузов

рассчитываются в швейцарских франках, кроме перевозок по Транссибирской

магистрали, ставки которой рассчитаны в долларах США. Определена единая

система предоставления экспедиторских и количественных скидок.

2. Организация и управление доставкой товаров в прямом железнодорожном

сообщении по условиям СМГС.

2.1. Основные условия доставки товаров по СМГС.

В настоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, бывшие

социалистические страны Азии (Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам),

Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые

денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться его положениями, пока не

заключено с ними нового подобного соглашения.

Основное предназначение СМГС заключается в том, что для всех

железных дорог-участниц оно устанавливает одни условия перевозки и

применение единых перевозочных документов.

Соглашение состоит из восьми разделов, которыми регулируется весь

комплекс вопросов транспортного процесса - заключение договора перевозки

(порядок приема груза к перевозке, накладная, исчисление провозных

платежей и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения,

ответственность железных дорог и др. СМГС дополняется рядом тарифов,

правил и инструкций.

Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог

перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления и

обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом

нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку это

сфера внутреннего законодательства стран-участниц. Условия перевозок

императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни

по договоренности между участниками договора перевозки. К предметам,

которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых

условий, относятся: железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные,

длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и

некоторые другие. Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов

СМГС предписывает предварительное согласование условий перевозок.

Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги

отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила,

например, требования к таре, маркировке; унифицированные нормы

предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытых

платформах.

Согласно статьям СМГС, перевозка грузов в международном сообщении

производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во

внутренних сообщениях.

2.2. Накладная СМГС и условия ее применения.

В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом

международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого

образца. Комплект их состоит из пяти листов:

1. Оригинал накладной - сопровождает отправку до станции назначения и

выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим

грузом;

2. Дорожная ведомость - сопровождает отправку до станции назначения и

остается на дороге назначения;

3. Дубликат накладной - выдается отправителю после заключения договора

перевозки;

4. Лист выдачи груза - сопровождает отправку до станции назначения и

остается на дороге назначения;

5. Лист уведомления о прибытии груза - сопровождает отправку до станции

назначения и выдается получателю вместе с оригиналом накладной и с

грузом.

6. Кроме того, заполняется необходимое число дополнительных экземпляров

дорожной ведомости для дороги отправления, транзитных дорог, для нужд

таможенных органов.

Отправитель одновременно с предъявлением груза к перевозке каждой

отправки должен представить станции отправления накладную и её дубликат,

заполненные и подписанные. Они идентичны по содержанию и форме, но

выполняют различные функции. Накладная после наложения календарного

штемпеля станции отправления служит доказательством заключения договора

перевозки и основным перевозочным документом. Дубликат накладной - это

подтверждение заключения договора перевозки и расписка железной дороги в

принятии груза к перевозке. Этот документ остается у грузоотправителя и

является основным при изменении договора перевозки и предъявлении каких-

либо требований к железной дороге.

Накладную и её дубликат заполняет грузоотправитель. Он вносит в них

сведения, касающиеся груза, получателя, станции отправления, станции

назначения, выходных пограничных станций, через которые следует груз.

Остальные графы накладной, обведенные жирной чертой на лицевой стороне

(это такие сведения, как номер вагона, номер отправки, номера пломб), и

все графы на обратной стороне заполняют работники дороги. Все данные надо

писать разборчиво чернилами или печатать на машинке, либо наносить

штемпелем. Исправление записей не допускается. При необходимости изменить

сведения заполняется новый бланк накладной. В исключительных случаях

изменения и дополнения сведений допускаются, но делается за подписью

соответствующего работника железной дороги, и заверяются в форме

штемпеля.

Накладная должна быть заполнена с соблюдением всех условий СМГС.

Так, в качестве, отправителя или получателя груза может быть названо

только одно юридическое или физическое лицо. Выходные пограничные станции

страны отправления и транзитных стран, через которые должен следовать

груз, указываются в накладной отправителем. Причем, по возможности, он

должен указывать те пограничные станции, расстояние перевозок, через

которые от станции отправления до станции назначения является кратчайшим.

Особые требования предъявляются к наименованию груза: его следует

указывать точно и достаточно полно. После наименования груза надо

указывать номер позиции, к которой он отнесен в соответствии с

номенклатурой товаров данного тарифа. Опасные грузы принимаются к

транспортировке под тем названием, которое указано в специальном

приложении к СМГС. Во всех остальных случаях допускается наименование

груза по внутреннему тарифу дорог страны отправления или назначения. Если

же в номенклатуре тарифов такого наименования груза нет, то дается то

название, которое известно в торговле заключения. После приема груза к

транспортировке вместе с накладной в качестве доказательства договора

перевозки на всех листах накладной и на всех дополнительных экземплярах

дорожной ведомости станция отправления ставит свой календарный штемпель.

На обратной стороне накладной большинство разделов предназначено для

расчета провозных платежей отдельно по дороге отправления, транзитным

дорогам и дорогой назначения.

Допущенные отправителем неправильности и неточности заполнения

накладной могут привести к засылке груза, задержке его в пути, задержке

вагонов под погрузочно-разгрузочными работами, дополнительным расходам,

увеличению сроков поставки и т.д. Поэтому специальная статья СМГС

предусматривает, что отправитель несет ответственность за правильность

сведений в накладной. Ответственность носит материальный характер и

выражается в штрафах различных размеров.

Дорожную ведомость составляет станция отправления по данным,

содержащимся в накладной, и в полном соответствии с ней. Если по

внутренним правилам железной дороги отправления все перевозочные

документы предоставляет отправитель груза, то одновременно с накладной и

ее дубликатом он заполняет и дорожную ведомость. Корешок дорожной

ведомости остается на дороге отправления и служит документом,

подтверждающим прием груза к перевозке и взыскание провозных платежей.

Накладная и один экземпляр дорожной ведомости вместе с грузом

следует до станции назначения, где накладную выдают вместе с грузом

получателю, а ведомость остается на дороге назначения как документ,

подтверждающий выполнение договора перевозки, выдачу груза и факт уплаты

провозных платежей. Дорожная ведомость представляет собой основной

документ для учета перевозок.

В пути следования в перевозочные документы вносятся сведения обо

всех операциях с грузом такие как: перегрузка на пограничной станции в

вагон другой колеи, проверка состояния тары, проверка состояния груза и

т.п. В документах проставляется также время прохождения грузами

пограничных станций. Все эти данные заверяются подписью работников дороги

и календарным штемпелем станции. Сопроводительные документы, касающиеся

выполнения в пути таможенных, санитарных, ветеринарных и других

формальностей, отправитель прикладывает к накладной, перечисляя их в

соответствующей ее графе. В остальных случаях в накладной делается

отметка, что прилагать дополнительные документы не требуется.

3. Тарифы СМГС и порядок совершения провозных платежей.

3.1. Тарифы на дорогах отправления и назначения.

Положения СМГС предусматривают, что при перевозке грузов по

документам прямого железнодорожного сообщения от станции отправления на

железной дороге страны отправления до пограничных станций провозная плата

взимается по тарифам, принятым для внутреннего сообщения. То же

установлено для перевозок грузов по железной дороге страны назначения.

При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны

отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным

внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран -

по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата по кратчайшему расстоянию между теми

пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Но

перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные

станции - по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по

фактическому маршруту. Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при

транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения

исчисляются в местной валюте. За перевалку грузов в вагон для колеи

другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных

станциях взимаются дополнительные сборы. Если эти операции производит

дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в

остальных случаях - по ставкам транзитных тарифов.

3.2. Транзитные тарифы.

Транзитные тарифы - это важнейшая составная часть СМГС.

Одновременно с СМГС в начале 50-х годов был принят "Единый транзитный

тариф" (ЕТТ). Основная его цель была создать благоприятные условия для

развития перевозок внешнеторговых грузов транзитом по железным дорогам

стран-участниц СМГС. Этот документ предназначен для исчисления и оплаты

стоимости транзитных перевозок грузов по всем железным дорогам стран-

участниц данного соглашения, для определения порядка оформления перевозок

с назначением в третьи страны, не участвующие в нем.

При разработке ЕТТ его ставки были определены на основе наиболее

низких национальных тарифов, которые в тот период применялись для

транзитных перевозок грузов между членами СМГС. При этом

предусматривалось, что если какая-либо страна установит более низкие

тарифы, соответственно меняется общий для всех них уровень транзитным

тарифов. Так, в 1953 г., когда к СМГС присоединилась КНР и ее тарифы

оказались ниже, ЕТТ был пересмотрен в сторону снижения.

С тех пор на железных дорогах стран-участниц СМГС произошли

существенные изменения (модернизация самих дорог и станционного

хозяйства, реконструкция железнодорожных станций, появление нового парка

вагонов), которые потребовали новых капиталовложений. Увеличились

эксплуатационные расходы железных дорог. Расширилась номенклатура грузов.

Все это вызвало необходимость общего пересмотра тарифа. В результате в

1977 г. было подписано соглашение о "Международном транзитном тарифе"

(МТТ). Этот документ подписали представители социалистических стран

Восточной Европы и Монголии. МТТ вступил в силу с 1 октября 1977 г.. В

настоящий момент оба этих тарифа (МТТ и ЕТТ) продолжают действовать,

однако при перевозках грузов между Россией, странами СНГ и восточно-

европейскими странами - участниками СМГС, все расчеты за транзитные

железнодорожные перевозки осуществляются по ставкам МТТ, но в свободно

конвертируемой валюте (ранее это были "переводные рубли").

3.3. Порядок оплаты провозных платежей.

По СМГС провозные платежи взимаются:

- за перевозку груза по железной дороге страны отправления – с

отправителя, на станции отправления;

- за перевозку по железной дороге страны назначения - с

получателя, на станции назначения;

- за перевозку по транзитным дорогам плата взимается с

отправителя или с получателя - в зависимости от базисных

условий внешнеторговых контрактов.

Установлен также единый порядок совершения транзитных платежей по

МТТ. В частности, при следовании груза из стран-участниц МТТ в третьи

страны, когда транзит осуществляется только через одну страны, плата за

перевозку может быть произведена как грузоотправителем, так и

грузополучателем - в зависимости от условий внешнеторгового контракта.

Так при перевозке груза из России в ФРГ через Польшу, за транзит по

территории последней может платить либо российская организация, либо

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.